Социально-криминологические причины
Социальная среда входит в содержание социально-криминологиеческих причин преступнсоти и предполагает воздействие на преступность со стороны малых групп. Под влиянием неблагоприятного движения личность подвергается к серьезным изменениям (деформации сферы правосознания). Человек может быть одновременно членом различных малых групп и выполнять в них различные социальные роли. Каждая из этих малых групп оказывает соответствующее воздействие на человека. Среди наиболее распространенных малых групп, в которых проходит неблагоприятное нравственное формирование личности является семья. Огромное влияние семьи обусловлено рядом обстоятельств:
1) Процесс первичной социализации большинства людей начинается в семье
2) Жизнедеятельность личности в семье занимает продолжительный период времени (в России он самый длинный)
3) Семьи выполняют в обществе различные функции, связанные с вопроизводством человеческого рода, участием и осуществлениям воспитания.
Влияние семьи на личность может носить как позитивный, так и негативный характер.
Негативное влияние обусловлено тем, что семья является сферой негативной реализации личности – семейная десоциализация. Также семья является источником конфликтов, лежащих в основе преступлений, особенно в семейно бытовой сфере. Семейная десоциализация может быть связана либо с отрицательным влиянием семьи на личность в форме целенаправленного формирования антиобщественных свойств либо форме бесконтрольности со стороны семьи. Если родители совершают преступление, ведут антиобщественный образ жизни, они напрямую передают свой негативный опыт детям. Однако преступления совершаются и теми лицами, семьи которых вполне удовлетворительны с точки зрения отсутствия негативных факторов.
Отсутствие в современной семье факторов, обеспечивающих в прошлом воспитание детей с семейным укладом на практике привело к заметному снижению защитной антикриминогенной функции семьи. Участие обоих родителей в общественном производстве, которое часто сопряжено с длительным отсутствием родителя в семье объективно уменьшает период общения детей и родителей, не способствует созданию многодетных семей, ослабляет родительский контроль за поведением детей, в значительной мере ориентирует родителей и детей на проблемы производственной и учебной деятельности, которые протекают вне рамок семьи.
Эти обстоятельства снижают значимость семей для детей, не позволяют обеспечивать совместную деятельность, направленную на удовлетворение экономических потребностей семьи, и затрудняет полноценное общение членов семьи. В большей степени разрушающее воздействие системы семейного воспитания характерно для городских семей, проживающих в крупных городах или небольших индустриальных.
Еще меньшим антикриминогенным потенциалом обладают семьи мигрантов, переехавших в город из сельской местности. Это обусловлено тем, что город в значительном числе случаев, эмигранты находятся еще в более худших материальных условиях, чем до переезда из села. Ломка традиционных систем семейных отношений сказывается на прочности самого института семьи, так как снижается ее значение как социальной общности, в которой происходит воспроизводство человека. Это приводит к увеличению числа неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей (матерью, как правило). Количество разводов в России растет, по этому показателю Россия занимает одно из первых мест в мире. На 10 браков в Германии – 3 развода, в США – 5 разводов, в РФ – 7 разводов. В 2010 году в России было заключено 1 179 000 браков, разводов было – 716 000. В настоящее время (1 июня 2011 года) более 10 млн детей живут в неполных семьях.
Неполная семья объективно обладает меньшими возможностями для воспитания детей. Как правило, такие семьи испытывают больше материальных трудностей, родители вынуждены искать дополнительные заработки, что приводит к увеличению дефицита общения с детьми, затрудняет контроль за поведением детей. Дети хуже усваивают социальные роли людей, противоположного пола. В криминологической литературе отмечается, среди несовершеннолетних правонарушителей удельный вес лиц, воспитывающихся неполных семьях в 3 раза выше лиц, воспитывающихся в полных семьях. Таким образом, изменение семейных отношений снижает криминогенный потенциал семьи и отрицательно сказывается на семейно социализации личности.
Наличие этих объективных явлений служит негативной посылкой отчуждения детей от семьи. Само отчуждение происходит при наличии субъективного фактора, которым чаще всего является отвержение ребенка родителями. Такое отвержение может быть открытым (явное нежелание воспитывать детей), так и в скрытой форме – родители не желают и не умеют воспитывать детей, хотя и не ведут себя грубо. Помимо указанных факторов, обусловливающих отчуждение детей от родителей, появляются дополнительные факторы объективно затрудняющие объективных процесс социализации детей в семье:
1) Существенное уменьшение числа семей со средним уровнем благосостояния (обнищание семьи)
2) Преждевременное вовлечение детей в незаконное предпринимательство
3) Повышение уровня занятости родителей в трудовой сфере.
Происходящая ломка традиционного воспитания не сама по себе отчуждает детей, а лишь в совокупности с неправильной позицией родителей.
Последние 15 лет, по мнению специалистов, российская семья оказалась брошенной государством на произвол судьбы. Начиная с 1992 года, впервые за историю существования России, начался процесс депопуляции (рождаемость не компенсирует смертность, численность снижается).
Анализ различий институтов систем общественного воспитания детей и, прежде всего, учебно-воспитательных учреждений, показывает, что на сегодня они не являются субъектами, способными эффективно выполнять на них обществом задач. С воспитательными задачами сегодня не справляется школа, хотя она занимает важное место в личности, так как дети значительную часть своей жизни проводят в школе. В современной школе все имеющиеся недостатки можно условно разделить на 3 группы:
1) Недостатки организационного характера
Несовершенство учебных программ, слабая материальная база большинства российских школ, большая наполняемость классов, нехватка педагогических кадров, неспособность работать с трудными детьми. Большой объем учебных программ ведет к перегрузкам школьников, их ориентации на запоминание информации, а не на творческую ее переработку. С учебной программой справляется незначительное число школьников, остальные теряют интерес к учебе, выполняют задания формально, их интерес переключается на иные виды деятельности.
Переполненной учебных классов не лучшим образом сказывается на усвоение детьми учебного материала и их состояния здоровья, это способствует отчуждение детей от школы. В сегодняшних школах дети находятся в постоянном состоянии конфликта. Подавляющее число конфликтов (90%) – с преподавателями. Несмотря на реальное существование конфликтов многие педагоги практически не занимаются мех.анализом. Все это способствует к отчуждению детей от образовательных учреждений. Во многом сходные процессы наблюдают сегодня и в системе профессионально технического образования (ПТУ).
2) Недостатки, связанные с неправильным педагогическим подходом к учащимся
3) Недостатки, обусловленные невысоким профессиональным уровнем многих педагогов
В настоящее время, в России ощущается нехватка педагогических кадров (и в городе и в селе), которая обусловлена низкой заработной платой учителей.
В условиях углубления социально-экономического кризиса очень остро стала проблема трудоустройства неработающих и неучащихся подростков. Это не способствует и современное трудовое законодательство.
Рассмотренные основные формы социализации несовершеннолетних во многом определяют направленность их личности, так как именно в несовершеннолетнем возрасте закладываются основы будущего поведения человека. Поскольку, самое неустроенно в плане социализации категория – несовершеннолетние, постольку именно эта категория в дальнейшем определяет облик преступника в стране. В настоящее время среди лиц, неоднократно судимых – почти 78% - это лица, совершившие первое преступление в несовершеннолетнем возрасте. Практика показывает, чем раньше возраст совершения первого преступления – тем более вероятность совершения их в дальнейшем, и наоборот.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|