Сделай Сам Свою Работу на 5

Мир состоит из явлений, поэтому в основе Учения о явлениях лежат понятия о том, что такое явления, как они устроены и откуда возникают их свойства.

Явления состоят из частей и могут наследовать их свойства. Например, вес вещи складывается из веса составляющих ее частей. Но, кроме свойств унаследованных от своих составляющих, явление обладает еще собственными свойствами, не присущими ни одной из составляющих частей, но порожденными только целостностью самого явления. При соединении частей иногда происходит чудо – возникает новое явление с новыми свойствами. В этом состоит главный принцип устройства явлений – принцип целостности, который отделяет внутреннее устройство от внешних проявлений.

Например, если соединить части стула – спинку, ножки, сиденье, то возникнет стул. Если радиодетали соединить в определенной радиосхемой последовательности, то возникнет радиоприемник. А из набора комплектующих частей можно собрать автомобиль. Возникшие явления обладают новыми свойствами не присущими ни одному из их составляющих по отдельности: на стуле можно сидеть, а на наборе его частей нельзя. На автомобиле можно ездить, а на комплекте его частей нельзя. Радиоприемник может принимать радиопрограммы, а ни одна из его деталей не может. Принцип целостности – это главный принцип устройства явлений. Он позволяет определить понятие, сокрытое за словом «явление».

 
 


Обсуждая устройство явлений можно использовать уже привычное нынче слово «система», но прежде надо определить стоящее за ним понятие:

       
 
 
   


Обычно под словом «явление» подразумевают одновременно и систему, в которой порождается свойство, и само свойство, порождаемое в системе. Свойство, которое возникает из соединения частей – есть главный признак, сущность, суть явления. Понятие о явлении – это, в первую очередь, представление о сущности явления, о главном признаке явления, о свойстве порожденном в данной системе.

Например, телевизоры и автомобили бывают разными: маленькими и большими, хорошими и не очень, собранными по разным схемам из разных деталей. Но все они обладают некоторым отличительным свойством (функцией): телевизор – это явление, которое принимает телесигналы и воспроизводит телеизображение, а автомобиль – это «повозка, которая сама ездит».



Необходимо обратить внимание на раздельность, обособленность явлений. Порождённое явление (функция, свойство) становится отдельным обособленным явлением. Например, душа – мир чувств, эмоций, настроений и переживаний, является порождением тела человека. Однако душа не является частью тела – это отдельное явление. Его нужно изучать отдельно. Разум, понятийная система человека, тоже, как и душа явлется порождением тела человека. Но разум, как и душа, также не является частью тела – это отдельное явление, которое надо изучать отдельно.

       
 
При исследовании явлений последовательно применяются два метода – сначала анализ, а затем синтез (греч. разложение и соединение).
  • Анализ – это выявление подсистем данного явления (данной системы).
  • Синтез – выявление того, как эти подсистемы взаимодействуют между собой, как в результате своего взаимодействия подсистемы порождают сущность явления (порождают системную функцию).
 
 
   


Иерархия, вложенность явлений возникает оттого, что в явлениях – надсистемах задействуются свойства явлений-подсистем, порожденные их целостностью.
Всякое свойство явления порождается на некотором уровне иерархии явлений, поэтому изучая явления необходимо различать свойства, унаследованные от составляющих частей и свойства, порожденные целостностью явления.

Каждая подсистема, хоть она и является элементом надсистемы, сама по себе тоже является системой, а значит тоже в ней порождается своя подсистемная функция. Поэтому подсистемы называют функциональными блоками. Подсистемы взаимодействуют между собой как целостности, т. е. взаимодействуют между собой с помощью своих подсистемных функций. Поэтому в системе можно заменять подсистемы (заменять функциональные блоки) на аналогичные, т. е. порождаюшие такую же подситемную функцию. Например, ремонтируя радиоустройства наши радиолюбители часто заменяют иностранные радиодетали на аналогичные отечественные радиодетали, обладающие теми же харатеристиками (подсистемными функциями), что и иностранные радиодетали.

v Поскольку каждое свойство, всякая сущность порождается на своем уровне иерархии явлений, то нет смысла искать свойства на более низких уровнях – их там еще нет.

v Так же бессмысленно изучать свойства на более высоких уровнях – там свойства могут быть поглощены и включены в состав других явлений-систем.

v

Кроме линейной, иерархической упорядоченности есть и другие ее виды. Однако, несмотря на это, для овладения всяким свойством явления необходимо понять устройство того уровня иерархии, на котором порождаются интересуемые свойства явлений. В этом состоит суть системного подхода к анализу явлений.

Пример.

Язык чувств, эмоций, настроений и переживаний – это язык, на котором общаются между собой животные. Т.е. чувства, эмоции, настроения и переживания – это явление, которое порождается на уровне стаи животных. Поэтому язык эмоций надо изучать на том уровне иерархии явлений, на котором язык эмоций порождается – т.е. на уровне стаи животных. Бессмысленно пытаться искать чувства и эмоции на более низком уровне иерархии явлений, например, на уровне физиологических реакций или на уровне биохимических процессов. Там этого явления еще нет. Также бессмысленно изучать язык чувств и эмоций на более высоком понятийном уровне. На человеческом, понятийном уровне язык чувств и эмоций проявляется уже опосредованно – он уже облечен в категории морали, права и других общественных представлений.



©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.