Сделай Сам Свою Работу на 5

Актовые материалы XIII-XV вв. (по учебнику)

Общерусское летописание XVI-XVII вв. (по учебнику)

Официальное летописание

Начало общерусского летописания великих князей московских, заложившего основы официального летописания XVI в., относится ко второй половине XV .

С первых десятилетий XVI в. вновь активизировалось митрополичье летописание.

Важным этапом в завершении унификации русского летописания под эгидой Москвы стала Никоновская летопись. Она была составлена в конце 20-х годов XVI в. в Москве, прр дворе митрополита всея Руси Даниила Рязанца. Впоследствии Никоновский свод неоднократно дополнялся и был доведен до 1558. Цель создания летописи – подготовка к собору 1531, на котором подверглись осуждению взгляды нестяжателей на церковное землевладение. Никоновская летопись представляет собой наиболее полный свод сведений по русской истории, причем чпсть из них уникальн7а. использования большого количества источников, многие из которыз неизвестны, заставляет с особой осторожностью относится к инф-ии, почерпнутой из Н.свода. и все-таки это один из важнейших источников по истории русского средневековья.

Между 1542 и 1544 была составлена Воскресенская летопись. В неё включено Сказание о князьях владимирских.

К концу 50-х годов XVI в относят появление Летописца начала царств, составленного, видимо, при непосредственном участии А.Ф.Адашева. он охватывает небольшой период времени – с 1533 по 1556 гг. Две темы: укрепление «самовластья» Ивана IV и присоединение Казани.

В начале 60-х годов XVI в. только что составленный список Никоновской летописи (Патриарший) был использован для создания Степенной книги царского родословия. Составлена в окружении митрополита Макария (возможно, митрополитом Афанасием). Ее название: текст разбит на 17 «степеней» (ступеней), по которым двигалась Русская земля. Основная идея – представить русскую историю как деяния святых московских государей и их предков. Не отлисается точностью и достоверностью.

Самым крупным летописно-хронографическим произведением средневековой Росси стал так называемый Лицевой свод Ивана Грозного. Эта «историческая энциклопедия XVI в.» (А.Е.Пресняков) состоит из 10 томов, почти каждая из страниц которого украшена миниатюрами. 3 первых тома посвящены всемирной истории, а последующие 7 – русской. Создавалась в Александровской слободе в течение почти целого 10-летия – 1568-1576. последние 2 тома – описание одних и тех же событий, связанных с началом царствования Ивана 4. И в том и в другом томе на полях – скорописные редакторские записи – споры об этих записях now. Эти пометы дают полное представление о том, как заказчик (в качестве которого, очевидно, выступал сам царь) контролировал во 2 половине 16 в. работу летописцев и миниатюристов.



Лицевой свод стал последним общерусским сводом. Причины прекращения существования летописи как жанра исторического повествования неизвестны. После Лицевого свода летописная традиция угасла. И хотя в 17- 1 половине 18 вв. продолжали вестись местные и частные записи, внешне напоминавшие летописи, они уже не могут дать и не дают общей картины истории страны.

Одна из причин: летописи являлись своеобразными «книгами жизни», которые должны были быть представлены на Страшном Суде. 1569 г. – дата, в которой видели последнюю ближайшую дату наступления конца света. à не наступил à летописание прекращается.

В конце XV века существовало неофициальное летописание (их составлением занимались частные лица, подчас они противостояли официальным великокняжеским сводам; Кирилло-Белозерский свод (70-е года 15в.): независимые суждения о политике великого князя, поддержка опальных политических и церковных деятелей (напр., московского воеводу Федора Басенка) и т.д.), в 16 в. – нет.

Самым крупным летописным произведением 17 в.стал Новый летописец. В отличие от предшествующих летописей он охватывает сравнительно небольшой период: от конца царствования Ивана 4 до поставления на патриаршество Филарета (1619). Время составления – 20-е-начало 30-х годов 17 в. Цель написания Летописца – попытка дать историко-политическое обоснование воцарению новой династии Романовых. Несмотря на свою краткость, он является одним из наиболее авторитетных и информативных источников по истории Смуты и гражданской войны в России начала 17в.

 

 

Актовые материалы XIII-XV вв. (по учебнику)

Для справочки: Акты – когда в его составлении участвуют две стороны (договорной элемент), законодательство – одна (например, только князь)

• Публично-правовые акты

Самым ранним внешнеполитическим договором удельного периода является договор Новгорода Великого с Готским берегом и немецкими городами, относящийся к концу 12 в. всего же от 12-14 вв. сохранилось 18 документов Новгорода, касающихся международных отношений. Примерный порядок заключения договоров Новгорода с иностранными государствами: как правило, договор заключался в самом Новгороде, куда приезжали иностранные послы. После возвращения послов на родину туда выезжал новгородский посол, в присутствии которого противоположная сторона утверждала договор.

Кроме новгородских, сохранились отдельные международные договоры Смоленска и Полоцка 13-14 вв.

К 14в. относится и первый московский внешнеполитический договор – перемирная грамота великого князя литовского Ольгерда с великим князем московским Дмитрием Ивановичем (1371). В ней оговаривались права московского великого князя и обязательства Ольгерда не вмешиваться в его борьбу с тверским князем за великое княжение.

Договорные политические акты внутрирусского происхождения. Это прежде всего договоры между великими князьями и Новгородом, между великими князьями различных великих княжеств, между великими и удельными князьями одного великого княжества. К числу таких документов относятся: 1.церковные уставы, 2.уставные и 3.жалованные грамоты.

1.Церковнык уставы (ц.г.). Наиболее известные: ц. у. князя Владимира Святославича (по сути представлял собой договор с Византией, откуда на Русь прибывали первые митрополиты) и ц.у. князя Ярослава Владимировича (отношения между князем и Илларионом – первым «русином» на митрополичьем престоле). Говорим об этих уставах относительно рассматриваемого времени, так как они сохранились в более поздних по сравнению с временем их создания списках.

В 12в. появилась еще одна разновидность княжеско-церковных актов – жалованные грамоты (ж.г.). Эти документы устанавливали определенные социально-политические отношения между княжеской властью и, условно говоря, монастырями, а именно разделяли властные полномочия князя и монастыря в данной местности. Выдавать ж.г. монастырям начали в Новгороде, а с 14 в. и на других территориях.

Во всех ж.г. контрагенты (т.е. заключающие договор стороны) явно неравноправны. Доминирующую роль играл князь. Передавая монастырю землю и превращая того в земельного собственника, он по-прежнему обладал верховной распорядительной властью.

Ж.г. свидетельствуют о том, что русская православная церковь так и не стала юридически независимой от князя политической силой.

Договоры Новгорода с великим князем (много). Большинство грамот 13-14вв. касается отношений с тверскими князьями. По тематике эти договоры делятся на 3 группы: 1).о правах князя в новгородской земле; 2).о военной помощи; 3).о мире.

Известны 4 междукняжеские договорные грамоты.

С конца 20-30-х годов 14в. появляется новый тип актового материала – духовные грамоты (д.г.) (завещания) московских князей. 1-ая сохранившаяся д.г. составлена Иваном Калитой. Ее появление А.Л.Юрганов связывает с восприятием Северо-Восточной Русью норм монгольского права: вторая д.г. Ивана Калиты скреплена ханской тамгой – печатью, подтверждающей право собственности. Центральное место в д.г. занимают благословения (наследников и т.д.) и пожалования (служилых людей) землями.

Значительно хуже д.г. известны указные и кормленные грамоты. На Двину адресована указная грамота, составленная от имени Ивана Калиты и Великого Новгорода. Кормленная грамота, выданная Дмитрием Ивановичем Московским Андрею Фрязинову на управление Печорой.

Плохо изучены русско-ордынские документы (их немного). Ханские ярлыки: в них закрепляются владельческие иммунитетные права русской церкви, которая освобождается от уплаты различных пошлин и повинностей. Самый ранний ярлык – хана Менгу-Темира 1267 г., самый поздний – хана Тюляка митрополиту Михаилу 1379 г.

Частноправовые акты

Частные сделки в период, по крайней мере, до 12-13 вв. были устными. Об этом свидетельствует слово «послух» - свидетель сделки.

Появление письменного частного акта на Руси обычно относят к 12-13 вв. – одна из версий. Проблема датировки 1-ых актов принципиальна, поскольку зарождение практики составления документов частного характера является свидетельством определенного уровня развития социальных отношения и культуры. Приоритет в области распространения частных актов принадлежит Новгороду и Пскову – постоянные контакиы с западноевропейскими торговыми городами. Берестяные грамоты à новгородцы уже с 11в. вели оживленную переписку. Духовная грамота новгородца Климента: Климент, получивший в свое время от монастыря в долг 20 гривен, в качестве компенсации передавал монастырю после своей смерти два села, движимое имущество. Последняя треть 13 в. – «рядная» (сделка) Тешаты и Якима (здесь впервые – упоминание послухов)

С 15 в. объем актового материала быстро увеличивается и становится более разнообразным. Если абсолютное количество актов 15 в. известно (2000, что на порядок превышает общее количество документов за предыдущие столетия), то для последующих веков оно не поддается точному учету.

Начиная с 80-х годов 15 в. резко возросло количество договорных грамот русских князей. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство ликвидировало правовую основу для дальнейшего развития данной разновидности актов.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.