|
Классификация и характеристика мер специального предупреждения преступности.
Сложность, многоуровневость, многоплановость специального предупреждения преступности, комплексный, в идеале, характер реализации предупредительных мер требуют в каждый конкретный момент и для каждой конкретной задачи отчетливо представлять себе всю систему мер, имеющихся в распоряжении, возможности их применения и взаимодействия между ними. Для этого служит классификация мер специального предупреждения преступности. Ниже использованы следующие основания классификации: по объему, направленности, территориальному масштабу, механизму и форме воздействия, субъекту разработки и применения.
Объем применяемых мер определяется исходя из количества "единиц воздействия" (процессов и явлений, ситуаций, лиц). В этой связи можно выделить меры, воздействующие на массив обстоятельств, ситуаций, лиц с неопределенной численностью (например, меры противодействия пьянству); на группу обстоятельств, ситуаций, лиц, имеющих определенные характеристики (например, меры предупреждения преступности лиц с психическими аномалиями); на обстоятельства, ситуации, лиц, связанных с возможностью или совершением конкретного преступления (например, меры, ограничивающие возникновение благоприятных ситуаций для новых преступлений разыскиваемого серийного убийцы).
По направленности меры специального предупреждения преступлений могут иметь целью ограничение ее проявлений применительно к видам преступности и типам преступников; применительно к криминальным обстоятельствам, ситуациям, мотивам, которые характерны для преступлений в отдельных сферах жизнедеятельности, отраслях народного хозяйства, мест действий преступников. Например, воспитательные и правовые меры предупреждения криминального насилия в быту; оперативно-розыскные и контрольно-ревизионные меры предупреждения и пресечения попыток вложения в легальный бизнес средств, нажитых преступным путем; меры борьбы с незаконным оборотом оружия в "горячих точках".
По территориальному масштабу меры специального предупреждения преступности могут охватывать: всю территорию страны (в соответствии с федеральными комплексными или целевыми программами усиления борьбы с преступностью); территорию субъекта Федерации (в соответствии с региональными программами); определенную местность, населенный пункт, иной конкретный территориальный объект (в соответствии с программами данного уровня). Этот вид классификации позволяет отойти от шаблона в профилактике и учесть территориальную специфику социальной и криминальной ситуации.
По механизму воздействия специальные меры предупреждения преступности подразделяются на воспитательные (например, те аспекты правового воспитания, в том числе осуществляемого через СМИ, которые направлены на формирование солидарности населения с правоохранительной деятельностью); социальной поддержки, помощи, защиты в отношении групп населения с повышенным криминальным риском (например, выявление и устройство детей, оставшихся без родительского попечения; упрощенный порядок восстановления документов, удостоверяющих личность граждан без определенного места жительства); медицинская и психолого-педагогическая реабилитация лиц с повышенной виктимностью или характерологическими чертами, указывающими на возможность совершения ситуативного преступления; ограничительные меры (например, разрешительный порядок ношения оружия); меры правового воздействия (например, административная ответственность за мелкое хулиганство, удерживающая от совершения преступлений с хулиганской мотивацией; уголовная ответственность за угрозу убийством (По некоторым подсчетам последовательное применение этом меры в уголовно-правовой профилактике может сократить число бытовых убийств на 10-15%, т.е. ежегодно сохранять жизнь 300-450 человек.); технические меры (например, становление государственных стандартов безопасности для оборудования деловых и жилых помещений, защита банков компьютерной информации, нанесение маркировочных знаков на транспортные средства при их производстве, противоугонные средства и т.д.).
По механизму воздействия классифицировать предупредительные меры можно также на "обезличенное" противодействие возникновению криминальных ситуаций (например, по устранению недостатков учета и отчетности, по усилению патрулирования общественных мест с неблагоприятной криминальной обстановкой и т.д.) и на выявление и воздействия на личности, поведение которых позволяет прогнозировать совершение ими преступления (Конечно, мера личностного воздействия включает и оздоровление окружающей среды, условии жизни и деятельности соответствующих лиц, но главным звеном здесь является сама личность, ее потребности, интересы, привычки, поведенческие стереотипы.). Здесь мы подходим к индивидуальному уровню предупредительных мер. Это профилактические беседы, постановка на профилактический учет, направление информации по месту работы, учебы об антиобщественном поведении лица, применение правовых мер воздействия, поручение сотруднику правоохранительных органов или представителю общественности о шефстве над лицом, поведение которого внушает опасения, меры социальной поддержки и помощи, медицинской и психологической реабилитации и т.д.
Вместе с тем характер и степень интенсивности мер индивидуального воздействия определяется не прогнозом вероятности совершения преступления, а достоверно установленными актами правонарушающего или иного антиобщественного поведения. Недопустимы меры, унижающие честь и достоинство профилактируемого лица (например, вывешивание его фотографии с позорящими надписями). Хотя на сферу специального предупреждения преступности распространяются положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, но лицам, в отношении которых применяется профилактическое воздействие, гарантируется возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе через суд (ст. 45,46 Конституции РФ). Это означает, в частности, что профилактируемому лицу должно быть сообщено об основаниях применения к нему мер воздействия; предоставлена возможность дать объяснения; разъяснено право обжаловать действия профилактирующего органа в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.
Для эффективности индивидуального профилактического воздействия важны своевременность профилактической работы; охват ею самого лица, условий его жизни и деятельности, ближайшего окружения; перенос центра тяжести с изучения личности и документирования собранных данных на непосредственное личностное воздействие на основе этих данных; соответствие характера и интенсивности сдерживающего и корректирующего воздействия характеристике личности и поведения. В этой связи необходимо четко ставить в начале воздействия неотложную задачу и задачи на перспективу.
С учетом изложенного целесообразно различать следующие стадии индивидуальной профилактики
- ранняя профилактика, когда удается выявить источники криминальных или иных антиобщественных влияний на лицо (группу лиц) до того, как это влияние устойчиво сказалось на их поведении; задача здесь - пресечь действия источника негативного влияния и разъяснить профилактируемому лицу опасность таких контактов; одновременно выясняется, в силу каких жизненных обстоятельств для профилактируемого лица эти контакты оказались привлекательными, с тем чтобы воздействовать и на соответствующие жизненные обстоятельства;
- непосредственная профилактика, когда поведение лица свидетельствует о развитии у него негативных интересов, привычек, стереотипов (разрыв с позитивной микросредой, сомнительные "приработки", контакты с криминальной средой и носителями привычек к пьянству, потреблению наркотиков, бытовым дебошам и т.д.); непосредственное участие в административных правонарушениях; здесь задачи состоят в удерживании лица от дальнейшего сползания на преступный путь, а затем в корректирующем воспитательном воздействии с одновременным оздоровлением среды;
- профилактика на этапе преступного поведения, т.е. в условиях далеко зашедшего процесса криминализации личности, когда количество и характер совершаемых правонарушений в сочетании с характером связей и времяпрепровождения в целом указывают на вероятность совершения преступлений в ближайшем будущем; в этих случаях неотложной задачей является удержание от преступления путем демонстративных мер контроля и жестких разъяснений правовых последствий преступлений; одновременно принимаются меры разобщения сформировавшейся криминальной микросреды и привлечения к ответственности ее лидеров хотя бы за такие легко доказываемые преступления, как вовлечение в потребление наркотиков, вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия, незаконное хранение оружия, хулиганство и т.д. Этим будет не только ликвидирован источник криминальных влияний на профилактируемых лиц, но и показана неосновательность расчетов на безнаказанность преступной деятельности. После решения этой неотложной задачи можно переходить к длящемуся воспитательному и корректирующему воздействию на профилактируемых лиц;
- профилактика рецидива, специфика которой связана со специальным объектом воздействия - лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, или вернувшимися из мест лишения свободы, а также широким применением мер правового воздействия (процессуальных представлений и определений об устранении обстоятельств, способствующих преступлению; административный надзор и т.д.). Задачи же профилактического воздействия на этом этапе идентичны предыдущим этапам в зависимости от характера поведения профилактируемого лица.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|