Распределение часов по темам и видам учебной работы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЗООЛОГИЯ
Направление подготовки:050100 «Педагогическое образование»
Профили подготовки: «Биология и химия», «География и экология», «Биология»
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Пермь 2013
УДК 59
ББК Е 6
З-853
Р е ц е н з е н т :
кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии, валеологии и медицины Пермского государственного педагогического университета
Г.И. Дубась
Авторы-составители: кандидат биол. наук, Г.К. Матвеева, кандидат биол. наук, доцент Н.А. Литвинов, кандидат биол. наук, доцент Т.А. Левитан, кандидат биол. наук С. В. Ганщук
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 – «Педагогическое образование».
Дисциплина входит в профессиональный цикл,
относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана ООП. Б3.В.ОД.1.5 Биология и химия, Б3.В.ОД.2.2 География и экология
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов педагогических университетов, обучающихся по профилям «Биология и химия», «География и экология», «Биология».
Согласовано:
Декан естественнонаучного факультета Дубась Галина Ивановна _________
Утверждено на заседании
учебно-методической комиссии
факультета ___________________:
Протокол № _______
«___» ________________20___г.
Председатель УМК _____________
|
| Утверждено на заседании кафедры _________________:
Протокол № _______
«___» ________________20__г.
Зав. кафедрой _______________
|
Содержание
1. Цели и задачи изучения дисциплины
|
| 2. Место дисциплины в структуре ООП
|
| 3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Принятая структура компетенций
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и
формируемых компетенций
|
|
|
| 4. Объем дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
|
|
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Программа дисциплины
5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины
5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
5.4. Содержание учебно-полевой практики по зоологии беспозвоночных
|
|
|
|
|
| 6. Образовательные технологии
6.1. Технологии аудиторной работы
6.2. Технологии внеаудиторной работы
|
|
|
| 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
7.2. Содержание самостоятельной работы студентов
7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе методические рекомендации по их выполнению
7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
|
|
|
|
|
| 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3. Учебно-методические материалы
8.4. Материально-техническое обеспечение
|
|
|
|
|
| 9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
9.1. Требования и форма проведения входного контроля
9.2. Формы и содержание текущего контроля знаний
9.2.1. Формы текущего контроля знаний
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов
9.3 Форма и содержание промежуточной аттестации
|
|
|
|
|
|
|
| 10. Глоссарий по курсу дисциплины
|
|
1. Цели и задачи изучения дисциплины:
Целью его является ознакомление студентов с многообразием беспозвоночных животных, особенностями организации и своеобразием функционирования представителей разных систематических групп. В задачи курса входит знакомство студентов с распространением животных, формированием специфических адаптивных особенностей организации в связи с разнообразием освоенных животными жизненных сред.
На основании последовательного изучения организации одноклеточных и многоклеточных животных студенты знакомятся с основными направлениями эволюционного процесса, результатами и формами возникающих при этом структурных и функциональных адаптаций, с разнообразием способов размножения и типов развития животных.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б3.В.ОД.1.5 Биология и химия, Б3.В.ОД.2.2 География и экология.
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении зоологии, общей биологии, экологии школьного курса.
Освоение зоологии является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
1. методики преподавания биологии,
2. анатомии и физиологии человека,
3. теории эволюции.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
3.1. Принятая структура компетенций
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Биология и химия», «География и экология»):
- СК-1 – владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, знаком с выдающимися биологическими открытиями, способен оценить роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- СК-2 – владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их значение как компонентов экосистем, способен обосновать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
- СК-5 – владеет знаниями о закономерностях развития органического мира и механизмах эволюционного процесса;
-СК-8– способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований.
- СК-10 – владением экологическими знаниями и представлениями о географическом распространении растений, животных, грибов и микроорганизмов. Пониманием их роли в природе и хозяйственной деятельности человека
- СК-12 – способностью к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основные биологические понятия, термины, определения;
- основные биологические, законы и явления, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней (организмов, популяций, биоценозов и экосистем);
- роль отечественных и зарубежных ученых в развитии биологии;
- современные достижения и проблемы биологии и перспективы её развития;
- разделы биологии, историю, место биологии в системе естественных наук;
- основные закономерности онтогенетического и филогенетического развития живых организмов;
- основные особенности морфологии, экологии, размножения и географического распространения беспозвоночных и позвоночных животных, иметь представления о роли животных в природе и хозяйственной деятельности человека, а также о патогенности и опасности некоторых представителей животного мира.
уметь:
- анализировать текущую информацию по актуальным проблемам биологии;
- применять научные знания в области биологии в учебной и профессиональной деятельности;
- уметь прогнозировать развития биологических систем в соответствии с биологическими законами;
применять теоретические знания по морфологии, экологии, размножения и географического распространения беспозвоночных и позвоночных животных для описания и изучения различных объектов животного мира.
владеть:
- навыками применения знаний по особенностям морфологии, экологии, раз-множения и географического распространения беспозвоночных и позвоночных животных при описании неизвестных объектов животного мира и при анализе их места в зоологической таксономии.
- теоретическими знаниями для осуществления педагогической и научной деятельности;
- системными представлениями об организации живой природы;
- методами популяризации биологических знаний.
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№
п/п
| Наименование раздела/темы дисциплины
| Кол-во часов
| Коды формируемых компетенций
| СК1
| СК2
| СК 5
| СК8
| СК10
| СК12
|
| Введение. История развития и значение зоологии
|
| +
|
|
|
| +
| +
|
| Подцарство Простейшие, или Одноклеточные
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Происхождение многоклеточных. Надраздел Низшие многоклеточные
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Надраздел Собственно многоклеточные. Тип Кишечнополостные
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| Раздел Билатеральные. Тип Плоские черви
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Тип Круглые черви
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Тип Кольчатые черви
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Тип Моллюски
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Тип Членистоногие. Подтип Трилобитообразные
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Подтип Жабродышащие
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Подтип Хелицеровые
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Подтип Трахейнодышащие
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
| Тип Иглокожие
|
|
| +
|
| +
|
|
|
| Филогенетическое развитие беспозвоночных
|
| +
|
| +
|
| +
| +
|
| Введение. Предмет и задачи зоологии позвоночных. История развития. Структура зоологии
|
| +
|
|
|
| +
| +
|
| Типа Хордовые. Подтип Оболочники
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
| Подтип Бесчерепные
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
| Подтип Позвоночные.
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
| Раздел Бесчелюстные. Класс Круглоротые
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
| Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
| Класс Костные рыбы
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
| Надкласс Наземные позвоночные. Класс Земноводные
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| Класс Пресмыкающиеся
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| Класс Птицы
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| Класс Млекопитающие
|
| +
| +
| +
|
|
|
| ИТОГО:
|
| | | | | | | 4. Объем дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Профиль «Биология и химия». Форма обучения очная
Вид учебной работы
| Количество часов по семестрам
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего):
В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
| Семинарские занятия (СЗ)
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (СРС) (всего)
В том числе:
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
| Эссе
|
|
|
|
| Конспект в рабочей тетради
|
|
|
|
| Аналитическая таблица
|
|
|
|
| Исследовательский проект (курсовая работа)
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
| Общая трудоемкость:часы/зачетные единицы
| 72/3
| 72/3
| 72/3
| 72/3
| Входной контроль(вид, № семестра)
| Тест, I семестр
|
|
|
| Текущий контроль(вид, № семестра)
| Коллокви-умы
| Коллокви-умы
| Коллоквиумы
| Коллокви-умы
| Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров
| Зачет,
I семестр
| Экзамен,
II семестр
| Зачет
| Экзамен
|
Профиль «География и экология». Форма обучения очная
Вид учебной работы
| Количество часов по семестрам
|
|
| Аудиторные занятия (всего):
В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинарские занятия (СЗ)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (СРС) (всего)
В том числе:
|
|
|
| Реферат
|
|
| Эссе
|
|
| Конспект в рабочей тетради
|
|
| Аналитическая таблица
|
|
| Исследовательский проект (курсовая работа)
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы
| 144/4
| 108/3
| Входной контроль(вид, № семестра)
| Тест,
I семестр
|
| Текущий контроль(вид, № семестра)
| Коллоквиумы
| Коллоквиумы
| Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров
| Зачет,
I семестр
| Экзамен,
II семестр
|
Профиль «Биология». Форма обучения заочная
Вид учебной работы
| Количество часов по семестрам
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего):
В том числе:
|
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
| Семинарские занятия (СЗ)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Самостоятельная работа (СРС) (всего)
В том числе:
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
| Эссе
|
|
|
| Конспект в рабочей тетради
|
|
|
| Аналитическая таблица
|
|
|
| Исследовательский проект (курсовая работа)
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
| Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы
| 216/6
| 216/6
| 36/1
| Входной контроль(вид, № семестра)
| Тест, 1 сем.
|
|
| Текущий контроль(вид, № семестра)
| Контроль-ная, 1 сем.
| Контроль-ная, 2 сем.
| Контроль-ная, 3 сем.
| Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров
| Зачёт, 1 сем.
| Экзамен, 2 сем.
| Зачёт, 3 сем.
|
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Очная форма
№
п/п
| Раздел/ тема
| Неделя семестра
| Всего час.
| Виды учебной работы студентов
и трудоемкость (в часах)
| аудиторная работа
| сам. работа
| лек.
| сем.
| пр.
| лаб.
| обяз.
| доп.
|
| Введение. История развития и значение зоологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подцарство Простейшие, или Одноклеточные
| 2-4
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надраздел Низшие многоклеточные
| 4-5
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надраздел Собственно многоклеточные. Тип Кишечнополостные
| 4-7
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел Билатеральные. Тип Плоские черви
| 5-9
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тип Круглые черви
| 6-10
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тип Кольчатые черви
| 7-12
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тип Моллюски
| 24-26
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тип Членистоногие. Подтип Трилобитообразные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подтип Жабродышащие
| 26-28
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подтип Хелицеровые
| 27-30
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подтип Трахейнодышащие
| 28-33
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тип Иглокожие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Филогенетическое развитие беспозвоночных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Введение. Предмет и задачи зоологии позвоночных. История развития. Структура зоологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Типа Хордовые. Подтип Оболочники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подтип Бесчерепные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подтип Позвоночные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел Бесчелюстные. Класс Круглоротые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс Костные рыбы.
| 6-8
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надкласс Наземные позвоночные. Класс Земноводные
| 9-12
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс Пресмыкающиеся
| 23-25
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс Птицы
| 26-29
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс Млекопитающие
| 30-33
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| |
|
| | |
|
|
|
Заочная форма
№
п/п
| Раздел/ тема
| Неделя семестра
| Всего час.
| Виды учебной работы студентов
и трудоемкость (в часах)
| аудиторная работа
| сам. работа
| лек.
| сем.
| пр.
| лаб.
| обяз.
| доп.
|
| Введение. История развития и значение зоологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подцарство Простейшие, или Одноклеточные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надраздел Низшие многоклеточные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надраздел Собственно многоклеточные. Тип Кишечнополостные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел Билатеральные. Тип Плоские черви
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тип Круглые черви
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тип Кольчатые черви
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тип Моллюски
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тип Членистоногие. Подтип Трилобитообразные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подтип Жабродышащие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подтип Хелицеровые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подтип Трахейнодышащие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тип Иглокожие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Филогенетическое развитие беспозвоночных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Введение. Предмет и задачи зоологии позвоночных. История развития. Структура зоологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Типа Хордовые. Подтип Оболочники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подтип Бесчерепные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подтип Позвоночные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел Бесчелюстные. Класс Круглоротые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс Костные рыбы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надкласс Наземные позвоночные. Класс Земноводные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс Пресмыкающиеся
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс Птицы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс Млекопитающие
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| |
|
| | |
|
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Программа дисциплины
Введение
Предмет и задачи курса, биология как комплексная наука. Связь зоологии с другими дисциплинами. История развития зоологии. Система животного мира, её совершенствование. Успехи современной зоологии. Роль отечественных и зарубежных учёных в развитии зоологии беспозвоночных. Значение зоологии как фундаментальной науки. Охрана животного мира, охрана биоразнообразия.
ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|