Основные разновидности законодательных актов XVIII- первой половины XIX века.
Что касается актовых источников, то значительное увеличение их разновидностей свидетельствует об активизации личности в частноправовой сфере.
Наиболее характерной чертой западноевропейского и североамериканского законодательства нового времени является фиксация прав личности. В российском законодательстве нового времени такие нормы отсутствуют, если не рассматривать в качестве таковых активно проводимую в ХУШ в. фиксацию прав сословий. Однако если оставаться в рамках заявленного гуманитарного подхода, то в российском законодательстве ХУШ в. молено обнаружить ряд черт, позволяющих отнести его к законодательству нового времени. Дело в том, что российское законодательство в гораздо меньшей степени, чем западноевропейское, испытало влияние римского права. Поэтому в эволюции российского законодательства нового времени при его относительно самостоятельном развитии в качестве системообразующего фактора выступает изменение соотношения обычая и закона как источников права. Устанавливаются новые принципы российского законодательства - такие, как «незнание закона не освобождает от ответственности», «закон обратной силы не имеет», Это, в свою очередь, ведет к принятию порядка обязательной публикации законодательных актов. Все эти изменения свидетельствуют о новых взаимоотношениях личности и государства или, по крайней мере, о том, что государство признает существование личности если не через признание ее прав, то через признание ответственности. законодательство - вид исторических источников, объединяющий нормативные документы, санкционированные верховной властью.
Законодательство относится к тем видам источников, которые не возникают в новое время, а переходят из предыдущего периода. Поскольку свойства законодательства нового времени определяются в России на протяжении ХУШ в., этому периоду уделяется преимущественное внимание14. Сразу же отметим, что законодательство ХУШ в. отличается рядом особенностей, которые обусловлены двумя группами причин.
Во-первых, в это время возникают и проходят длительный и противоречивый путь становления те его особенности, которые можно определить как особенности законодательства нового времени, с одной стороны; а с другой стороны, российское законодательство приобретает ряд характеристик, свойственных законодательству империи и сохраняющихся в российском законодательстве не только в XIX в., но и на протяжении большей части XX в.
Во-вторых, законодательство ХУШ в. обладает целым рядом специфических черт, что обусловливает необходимость его специальной разработки.
В ХУШ в. распространяется «философское направление» в законотворчестве, которому свойственна «мысль о возможности произвольно устраивать правовую жизнь посредством новых законов»15, что способствует значительной активизации законотворчества и расширению сферы законодательного регулирования, а также тематики законодательства.
Активизация законотворчества ведет к противоречию, особо остро ощущавшемуся в ХУШ в., когда еще не была окончательно отработана законодательная процедура, - между абсолютистской государственной властью и стремлением к детальной (если не сказать мелочной) регламентации жизни общества и частной жизни подданных.
Нестабильность государственной власти на протяжении значительной части ХУШ в. ярко выявляет противоречие между устойчивостью (инертностью) законодательства и его зависимостью от политической конъюнктуры, что позволяет проследить стабилизирующую роль законодательства.арактерная черта законодательства нового времени - регламентированная публикация законодательных актов - находит в ХУШ в. оригинальное преломление. Если взять ситуацию ХУШ в. в сфере информирования населения, то можно предположить, что при зародышевом состоянии газетного дела законодательные акты во многом выполняли функцию средства информации. По крайней мере, ни один другой источник ХУШ в. не может быть сопоставлен с законодательством по распространенности. Это подтверждается возникновением и достаточно широким распространением в ХУШ в. такой разновидности законодательных актов, как манифесты. Договоры дарения, мены и купли-продажи не требуют особьк по яснений. Их предметом в основном было недвижимое имущест во. Договор дарения мог быть расторгнут, если заключался несо стоятельным должником в пользу близких родственников в тече ние 10 лет до объявления несостоятельности. В ХГХ в. появился договорзапродажи, по которому продавец
обязывался заключить впоследствии договор купли-продажи на недвижимость.
До 1780 г. договоры имущественного найма заключались в крепостном порядке, затем для них был установлен явочный порядок. При имущественном найме существовали определенные условия для обеспечения прав собственника. В 1824 г. был установлен предельный срок для сдачи недвижимости внаем - 12 лет, в 1835 г. он был увеличен до 30 лет в отношении земель, арендованных для строительства на них промышленньк предприятий.
Договоры личного найма до 1780 г. также заключались в крепостном порядке, затем в явочном. Личный найм сопровождался некоторыми ограничениями: несовершеннолетние дети и жена должны были получить разрешение отца и мужа, крестьяне -помещика или управляющего. Ряд категорий населения мог заключать договоры на срок не более пяти лет. Особая процедура предусматривалась при заключении договора между мастером и учеником. Некоторые права ученика фиксировались в Ремесленном положении 1785 г. и Уставе о цехах 1799 г.
Предметом договоров подряда и поставки могли быть постройка, ремонт и слом зданий, поставка материалов, сырья и изделий, перевозка. В ряде законодательных актов начала ХУШ в. (1701, 1703, 1705, 1706 гг.) предусматривался крепостной порядок заключения таких сделок.
Множеством ограничений оговаривался и договор займа. Наиболее существенным являлся запрет губернским чиновникам заключать такие договоры с местными жителями (по указу 1740 г.). А с 1837 г. заем чиновниками земского суда или полиции у причастных к преступлению лиц (во время следствия) рассматривался как взятка. Законодательно регулировался и размер процента, выплачиваемого по займу. По указу 1754 г. он не мог превышать 6 % годовых, а в 1786 г. был снижен до 5 %, в 1808 г. вернулись к 6 % годовых. Запрещалось заключать договоры займа во время игры и для игры. Договоры займа оформлялись крепостным порядком до 1800 г.
Как разновидность акта, фиксирующего договор займа, может рассматриваться вексель - ценная бумага, содержащая данное в установленной форме обязательство уплатить определенную сумму денег к установленному сроку. Вексель - разновидность акта, составление и порядок действия которого регулировались самым детальным образом, начиная с принятия Вексельного устава 16 мая 1729 г. И дело не в том, что векселям придавалось какое-то особое значение в сравнении с другими видами договоров, хотя и это имело место в связи с развитием денежной системы. Вексельный устав - яркий пример регулирования возникающей разновидности актов. Договоры, существовавшие и ранее, отчасти регулировались обычаем. Указами 1761 и 1771 гг. государственным, дворцовым, монастырским крестьянам, а также дворовым людям запрещалось обязываться векселями.
Предметом договора поклажи могло быть любое движимое имущество (в том числе деньги и ценные бумаги). Эти договоры оформлялись крепостным порядком только в первой четверти ХУШ в. В дальнейшем вещи оставляли на хранение под расписку или даже без всякого оформления. Отрицание факта принятия на хранение рассматривалось как воровство.
Хотя компании формировались достаточно интенсивно уже с начала ХУШ в., государство на протяжении всего столетия уделяло мало внимания регламентации договора товарищества. Устав о цехах 1799 г. регламентировал статус наиболее простой формы товарищества - артели. Правила учреждения товариществ устанавливались манифестом от 1 января 1807 г.
Договоры представительства оформлялись дооверенностями, без которых поверенные лица не могли заключать договоры купли-продажи. Поверенный мог действовать строго в границах, очерченных договором, но в этих границах доверитель не мог оспаривать его действия.
В XIX в. начал регламентироваться договор страхования. Письменным актом договора страхования являлся полис.
2. Акты, связанные с проведением
крестьянской реформы
(уставные грамоты и выкупные акты)
Крестьянская реформа 1861 г. породила значительный комплекс исторических источников, среди которых, в первую очередь, следует назвать описания помещичьих имений, уставные грамоты и выкупные акты. Две последние разновидности относятся к актовым источникам, и хотя они связаны с единичным историческим событием, значимость события и репрезентативность корпуса сохранившихся источников заставляет специально обратиться к их рассмотрению.
Уставная грамота фиксировала конкретные условия выхода крестьян из крепостной зависимости и взаимные обязательства сторон (крестьянина и помещика) на период временнообязанного состояния.
Первоначально предполагалось поручить разработку формуляра губернским властям, ограничившись установлением общего принципа: «общим правилом для составления уставных грамот должно быть признано то, чтобы они обнимали все взаимные обязательные хозяйственные отношения владельцев с крестьянами»63. По от этой идем быстро отказались, решив подкрепить сделки между крестьянами и помещиками авторитетом верховной власти. Причем изначально предполагалось, что формуляр уставной грамоты будет печатным, чтобы придать уставным грамотам в мнении крестьян «законный» характер64.
Формуляр уставной грамоты прилагался к высочайше утвержденному «Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г. Формуляр уставной грамоты предусматривал включение сведений о помещике, о населении имения и его движении с 1858 г. (после последней ревизии) на момент составления уставной грамоты, о земельном наделе крестьян в дореформенный период и после реформы, об отрезке и прирезке земли, о повинностях крестьян до и после составления уставной грамоты, а также сведения о количестве усадеб, их разряде, количестве усадеб, перенесенных на другое место; описывались особые преимущества имения, оставляемые за помещиком сервитуты65. В уставной грамоте также указывалась сумма выкупа за усадебный и полевой наделы и оговаривался порядок исполнения повинностей на период временнообязанного состояния.
Уставная грамота завершалась обычными реквизитами актового источника: датой подписания, утверждения и введения в действие, а также подписями помещика или его доверенного лица и крестьян.
Формуляр задавал определенные рамки сделки, и именно поэтому па практике его часто игнорировали. Уже 10 июля 1861 г. был издай циркуляр министерства внутренних дел, позволявший изготовлять бланки уставных грамот с гербом и заглавием, но без самого формуляра.
Если использовались бланки без формуляра, то размеры повинностей до реформы не всегда указывались, поскольку в ходе реформы помещикам запрещалось повышать размер оброка. Зачастую не приводилось описание усадебной земли, что также давало помещику возможности для маневра.
Уставные грамоты отличаются от традиционных актов тем, что их обычно сопровождает дело (в делопроизводственном понимании как комплекс документов), в котором присутствуют первичные документы (протокол мирового посредника, приговор сельского схода, жалобы, решения мирового съезда и т. д.), что дает редкую для актов возможность проследить процесс заключения договора.
Выкупной акт конкретизировал финансовую сторону уставной грамоты, поэтому его формуляр является производным от формуляра уставной грамоты. Но следует отметить: в силу финансового назначения выкупного акта все числовые показатели, содержавшиеся в нем, признавались юридически окончательными, что позволяет привлекать их для анализа уставных грамот.
В заключение отметим, что и уставные грамоты и выкупные акты относятся к массовым источникам, однако источниковедческое исследование этих разновидностей имеет свои особенности. При статистической обработке данных необходимо убедиться, что они представляют собой случайные величины, что отсутствует целенаправленное искажение информации, чего, безусловно, нельзя сказать об уставных грамотах, информация которых могла искажаться в пользу помещика, да и к тому же в каждом случае по-разному. Таким образом, проблема достоверности уставных грамот имеет два уровня: установление достоверности отдельно взятой уставной грамотой и установление достоверности их репрезентативного корпуса. Уставные грамоты активно используются исследователями в качестве исторического источника; при этом территориальный охват изучаемых комплексов постоянно расширяется, что позволило исследователям разработать специальные методы проверки достоверности больших массивов уставных грамот66.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|