Сделай Сам Свою Работу на 5

Интерпретация результатов





 

Выше было отмечено, что на заключительных шагах научного исследования очень важно приве­сти в соответствие новые результаты и существующие взгляды на изучаемый феномен. Интерпретируя полученные результаты необходимо помнить, что любой изучаемый психический феномен является частью целого. Сам по себе, вне целого, никакой психический феномен не существует.

Рассматривая тот или иной феномен, важно определить каким образом изучаемый феномен включается в психику как целостность, какими интеграционными функциями это обеспечивается. В качестве интеграторов часто выделяют: личность, сознание, интеллект. Личность — интегратор все психической жизни, а в определенном смысле и всех сторон бытия человека — от его телесного бытия до духовного, бытия как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена групп, общностей, общества. В терминах В.Н.Мясищева, личность — высшее интегральное психическое образование, потенциальный регулятор деятельности и поведения. Функции интегратора личность выполняет в масштабе всего жизненного пути, то есть в широком масштабе. Сознание же интегрирует всю внешнюю и внутреннюю жизнь личности в актуальном масштабе времени (в состоянии бодрствования). Еще одним интегратором психики является интеллект. Интеллект, как потенциал, интегрирует весь накопленный опыт познания, поведения и деятельности, межличностного взаимодействия, включая профессиональный и социальный опыт. Интеллект, как способность (мощность), интегрирует все когнитивные процессы, соединяя их в целостность и обеспечивая результативность всех видов переработки информации, расширение и использование опыта.



Человек существует одновременно в разных средах, мирах — мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы (как живое существо), мире людей (как член определенного общества, как единица определенной общности). Существование в этих трех мирах находит свое отражение в личности каждого человека, в психических состояниях и процессах. Те события внешнего мира, в которые включена личность и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Внешнее пространство не является только лишь географическим (физическим), поскольку оно наполнено событиями политическими, экономическими, культурными…, то внешнее пространство личности многомерно.



Человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы — все это составляет внутренний (субъективный) мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.

Таким образом, внешнее пространство и внутреннее пространство личности — это не разделенные, а пересекающиеся пространства. Именно по этой причине точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.

Еще один план существования личности составляет ее духовное бытие. Разумеется, духовное бытие, духовность человека — предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ее гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством — все это является факторами, обусловливающими каждый жизненно важный выбор личности.

Пространство духовного бытия — особое. Если у внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых…), которые его составляют можно определить хотя бы некоторые параметры в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могло бы существовать, если бы у отдельной личности не было бы ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.



Что же следует из множественной природы человеческого бытия? То, что эта множественность так или иначе должна быть отражена в описаниях и объяснениях обнаруженных феноменов, свойствах, взаимосвязях составляющих психики. Без этой полноты рассмотрения может быть существенно ограничена и точность объяснения. Более того, многие закономерности не удастся объяснить, учитывая факторы лишь одного из пространств бытия личности.

Теперь несколько суждений о выборе понятийного аппарата. Человек является частью мира, а его бытие подчиняется всем общим законам. Перспективы развития любой науки зависят не только от того, насколько развит ее собственный язык, совершенен собственный понятийный аппарат, но и от того, насколько доступны ее понятия для других наук, прежде всего, — смежных.

В связи с этим любая наука должна соотносить свои понятия с общенаучными категориями. В их число входят: «пространство», «время» «энергия» и другие того же уровня обобщенности. Данные категории применимы к описанию любых объектов — и материальных предметов, и идеальных образований, в том числе и для описания феномена личности. Психологической науке эти понятия также необходимы, как и другим дисциплинам, но следует добавить, что в психологии (как впрочем, и других науках) у них есть не только общее содержание, но и специальное, конкретно-психологическое.

Понятия «психическое пространство», «психическое время», «личностное пространство», «личностное время», употребляются уже довольно длительное время. Несмотря на это, у них нет достаточно строгих, общепринятых определений, а сфера их применимости не очерчена. Сказанное в полной мере относится и к другой группе психологических понятий высокого уровня обобщенности, также являющихся конкретизацией соответствующих общенаучных понятий: «состав психики (совокупность составляющих)», «структура психики», «иерархическая организация психики». Можно предполагать, что в ходе дальнейшего развития психологической науки все перечисленные выше понятия наполнятся содержанием и станут такими же привычными, как и понятия, ранее взятые из общенаучных понятий: феномен, свойства, состояния, процессы.

В описании характеристик изучаемого явления может оказаться продуктивным подход, при котором вы выделяете в его структуре компоненты, представляющие основные сферы психики: когнитивную, эмоциональную (сферу чувств и эмоций), сферу поведения и деятельности (планы и способы реализации, опыт и т.д.), сферу межличностного взаимодействия (имеющиеся и желаемые отношения, социальные установки и т.д.).

Возникновение и развитие психического феномена можно описать как синтез процессов познания, переживания, оценивания, регулирования, осознания.

Так, например, образ — это то, что является итогом определенной познавательной активности. Как когнитивное образование, образ характеризуется огромной информационной емкостью и симультанностью — одновременной данностью содержания. В представлении (образе представления) вся информация одновременно предстает “во весь рост” перед внутренним взором. (Вероятно, один корень в словах «представать» и «представление» не случаен.) Именно эта одновременная данность содержания интенсифицирует переживание различных событий внешней и внутренней жизни личности. Другой важной особенностью образа является легкость нахождения эквивалентов содержания разных уровней бытия личности: от предметного содержания конкретной текущей ситуации до отражения смысла всей жизни. Содержательные различия каждого уровня бытия личности столь велики, что каждый из уровней порождает свой язык. Образы оказываются единственным механизмом надязыковым или трансязыковым, (не имеющим уровневой специфичности) — с одной стороны, а с другой — обеспечивающим полноту отражения и, тем самым полноту и точность как когнитивной, так и эмоционально-чувственной переработки происходящего в объективной и субъективной реальности. Именно эта полнота и точность интенсифицирует переживание различных событий внешней и внутренней жизни личности и дает новое качество осознания. Образное представление информации обеспечивает самое быстрое (соответствующее реальному масштабу времени, оперативное) регулирование поведения и деятельности.

Обсуждая структуру явления необходимо учитывать многоуровневость организации живого существа — человека или животного, сложность организации психики, мозга, нервной системы. Так, например, у человека потребность в информации, знаниях является развитием и усложнением ориентировочного рефлекса, имеющегося на самых ранних ступенях филогенетического развития. То есть она имеет вполне определенную биологическую детерминацию. В то же время, она регулируется ценностями социальной и духовной жизни общности, членом которой человек является и группы, к которой он принадлежит. На верхних уровнях она проявляется как потребность иметь полную, по возможности, менее противоречивую картину мира, понимать предназначение человека и собственную индивидуальность.

Еще один пример. Энергичность, как свойство, имеет достаточно очерченные физиологические корреляты — свойство силы нервной системы. Оно является свойством темперамента, чертой характера (ближе других, вероятно, настойчивость), чертой личности — активность, инициативность. Разумеется, на верхних уровнях энергичность имеют иную, более сложную природу. Однако успешность освоения социального пространства конкретным человеком вряд ли может быть совершенно независимой от его индивидных свойств. С другой стороны, социальное поведение личности регулируется множеством сил внешнего и внутреннего мира. Поэтому социальная активность и активационные характеристики мозга связаны, обусловливают друг друга, но связь эта имеет множество опосредующих звеньев и массу факторов, действующих на разных уровнях психики.

Немного о психологии этого этапа работы.Этот этап наименее формализуемый. Для него труднее всего найти универсальные и надежные советы. В значительной степени по этим причинам он наиболее труден для любого исследователя, не только начинающего.

Из-за трудностей этого этапа в голове дипломника и аспиранта нередко появляются мысли о том, что судьба от него отвернулась, что ему не повезло с темой, что ему мало помогает руководитель, что на факультете плохо учат... Выскажу свое мнение по этому поводу.

Объяснение наблюдаемых и ненаблюдаемых явлений — это главное ради чего существует наука. Если бы объяснять было просто, то научной деятельности как профессиональной не было бы. Профессионализм в любом деле появляется как следствие достаточно длительного накопления знаний и умений. Есть только один путь, рождающий способность объяснять, — накопление знаний, развитие умений продвигаться к цели. Заметьте, сколь совершенен и точен русский язык: «продвигаться» значит продвигать себя (самому себя продвигать), а не искать иной силы для продвижения. Говоря конкретнее, чем больше прочел и понял в прочитанном исследователь, тем точнее и глубже будут сделанные им интерпретации полученных эмпирических данных или обобщения данных полученных другими учеными. Тем более универсальными и удобными будут предложенные классификации и т.п. Обходных путей или более простых существовать здесь просто не может.

Не следует думать, что у других объяснения получаются сами собой. Напрасно сожалеть о неудачном выборе темы работы — в каждой теме есть свои плюсы и минусы. У меня есть опыт участия в аттестационных комиссиях, в том числе и в роли председателя государственной аттестационной комиссии. Мне не известны комиссии, оценивающие выпускные работы двумя альтернативами: решена поставленная проблема или не решена. Вся психология насчитывает очень ограниченное число решенных проблем. Для оценки работы основное значение имеет то, насколько продвинулся автор в решении проблемы. При этом члены комиссии, как правило, вполне отдают себе отчет, что в решении сложной проблемы, нельзя ожидать крупных шагов. Квалификация исследователя отчетливо проявляется в умении находить доказательства и объединять их в целостность. Это можно продемонстрировать на самых разных темах, в разных областях психологии.

Объяснения, которые может предложить научный руководитель, естественно, будут его объяснениями, но на предстоящей защите именно вам предстоит излагать выводы, доказывать их и комментировать. Защита дипломной или диссертационной работы — это запланированная научная дискуссия. Аргументация в ходе дискуссии у выступающего всегда более гибкая, если высказываемые суждения возникли в его собственной голове.

Если вы приняли готовые объяснения, сделанные другим, то вы лишили себя возможности пережить и мучения, и радости самостоятельного продвижения к пониманию. (Не буду употреблять слово «открытие», это долгий разговор, особенно в психологии.) О главном требовании к любой квалификационной работе — самостоятельности ее выполнения, уже было сказано.

Скажу еще об одной вещи, рискуя получить упрек в педагогической занудности (стараюсь терпеливо нести тяжесть педагогического труда). Приобрести необходимую глубину и широту знаний в последние недели, по ходу оформления работы, невозможно. Если знания действительно не были накоплены заранее, то это вопрос для психологии личности, дифференциальной психологии или педагогической психологии, но к технологии психологического исследования он имеет косвенное отношение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.