|
СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ
Начинать сравнение десятичных дробей следует с дробей со „аменателем 10, например 0,3 и 0,5. Сначала нужно каждую из тих дробей показать на метровой линейке, разделенной на деци-||етры. Известно, что
1 дм — это 0,1 м 9 дм<5 дм, значит,
3 дм — это 0,3 м 0,3 м<0,5 м
5 дм — это 0,5 м 0,3<0,5
Далее следует каждую из этих дробей сравнить с помощью любого отрезка (рис. 28). 0,3
0,5
Рис. 28 Легко сравнить эти десятичные дроби, если записать их со
5 3 знаменателями: ух- и -щ. Как сравнить обыкновенные дроби с
5 3 одинаковыми знаменателями, учащиеся знают: -|ф>-щ-
После рассмотрения еще нескольких пар десятичных дробей на конкретных примерах можно подвести учащихся к выводу: из сравниваемых десятичных дробей та дробь больше, у которой число целых больше; если же целые равны (например, в дробях 0,3 и 0,5), то сравниваются десятые доли, и тогда та дробь больше, у которой число десятых долей больше.
По аналогии с десятичными дробями со знаменателем 10 сравниваются десятичные дроби со знаменателем 100 (0,08 и 0,05) и со знаменателем 1000 (0,007 и 0,004).
В качестве пособий для сравнения дробей со знаменателем I можно использовать метр, деленный на сантиметры, или квад|и деленный на 100 клеток:
1 см=0,01 м 8 см=0,08 м 5 см=0,05 м
После усвоения этого материала для сравнения можно пред г. являть десятичные дроби с различными знаменателями:
0,08 и 3,1 7,3 и 7,119
Если учащиеся затрудняются сравнивать дроби, то следу г I прибегнуть к использованию наглядных пособий, которыми в дан ном случае служат меры длины, стоимости, массы, а также отрем ки и квадраты, или привести дроби к общему знаменателю. Срам нивать нужно равные десятичные дроби, но имеющие различное написание, например: 0,3 и 0,30. Что эти дроби равны, учащиеся могут убедиться с помощью метровой линейки или квадрата, раз деленного на 100 равных клеток.
0,3 м = 3 дм 1 Отсюда следуеТ1 что 0,3=0,30. 0,30 м = 3 дм]
0,1=0,10 (так как каждая полоса — это 0,1, а каждая клетка — это 0,01); 0,3=0,30; 0,5=0,50 и т. д.
На подобных примерах учащиеся убеждаются, что десятые доли могут быть выражены в сотых и, наоборот, сотые — в десятых долях. Это закрепляется с помощью упражнений, например таких:
Сколько десятых долей в 1 м? Чему равна одна десятая доля метра? Сколько сотых долей в 1 м? Чему равны 10 сотых метра?
0,1 м=0,10 м 0,1=0,10
Чему равны 4 десятых метра? Чему равны 40 сотых метра?
0,4 м=0,40 м 0,4=0,40
Сколько десятых в 0,1; в 0,10? Сколько десятых в 0,8; в 0,80?
Сравнение сотых и тысячных, десятых и тысячных долей про-
дится так же, как сравнение десятых и сотых долей. На кон-
|тных примерах (с мерами длины, стоимости, массы), а затем и
1тем отвлеченных рассуждений учащиеся убеждаются, что, на-
ВИмер, 0,1=0,10=0,100; 0,7=0,70=0,700 и т. д. и, наоборот,
[10=0,1; 0,70=0,7 и т. д.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что нули, приписные в долях дроби справа от значащей цифры, не влияют на Ьобь. Отсюда можно подвести учащихся к понятию о сокраще-]|и десятичных дробей.
Сокращение десятичных дробей На примерах и практических упражнениях с метровой линей-ОЙ, квадратом, разделенным на 100 равных квадратов и 10 рав-ых полос, учащиеся убедились, что если дробь, например 0,30, вписать без нуля справа, т. е. 0,3, то дробь не изменится, но она римет более простой вид: 0,30=0,3. Запишем 0,30 со знаменате-
30 3
ем: -Г7Т7Г. Сократим эту дробь на 10, получим дробь -пг=0,3.
^ Допустим дана дробь 1,70. Эту дробь учащимся можно покапать на рулетке: 1 м 70 см, или 1,70 м, но это и 1 м 7 дм, т. е. 71,7 м, значит, 1,7 м=1,70 м, а теперь эти дроби запишем без наименований 1,70=1,7. Учащиеся еще раз убеждаются, что если в десятичной дроби отбросить 0 после значащей цифры, то величина этой дроби не изменяется.
Далее объясняем сокращение десятичной дроби, опираясь на знания учащихся о сокращении обыкновенной дроби.
Допустим, надо сократить дробь 1,70. Вначале учащиеся записывают эту дробь со знаменателем; а затем сокращают ее: 1,70=1-^=1-^=1,7; 1,70=1,7; 4,500=4,5; 72,010=72,01. Следовательно, отбрасывая один нуль после значащей цифры, мы сокращаем дробь на 10 (соответственно объясняем, что если отбрасываются два нуля, то дробь сокращается на 100:
0,100=0,1, так как -^=-^=0,1.
Приведение десятичных дробей к общему знаменателю
Учащиеся уже умеют сравнивать десятичные дроби, знают правило сравнения дробей по разрядам, но легче сравнивать дроби тогда, когда они выражены в одних и тех же десятичных долях, т. е. имеют
общий знаменатель." "Например, дроби 0,50 и 0,35 имеют общий менатель 100: 0,50>0,35, так как 50 сотых больше 35 сотых, удобства вычислений дроби также выражают в одинаковых до, т. е. приводят к наименьшему общему знаменателю.
Учащиеся знают, что нуль, приписанный справа, дроби не меняет, т. е. 0,3=0,30=0,300. Увеличивая числитель, мы одмо| менно во столько же раз увеличиваем знаменатель.
Допустим, даны две дроби 0,2 и 0,40, их надо выразить в один! вых долях. Это значит, что дробь 0,2 надо выразить в сотых дол 0,2=0,20. Дроби 0,20 и 0,40 имеют одинаковый знаменатель I Значит, надо уравнять после запятой число знаков (цифр) путем п писывания нулей справа. Так же выражают в одинаковых дс^ дроби 5,6 и 0,75. Общий знаменатель этих дробей 100. Дроби 5, 0,75 теперь будут выглядеть так: 5,60 и 0,75.
В целях дифференциации понятий выразить дроби в одина вых долях и выразить дроби в более крупных долях предлагаю' упражнения вида:
1) сократить дроби: 110,80; 10,800; 4,40; 25,070; ,
2) привести дроби 10,8 и 10,83; 14,1 и 18,206; 17,85 и 41,0(| 63,486 и 1,08 к общему знаменателю;
3) сократить дроби: 10,80; 10,830; 14,10; 15,040; 80,< 71,060; 20,700.
Запись чисел, полученных при измерении величин, в виде десятичной дроби
В быту, в учебных мастерских и на производственных предприятиях учащимся приходится сталкиваться с выражением чисел, обозначающих длину, массу, стоимость и другие величины, десятичной дробью и наоборот. Начать изучение этой темы следу ет с выражения мер длины стоимости и массы десятичной дробью и наоборот. Например, 1 дм — это одна десятая доля метра, следовательно, 1 дм=0,1 м. На основании этого можно составить! такую табличку:
1 дм=0,1 м ,
2 дм=0,2 м 5 дм=0,5 м
15 дм=1,5 м, так как 10 дм — это целый метр.
По аналогии с этим можно провести рассуждения и записать десятичными дробями числа, выраженные в других мерах. Например: 326
' 1 к.=0,01 р.
2 к.=0,02 р.
15 к.=0,15 р.
125 к. = 1,25 р.
| 1 г=0,001 кг
5 г=0,005 кг
18 г=0,018 кг
235 г=0,235 кг
При записи чисел, обозначающих длину, стоимость, массу и др., десятичной дробью следует соблюдать определенную последовательность, учитывая степень трудности выражения этого числа десятичной дробью. Вначале следует предлагать учащимся числа, выраженные одной единицей мер длины, стоимости, массы и др., а затем — двумя, причем вначале единичное отношение мер должно равняться 10. Например:
2 дм=0,2 м
3 см=0,3 дм 7 мм=0,7 см
| 3 м 5 дм=3,5 м
7 дм 5 см=7,5 дм
1 см 8 мм=1,8 см и т. д.
Затем надо брать такие числа, где единичное отношение мер равно 100. Например:
1 м 12 см=1,12 м 8 р. 75 к.=8,75 р. 3 ц 8 кг=3,08 ц
| 1 см=0,01 м 5 к.=0,05 р. 25 к.=0,25 р.
Наконец, берутся такие числа, где единичное отношение мер равно 1000. Например:
1 м=0,001 км
2 г=0,002 кг 15 кг=0,015 т
| 17 км 350 м= 17,350 км 3 кг 725 г=3,725 кг 8 т 600 кг=8,600 т
Особое внимание обращается на такие случаи записи чисел, обозначающих длину, стоимость, массу и др., десятичной дробью, в которых в десятичной дроби десятичные доли разряда равны нулю. Например, при записи десятичной дробью следующих чисел: 8 к., 5 р., 6 к., 3 м 4 см, 7 км 80 м, 8 т 30 кг. Записывается так: 8 к.=0,08 р., так как 1 к.=0,01 р. 5 р. 6 к.=5,06 р.; 3 м 4 см= =3,04 м, 7 км 80 см=7,080 км=7,08 км; 8 т 30 кг=8,030 т=8,03 т.
Запись десятичной дроби числами, полученными от измерения величин
В практике нередко требуется десятичную дробь записать в виде целого числа с одним или двумя наименованиями мер. Чтобы учащиеся могли выполнить это преобразование, необходимо использование наглядных пособий и соблюдение определенной последова-
тельности. Сначала следует вспомнить соотношение единиц мер рассмотреть те десятичные дроби, которые имеют знаменатель 10,|
1 м=10 дм 0,1 м=1 дм 0,5 м=5 дм 1,7 м=1 м 7 дм
| 1 дм=10 см
0,1 дм = 1 см
0,3 дм=3 см
10,4 дм=10 дм 4 см
Затем рассматриваются дроби со знаменателями 100, 10001 т. е. с сотыми и тысячными долями. Например: 0,8 р.=80 к.| 2,5 м=250 см; 0,3 кг=300 г.
ДЕЙСТВИЯ НДД ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ Сложение и вычитание десятичных дробей
Изучение сложения и вычитания десятичных дробей опирается на знание соответствующих действий с целыми числами.
Изучать действия сложения и вычитания целесообразно парал лельно, т. е. после каждого случая сложения давать соответствую щий по трудности случай вычитания
Применение наглядных пособий и дидактического материала при изучении арифметических действий с десятичными дробями ограничено.
Средством наглядности служит сама запись арифметических примеров, особенно запись в столбик.
Итак, прежде чем знакомить учащихся со сложением и вычитанием десятичных дробей, необходимо повторить сложение и вычитание целых чисел и обыкновенных дробей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|