Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение преступности в экстремальных ситуациях.





Эффективность предупреждения преступлений во многом зависит от уровня подготовленности сотрудников к действиям в сложных, конфликтных ситуациях, знания законодательства и умения максимально использовать его возможности в целях обеспечения правопорядка.

Целями применения уголовного и административного законодательства в экстремальных ситуациях природного и социального характера будут:

· обеспечение охраны законных прав и интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства;

· стимулирование законопослушного поведения субъектов правоотношений, пресечение противоправного поведения, организация общей и индивидуальной профилактики;

· устранение причин и условий возникновения ситуации, вызванной действием (бездействием) физических лиц, в т.ч. использование превентивных возможностей закона;

· обеспечение неотвратимости ответственности и наказания за деяния, ставшие поводом, причиной либо результатом события;

· ликвидация последствий, локализация очагов возникновения, стабилизация ситуации, возникшей в результате события;

· обеспечение безопасности (сокращение риска) участников охраны правопорядка.



Не останавливаясь на подробном анализе норм и институтов, чаще всего применяемых и используемых в экстремальных условиях, выделим исключительно их основные группы:

а) институты Общей части УК, исключающие преступность деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задержании преступника, крайняя необходимость, профессиональный риск, исполнение приказа), а также нормы о приготовлении, покушении на преступление, добровольном отказе от совершения преступления, что особенно актуально в ситуациях открыто вооруженных посягательств, в условиях массовых беспорядков, оϲʙᴏбождения заложников, пресечения актов терроризма;

б) уголовно-правовые нормы, стимулирующие раскрытие преступлений, так называемые поощрительные нормы, в частности, чистосердечное раскаяние, явка с повинной, предотвращение виновным вредных последствий совершенного преступления; добровольная сдача оружия и др.

в) нормы Особенной части УК об ответственности за совершение тяжких преступлений (террористический акт, терроризм, участие в незаконных вооруженных формированиях, угон воздушного судна, бандитизм, массовые беспорядки, действия, дезорганизующие работу ИТУ, умышленное убийство, посягательство на жизнь, здоровье работников полиции и военнослужащих, разжигание межнациональной розни и вражды и др.);



г) нормы об ответственности за действия, способствующие возникновению эпидемий, эпизоотии или препятствующие их ликвидации;

д) нормы об ответственности за действия, нарушающие правила эксплуатации источников повышенной опасности, и их противоправное использование; за хищение огнестрельного оружия;

е) нормы об ответственности за совершение иных преступлений в районах стихийного или общественного бедствия, например, за вовлечение несовершеннолетних в преступную дея-тельность и иное антиобщественное поведение, хулиганство, другие нормы с так называемой двойной превенцией.

Иными словами, имеется достаточно широкий спектр уголовно-правовых средств, реализация кᴏᴛᴏᴩых способна существенным образом влиять на преступность в экстремальных ситуациях, снижая уровень и тяжесть последствий события. Другое дело, что указанные уголовно-правовые нормы и институты на практике применяются не всегда, непоследовательно и с опозданием.

Здесь важно отметить, что уголовный закон и его реализация выступают исключительно одним из составляющих механизма социально-правового воздействия на преступные проявления в условиях экстремальности.

Во многом уголовно-правовая борьба служит подкреплением системы мер экономического, политического, идеологического, организационного, психологического характера.



При оценке с правовой позиции бездействия сотрудника правоохранительного органа в экстремальной ситуации крайне важно выяснить, была ли реальная возможность избирательного поведения. Преступным будет исключительно такое бездействие, когда в данной ситуации была возможность выбора варианта поведения на базе правильного понимания сложившейся.ситуации и видения альтернатив ее возможного развития.

Анализируя причины недостаточной применяемости или бездействия норм уголовного права, очень важно, не ограничиваясь только критикой закона, рассматривать и причины недостаточной эффективности его применения. Стоит заметить, что они могут быть связаны с ресурсным обеспечением, позицией населения, с деформацией правовой психологии самих правоприменителей.

Неприменение законных мер охраны жизни, здоровья, чести и достоинства работников правоохранительных органов негативно влияет на выбор ими поведения в сложных ситуациях, порождает у части населения установку на вседозволенность, возможность безбоязненного причинения вреда работникам правоохраны. Уместно отметить, что опасность подобного явления очевидна.

Неотложное, демонстративное, гласное, адекватное принятие правовых мер на стадиях зарождения и развития беспорядков способствует заметному снижению их тяжести, предотвращает перерастание групповых нарушений общественного порядка в массовые беспорядки. Неиспользование : законных мер воздействия в отношении первоначальных преступных действий неизбежно приводит к их разрастанию в количественных и качественных показателях. Это, в ϲʙᴏю очередь, в определенной мере усиливает напряженность между правоохранительными органами и гражданами, вызывает противодействие со стороны наиболее агрессивных представителей толпы, увеличивает социально-политические, экономические и иные негативные последствия события, сужает границы деятельности правоприменителя, оставляя в дальнейшем за ним исключительно необходимость использования крайних, силовых мер воздействия.

Важно заметить, что одним из условий эффективности предупреждения преступлений будет комплексный подход к решению ϶ᴛᴏй проблемы, заключающийся в единстве общего и специального предупреждения преступности.

К некᴏᴛᴏᴩым мерам предупреждения преступлений в экстремальной ситуации можно отнести следующие:

1. Быстрое и эффективное устранение последствий разрушений и обеспечение привычного образа жизни людей.

2. Принятие специальных мер по усилению социального контроля: охраны мест хранения материальных ценностей и т. п.

3. Принятие правовых мер, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих особым условиям, или криминализация деяний, кᴏᴛᴏᴩые ранее не совершались. Так, в последние годы установлена уголовная ответственность за терроризм, захват заложников, организацию и активное участие в массовых беспорядках, иных групповых нарушениях общественного порядка.

Именно закон будет правовой основой организации и проведения необходимой профилактической работы.

Широкая пропаганда основанных на законе средств решения сложных, конфликтных проблем в экстремальных ситуациях, в т.ч. уголовного закона и практики его применения.

Указанное направление предупреждения рассматриваемых эксцессов предполагает проведение широкой работы по разъяснению населению положений законодательства об ответственности за организацию и участие в массовых беспорядках. При ϶ᴛᴏм освещаются как карающие аспекты закона, так и его возможности по стимулированию общественно полезного поведения. Именно такая работа осуществляется с использованием средств массовой информации и путем проведения индивидуальных бесед с потенциальными участниками возможных эксцессов.

Оправдывает себя практика гласного судебного рассмотрения уголовных дел о преступлениях, совершенных в ходе массовых беспорядков.

Приговор суда о виновности (или невиновности) лица и. вся правоприминительная практика в целом будут одним из действенных средств формирования у граждан убеждения в неотвратимости уголовной ответственности за совершенное противозаконное деяние.

Не стоит забывать, что важным условием эффективной реализации системы мер борьбы с преступлениями, совершаемыми в экстремальных условиях, будут гласность действий правоохранительных органов, уровень осведомленности населения о правилах поведения в экстремальных условиях (прежде всего в период режима чрезвычайного положения). Первостепенное значение приобретает работа по разъяснению населению обстоятельств происшедшего события, мотивов введения усиленных мер охраны общественного порядка, положений законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и граждан в создавшихся условиях.

Дефицит официальной информации приводит к возникновению психологических состояний, характеризующихся массовым страхом перед реальной или мнимой опасностью, паническими настроениями. Свою лепту в ϶ᴛᴏ вносит и часть средств массовой информации, сознательно распространяющих ложную информацию. Задача сотрудников правоохранительных органов в подобных ситуациях заключается в оперативном, гласном, достоверном, наступательном доведении до населения оперативной обстановки, состояния преступности, принимаемых органами власти мер по обеспечению общественного порядка и привлечению виновных лиц к установленной ответственности, воспитании у граждан уважения к нормам права и применяющим их органам власти, в т.ч. органам внутренних дел.

Профилактическая работа среди подростков и молодежи, ϲʙᴏевременное применение нормы об ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

Надо отметить особую значимость мероприятий по индивидуальному профилактическому воздействию на несовершеннолетних, входящих в состав молодежных групп антиобщественной ориентации.

Основными направлениями профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений будут:

· индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, склонными к участию в преступлениях;

· выявление и изоляция взрослых лидеров, склоняющих несовершеннолетних к противоправному поведению;

· вынесение официальных предупреждений лицам, допускающим нарушения общественного порядка, отрицательно характеризующимся по месту жительства;

· выявление и оперативная разработка наиболее криминогенных микрорайонов, пунктов сбора подростков и молодежи, мест хранения оружия и предметов преступлений;

· выдвижение и проверка по делам о самостоятельно совершенных подростками преступлений версий о предшествовавшем вовлечении их взрослыми в противоправное поведение.

Предупреждение преступлений, совершаемых в условиях экстремальности, тесно связано с необходимостью криминологического и уголовно-правового прогнозирования.Именно с помощью прогноза можно оптимально определять приоритеты в законодательной и правоприменительной деятельности, осуществлять мероприятия по общесоциальной и специальной, в т.ч. уголовно-правовой, превенции рассматриваемых деяний. Прогнозирование позволяет научно обосновать стратегию и тактику, методы борьбы с преступлениями данного вида, формы и методы их предупреждения, полнее учитывать общественное мнение во всей правоохранительной деятельности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.