Криминологическая характеристика преступности в сфере экономической деятельности.
Преступления в сфере экономической деятельностиявляются той частью корыстной преступности, которая непосредственно связана с экономическими отношениями общества. Эти преступления, получившие встатистических материалах название «преступления экономическойнаправленности», посягают на собственность и другие экономическиеинтересы государства, отдельных групп граждан (потребителей, партнеров, конкурентов), а также на порядок управления экономическойдеятельностью в целях извлечения наживы, зачастую в рамках и подприкрытием законной экономической деятельности.
В связи с реформированием экономики России, появлением новых форм собственности, развитием рыночных отношений, интеграцией страны в мировую экономику в отечественной криминологии подход к пониманию преступности в сфере экономической деятельности сблизился с определением этого явления в странах с развитой рыночной экономикой.
В современной криминологии под преступностью в сфере экономической деятельности (экономической преступностью)понимается совокупность корыстных преступлений экономической направленности, совершаемых в данной сфере на определенной территории за определенныйпериод гражданами в процессе их профессиональной деятельности и посягающих на интересы участников экономических отношений, а такжепорядок управления экономикой.
В настоящее время эта преступность приобретает все большую общественную опасность, поскольку именно сфера экономики испытывает сегодня настоящий «шквал атак» со стороны представителей криминала.
В соответствии с действующим уголовным законодательством к преступлениям экономической направленности относятся прежде всего преступления, совершаемые непосредственно в сфере экономической деятельности
- (незаконное и ложное предпринимательство; незаконная банковская деятельность;
- незаконное получение кредита;
- легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем; фальшивомонетничество;
- контрабанда;
- фиктивное и преднамеренное банкротство;
- уклонение от уплаты налогов и сборов, таможенных платежей и др.), а также ряд иных преступлений, затрагивающих экономические интересы: часть преступлений против собственности (кража, мошенничество, присвоение и растрата); часть преступлений против интересов службы в коммерческих организациях (злоупотребление полномочиями, злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, коммерческий подкуп); часть преступлений против государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки).
Как отмечалось выше, все эти преступления объединяют общность мотивации (корысть) и экономическая направленность, а также иные криминологические характеристики.
Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе преступлений экономической направленности составляет более 50%. В тоже время динамика преступлений, выявляемых в сфере экономической деятельности, характеризуется неравномерностью. Количество регистрируемых преступлений постоянно меняется. Однако, как показывают криминологические исследования, эти данные все в меньшей степени отражают реальные масштабы преступности данного вида.
Согласно многочисленным оценкам, подобное положение обусловлено: во-первых, тем, что большинство преступлений в сфере экономической деятельности относится к группе высоколатентных; во-вторых, снижением уровня информированности правоохранительных органов о таких преступлениях и ослаблением деятельности, направленной на их выявление; в-третьих, тем, что экономическая преступность так или иначе затрагивает частный сектор, который любыми путями стремится не допустить к своей деятельности правоохранительные органы. Кроме того, большинство должностных корыстных злоупотреблений, опосредованно затрагивающих интересы общества, совершаемых элитой, близкими к ней кругами, не становится предметом уголовного преследования.
Значительные коррективы при этом вносят процессы криминализации и декриминализации противоправных деяний в экономике. Появляются новые специфические виды и формы преступной деятельности, требующие адаптации к ним правоохранительной системы, что приводит к временному снижению уровня регистрируемой преступности в рассматриваемой сфере.
Вместе с тем реальные масштабы экономической преступности превратили ее в настоящее время в доминирующий фактор, который не только тормозит движение к рыночной экономике, но и может превратить страну в государство криминального типа.
Экономическая преступность охватывает различные виды преступной деятельности, проявляющейся в разнообразных сферах, что находит отражение в ее структуре.
Криминологической особенностью данной преступности является также и постоянное расширение видов преступных посягательств в сфере экономики. Так, наряду с традиционными преступлениями широкое распространение получили такие новые виды экономических преступлений, как незаконное предпринимательство; легализация (отмывание) денежных средств; незаконные сделки с валютными ценностями и т.д.
При всем многообразии форм и видов преступлений экономической направленности особо следует выделить их совершение в следующих сферах: финансово_кредитной, внешнеэкономической, потребительского рынка, в области сделок с недвижимостью, а также уплаты налогов и иных платежей. Ежегодно в стране регистрируется около 70 тыс. преступлений в финансово-кредитной сфере, более 9 тыс. — во внешнеэкономической деятельности, более 45 тыс. — на потребительском рынке, свыше 3,5 тыс. преступлений,
связанных с приватизацией.
Преступления в финансово-кредитной сфере занимают особое место в структуре экономической преступности вследствие аккумуляции в этой сфере колоссального количества денежных средств и из-за возможности получения преступниками за сравнительно короткий срок незаконной сверхприбыли. О высокой степени криминализации финансово-кредитной системы российской экономики и огромных масштабах причиняемого стране ущерба свидетельствуют данные Интерпола, согласно которым доходы организованной преступности в указанной сфере превышают доходы от иной преступной деятельности в целом, уступая лишь наркобизнесу. К основным формам экономической преступности в этой сфере относятся:
- контроль со стороны организованной преступности коммерческих банков;
- криминальные денежные расчеты;
- коррумпированность банковской и кредитно-денежной системы, особенно связанной с деятельностью чековых и других аукционов и инвестиционных фондов;
- бесконтрольное обналичивание денежных средств;
- фальшивомонетничество, в результате которого в оборот выпускаются фальшивые деньги, валюта, ценные бумаги, банковские документы;
- фиктивное и умышленное банкротство.
Небывалых масштабов достигли хищения денежных средств по подложным платежным документам, незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов, утечка капиталов в зарубежные банки, валютные спекуляции на бирже, отмывание преступно нажитых средств.
Активное проникновение криминальных структур в коммерческие предприятия (в том числе банки), массовые махинации с крупными денежными суммами крайне пагубно сказываются на состоянии экономики, приводят к тяжелым финансовым кризисам.
Во внешнеэкономической деятельностинаряду с присвоением валютной выручки и денежных средств, взяточничеством при лицензировании и квотировании получили распространение махинации при экспорте стратегически важного сырья и других природных ресурсов. Преступные сообщества с помощью незаконно полученных или поддельных лицензионных и таможенных документов для легального вывоза грузов за границу создают надежные условия для контрабанды. По мнению сотрудников правоохранительных органов, таким образом в массовом порядке вывозятся цветные и редкоземельные металлы в страны СНГ с последующим перемещением в государства дальнего зарубежья. Кроме того, каналом получения сверхприбыли является ввоз в Россию различных товаров контрабандным путем. По имеющимся данным, только из_за этого государственная казна недополучает в виде неуплаты от 35 до 50% таможенных пошлин.
Сфера потребительского рынкахарактеризуется также резким обострением криминогенной обстановки. Как свидетельствует статистика, почти каждое пятое экономическое преступление связано с потребительским рынком. К таким преступлениям относятся в первую очередь недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное предпринимательство. Потребительский рынок, по оценкам сотрудников правоохранительных органов, сегодня полностью контролируется криминальными структурами, определяющими долю продаж, устанавливающими цены и собирающими «дань» как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право торговли.
Возможность приобретения недвижимости и основных средств производства, переходящих в результате приватизации из государственного или муниципального владения в частное, обусловливает повышенный интерес преступных элементов к этой деятельности.
Экономическая преступность, связанная с недвижимостью, особенно расцветает в период резких изменений ценности денег, когда капитал направляется к объектам, сохраняющим и даже увеличивающим свою ценность.
Диапазон корыстных злоупотреблений в сфере сделок с недвижимостью достаточно широк. Это присвоение, мошенничество, взяточничество. Именно в этой сфере совершается наибольшее число злоупотреблений, связанных с переделом собственности.
Налоговые преступлениядля государств с рыночной экономикой — явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.
При анализе экономической преступности необходимо учитывать особо высокий уровень ее латентности. Реальные масштабы этой скрытой преступности несопоставимы с количеством зарегистрированных преступлений. Большинство экономических преступлений по разным причинам не находит отражения в официальной статистике — уровень их латентности находится в пределах 70—95%.
В то же время уровень латентности преступлений экономической направленности существенно различается по отдельным ее видам.
Наиболее латентными являются: незаконное предпринимательство; преступления, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, взяточничество.
Наиболее распространенными аргументами отказа граждан от обращения за помощью в правоохранительные органы стали: недоверие определенной части населения этим органам; нежелание иметь дело с их сотрудниками, так как бытует мнение, согласно которому сотрудники, получив заявление об экономическом преступлении, не станут заниматься розыском преступника; длительность процессуальной процедуры, которую необходимо пройти потерпевшему или свидетелю.
Особая общественная опасностьэкономической преступности обусловливается как непосредственным ущербом, наносимым ею, так и тем, что совершение преступлений экономической направленности подрывает экономику страны, обеспечивает субъектам криминальных деяний достижение незаконного обогащения, как правило, средствами, которые не только не способствуют увеличению совокупного богатства в обществе (валового внутреннего продукта, национального дохода), но ведут к социально несправедливому его перераспределению. Другими словами, удовлетворение потребностей одних субъектов экономических отношений происходит за счет других субъектов этих отношений.
Преступные посягательства оказывают значительное влияние на дестабилизацию банковской, внешнеэкономической, торговой деятельности, инвестиционный климат и производство.
Деятельность преступников направлена на изготовление и сбыт поддельных денег, фиктивных векселей, на незаконное получение и использование государственных целевых кредитов, которые, как правило, связаны с получением в коммерческих банках безвозвратных кредитов и ссуд с использованием фиктивных организаций и структур.
Общественная опасность экономических преступлений неизмеримо возрастает в связи с их совершением организованными преступными формированиями и фактическим сращиванием экономической и общеуголовной преступности.
Преступные группировки активно осуществляют свою деятельность в легальной экономике, осваивая наиболее прибыльные ее сферы: алюминиевую отрасль, нефте и газодобычу и связанную с ней переработку и сбыт горюче-смазочных материалов, кредитно-финансовую сферу, производство и сбыт вино-водочной и табачной продукции, легковых автомобилей, аудио и видеопродукции, сбыт угля, торговлю недвижимостью, добычу, переработку и сбыт ценных пород рыб и морепродуктов.
Проникая в различные сферы экономики, преступные сообщества стремятся не только к установлению контроля за деятельностью конкретных предприятий, но и к созданию собственных структур, способных занять лидирующее положение в инфраструктуре отдельных отраслей производства.
По данным МВД России, более четверти преступных сообществ (а в экономически развитых регионах — до половины) «отмывают» преступно нажитые капиталы через легальные коммерческие структуры путем приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций предприятий, вложения средств в различные виды бизнеса.
Организованные преступные формирования быстро приспосабливаются к новым формам и методам различных видов предпринимательской деятельности. Они активно используют в преступных целях складывающуюся рыночную конъюнктуру, информационные технологии. Возрастает число преступлений, совершаемых в сфере высоких технологий, с использованием специальных познаний в сфере финансовой и экономической деятельности.
Наиболее пораженными коррупционными процессами оказались структуры государственной власти и управления, связанные с экономикой, реформированием отношений собственности, проведением земельной реформы, рассмотрением и решением вопросов финансирования, выделения централизованных кредитов, осуществления банковских операций, лицензирования и квотирования, импорта и экспорта, распределения фондов, создания и регистрации предприятий малого и среднего бизнеса.
Криминологическое значение для экономической преступности имеют и особенности личности соответствующего преступника.
Лица, совершающие эти преступления, отличаются высокой социальной приспособленностью, хорошей ориентацией в социальных и правовых нормах. Данный тип личности преступника характеризуют корыстная мотивация, стремление к наживе, роскоши, утилитарность, прагматизм, гипертрофированное представление о роли денег: «деньги решают все», «что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги». Как правило, это мужчины и женщины, достигшие возраста 30 и более лет, имеющие высшее или среднее образование, работающие в государственных или частных экономических структурах.
Вершина «дерева целей» этих лиц формируется в соответствии с так называемой дихотомией целей экономического преступника — в своей противоправной деятельности типичный экономический преступник стремится к укреплению либо завоеванию как прочного экономического положения (за счет максимизации прибыли), так и высоких статусных позиций в обществе. Достижение сверхприбыли обеспечивается им за счет неприемлемого для легальной хозяйственной системы поведения — прямого нарушения уголовного, гражданского, налогового, таможенного и иного законодательства либо ухода от исполнения юридических обязанностей в условиях нестабильности, пробельности и противоречивости законодательства.
8. Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.
Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности.
Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обусловливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.
Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.
Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер.
При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.
Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.
Общесоциальные меры предупрежденияпредполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность.
Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.
Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиямпо устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.
В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенныепоследствия определенной экономической политики и выработатьстратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействияна преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней.
Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.
Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспектпрофилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности оправилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственныхопераций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению,обращение к потенциальным жертвам в целях профилактики совершаемых в отношении них преступлений пока используется не часто.
Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии — говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.
В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупрежденияэкономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либонейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан,включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих
оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономики, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).
Субъектами предупреждения экономической преступности являются:
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;
- органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Контрольное управление при Администрации Президента РФ, Счетная палата, органы Федеральной антимонопольной службы и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);
- органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);
- правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по обеспечению экономической безопасности МВД, ФСБ, ФТС);
- общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).
Так, Гос. налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей. Гос. налоговые инспекции контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода и иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей.
Центрбанк РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и принимают меры по предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Органы Федерального казначейства проводят проверки денежных документов, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета в министерствах, ведомствах, на предприятиях и учреждениях, в организациях, банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности.
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей принимает меры к предупреждению выпуска и продажи товаров, опасных для жизни и здоровья граждан.
Предупреждением преступлений в сфере экономической деятельности занимаются и правоохранительные органы (прокуратура, ОВД, ФСБ), способные принять соответствующие меры в рамках своей компетенции как на ранних стадиях совершения экономических правонарушений, так и в ходе расследования преступлений.
Хотя функция предупреждения экономических преступлений возложена на различные элементы правоохранительной системы, ОВД среди них занимают наиболее важное место, поскольку именно они имеют специализированные подразделения по обеспечению экономической безопасности. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере экономики.
Деятельность этих подразделений направлена на: выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.
Главное в профилактике — своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:
- выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;
- установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;
- обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.
Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.
Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией. Оперативность информационного взаимодействия между правоохранительными органами — важный показатель успешной борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности.
Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов, общественных организаций по ключевым направлениям предупреждения экономических преступлений осуществляется на основе целевых государственных программ борьбы с преступностью в РФ. Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера. В то же время с учетом сложности решения экономических проблем представляется целесообразным сформировать и в дальнейшем реализовывать специальную долгосрочную федеральную программу борьбы с экономической преступностью.
Среди основных направлений такой программы, на наш взгляд, необходимо выделить: совершенствование правового регулирования борьбы с экономическими преступлениями и мобилизацию правоохранительных органов на ее осуществление.
К правовым мерам, реализуемых такой программой, относятся:
- существенный пересмотр (с точки зрения позитивного изменения) действующей нормативной базы, регулирующей экономическую деятельность;
- введение соответствующих современным экономическим отношениям норм, повышающих ответственности за криминальную экономическую деятельность.
Необходимость мобилизации правоохранительных органов связана с требованием повышения эффективности работы правоохранительных органов в области предупреждения экономических преступлений. Речь идет не только о совершенствовании имеющихся методов данной деятельности и критериях оценки ее результатов, но и о качественном обогащении и изменении их содержания.
Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные про граммы борьбы с преступностью. В новых условиях нельзя держаться за старые правовые формы, нужны комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|