|
Социальный статус и социальная роль
В жизни эти весьма взаимосвязанные понятия часто отождествляют, однако социологи отличают их друг от друга. Термином человек называют один из видов живых существ на земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и прочих животных). Иными словами, этот термин обозначает представителя человеческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех людей. В противоположность этому индивид есть определенный «экземпляр» рода людей, один из его представителей. Наконец личность выступает как тот или иной человек, имеющий определенную неповторимую индивидуальность.
Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становится личностью. Это подводит нас к следующему важному понятию – социализации.
Социализация начинается в самом раннем детстве и не прекращается по существу до глубокой старости. Она охватывает все процессы приобщения индивида к культуре: его обучение и воспитание, взаимодействие с другими людьми, освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности, приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т.д. В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе. Результат социализации – приобретение людьми различных статусов, т.е. определенных позиций в обществе. Различают статусы социальный и личный.
Социальный статус – это положение индивида (или группы людей) в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, собственностью, образованием, родом занятий, должностью, семейным положением и т.д.
К примеру, люди, обучающиеся в вузе, имеют статус студента; те, кто завершил трудовую деятельность по возрасту, - статус пенсионера; потерявшие работу – статус безработного. Каждая статусная позиция предполагает определенные права и обязанности.
В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приобретении своего статуса, различают два основных вида социальных статусов: предписанный и достигаемый.
Предписанный статус (его еще называют приписанным или приписываемым) – это тот, который получен от рождения, по наследству или по стечению жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека. Таковы, в частности, приобретенные от рождения, или прирожденные статусы, связанные с полом (женщина, мужчина), с национальностью (египтянин, чилиец, белорус), с расой (представитель монголоидной, негроидной или европеоидной расовых групп), с кровным родством (дочь, сын, сестра, бабушка) с наследуемыми титулами (королева, император, баронесса).
В отличие от предписанного достигнутый статус (или достигаемый) приобретается собственными усилиями индивида. Он связан с получением образования и трудовой квалификации (учащийся, студент, рабочий, мастер, инженер), с трудовой деятельностью и деловой карьерой (фермер, банкир, директор, майор, генерал, доктор наук, министр, член парламента), с какими-либо особыми заслугами (народный артист, заслуженны учитель, почетный гражданин города) и т.п.
Если социальный статус определяет место индивида в обществе, то личный – его позицию в среде непосредственно окружающих его людей. Личный статус – это положение человека в малой (или первичной) группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. Так, каждый работник в любом трудовом коллективе пользуется у сослуживцев определенной репутацией, т.е. имеет общественную оценку своих личностных качеств (трудяга – лентяй, добряк – жмот, серьезный человек – пустышка, доброжелательный – злой и т.п.). В соответствии с подобными оценками люди часто и строят с ним свои отношения, определяя тем самым его личный статус в коллективе.
Уровни социального и личного статусов часто могут не совпадать. Так, скажем • министр (высокий социальный статус) может быть скверной и нечистой на руку личностью (низкий личный статус). И наоборот, • «простая» уборщица (низкий социальный статус) благодаря своему трудолюбию и душевности может пользоваться большим уважением окружающих (высокий личный статус).
Для человека характерно как минимум два типа рассогласований:
1 мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье),
2 потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему миру.
Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение индивида в обществе или группе. Оно называется НЕСОВПАДЕНИЕМ (или РАСХОЖДЕНИЕМ) СТАТУСОВ. Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству.
В общественном мнении вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии называется РАНГОМ. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:
· когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;
· когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
От человека с тем или иным социальным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определенного поведения. К примеру, статус преподавателя предполагает, что его обладатель четко организует свои уроки, хорошо знает и объясняет свой предмет, умело «подбрасывает» слушателям интригующие вопросы, служит для молодых людей образцом воспитанности, высокой культуры, грамотной речи и т.д. В этом и состоит понятие социальной роли.
Социальная роль – это те определенные действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, солдат, жена), то социальная роль - выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т.д.). Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением – одна из причин так называемых статусно-ролевых конфликтов.
Так, например, человеку со статусом отца «положено» любить своего ребенка, заботиться о его материальном обеспечении, хорошем воспитании, всестороннем развитии и т.д. Если же вместо этого родитель проявляет равнодушие к отпрыску, безразличие к достатку в семье, предается пьянству и собственным удовольствиям, а все воспитание сводится к грубому окрику и «даванию ремня», то очевидно, что статусная роль не выполняется.
В подобных социальных конфликтах расхождения между социальным статусом и ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям (например, в виде штрафа к безбилетному пассажиру), а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей. И тогда несостоятельный директор отстраняется от должности, неуспевающий студент тчисляяется из учебного заведения, а представленный выше «папаша» лишается родительских прав.
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе – как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения.
Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено – ОЖИДАНИЯ людей (экспектации).
Мы уже сталкивались с понятием «статусный набор», введением в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. У.Р. Мертона есть и другое, тесно связанное с первым, понятие. Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др. Значит, в любых действиях человека предполагается выполнение социальных, принятия ответственных решений, самоконтроль и самооценку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|