|
Понятия человек, индивид, личность
Человек –это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека и, прежде всего системой общественного воспитания.
Индивид(дословно) – неделимая дальше частица какого-то целого. «Индивидуальность» - уникальность, неповторимость человека, во всем богатстве его личных качеств и свойств.
Личность –интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоение им материальных и духовных ценностей человеческой культуры.
Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и, прежде всего системой общественного. Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.
Характеризуя «личность» имеют в виду»целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, в основе созревания которого лежат в основном адаптивные приспособительные процессы.
Личностью человек не рождается, он становится ею в процессе своего развития. Можно выделить три возрастные уровня развития личности;
- личность ребенка – основным критерием для данного типа является усвоение нравственных норм и нравственных запретов;
- личность подростка – характеризуется тем, что он уже имеет навыки организации труда, стремится к выражению самостоятельности, знает правила хорошего тона, но в реальной жизни не всегда поступает правильно;
- личность взрослого человека – качество, основанное на соблюдении законов, правил этикета, служебных предписаний.
На развитие и формирование личности оказывают свое влияние множество факторов, которые можно разделить на две группы – индивидуальные особенности, наследственные предпосылки и целеустремленность самого человека, и социальное влияние среды, в которой данный индивид существует.
У новорожденного человека природой заложены основные жизненно-необходимые инстинкты на бессознательном уровне – чувство голода, холода и пр. С самого раннего возраста на формирование личности важное влияние оказывает тип темперамента индивида. Т.е. энергетическая характеристика темпа реагирования на те или другие действия, события.
Особый интерес в течение столетий вызывает такое интегральное образование индивида, как темперамент (от лат. Temperamentum – надлежащее соотношение частей).
А. Р. Луриа высказал афоризм, что величие ученого определяется тем, насколько выдвинутые им представления задержали развитие научной мысли. В этом смысле вряд ли кто из ученых может состязаться с Гиппократом, который предложил гуморальную концепцию темперамента. Гиппократ учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма – крови, желчи, лимфы и флегмы. Смесь этих жидкостей и лежит в основе четырех основных типов темперамента: сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики. Одни люди по темпераменту чрезвычайно медлительны и невозмутимы. Во всей манере их поведения чувствуется степенность, размеренность (флегматики). Другие люди подвижны, порывисты, легко воспламеняются, мгновенно ухватываются за новые идеи; общительные люди с переменным настроением (сангвиники). Холерики чрезвычайно восприимчивы и глубоко переживают все свои радости, свои боли и печали. Они импульсивны, под влиянием аффекта могут совершить необдуманный поступок, а после будут раскаиваться. Совершенно иной тип – меланхолики. Они глубоко переживают любое событие жизни, но горе носят в себе, не проявляя внешне свои переживания; постоянны в своих привязанностях.
Разумеется, что в одинаковых условиях люди разного темперамента мыслят и действуют по разному, по разному они и приспосабливаются к существующим социальным требованиям.
Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
Кроме того, огромное значение для воспитания маленького человека имеет то окружение, в котором проходят первые годы его жизни. Если его окружают добрые, ласковые, умные люди, то шансов на то, что в будущем у этого человека чувства справедливости, добра, гуманизма будут превалировать над низменным и жестоким намного больше.
Трудно переоценить влияние на формирование личности социальных факторов, т.е. того общества, в котором существует данный индивид. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Каждый человек, так или иначе, подчинен рамкам той общественно-экономической формации, в которой он живет. Он должен, иногда вопреки личным взглядам, подчиняться существующим в данном обществе законам, принципам и идеалам. В истории известно немало примеров, когда безумные, варварские идеи овладевали «коллективным разумом» целых народов и к каким катастрофическим последствиям это приводило (фашизм в Германии, эпоха правления Сталина в СССР).
В рамках анализа жизненной позиции встает вопрос об образе жизни личности.
Образ жизни – совокупность типичных форм жизнедеятельности людей, объективно существующих в обществе: труд, общественно-политическая сфера, образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д.
Свои социальные устремления личность реализует в материальной и духовно-идеалогической жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду характеристикой конкретного субъекта, который в рамках данного образа жизни ведет материальную и духовно-идеалогическую жизнь определенной направленности, содержания и активности. Личность – это ученик и соавтор человеческой истории, определенного образа жизни.
Образ жизни общества, социальной группы, трудового коллектива представляет для субъекта любого уровня (а для конкретного человека особенно) как специфическое общественное условие, активно детерминирующее и его образ жизни. Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций жизненного выбора. Она или принимает наличный образ жизни, борется за его укрепление, развитие (занимает активную жизненную позицию); или относится ко всему как к должному, реализует себя в рамках положительной нормы, но не больше (жизненная позиция среднего уровня активности); или только приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя «правилам жизни» микросреды (пассивная жизненная позиция); или в определенных условиях использует формы деятельности и общения негативного и антиобщественного содержания (негативная и антиобщественная жизненные позиции). Как видно, понятия «жизненная позиция» и «образ жизни» пересекается, и дополняют друг друга.
В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и социальную устойчивость как сознательный субъект общественной жизни.
Понятие «жизненная позиция» связано с активным, избирательным отношением людей к природе и обществу, способностью человека делать выбор и принимать решения в тех или иных условиях, в том числе и в рамках определенного образа жизни. Объективными (внешними) условиями самоопределения личности выступает своя совокупность социально-экономических, политических и духовно-идеалогических процессов конкретно-исторического общества (на уровне общества в целом и составляющих его социальных групп, на уровне региона, на уровне трудового коллектива и семьи). Своеобразными внешними условиями являются также и образы жизни коллективных и индивидуальных субъектов, с которыми она взаимодействует.
В настоящее время наше общество переживает сложный период развития происходит координальная переоценка духовных ценностей, перестройка в экономической, политической, социальной сферах. В таких условиях возрастает роль личности, как фактора формирования демократических преобразований в обществе. Качества личности, социально одобряемые, это прежде всего сегодня стремление каждого индивида к совершенству нравственных и моральных позиций, стремление к получению и использованию на практике глубоких знаний во всех областях науки, техники, производства. Демократическое общество гарантирует человеку свободу совести, слова, печати, религии, волеизъявлений. Перед человеком, обладающим всесторонними глубокими знаниями, трудолюбивым, умеющим принимать самостоятельные решения и притворять их в жизнь, аргументировано отстоять свою точку зрения и уметь убедить в правоте своих взглядов окружающих, открываются большие перспективы. Переход к рыночной экономике освобождает деловую и предпринимательскую активность личности, человек понимает, что материальное благосостояние его зависит от него самого. В деловых отношениях особенно важными становятся организованность, твердость в выполнении принятых обязательств, порядочность и честность по отношению к партнерам, взаимное уважение интересов друг друга.
Во все времена, а сегодня особенно, ценятся такие качества личности, которые позволяют не ущемлять интересы отдельных общественных и политических объединений, находить компромиссные решения вопросов развития общества, умение выслушать все мнения и принять рациональное решение, удовлетворяющее большинству и обществу в целом.
Разумеется, не утрачивает своей значимости основные нравственные качества личности, которые сформированы на протяжении всего периода развития человечества – это доброта, честность, любовь к людям, уважительное отношение к старшим, щедрость, добродетельность, смиренность, умение прощать и не осуждать, терпение, рассудительность.
Понятие социализации
Человек, рассматриваемый в его индивидуальности, т.е. в качестве личности, и человек в его родовом понятии, т.е. как все люди, все человечество, является с одной стороны создателем, творцом общества, которое возникает только в процессе человеческой деятельности. С другой стороны он выступает как творение общества. Включаясь в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом, и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.
Однако то, что сказано выше не включает содержание многогранного процесса, каковым является социализация. То, что мы сказали о ней, концентрирует внимание на вхождении индивида в социальную среду, усвоении им социальных влияний, приобщение его к системе социальных связей и отношений, к нормам и правилам поведения, к ценностям культуры. Если этим ограничиться, то личность предстает как пассивный продукт социального влияния среды. Личность в процессе своего формирования избирательно относится к внешним воздействиям. Она постепенно приобретает способности познания и оценки не только окружающих людей и их действия, но и сомой себя. По мере взросления личность чаще осуществляет самостоятельный выбор собеседника, интересов и целей своих действий, т.е. становится все более активным субъектом социальных отношений и взаимодействий.
Формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные действия. Этот, очень важный момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятые и освоение, но предполагает активность индивида в личностном переосмыслении и преобразовании социального опыта, возникновение у него стремления и умения осуществлять «индивидуализированную прибавку» к уже существующему опыту, продвигать его на новую ступень. Социализации в таком понимании расширяет диапазон действий. Формирующаяся в процессе его осуществления личность предстает не только в качестве объекта, но активного субъекта общественных отношений и взаимодействий, испытывающего влияния окружающей среды и одновременно влияющего на эту среду, на ее изменения.
Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
Американский социолог Т. Парсонс сказал: «Поскольку личность – это усвоенное в процессе обучения организация индивида, то процесс социализации имеет решающее значение для нее формирования и функционирования».
Различают две основные формы социализации – направленная и ненаправленная.
Ненаправленная, стихийная форма социализации – это стихийное «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении – в кругу семьи, сверстников, сослуживцев.
Направленная форма социализации – специально разработанная обществом или его институтами и организациями система средств воздействие на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с преобладающими в данном обществе ценностями, идеалами, интересами и целями. Воспитание – важнейший способ направленной социализации. Это процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведения развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, принципов, социальных установок и подготовке ее к активной производственной и культурной деятельности.
Направленная и ненаправленная формы социализации могут в определенных условиях согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. Может возникать конфликтная ситуация, затрудняющая процесс социализации. Так как стихийная форма, под воздействием семьи, компаний сверстников, несет в себе много устаревших отживших норм, правил, стереотипов поведения. Наряду с положительным воздействием на личность оказывает на нее негативное влияние. Стихийная социализации без включения механизмов направленной социализации может стать ущербной как для формирования личности, так и для общества в целом.
Направленная социализация тоже не во всех случаях приводит к положительному воспитательному результату. Это происходит тогда, когда она применяется в реакционных целях (воздействие фашистской идеологии, проповедь расизма, деятельность сект, сатанистов). Направленная социализация приводит к позитивному формированию личности тогда, когда осуществляется в соответствии с высокими нравственными критериями человеколюбия, свободы совести, морального долга.
Человеком рождаются, личностью становятся, а процесс социализации есть процесс социального становления и развития личности. Он начинается с рождения индивида и продолжается всю его жизнь. Существенным началом, посредствам которого осуществляется социализация личности является идентификация. Сущность ее заключается в том, что человека формирует не столько окружающая среда, сколько система правил, норм и ценностей с которыми он себя соотносит, не те из них, с которыми он себя отождествляет. Каждый индивид причисляет себя к определенной группе, т.е. идентифицирует себя, свое «Я» с другими «Я», которые в своей совокупности составляют определенное «мы», которое и соединяет несколько или множество личностей в социальную общность. Понятие идентификации было введено в науку австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом. Первоначально это понятие применялось для обозначения эмоциональной привязанности ребенка к матери, даме, в более широком понимании – в качестве центрального социально-психологического механизма формирования способности индивида к самопознанию и саморазвитию. Американские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс определяют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождения его в определенную социальную группу, как процесс формирования социальных установок. Согласно Дж. Миду индивид, чтобы стать самим собой в личном плане, т.е. обладать самостоятельностью, должен быть членом какого-то сообщества.
Принимая установки сообщества по отношению к себе, индивид начинает сознавать себя в качестве члена данного сообщества, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою индивидуальность. Организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду единство и развитие его самости Дж. Мид, Т. Парсонс называют «обобщенным другим». Установка сообщества – это и есть установка обобщенного другого, воспринимая и усваивая которую, личность идентифицирует себя с данной общностью и соответствующим образом направляет свое собственное поведение. «Именно в форме обобщенного другого, - пишет Дж. Мид, - социальный процесс влияет на поведение вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов». Индивид принимает установку обобщенного другого, т.к. она выражается в установках по отношению к поведению индивидов вместе с которыми он вовлечен в данную социальную ситуацию. Он становится сознательной человеческой личностью. Например, в политике индивид отождествляет себя с политической партией и принимает установки этой партии. Развертывание процесса социализации, включая действия таких важных социально-психологических механизмов, как идентификация и влияние обобщенного другого, зависит не только от направленности и силы социализирующего влияния социального окружения – группы, общности, но и от индивидуальностей формирующейся личности, являющихся внутренними условиями, через которые преломляются внешние воздействия. Внутренний мир личности, как сложенная динамично развивающаяся система, предстает в качестве субъективной стороны личности, но остающейся относительно самостоятельной и активной. Разнообразие связи личности с другими индивидами, с условиями ее бытия, выступают в качестве объективной стороны личности. Обе эти стороны в процессе социализации связаны в единое субъектно-объективное взаимодействие, в процессе развертывания которого и формирует индивидуальные качества личности.
С учетом типологических особенностей выделяют этапы социализации.
Младенчество – это два года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе общение. Это обмен улыбкой с матерью, с общения с ней, общение с вступающим с ним в контакт людьми и к домашним животным. Постепенно эти средства общения дополняют, многие заменяют словами. Слово является продуктом воплощения социального опыта в нормах и ценностях культуры. В связи с такой особенностью развертывания процесса социализации мышления, ценностные ориентации и продуктивное воображение в младенческом возрасте развивается медленнее и слабее, чем общительность, вырастающая из привязанности ребенка к матери, отцу, бабушке.
Второй этап социализации – детство, от 2-ух до 6-ти лет, до поступления в школу. Ведущим каналом социализации является игра. В первую очередь ролевая игра. Это образное воссоздание поведения и действий взрослых, осуществляющая в игровой форме. Основной формой деятельности становится освоение ролей в игре в прятки, куклы, в войну, а также общение с миром сказок, книжек, мультфильмов. Развитие воображения, фантазии опережают обретение знаний и развитие умственных способностей.
Третий этап социализации – переход от «возраста игр» к «возрасту учения» в школе, завершаясь половым созреванием. Опять изменяется домината социализирующего процесса – ею становится обучение и познание мира. Это осуществляется с помощью учителей, учебников, художественной литературы. Такое изменение направленности и средств социализации приводит к активному, опережающему все другие психологические процессы, развитию абстрактного мышления, оттесняющего на задний план фантазию, воображение одновременно с ослаблением отзывчивости и потребности общения. Это находит воплощение в дружбе, которая возникнув в школьные годы нередко сохраняется на всю жизнь.
Четвертый этап социализации начинается в школьные годы. Нижний предел – половое созревание, подростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей. Верхний рубеж – завершение учебы. В этом периоде происходят изменения в самосознании и самооценке личности, вырабатываются мировоззрения. Сохраняется социализирующая доминанта, воплощенная в потребности познания мира, но она изменяет всю дислокацию: юноша стремиться получить знания, ценности, систему оценок и представлений о добре и зле, о благородстве и подлости не из учебников, а из собственного опыта и общения со сверстниками. В этот период происходит формирование жизненных позиций будущих революционеров, музыкантов, поэтов, спортсменов. Приобретение из разных источников разнообразного жизненного опыта становится преимущественным средством формирования самосознания, мировоззрения жизненной позиции. В этот период в воспитании молодого человека возрастает роль культуры, прежде всего искусства. Личный жизненный опыт обогащается опытом героев живущих в мирах, созданных Л. Толстым, У. Шекспиром, Ф. Феллини.
Четвертым этапом завершается дотрудовая стадия социализации и открывается путь к трудовой стадии. Она начинается пятым этапом социализации. Происходит переход от систематического обучения к продуктивному труду. В этот этап человек входит в социальную и духовно сформировавшейся личностью. Обладает разносторонне развитым сознанием, прочным мировоззрением. На этом этапе важную роль приобретает специализация. Специализация повышает социальный процесс, который на этапе трудовой деятельности осуществляется на трех условиях социализации личности:
· как члена специфической, профессиональной группы (микроуровень).
· как члена конкретного трудового коллектива или организации (микроуровень).
· как принадлежащего к работающей части населения определенного государства (макроуровень).
Социализация на этом этапе приобретает две возможности соединения с процессом культурализации, т.е. приобщение личности к ценностям, нормам и идеалам культуры. Одна из них, ограничивающая духовное развитие личности, заключается в том, что человек завершив определенный уровень обучения в системе образования стремится сохранить (иногда - забыть) усвоенные знания. Вторая – проявляется в том, что человек став взрослым начав свой трудовой путь продолжает овладеть богатствами культуры посредством самообразования, самовоспитания. Этот путь значим в нашу эпоху, когда расширился круг интеллектуально развитых людей, подготовленных предшествующим образованием и воспитанием к духовному развитию.
Завершение трудового этапа социализации дает начало шестому этапу – завершающей стадии – послетрудовой деятельности. Человек приходит к заслуженному отдыху. Этот этап охватывает весь период пенсионерского существования. Жизнеустройства людей пенсионного возраста приобретает социальную значимость. В структуре народонаселения люди пожилого возраста занимают значительное место. Проблемы послетрудовой стадии социализации очень актуальны и важны, особенно с углубляющимся социальным расслоением общества на богатых и бедных.
В приведенной ниже таблице показана взаимосвязь основных этапов социализации личности, особенностей каждого из них и основных видов деятельности, присущих этим этапам.
№
| Название этапа
| Ведущая деятельность
| Ведущая сторона социализации
|
| Младенчество (до 2 лет). Возникновение доверия к людям
| Эмоциональное общение со взрослыми
| Освоение норм отношений между людьми
|
| Раннее детство (2-5 лет). Формирование самостоятельности
| Предметная деятельность
| Освоение общественно выработанных способов деятельности с предметами
|
| Дошкольное детство (5-6 лет). Формирование инициативы
| Игра
| Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми
|
| Младший школьный возраст (6-11 лет)
| Учебная деятельность
| Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы деятельности
|
| Подростковый возраст
(12-14 лет)
| Общение со сверстниками. Развитие самосознания
| Освоение моральных норм отношений между людьми
|
| Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения
| Учебно-профессиональная деятельность. Формирование мировоззрения
| Освоение общих и профессиональных знаний
|
| Поздняя юность (18-25 лет) – этап «чел. близости»
| Трудовая деятельность, профессиональная учеба
| Освоение отношений между людьми; профессиональных, трудовых умений, навыков
|
| Этап человеческой зрелости (25-60 лет)
| Трудовая деятельность. Самообразование
| Самоутверждение в труде, семейно-бытовых отношениях, культуре, политике
|
| Послетрудовая деятельность
| Подведение жизненных итогов
| Самооценка, постижение смысла жизни
|
Важное значение в социологии придается факторам социализации.
Важнейшими факторами являются:
· Биологические – биологическая наследственность индивида.
· Психологические – влияние на процесс социализации характера, темперамента, способностей формирующейся личности.
· Социальные – экономические, политические, в частности государственное устройство, культурные.
«Под агентами социализации, - отмечал английский социолог Э. Гидденс. – мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации». Первоначально и важным из этих социальных агентов является семья. Она представляет собой не только первичную группу, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством и заключающую в себе тот особый тип сопереживания, для которого «мы» являемся естественным выражением, но и естественную модель, микромир широкого социального макромира. Семья получает широкие возможности для формирования личности как живой целостности, как существа индивидуального и одновременно социального.
Школа – второй важнейший агент социализации. Она дает знания, навыки, умения, которые выходят за пределы первоначального непосредственного контакта родителей и детей. Школа осуществляет силами учителя обучение и образование большой группы учеников, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе.
Трудовой коллектив – третий важный агент социализации. Он специализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность, развивая и поддерживая не только ее приверженность усвоенным ценностям, нормам, традициям, но и ее индивидуализированное их воспроизводство, приводящее к новаторству, к обновлению, расширению и обогащению социального опыта, как индивида, так и социальной группы.
Система культуры играет важную социализирующую роль в формировании личности. Культура представляет собой систему творческой деятельности и продуктов этой деятельности в виде ценностей, норм, правил. Этим она оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности. Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным «Я». Прежде чем стать инженером, врачом, писателем, человек должен стать самим собой. Ч. Кули Назвал это «самостью». Но если культура ограничится только этим шагом, то сформировавшееся «Я» сможет самовозгордиться, вознестись выше всех людей. А это может привести к индивидуализму, привести к «преступлению закона», привести к преступлению. Ф.М. Достоевский считал, что необходим второй шаг культуры к человеку. Он заключается в том формировании привычки и потребности, относится к другому человеку именно как к человеку. Необходимо уважать его мысли, взгляды, его позицию. Только идея таким путем, культура способны сформировать социально развитую, духовно богатую личность.
Обосновывая решающую роль культуры в социальном становлении индивида М. Мид сделал вывод: «культура – это источник личности».
Культура оказывает социализирующее влияние на формирование личности не обособленно от других институтов социализации, а вместе с ними и через них, что резко усиливает воспитательный результат этого процесса. Все институты социализации, взаимодействия друг с другом оказывают воздействие на две основные тенденции в формировании личности и ее социальном развитии:
· Тенденцию усвоения индивидом социального опыта, ценностей и норм культуры.
· Тенденцию творческого их воспроизводства, обогащения и преобразования в деятельности личности как активного субъекта общественно-исторического процесса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|