Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация и характеристика субъектов специального предупреждения преступности.





Борьба с преступностью как составная часть политики национальной безопасности осуществляется (прямо или опосредованно) всеми звеньями государственной и общественной системы. Поэтому, в широком смысле слова, в предупреждении преступности участвуют представительные органы, органы исполнительной власти, судебные органы; весь комплекс предприятий, учреждений и организаций, функционирующих в различных сферах социальной жизнедеятельности (В дальнейшем, для краткости обозначения этой "триады" будут использованы в качестве обобщающих термины: "организации", "структуры".); общественные (религиозные) объединения населения и отдельные граждане. Но, как уже отмечалось, по большей части предупредительная деятельность осуществляется названными органами или организациями "попутно" в процессе решения гораздо более общих задач. Поэтому, необходимо выделить систему предупреждения преступности в более узком значении, т.е. взаимодействующие органы и организации, которые: а) преследуют специально выделенные цели предупредительной деятельности; б) наделены соответствующими правами и обязанностями; в) обладают определенной компетенцией по воздействию на те или иные криминогенные факторы; г) имеют информационное, методическое, ресурсное, кадровое обеспечение предупредительной деятельности.



Эта система включает органы и организации:
- разрабатывающие и применяющие государственную концепцию предупреждения преступности и политическую линию предупредительной деятельности, устанавливающую значимость этой деятельности, ее место в обществе, реальные цели, принципы, круг объектов и
средств воздействия и т.д.; правовые акты, регулирующие предупреждение преступности;
- осуществляющие информационное, методическое, ресурсное, кадровое обеспечение и научное сопровождение предупредительной деятельности;
- осуществляющие управление системой предупреждения преступности (в целом или по отдельным направлениям и уровням), в том числе по форме координации;
- непосредственно применяющие меры предупреждения преступности, в том числе ее отдельных видов и конкретных преступлений.



Надо различать также федеральные органы, органы субъектов Федерации, муниципальные органы и организации, осуществляющие целенаправленное предупреждение преступности; государственные (муниципальные) и частные субъекты этой деятельности. Для формирования адекватных требований к объему, содержанию и эффективности предупредительной деятельности различных ее субъектов очень важно учитывать также степень специализации профилактических задач и функций в общем комплексе задач и функций соответствующего органа или организации. Эта специализация может проявляться в характере и объеме задач и функций по вовлечению и устранению (нейтрализации, ослаблению) криминогенных процессов и явлений; по предупреждению возникновения и устранению криминальных ситуаций, создающих благоприятные или провоцирующие возможности для совершения преступлений; по удерживанию от совершения преступлений и социальной адаптации лиц, входящих в группы повышенного социального риска и конкретных лиц, поведение которых сигнализирует о вероятности перехода на преступный путь.

По степени специализации в сфере предупреждения преступности выделим, во-первых, законодательные (представительные) органы, постоянная задача которых - развивать правовое регулирование предупредительной деятельности, которая осуществляется в рамках их широкой конституционной компетенции. В рамках широкой общей компетенции осуществляется и предупредительная деятельность органов исполнительной власти в процессе управления делами общества (ч. 3 ст. 80, п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Речь идет, в частности, об определении Президентом страны основных направлений политики национальной безопасности и борьбы с преступностью; об осуществлении Правительством руководства мерами по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка в борьбе с преступностью; о проведении в жизнь всеми органами исполнительной власти под контролем Президента и Правительства выработанной политической линии и мер по ее реализации в рассматриваемой сфере.



Во взаимодействии с органами исполнительной власти (Пока мы рассматриваем только органы общей компетенции; о правоохранительных, контрольно-ревизионных и тому подобных органах говорится ниже) в сфере предупреждения преступности функционируют хозяйствующие структуры, некоммерческие организации, общественные и религиозные объединения, организации, обеспечивающие позитивные формы досуга, СМИ, учебные и трудовые коллективы, самоуправляющиеся организации жильцов и т.д. Они в меру своей компетенции и возможностей участвуют в предупреждении преступности в рамках основных функций и используя главным образом общевоспитательные формы воздействия. Это воздействие реализуется внутри организации в процессе деятельности и управления ею. Например, инициативное или на основе поступившей информации рассмотрение на собрании поведение члена коллектива, беседа представителя администрации или наложение взыскания, меры по устранению недостатков хранения, учета, охраны имущества и т.д.

В отличие от описанного типа предупредительной деятельности, осуществляемой "попутно", в процессе реализации основных задач и функций органа, организации и во имя ее обеспечения, предупредительная деятельность органов и учреждений социального обслуживания (социальной помощи и защиты), образования, здравоохранения выделена в относительно самостоятельное направление их деятельности, хотя и производная от основных задач и функций. В этой связи можно говорить о частичной специализации.

Так, для органов социального обслуживания населения выделены задачи и функции моральной, психолого-педагогической, материальной, правовой поддержки и помощи лицам, попавшим в криминогенные условия жизни из-за нужды, различных конфликтов, социального одиночества, отсутствия определенных занятий и места жительства и т.д. Для этого в системе оказания социальных услуг населению организуются центры помощи и социальной реабилитации; осуществляется специализация подготовки и переподготовки персонала. О значении профилактического направления в социальном обслуживании свидетельствует то, что более половины регистрируемых преступлений приходится на безработных, лиц без определенного места жительства, других лиц без постоянного источника существования. В частности, только в Москве с учетом того, что по экспертным оценкам трое из каждых четырех лиц без определенных занятий и места жительства могут быть достаточно быстро и прочно возвращены к нормальной жизни в обществе, создано 11 учреждений для оказания им социальной поддержки, помощи, защиты (так называемые социальные гостиницы, дома неполного пребывания и т.д.).

Проиллюстрируем значение профилактических мер, осуществляемых органами здравоохранения, только двумя примерами. Феминизация наркомании привела к семикратному увеличению числа женщин-наркоманок за последние 10 лет, и если эту тенденцию не остановить с помощью социальных, медицинских, правовых мер, то в ближайшие годы может стать необратимым урон, причиняемый генофонду нации (особенно, если сопоставить с аналогичной тенденцией женского алкоголизма). С этой ситуацией тесно связана и напряженная эпидемиологическая обстановка с распространением ВИЧ-инфекции. В 1997 г. произошел троекратный скачок регистрации инфицированных по сравнению с 1996 г. (6,5 тыс. против 2,1 тыс. лиц). В 1998 г. эта тенденция сохраняется причем, по экспертным оценкам, выявляется каждый десятый инфицированный и среди них 90% лица, потребляющие наркотики.

Органы и учреждения образования наряду с основными задачами и функциями по формированию у учащихся общей и профессиональной культуры, адаптации личности к жизни в обществе, воспитанию гражданственности должны противодействовать формированию у учащихся отклонений в развитии и поведении, создавать условия для коррекции этих отклонений и социальной адаптации их носителей. В частности, органы и учреждения образования: а) выявляют семьи с повышенным криминальным риском и в зависимости от причин семейного неблагополучия принимают непосредственно или во взаимодействии с органами и учреждениями социального обслуживания, здравоохранения, правоохранительными органами меры оздоровления условий жизни и воспитания учащихся (В том числе осуществляют информационное взаимодействие с opганами опеки и попечительства для ограждения несовершеннолетних детей oт криминального влияния в семье (ст. 69-71, 73, 74, 77-79, 84 СК РФ)), б) принимают аналогичные меры для пресечения действия источников криминального или иного антиобщественного влияния в учебном коллективе или в бытовом окружении учащихся (В частности, образовательное учреждение вправе исключить учащегося, достигшего 14-летнего возраста, за неоднократные и грубые нарушения правил поведения. Эта крайняя дисциплинарная мера оказывает сдерживающее профилактическое воздействие на самого исключаемою и помогает пресечь его негативное влияние на других учащихся. Вместе с тем принимаются неотложные меры, предусмотренные законодательством об образовании, для того чтобы не дать исключенному находиться без определенных занятий (прием в другое образовательное учреждение, трудоустройство)); в) столкнувшись с фактами отставания в психическом развитии или иными психическими аномалиями у учащихся (За 20 лет распространенность этих аномалий среди учащихся увеличилась, по оценкам не менее чем в 10 раз. В частности в 90-е годы из числа детей, ежегодно достигающих школьного возраста, не менее 100 тыс. могут обучаться только в коррекционных (вспомогательных) образовательных учреждениях), образовательное учреждение принимает меры к переводу этих лиц, имеющих повышенный криминальный и виктимный риск, в учреждения с комфортной для них учебно-воспитательной и оздоровительной средой; г) принимают аналогичные меры в отношении детей-инвалидов; д) в связи с повышенным криминальным риском учащихся, хронически отстающих в учебе (например, из числа выходцев из семей с низкой культурой или из местностей, где отсутствуют полноценные возможности предшествующей ступени образования), принимают меры педагогической помощи, для того чтобы обеспечить выравнивание с основной массой учащихся; е) осуществляют информационное взаимодействие с правоохранительными органами для помещения учащихся, поведение которых свидетельствует о вероятности перехода на преступный путь и требует исправительного воздействия в условиях закрытого воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних по решению суда (см. ст. 50 Закона "Об образовании" в редакции 12 июля 1995 г. Эти учреждения находятся в системе образования, а не исполнения уголовных наказаний.); ж) используют предусмотренные законом возможности трудоустройства выпускников образовательных учреждений или лиц, оставивших эти учреждения, для того чтобы предупредить переход на преступный путь в результате отсутствия определенных занятий.

К числу частично специализированных субъектов предупреждения преступности надо отнести также контрольно-ревизионные органы, нотариат (в том числе частный нотариат и аудит), а также юридическую службу предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности.

Контрольно-ревизионные органы, осуществляя проверки и оценку бухгалтерской (финансовой) отчетности органов, предприятий, учреждений, организаций, соответствия нормативным актам хозяйственных и финансовых операций, выполняемых ими, вносят свой вклад в выявление и устранение недостатков в деятельности проверяемых структур, которые создают ситуации, благоприятствующие преступлениям или даже их провоцирующие (нарушения порядка документооборота; учета, охраны, перевозки имущества; нарушения правил охраны труда, охраны природы, торговли и т.д.). Акты ревизий и перевозок являются основанием для дисциплинарного воздействия на должностных лиц и Других служащих, которое в ряде случаев имеет профилактическое значение. Тем более такое значение имеют меры административного взыскания, которые в соответствии с КоАП налагают инспекции, контролирующие соолюденне установленного порядка деятельности в различных сферах народного хозяйства, и т.д.
Предупредительная деятельность нотариата связана с обязательной проверкой наличия законных оснований для сделок, подлежащих нотариальному удостоверению (в том числе операций с недвижимостью принадлежащей несовершеннолетним или иным недееспособным либо частично дееспособным лицам), проверкой подлинности удостоверяемых документов, точностью удостоверяемого перевода, обеспечением правильности наложения или снятия отчуждения имущества и тд Очевидно, контроль законности сделок, других нотариально удостоверяемых действий, как и проверка подлинности удостоверяемых документов, существенно ограничивает, в частности, возможности непосредственного совершения преступлений либо создания ситуаций, благоприятствующих им (например, преступлений против собственности, в сфере экономической деятельности и т.д.).

К числу специализированных субъектов предупреждения преступности относятся правоохранительные органы (их службы, подразделения, организации, учреждения) Это органы внутренних дет, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенного комитета, Федеральной пограничной службы, юстиции, прокуратуры, суда (Вряд ли правильна позиция некоторых авторов, которые, по существу, противопоставляют функции правосудия другим функциям правоохранительной деятельности. То обстоятельство, что Конституция специально регулирует деятельность судебной власти (как, впрочем, и прокуратуры), отнюдь не означает, что она не осуществляет охрану права, законности. Характеристика правосудия как правоохранительной деятельности системно связанной с другими формами этой деятельности, отнюдь не ограничивает независимость судов, наоборот, подчеркивает контролирующее влияние судебной практики на практику других правоохранительных органов.).
Для специализированных органов предупреждения преступности характерны: а) не просто выделенность задач и функций предупредительной деятельности как производных от основной компетенции, но приоритетность этих задач и функций в рамках обеспечения законности, общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью; б) осуществление предупредительной деятельности до того, как она примет процессуальные формы, и в этих формах; в) наличие у сотрудников осуществляющих предупредительную деятельность, правомочий представителен власти, включая право применять законные и обоснованные меры государственного принуждения (Но и в деятельности этих органов приоритет (в том числе в индивидуальной профилактике) принадлежит или должен принадлежать разъяснению, предупреждению, убеждению, поддержке и защите позитивных действий, требованию, не прямому применению мер государственного принуждения. Поэтому принципиально неправильно обозначение правоохранительных органов как "силовых". Оно дезориентирует сотрудников и мешает формированию солидарности населения с правоохранительной деятельностью. Не случайно руководители зарубежной полиции и близких к ней по компетенции органов предпочитают говорить о "специальных видах социального обслуживания".); г) тенденция к специализации предупредительной деятельности в организационном, кадровом, ресурсном обеспечении, но в сочетании с жестким требованием участия в предупредительной деятельности всех служб, подразделений, учреждений, организаций в меру возложенных служебных задач; д) наличие механизма межведомственной координации целенаправленной предупредительной деятельности для обеспечения комплексности и взаимоподкрепления принимаемых мер; е) выделение задач и функции предупреждения преступности в самих правоохранительных органах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.