|
Географические словари XVIII- первой половины XIX века.
Географичяеский словарь – справочник объектов.
Василий Никитович Татищев – «Лексикон Российский» (только до буквы К, туда попала Корела).
1773 – первое издание подобного словаря – Герард Фридрих Миллер. Вышел под именем воеводы Федора Пашунина – «Лексикон Федора Пашунина»
1788-1789 – Словарь Максимовича. В 5 раз больше предыдущих.
Масса экспедиций и множество топографических описаний.
1801-1809 – 7 томов. «Словарь географический государства Российского». Московский университет.
Руководитель – профессор Афанасий Щеканов.
Города, села, монастыри, озера, дороги. Много информации взято у других. Нет точной датировки.
Земская статистика.
Земская статистика, статистические работы, предпринимаемые по почину и за счет земства для выяснения вопросов, связанных с обложением земск. повинностями, и уяснения экономического положения населения в целях продовольственных. Первые стат. работы произведены в вятск. земстве 1870 В. Я. Заволжским; первое постоянное стат. бюро открыто 1871 в Твери, затем в Вятке, Херсоне, Москве, Чернигове и др. Московское (В. И. Орлов, 1885) и черниговское (П. П. Червинский, В. Е. Варзар и А. А. Русов) бюро создали два типа З. с. работ: в промышленной Московской губ., в которой земля уступает первенствующую роль промысловому труду, создалось детальное исследование сил населения (сплошные подворные описи); в земледельческой же Черниговской губернии разработана особенно тщательно земельная (территориальная) статистика. Чисто оценочные исследования впервые велись в Весьегонском уезде, Тверской губернии (В. И. Покровский, 1874). Параллельно с этим изучались и условия частновладельческого хозяйства (Н. А. Каблуков и К. А. Вернер в Московской и профессор А. Ф. Фортунатов - в Самарской губернии). Первое сплошное описание территории, населения, частновладельч. хоз. и учет землевладения произведены в Ржевском у. 1883 (В. И. Покровский и Д. И. Рихтер). Более же полные земельно-кадастровые работы были произведены, в Нижегородской губ. (Н. Ф. Анненский), экономическому описанию которой предшествовало естественноисторическое исследование (профессор В. Б. Докучаев). Первую сводную работу дал И. А. Вернер по Курской губернии, сплошное описание частновладельч. хоз. по всей губ. окончено впервые в СПБ. (В. В. Тележинский и Л. К. Чермак). Школьная стат. разработана в Моской губернии (В. И. Орлов и И. П. Ботолепов). Переселенческий вопрос для гг. Вятской (Н. Б. Романов) и Рязанской (В. Н. Григорьев). Бюджеты крестьян в Воронежской губернии (Ф. А. Щербина). Параллельно с основными исследованиями, земства многие губ. ввели у себя текущую стат., сначала для урожаев; впоследствии программа текущей стат. была расширена, Объединению основных вопросов З. с. работ много способств. стат. отделение (председ. Проф А. И. Чупров) москов. юридич. общ. и стат. комиссии при Вол. Экон. Общ. и устраиваемые ими совещания З. статистиков (1887-89 и 1900) и съезды рус. естествоиспытателей и врачей в Москве (1894), Киеве (1899) и СПБ. (1901). Основные исследования З. статистики составляют около 500 тт. и коснулись до 300 Уездов. 30 мая 1902 по требованию министра внутренних дел В. К. Плеве прекращены земские оценочно-статистические работы вследствие подозрения в политич. неблагонадежности З. статистиков. См. "Библиографический указатель земской оценочно-экономической литературы".
Земская статистика,
статистические работы земств по обследованию главным образом состояния сельского хозяйства и процессов его социально-экономического развития. З. с. возникла из потребности земств в сборе материалов о ценности и доходности земель и др. недвижимостей, служивших главными объектами земского обложения в условиях пореформенной России. Первые исследования производились в 1870-71 в Вятской губернии статистиком В. Я. Заволжским и в Тверской губернии. Экономистом и статистиком В. И. Покровским. В 1874-1875 возникли земско-статистическое бюро: московское, черниговское и херсонское. В 1882 для координации работ и теоретические разработки вопросов З. с. при Московском юридическом обществе было образовано статистическое отделение, в работе которого участвовали известные экономисты и учёные-статистики. В 1887 состоялся 1-й съезд земских статистиков, выработавший программу исследований. К 1893 земельные статистические работы проводились в 17 губерниях. В 90-е гг. 19 в., когда в земстве большое влияние приобрёл "третий элемент" (служащая интеллигенция, среди которой были либералы, народники и социал-демократы), на первый план было выдвинуто всестороннее экономическое и социальное обследование крестьянского хозяйства. Отсюда вытекали главные задачи З. с.: узкопрактическая финансовая и общественно-научная. Царское правительство и помещики противодействовали обнародованию данных о бедственном положении крестьянских хозяйств, стремились подчинить З. с. правительственному контролю. Однако деятельность земств по З. с. не прекращалась [к 1913 из общего числа 359 земских уездов (в 34 губерниях) собирание материалов было закончено по 305 уездам].
З. с. разделялась на основную и текущую. Основные З. с. занимались изучением экономических условий и хозяйственного положения крестьян. Текущая З. с. регистрировала положение сельского хозяйства за каждый отчётный год. В начале развития З. с. единицей статистического наблюдения было всё сельское общество. С 1880 основной единицей З. с. стала подворная перепись. В программе описаний были вопросы о землепользовании, способах обработки земли, аренде, найме рабочей силы, количестве скота и многое др.
З. с. собрала громадный материал о состоянии и развитии крестьянского хозяйства в России. Исследования З. с. охватили почти всю Европейскую Россию, представив на основании подворных переписей описание 4,5 млн. крестьянских дворов. На данных З. с. основано много исследований историков, экономистов, статистиков. По материалам З. с. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали экономику русского сельского хозяйства. На основании критически обработанных данных З. с. В. И. Ленин исследовал процессы развития капитализма в сельском хозяйстве России. В числе достоинств З. с. Ленин отмечал применение сплошных подворных переписей. Он указывал на полноту и глубину обследования, тщательность обработки собранных данных. В то же время Ленин критиковал З. с. за отсутствие подлинно научной группировки крестьянских хозяйств, которая смазывала процесс классового расслоения в деревне, а также за увлечение "средними" цифрами.
Учебник:
В 1864 году прошла земская реформа, начали создаваться земства – органы местного самоуправления. Первоначальные функции земской статистики, организованной земствами в целях земского обложения, расширились, поскольку земские статистик (многие из них находились под влиянием народнической идеологии) часто ставили задачи глубокого научного исследования экономического положения крестьянства. В этом смысле земская статистика объединяет в себе черты (и недостатки) текущего учета и статистики, собираемой в научных целях.
Эпизодически статистические работы проводились земствами с конца 1860-х годов, еще до образования специальных статистических учреждений при земских управах. Например, подворные переписи крестьянских хозяйств были проведены в 1869 г в Подольском и Херсонском земствах, в 1870 – в Вятском и в Рязанском, в 1871 – в Тверском.
С 1871 в земствах стали создаваться статистические учреждения: столы, отделения, - которые затем повсеместно преобразовывались в статистические бюро. К 1886 г статист органы были созданы почти во всех земствах. Их исследования оказали существ влияние на земскую статистику.
Одна из задач земской статистики – оценка недвижимых имуществ, и в первую очередь земли. Место оценочных работ во всей системе земской статистики служит критерием для периодизации ее развития.
До 1893 г. - период становления земской статистики, когда она существовала без особого вмешательства со стороны прави тельства. В это время земская статистика занималась главным обра зом изучением крестьянских хозяйств, не преследуя цели оценки,
С 1893 г. оценка хозяйства занимает основное место в зем ских статистических работах.С 1900 г. земская статистика подчиняется задаче налоговой оценки недвижимого имущества на основании закона 1899 г.106
От этапа к этапу постепенно меняется методика организации статистических обследований.
Земская статистика делится на основную и текущую. К основной статистике относятся единовременные статистические обследования, к текущей - постоянное статистическое наблюдение. Основная статистика собиралась, как правило, экспедиционным методом, а текущая - путем рассылки анкет.
Основная земская статистика
Главным объектом интереса земской статистики было крестьянское хозяйство, для исследования которого проводились подворные переписи и выборочные бюджетные обследования. На первом этапе развития земской статистики практиковались поселенные списки, включавшие сведения о населении, хозяйстве, посевах, скоте, промыслах, покупке и аренде земли, способах ее обработки.
Подворные переписи
Программа подворной переписи изменялась, со временем становясь более сложной и подробной; она была различной в разных губерниях. В подворную перепись входили сведения о размерах и составе семьи по полу, возрасту и грамотности, о числе мужчин-работников и об их грамотности, о промыслах с их характеристикой (указание места и сезонности), о торгово-промышленных заведениях, о числе на них собственных и наемных работников с подразделением по полу, о найме сельскохозяйственных рабочих и прислуги, о поголовье скота (по видам), о наличии сельскохозяйственного инвентаря, о размерах земли (с подразделением на надельную, приобретенную и арендованную), о сдаче земли в аренду, о стоимости инвентаря (который делился на «живой» и «мертвый») и построек, о доходах от промыслов и иной деятельности, о собранном урожае, о покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов, а также скота. Примером наиболее детальной программы является программа подворной переписи Пензенской губернии 1909-1913 гг.
С середины 1880-х годов при проведении подворных переписей перешли от списочной формы фиксации наблюдений к карточной. Это формальное изменение имело существенные последствия, поскольку, во-первых, позволило обследовать часть хозяйств по более полной программе и, во-вторых, обеспечивало возможность разработки данных по комбинациям признаков и создания групповых и комбинационных таблиц.
Бюджетные обследования
Цель бюджетного обследования - изучить в динамике приходо-расходный бюджет крестьянского хозяйства. В 1870-1880-е гг. бюджетные обследования были эпизодическими. Массовое изучение крестьянских бюджетов было начато Воронежским земством в 1884 г. и затем получило широкое распространение. Такими обследованиями в губернии было обычно охвачено несколько сотен хозяйств (от 200 до 1000), которые отбирались методом типической выборки. Программы бюджетных обследований в разных земствах также различались. Выделяют несколько типов программ. Программа Воронежского земства включала около тысячи вопросов, объединенных в девять разделов. Эта программа предусматривала подробный учет доходов и расходов в натуральном и денежном выражении, а также данные о составе семьи, найме рабочих, землевладении, имуществе. Достаточно широкое распространение получили и программы Калужского, Вологодского земств.
Кроме изучения крестьянских хозяйств, земские статистики обследовали промышленные предприятия и ремесленные заведения, состояние дорог. Особое внимание уделялось статистическому изучению школ, больниц, поскольку эти учреждения были одним из основных объектов приложения усилий земских деятелей. В Тверском земстве Ф.Ф. Ольденбург в 1893 г. даже организовал статистическое справочно-педагогическое бюро1 . В 1911 г. была проведена школьная перепись, а в 1913 г, прошел общеземский съезд по школьной статистике, после чего земская школьная статистика получила новое развитие.
Текущая земская статистика
Объектом исследования в текущей статистике были метеорологические явления, размер посевных площадей, урожайность, поголовье скота, цена на наемный труд в сельском хозяйстве. К текущей земской статистике условно можно отнести динамические гнездовые обследования - непрерывное наблюдение группы хозяйств одного селения. Начаты такие исследования были в 1895 г. Тверским земством. В отличие от основной массы текущей статистики наблюдения велись экспедиционным методом.
Петр 1 – система учета населения. Ревизия – перепись мужского населения.
Единица налогового обложения – дым.
Попал в переписи – будешь платить до следующей переписи.
Возможность для спекуляции – Чичиков в «Мертвых душах».
УЧЕТНАЯ документация - группа видов истерических источников, включающая материалы фискального, административного, церковного учета населения и учета объектов промышленности и сельского хозяйства, главным образом для контроля реализации управленческихрешений
С усложнением хозяйства, управления и, наконец, просто в связи с увеличением населения потребность в учете в разных
министративно-хозяйственных сферах растет, а следовательно, растет и количество учетных документов разных разновидностей. От статистических источников учетные документы отличаются тем, что собирают их не для выработки, а для реализации уже принятых управленческих решений. Учетные документы отчасти близки к делопроизводственным. С другой стороны, учетные системы могут перерастать в статистические, что порой и происходит. Однако говорить о превращении учетной документации в статистические источники можно не тогда, когда ее данные начинают подвергаться статистической обработке, а лишь тогда, когда расчет на их последующее использование для выработки управленческих решений влияет на их содержание, т. е. когда в учетную форму вводятся дополнительные параметры в целях взаимной проверки собираемой информации, а также рассчитанные на дальнейшее обобщение.
1 Учет населения в фискальных целях
В начале ХУШ в. в связи с острой потребностью государства в деньгах прошла реформа налогообложения. Проведенная в 1710 г. перепись показала, что количество дворов по сравнению с переписью 1678 г. сократилось на 19,5%. В 1716-1717 гг. была проведена так называемая ландратская перепись. Ее итоги выявили необходимость замены нестабильной, трудно определяемой фискальной единицы - двора, и подворная система была преобразована в подушную.
Подушные переписи получили название ревизий. Таким образом, ревизский учет населения - это учет податного населения для сбора подушной подати и реализации воинской повинности.
Указ о проведении первой ревизии был издан 26 ноября 1718 г. Сначала для подачи ревизских сказок устанавливался срок в один год, а вся ревизия должна была осуществляться за три года. Но реально эти сроки никогда не соблюдались. Проведение ревизии растягивалось на несколько лет.
За 140 лет было проведено десять ревизий: пять в ХУШ в. и пять в XIX в. хронологически распределены они весьма неравномерно: между объявлением первой и второй ревизий прошло 25 лет, а между шестой и седьмой - всего четыре года. Правда, вполне очевидно, что накануне войны 1812 г. провести полноценную ревизию было невозможно. В среднем между ревизиями проходило 15-20 лет, хотя указом от 16 декабря 1743 г. предусматривалось проведение ревизий через каждые 15 лет.
«Прописные души» искали почти до следующей ревизии -ведь от полноты учета податного населения зависела собираемость налогов. Причем если вновь обнаруженные «души» учитывали, то умерших не исключали из учетных документов до следующей ревизии. Вспомним аргументацию известного литературного персонажа, уговаривавшего помещиков продать ему «мертвые души» дабы они не платили за них подушную подать.
В комплекс материалов ревизского учета входят:
Ревизские сказки - первичные материалы ревизского уче та, которые, как правило, составлялись на семью.
Перечневые ведомости, содержащие сводные данные по губерниям и уездам.
Окладные книги и генеральные табели, содержащие свод ные данные в общероссийском масштабе.
Сведения ревизской сказки отвечали фискальным целям. При проведении первой и второй ревизий формуляр еще не был
выработан. Начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк ревизской сказки, который применялся и в последующие две ревизии. С седьмой ревизии формуляр сложился окончательно. Формуляр ревизских сказок и соответственно сводных документов усложнялся главным образом не из-за включения дополнительных признаков, а из-за более четкого структурирования информации. Во время двух первых ревизий учитывались лица мужского пола податных сословий с указанием единственного признака - возраста. Начиная с третьей ревизии в ревизские сказки для счета заносилось и женское население податных сословий (также с указанием возраста). Исключение составляет лишь шестая ревизия, когда Б преддверии войны в спешном порядке было учтено только мужское население. С седьмой ревизии записи велись по семьям,
Ревизские сказки на крепостных крестьян составляли помещик или управляющий, помещик же и платил подушную подать по числу учтенных у него податных душ. Ревизские сказки подавались в местные органы управления (их состав на протяжении ХУШ-ХГХ вв. менялся: волостные правления, ратуши, городские думы и т. д.), где составлялись перечневые ведомости. Эти ведомости поступали в ревизские комиссии (помещики подавали ревизские сказки на крепостных непосредственно в ревизские комиссии). В ревизских комиссиях данные обобщались и направлялись, во-первых, в уездные казначейства (данные о податном населении) для сбора подати и, во-вторых, в казенную палату (раздельно данные о податном населении и о населении, учтенном для счета). Здесь данные проверялись и обобщались на уровне губернии, после чего поступали в соответствующее центральное учреждение (в ХГХ в. в министерство финансов), а оттуда в Сенат.
Перетевые ведомости, окладные книги и генеральные табели представляют собой результат обобщения сведений ревизских сказок в целях налогообложения.
При работе с материалами ревизского учета необходимо помнить, что в ревизиях учитывалось податное население, состав которого постоянно менялся. В ХУШ в. активно проходило сословное структурирование общества. При этом уточнялся состав податного населения. Подлежали обложению подушной податью крестьяне (всех категорий), мещанство, купечество. В конце ХУШ в. от подушной подати были освобождены купцы первой гильдии. Не платили подушную подать дворяне, духовенство и разночин-цы . Не включалось в ревизский учет и население некоторых территорий (Закавказье, Польша, ясачные народы Сибири).
Мы очертили лишь наиболее многочисленные категории податного населения и населения, не платившего подушную по дать. При источниковедческом исследовании материалов ревизий необходимо тщательно анализировать не только указ о назначении ревизии, в котором говорится о том, какие категории населения подлежат учету в данной ревизии, но и законодательство о правовом статусе населения в целом. Приведем один пример.
Несмотря на все усилия властей затруднить продвижение по служебной лестнице разночинцам и выходцам из податных сословий, поступившим на государственную службу в основном в ходе реализации губернской реформы 1775 г., их массовое проникновение в ряды чиновничества заставило правительство определить их социальный статус. В первую очередь они были исключены из состава податного населения. 21 сентября 1782 г. был издан сенатский указ «О написании в подушный оклад однодворцев, дослужившихся до штаб- и обер-офицерских чинов». По этому указу все однодворцы, дослужившиеся до штаб- и обер-офицерских чинов, имевшие «...ясные о службе их доказательства» и их дети, «...в офицерстве рожденные», освобождались от подушного оклада. В конце ХУШ в. вопросы, связанные с исключением из подушного оклада отдельных чиновников или целых групп чиновничества, неоднократно рассматривались Сенатом. Так, в августе 1798 г. в производстве по этому вопросу находились дела 205 чиновников, из которьк 29 имели обер-офицерские чины.
На основе обобщения практики рассмотрения подобных дел был издай сенатский указ от 14 августа 1798 г. «О исключении приказного звания людей из подушного оклада и о неопределении в статскую службу из купеческого, мещанского и другого подушные подати несущего звания без представления Сенату о надобности в оных», который имел решающее значение для превращения чиновничества в особую социальную группу. Этим указом предписывалось: «...действительно служащих, равномерно и детей их, которые находятся в приказном же звании, так же и малолетних никуда не определенных, из купечества, мещанства и из крестьянского подушного оклада исключить». Обосновывалось это решение тем, что «...из купечества вступившие в приказное звание по желаниям их и по надобности никакими выгодами, купеческому состоянию городовым положением присвоенными, не пользуются, подобно тому, из мещан и из положенных в подушный оклад не упражняются ни в каких промыслах и работах, свойственных тем состояниям, в коих в окладе числятся», а занимаются исключительно государственной службой. Будучи вынужденным не только допускать выходцев из податных сословий в государственный аппарат, но и обеспечивать им ряд привилегий, государство в то же время не оставило попыток ограничить доступ этой категории населения в число служащих го дарственных учреждений. Этот указ требовал: «...впредь же из купеческого, мещанского и другого подушные подати несущего звания в статскую службу без представления Сенату о надобности в оных не принимать». Правда, формулировка этой части указа все же предполагала возможность приема на государственную службу в случае необходимости выходцев из податных сословий. Указ от 14 августа 1798 г. фактически закреплял привилегированное положение служащих государственных учреждений, оформлял особый юридический статус этой социальной группы. В то же время данная социальная группа не была замкнутой. Данный указ предусматривал не только исключение государственных служащих из подушного оклада, но и возможность их возвращения в податные сословия. Если чиновник, не дослужившийся до обер-офицерского чина, после увольнения от службы переходил в купеческое или мещанское звание, что ему разрешалось указом, то в таком случае он «...должен будет с того времени нести повинности, в законах предписанные».
Исследовать достоверность сведений ревизского учета достаточно трудно из-за сложности механизма искажения информации. Естественно, что государство было заинтересовано как можно более полно учитывать податное население, а податное население (или помещики, которые платили подать за своих крестьян) было заинтересовано в обратном, причем отдельные категории, например раскольники, подлежавшие двойному налогообложению, больше других старались уклониться от ревизского учета. Это могло создавать диспропорцию между численностью населения, подлежащего подушной подати, и численностью населения, учитываемого только для счета (главным образом между мужским и женским населением) в сторону увеличения последнего. Но в учете данной категории населения никто не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непоследовательно и небрежно.
В любом случае именно ревизский учет до организации демографической статистики является основным источником статистических сведений о движении народонаселения на протяжении ХУШ - первой половины XIX
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|