Сделай Сам Свою Работу на 5

Наглядное представление результатов





 

Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень. Наглядность часто смешивается с изобразительностью, то есть считается, что при любом зрительном предъявлении информации достигается наглядность. Возникновению наглядности может способствовать: а) отображение только релевантных для данной задачи связей и параметров рассматриваемого явления; б) зрительное отображение информации с учетом особенностей восприятия и воображения. Следует помнить об ограниченности объема восприятия. Если для восприятия информации данного вида оперативные единицы восприятия не сформированы, то можно ожидать, что максимальным числом одномоментно охватываемых единиц будет 5 - 9. Повысить эффективность восприятия можно за счет грамотного кодирования зрительной информации (см., например, ГОСТ 21829-76 СЧМ. Кодирование зрительной информации. Общие эргономические требования).

Диаграммыиспользуются, главным образом, для изображения соотношений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны этим величинам. На рисунке 1 представлена диаграмма субъективных оценок интенсивности чувств у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами. На оси абсцисс отложены номера чувств, данные о которых получены из опросника. Ось ординат оцифрована в стандартизированых баллах.



 


Субъективные оценки интенсивности чувств у лиц

с сердечно-сосудистыми расстройствами

Рис. 1.

Номерами на оси абсцисс обозначены чувства:

1– бодрость; 4 – гнев;7 – растерянность; 10 – печаль; 2 – радость; 5 – страх; 8 – стыд; 11 – безразличие; 3 – азарт; 6 – тревога; 9 – вина.

Совмещенные диаграммыпозволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Используются две вертикальные оси ординат (слева и справа), каждая со своей градуировкой. На этих двух осях могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме. Однако следует помнить, что лучше читаются диаграммы, имеющие не более трех-четырех линий (кривых). При любом характере расположения их не должно быть более шести в одной диаграмме.



На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, например в процентах встречаемости (частости) каких-либо признаков или событий. В ходе анализа данных и их описания часто требуется соотносить встречаемость признаков у разных подвыборок (частей выборки) с встречаемостью по всей выборке в целом. С этой целью может быть использована диаграмма центрированных процентов встречаемости. Для того чтобы легче было увидеть возможности диаграмм, по-разному представляющих данные в центрированных величинах, приведены диаграммы с величинами в процентах и центрированных процентах. На рисунке 2 представлена диаграмма встречаемости чувств (в процентах) у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых. На рисунке 3 — диаграмма центрированных процентов для той же выборки. Проценты для каждого чувства, подсчитанные на выборке здоровых, вычтены из соответствующих процентов трех групп лиц с расстройствами. Таким образом, на этой диаграмме представлены не абсолютные величины процентов, а только величины отклонений процентов для трех групп (от процентов в выборке здоровых).


Встречаемость чувств (в процентах) у лиц

с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых

 

Рис. 2.

Номерами на оси абсцисс обозначены чувства:



Номерами на оси абсцисс обозначены чувства:

1– бодрость; 4 – гнев; 7 – растерянность; 10 – печаль; 2 – радость; 5 – страх; 8 – стыд; 11 – безразличие; 3 – азарт; 6 – тревога; 9 – вина.

На диаграмме линия 1 соединяет центрированные проценты встречаемости чувств при нейроциркуляторной дистонии (n=13), 2 — гипертонической болезни (n=24), 3 — ишемической болезни сердца (n=26), 4 — у здоровых людей (n=349).

 

Встречаемость чувств (в центрированных процентах)

при сердечно-сосудистых расстройствах

Рис. 3. Обозначения те же, что и на рис. 2.

 

Секторная диаграмма— диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.

Гистограмма(столбчатая диаграмма)— графическое представление плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, блоков). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат — ее частости (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоугольниками, для любой гистограммы равна единице или сумме всех частот (общему числу случаев). Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал. В полигоне частот число испытуемых указывается точкой, расположенной над серединой интервала на высоте, соответствующей его частоте, а сами точки последовательно соединяются прямолинейными отрезками.

Аналогом диаграммы является полигон. Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для отображения дискретных рядов.

Столбчатые диаграммы и полигоны строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси X отмечаются значения или порядок признака, на оси Y — численность, доля и т.п. Градации на оси X могут быть выбраны по усмотрению исследователя, а отрезок, служащий основанием прямоугольника, равен масштабу соответствующего интервала. Ширина прямоугольников одной и той же гистограммы может быть различной, если ряд распределен по признаку с неравными интервалами.

Графикиследует использовать, когда надо отобразить общий характер функциональной зависимости. Термин “график” часто используется как синоним термина “диаграмма”. В сравнении с таблицами шкалы и графики дают больше возможностей выполнять операции интерполирования, предсказания какой-либо величины.

Могут быть использованы следующие рекомендации по построению диаграмм (графиков).

1) Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2) На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи.

3) Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева.

4) Линии на графике должны быть разной толщины в зависимости от их важности. Оцифрованные линии должны быть толще неоцифрованных. Когда используются десятилинейные интервалы между цифрами, пятая (средняя) линия должна быть тоньше, чем оцифрованные линии, но толще других неоцифрованных линий.

5) Для обозначения точек наблюдения на кривых рекомендуется использовать кружки, квадраты или треугольники (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и т.п.).

 

Втаблицахрекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между ними не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется, и тогда можно использовать разделяющие линии или отбивку (пустую строку) через каждые пять строчек.

Диаграммы и профилииспользуют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования — отнесения индивида или группы к тому или иному типу, стилю.

В профиле несут информацию средний уровень, вариативность, форма распределения (см. В.К.Гайда, В.П.Захаров, Л., 1982).

Уровень профиля является глобальной характеристикой успешности или выраженности группы личностных особенностей испытуемого (или группы испытуемых, если отображаются усредненные величины оценок), представленных в единой нормализованной шкале оценок.

Вариативность профиля является характеристикой устойчивости достижений, общей одаренности или социальной адаптированности личности.

Форма профиля является основанием для отнесения к определенному разряду, типу, диагнозу, прогнозу.

Обычно профиль образует ломаная линия, соединяющая отметки значений по отдельным шкалам методики. Целесообразно делать разрывы в линии, чтобы шкалы различного назначения были разделены и в визуальной форме.

Результаты корреляционного анализа наглядно можно представить также в виде "корреляционного кольца". Для этого по периметру круга делают отметки, рядом с которыми пишут номера признаков. Эти отметки соединяют затем линиями. Вид линии кодирует характер корреляционной связи. Признаки лучше располагать группами, объединяющими признаки по какому-либо критерию.

Если записываются номера, то они или должны быть расшифрованы в подписях к рисунку, или должны соответствовать списку признаков, ранее помещенному в работе. В последнем случае в подписи должна быть ссылка на список с указанием страницы, на которой он расположен.

Характеристики корреляционных взаимосвязей должны быть отражены с использованием визуального кодирования. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные — прерывистыми; связи, достоверные на нижнем уровне значимости — одной линией, на более высоких уровнях значимости — большим числом линий. Например, связи, достоверные на уровне 5% — одной линией, а достоверные на уровне 1% — двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком.

Корреляционные плеядыявляются формой графического отображения корреляционных связей между параметрами, включенными в корреляционный анализ. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признака (параметра).

В центре корреляционной плеяды обычно размещают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции. Для такого параметра можно подсчитать число значимых коэффициентов для каждого признака, как это было описано выше, или использовать результаты факторного анализа. Иногда удается расчленить весь массив признаков на несколько орбит вокруг центра плеяды.

Для наглядного отображения результатов корреляционного анализа используют корреляционные ряды— две-три параллельных линии, на которых отмечены точки, соответствующие признакам. Такой рисунок легче анализировать, если рядом с точками написаны названия признаков. Корреляционные связи кодируются также как и в кольцах или плеядах. Корреляционные ряды удобны, если необходимо отобразить связи между компонентами разных слоев некоторой иерархии, между показателями разных методик и т.п.

Каждый представленный в работе график или таблица должны быть хотя бы кратко описаны, охарактеризованы. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, никакие числовые данные непосредственно или в наглядной форме не подтверждают и не опровергают обсуждаемые предположения. Для одной и той же таблицы или графика десятью психологами могут быть предложены пять-десять отличающихся описаний и интерпретаций. Для читателя, разумеется, интересна авторская интерпретация результатов.

Во-вторых, словесное описание необходимо и самому автору. Творческое мышление включает в себя акты переработки информации, опирающиеся на словесные и образные конструкты. Продвижение в понимании, интуитивное видение, инсайт возникает чаще всего после многих попыток структурирования всего объема информации в более эффективной форме. Для такого продвижения в поле умственного взора одномоментно должны уместиться все существенные для данного ракурса рассмотрения составляющие предмета размышлений. Это возможно, если у субъекта сформированы достаточно развитые приемы свертывания информации, составляющей содержание решаемой задачи, приемы укрупнения ее элементов. Эти приемы возникают по ходу работы не сразу. Познавательные процессы субъекта должны быть “натренированы" на восприятие, запоминание, представление материала определенного рода. Если оперативные (сложившиеся для конкретного типа задач) укрупненные познавательные единицы (конструкты, позволяющие манипулировать с множеством элементов как с одним элементом) не будут достаточно развитыми, то все существенное для понимания предмета не сможет находиться одноактно в поле умственного взора. Чем больше часть объекта мышления охватываемая одноактно (одномоментно), тем “прозрачнее” его сущность.

Значение наглядных форм представления информации в том и заключается, чтобы способствовать этому процессу, дать опору образному мышлению. В методическом (процедурном) аспекте продвижение к более глубокому пониманию, широкому обобщению может быть реализовано последовательными, следующими друг за другом, шагами наглядных отображений и их описаний, в ходе которых проясняются способы новых, более эффективных форм образного представления.

Описание результатов

 

Описать общее впечатление от экспериментов, обучающих процедур, психологических воздействий, обследования, анкетирования. Затем дать общую оценку эффективности измерений: что оказалось возможным фиксировать, а что — нет, на что участники экспериментов охотно давали ответы, на что с трудом, на что отказались отвечать (уклонились с объяснения или без объяснений), какие задание решали с легкостью, какие с трудом, какие не были решены никем из испытуемых, как участники воспринимали процесс обучения.

Перейти к описанию результатов, начав с перечисления всех полученных показателей: тех, что измерялись в ходе экспериментов или наблюдений и тех, что были подсчитаны при обработке (шкальные оценки, индексы и т.п.). Лучше перечислять их упорядоченно, деля на виды. Например, объективные и субъективные показатели, исходные и вычисленные и т.д.

Представить самые общие количественные характеристики, например, первичные статистики: средние, сигмы, ошибки средней, параметры эксцесса и крутизны. Анализируя первичные статистики или на построенные диаграммы, охарактеризовать форму распределений. Опираясь на те же статистики констатировать сходство или различия между отдельными группами выборки, мужской и женской подвыборками, между людьми разных возрастов, разных уровней образования, разных уровней обученности.

В дальнейшем описании целесообразно придерживаться последовательности задач, которые были ранее сформулированы. При этом лучше начинать с более общих аспектов, с более широкого плана, переходя в последующем ко все более частным аспектам.

Частой ошибкой, встречающейся в этой части текста, бывает недооценка важности словесного описания каждой таблицы, каждой диаграммы, корреляционной плеяды и проч. Автор заблуждается, если полагает, что в таблице, на диаграмме и других формах представления данных «и так все видно». Каждый читатель вашей работы увидит в них что-то свое. Кроме того, возможно, относясь с недоверием к вашему подходу или полученным данным, не увидит ничего, что может подтверждать высказанные вами предположения. Поэтому должны быть: названы все сходства и различия, различия оценены по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции, названы показатели, имеющие наибольшее число значимых корреляционных связей или с наибольшей теснотой связей и т.п.

Такая работа важна и по другим соображениям. Часто, пока не начато описание, слабо актуализированы ассоциации, потенциально могущие открыть путь к объяснению того, что вами обнаружено. Детальное описание подводит к первым обобщениям и первым выводам.

Если автор тщательно проанализировал что с чем связано и описал связи, отметил с чем нет связей (вопреки собственным ожиданиям или имеющимся точкам зрения), сравнил тесноту связей у одних и других показателей, то, обычно, появляются эмпирические обобщения.

Поскольку этот этап работы не может не быть творческим по своей сути, давать универсальные рекомендации трудно. Об одном универсальном мыслительном приеме полезно помнить — о сравнении. Это стержневой процесс для всей интеллектуальной активности. Сравнение можно рассматривать и как простую мыслительную операцию, и как научный метод. Между этими крайними уровнями лежит большое число промежуточных уровней. В любом массиве данных можно выделить какие-либо части, назвав и обосновав (хотя бы кратко, предположительно) критерий разделения, найти качественные и количественные различия в этих частях, описать, оценить выраженность и пытаться их объяснить.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.