КФУ. Криминология. 4 курс.
3.2. Рабочий план практического занятия № 2
По криминологии.
Время 4 часа.
Тема 2. Преступность и ее детерминанты.
План.
Вопросы:
1. Преступность как объект криминологического изучения, её современное состояние и тенденции развития в Российской Федерации.
2. Понятие преступности и ее признаки.
3. Количественные характеристики преступности
4. Качественные характеристики преступности.
5. Латентная преступность.
6. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений.
7. Причины преступности.
8. Условия, способствующие совершению преступлений.
9. Факторы преступности, их виды и содержание.
10. Решение задач, заданий и тестов.
2. Форма занятия:дискуссия по теоретическим вопросам криминологии и практическое решение задач и ситуаций с применением норм криминологического законодательства.
3. Цель занятия: Закрепить и расширить знания у студентов по основным теоретическим положениям о преступности, её показателям, причинам, условиям и детерминантам. Обсудить понятие преступности и её причин. Обсудить основные причины преступности. Изучить основные виды причин и условий преступности. Приобрести навыки применения криминологических исследований при решении заданий, задач, ситуации, возникающие при исполнении должностных обязанностях юристом.
4. Материальное обеспечение: Плакаты, слайды, доска, мел.
Тезисы лекции, выставка литературы. Учебно-методическое пособие и пособие по самостоятельной работе.
5. Формирующие компетенции:
1) Формирование теоретических представлений о преступности и её детермінантах, закономерностях, принципах и факторах их научного исследования и анализа в криминологии.
2) Знать особенности и тенденции изменения преступности и причин её пораждающих, а также основне направления их развитие и изучения в современной криминологии.
3) Совместная квалификация и комплексный юридический анализ криминологических явлений или проблем и их юридическое решение.
4) Овладение умениями поиска и анализа криминологических обстоятельств, характеристик в различных уголовных делах и явлениях.
5) Овладение способностями творческого осмысления и применения полученных знаний и умений в будующей профессиональной юридической деятельности с использованием современных информационных технологий.
6) Совершенствование ораторского искусства и умения довести свою юридическую информацию до собеседника.
6. Учебное задание для подготовки к практическому (семинарскому) занятию.
Обязательное задание.
1). Проработать (прочитать, дописать, дополнить) конспект лекций по теме.
2) Изучитьсоответствующий раздел в учебнике «Криминология» (с.46-64,74-86) или в других рекомендованных учебниках.
3). Проанализироватьзаконы и нормативных актов по данной теме:
4). Выписать не менее 5-ти нормативных понятий, определений или терминов по теме из указанных нормативных актов или словаря терминов и понятий по криминологии.
5). Подготовить тезисы или конспект ответов по вопросам практического занятия № 2, используя учебник или учебно-методическое пособие по криминологии.
6). Подготовить практическую часть занятия.
6.1) Решение практических заданий №№ 1,2,3,4.
6.2) Решение тестов 1,2,3,4,5.
Дополнительное задание
7). Ознакомиться с задачами (№ …) и тестами (№ …) которые содержаться в данном задании или разделе сборника задач по данной теме для решения их на аудиторных занятиях.
8). Подготовитьреферат по теме «Анализ структуры преступности в Российской Федерации за 2014 год»,«Латентная преступность и способы её измерения», «Укрытие преступлений от учета регистрирующими органами, как источник формирования латентной преступности» или по выбору из списка рефератов по теме. Только студент по установленной в группе очереди.
9). Проверитьсвои знания по вопросам самоконтроля.
10). Ознакомиться (по желанию)с дополнительным материалом по вопросам темы в научной литературе (монографии, статье, юридическом журнале и др.) и материалами административной и судебной практики для выступления с информацией на семинаре и участия в дискуссии.
План практического занятия № 2.1
2 часа.
Тема. Преступность и её характеристика.
План.
Вопросы.
1.Преступность как объект криминологического изучения, её современное состояние и тенденции развития в Российской Федерации.
2. Понятие преступности и ее признаки.
3. Количественные характеристики преступности
4. Качественные характеристики преступности.
5. Латентная преступность.
6. Решение задач, заданий и тестов.
Содержание практических заданий (ситуаций).
Выполнить задание № 1 письменно:
1) Рассчитать коэффициент преступности. Преступной активности в регионе.
2) Рассчитать коэффициент женской преступности в регионе.
3) Рассчитать индекс преступности в регионе.
4) Рассчитать индекс женской преступности в регионе.
5) Определите структуру общей преступности в регионе.
6) Определите структуру женской преступности в регионе.
Исходные данные выбираются из любого источника: а) статистической отчетности района проживания; б) правоохранительного органа прохождения практики; в) условные данные предлагаемые преподавателем.
Задание выполняется письменно вне аудитории или в аудитории и сдается на проверку преподавателю.
Решение тестов.
Тест №1. Коэффициент преступности не позволяет:
1. Проводить сравнение между различными территориями в разное время.
2. Проводить сравнение по одной территории в разное время.
3. Проводить сравнение разных демографических групп по активности в преступной деятельности.
Тест №2. Какая часть преступности всегда является случайной величиной:1)Зарегистрированная преступность. 2) Латентная преступность.
3) Не зарегистрированная преступность и не латентная.
Тест №3. Удельный вес структурной составляющей преступности определяется, как:1) отношение одной структурной составляющей преступности к другой;2) доля данной структурной составляющей в общем числе зарегистрированных преступлений;3) разность между структурно составляющей преступности и общим числом зарегистрированных преступлений.
Практическое занятие № 2.2
2 часа.
Тема. Причины, условия и факторы преступности.
План.
Вопросы.
4. Понятие и система причин и условий преступности и преступлений.
5. Причины преступности.
6. Условия, способствующие совершению преступлений.
4. Факторы преступности, их виды и содержание.
5. Решение задач, заданий и тестов.
Содержание практических заданий (ситуаций).
Выполнить задание письменно:
Задание №2.
Какое из приведенных суждений представляется вам более приемлемым и почему:
а) в основе причин преступности лежат определенные экономические факторы;
б) причинами преступности, прежде всего, являются дефекты общественного сознания;
в) причины преступности коренятся в индивидуальном сознании части граждан;
г) в обществе нет социальных корней преступности, и причины преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка;
д) в обществе нет причин преступности, речь должна идти только об условиях, способствующих проявлению пережитков прошлого в сознании людей;
е) причинами преступности являются негативные воздействия микросреды: школы, семья, производственного и ближайшего бытового окружения?
Задание №3.
Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:
1) по уровню влияния: а) на преступность в целом, б) на совершение конкретных преступлений.
2) по содержанию: а) детерминанты социально-психологического, б)социально-экономического, в) идеологического, г) организационного (в том числе правового), д) иного характера.
Попытайтесь классифицировать их как: 1) причины преступности (преступлений); 2) условия преступности (преступлений):
а) плотность народонаселения, его миграция;
б) дефекты в сфере управления;
в) раскрываемость преступлений;
г) слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморальное поведение;
д) изменения уголовного законодательства;
е) дефектность правосознания;
ж) «омоложение» структуры населения;
з) недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;
и) стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;
к) бедность, нищета;
л) злоупотребление свободой;
м) противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;
н) пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков;
о) нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;
п) недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;
р) отрицательные последствия научно-технического прогресса;
с) бытовые, семейные и трудовые конфликты;
т) уменьшение возможностей социально-правового контроля за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ослабление традиционных связей внутри социальных групп населения;
у) обострение межнациональных отношений;
ф) негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации;
х) изменение форм и отношений собственности;
ц) изменение уровня потребления алкоголя;
ч) ослабление семейных связей, рост числа разводов;
ш) изменение структуры и характера производства, безработица;
щ) обесценивание денежных накоплений населения, инфляция.
Задание №4.
Определите, какие из перечисленных в задании №3 обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.
Решение тестов.
Тест №4.По содержанию причины преступности классифицируются на:
а) политические, б) внешние, в) личные, г) экономические, д)медицинские.
Тест №5. К криминогенным детерминантам относятся: а) обстоятельства, б) события, в) недостатки, г) причины, д) пережитки прошлого в сознании людей.
Литература.
9.1. Законодательные и нормативно-правовые акты:те же, что и к практическому занятию №1.
9.2. Учебная литература:
Основная учебная литература по все темам:та же, что и к практическому занятию №1.
9.3. Дополнительная литература для подготовки рефератов и углубленного изучения вопросов темы: те же, что и к практическому занятию №1 и дополнительно:
1. Блувштейн Ю.Д. О причинной обусловленности преступности // Криминология и уголовная политика. — М., 1985.
2. Гилинский Я.И. Проблема причинности в криминологической науке // Сов. Государство и право. -1986.
3 Данынин И.Н. Преступность: понятие и общая характеристика, причины и условия. - К., 1988.
4. Долгова А.И. Взаимодействие и причинность в криминологии// Вопр. борьбы с преступностью. -М., 1981. - Вып.34„
5. Коробейников В.В., Селиванов Н.АД Скворцов К.Р. Изучение факторов, влияющих на изменение уровня и структуры преступности // Сов. государство и право. - 1982. - № 1.
6. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. - К., 1990. - С. 110-114.
7. Лопушанский Ф.А., Миллер А.И. К вопросу о понятии причин и условий преступлений // Проблемы борьбы с преступностью в Украине. - К., 1992. -С.137-139.
8. Причины преступности. - Хабаровск, 1988.
9. Проблемы причинности в криминологии и уголовном праве. - Владивосток, 1983.
10. Сахаров А.Б. Методологические вопросы изучения социальной обусловленности преступности // Влияние социальных условий на преступность. - М., 1983.
11. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. - М., 1976.
12. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М., 1984.
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)тот же , что и к практическому занятию №1.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) тот же , что и к практическому занятию №1.
12. Вопросы и задания для самоконтроля и использования в письменной контрольной работе или опроса на занятии в аудитории.
1) Понятие криминологии. Точки зрения на дефиницию и предмет криминологии.
2) Предмет криминологии.
3) Криминологические явления и процессы.
4) Место криминологии в системе уголовно-правовых дисциплин.
5) Система криминологии. Точки зрения по данной проблеме.
6) Цели и задачи криминологической науки.
7) Методология криминологической науки.
8) Краткая характеристика научных методов, обеспечивающих получение промежуточных научных результатов в криминологии.
9) Краткая характеристика научных методов, обеспечивающих получение окончательных научных результатов в криминологии.
10) Сущность научных результатов, получаемых в криминологии и их использование для объяснения, прогнозирования и управления криминологическими процессами.
11) Криминологические закономерности.
12) Этапы становления криминологической теории и практики.
13) Источники первичной криминологической информации.
13. Формы и способы контроля самостоятельной работы по Теме №2
По названной теме будет проведена следующая форма контроля:
1) Проверка тезисов по вопросам занятия;
2) Устный опрос на практическом занятии;
3) Проверка заданий, решения задач и тестов, написание понятий.
4) Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций на практическом занятии;
5) Прослушивание и обсуждение реферата.
6) Прослушивание и обсуждение научного сообщения или информации.
7) Проверка индивидуального задания №2.
8) Терминологический диктант.
Составил доцент В.А.Герасименко
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|