|
Правовые основы предупреждения преступности.
Предупреждение преступности предполагает такое развитие экономической, политической, социальной сферы, которое бы способствовало устранению либо нейтрализации негативных сторон общественной жизни, которые могут выступать в качестве детерминант преступности.Очевидно, что такая организация общественной жизни должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием. В настоящее время процесс предупреждения преступности в РФ не имеет самостоятельной правовой основы, он представляет собой совокупность различных законов ,других НПА, в которых наряду с определением полномочий соответствующих субъектов деятельности по охране порядка, закреплены и предупредительные функции.
Для данного вида социальной практики огромное значение имеет позитивное регулирование нормального хода человеческой жизни. Нормами конституционного, ГП, ТП и других отраслей права стимулируется социально полезное поведение людей. В этих отраслях закрепляются общественные отношения, которые по своей сути противостоят преступности, устраняют либо нейтрализуют ее детерминанты. В этой связи можно утверждать, что право способствует реализации антикриминогенного потенциала общества.
Действие антикриминогенных факторов, будучи урегулированными нормами права, осуществляется применительно к задачам предупреждения преступности не стихийно, а целенаправленно. Огромное значение отводится нормам МПП: всеобщая декларация прав и свобод человека, международных пакт о гражданских и политических правах, кодекс поведения ДЛ по поддержанию правопорядка, руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью.
Базисное значение для предупреждения преступности имеет ряд положений Конституции РФ. В ст. 2 Конституции закреплены положения: права и свободы человека признаются высшей ценностью, устанавливается обязанность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой фундаментальной обязанности осуществляется разными способами, в том числе и путем предупреждения государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права и свободы граждан.
Конкретизация в главе 2 Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные в ней гарантии их осуществления. В конституции определяются средства защиты, допустимые ограничения, устанавливается статус личности. По мнению Витрука, понятие правовое положение – более широкое. Применительно к НЛ мы чаще используем понятие «правовой статус». В УП не может быть позитивной ответственности, считает Прозументов.
Для организации виктимологического принуждения огромное значение имеет ст. 52 Конституции РФ, устанавливающая правила: права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законов, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Значение УП для правового регулирования и предупреждения преступности определяется тем, что его нормами определен круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности. Именно уголовный закон определяет объем и структуру преступности, и любые изменения в уголовном законе влекут изменения преступности. Нормами УЗ, регулирующими систему наказаний, устанавливается определенный правовой режим для осужденных и лиц, освобожденных от уголовной ответственности и от наказания. Важными элементами этого режима, создающими юридические основания предупредительной работы с осужденными, являются установленные для них правоограничения, специальные правила и обязанности.
Большое значение для правового обоснования мер индивидуального предупреждения рецидива преступления имеет уголовно-правовой институт судимости. Сейчас все уголовные наказания влекут судимость, раньше не было такого. Предупредительный эффект уголовно-правовых норм достигается путем их воздействия на правосознание граждан. Помимо упоминавшийся норм с двойной превенцией можно выделить ряд статей УК РФ, которые предоставляют в распоряжение субъектов предупредительной деятельности конкретные правовые средства воздействия на детерминанты преступности. Речь идет о нормах, стимулирующих позитивное поведение и препятствующих совершению преступления. Например, необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.
Практически весь процесс исполнения наказаний, который регулируется нормами УИП, способствует предупреждению преступности. Для правового регулирования предупреждения рецидива преступлений особое значение имеют нормы УИП, которые регламентируют порядок освобождения из мест ЛС, трудовое и бытовое устройство освобожденных, основания и порядок наблюдения за лицами, освобожденными условно-досрочно и т.д. Лицо считается условно-досрочно освобожденным, когда начальство получает решение суда.
Значение уголовно-процессуального законодательства для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что оно ставит соответствующую задачу перед всем уголовным судопроизводством. Кроме того, УПК устанавливает конкретные процессуальные меры предупредительного характера. Например, в виде представлений органам дознания, следователю, прокурору, частных определений или постановлений суда. Большое значение имеют нормы УПК, которые в соответствии с соответствующими нормами УП, регламентируют права и порядок освобождения от уголовной ответственности, от уголовного наказания.
Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступности выполняют норма АП. К ним относятся нормы, регламентирующие основания и порядок осуществления административного принуждения, пресечения и наказания. Ярко выраженную криминологическую функцию выполняют нормы АП, направленные на противодействие пьянства, наркотизма (социальное явление, термин включает не только употребление, но и оборот средств и веществ), проституции, бродяжничества, правил торговли.
Предупредительный эффект применения административно-правовых санкций проявляется как в частной, так и общей превенции. Кроме того, нормы АП воздействуют на конкретные криминогенные ситуации, исключающие фактическую возможность продолжения противоправной деятельности. Нормами АП устанавливается порядок деятельности полиции, контрольных и надзорных органов, государственных органов. Именно нормами АП определяется компетентность этих органов, функции в сфере предупреждения преступности. К АП относятся НПА отраслевых ОИВ, в которых детально регламентируется деятельность этих органов по предупреждению преступности. Нередко эти нормы не соответствуют федеральному законодательству: расширяются полномочия органов. В полиции говорят: нам указ-не приказ. Они в своей деятельности руководствуются исключительно приказами министров. Также ведут себя судьи: смотрят инструкции. Нигде такого в мире нет. Расширение функций любого работника ведет к отказу в выполнении даже элементарных функций.
Нормы рассмотренных отраслей права несут основную нагрузку по правовому обеспечению процесса предупреждения преступности в стране, но сам характер предупредительной деятельности таков, что в этой деятельности находят применение нормы не только тех отраслей права, которые непосредственно направлены на предупреждение преступности, но и других отраслей права – ГП (нормы о дееспособности, ограниченной дееспособности), СП (лишение родительских прав). Семейное право не раскрывает понятие «содержание», а родители имеют три обязанности: воспитать, содержать, обучить. Чаще всего лишают родительских прав за то, что дети не ходят в школу.
28.11.2011
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|