ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВОЙ
Данная глава является логическим продолжением одной из предыдущих, где запрещается приобщение к Аллаху равных, будь то в намерениях, на словах или в делах, каким бы отдалённым такое уподобление ни было.
Изображение живых существ является попыткой создать нечто подобное тому, что сотворил Аллах. Это является отрицанием Божественного творения, обманом и фальсификацией, поэтому Законодатель и порицает это.
Глава 62
О МНОГОЧИСЛЕННОСТИ КЛЯТВ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Завет охранять клятвы.
2. Сообщение о том, что клятва при купле-продаже приводит к потере благословения в доходе.
3. Суровая угроза тому, кто не покупает и не продаёт ничего, не поклявшись.
4. Указание на то, что совершённый грех усугубляется, если у совершившего его нет на то причины.
5. Порицание тех, которые клянутся, когда их не просят об этом.
6. Похвала Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, трём или четырём поколениям и возвещение того, что произойдёт после них.
7. Порицание тех, которые свидетельствуют, но их свидетельства не принимаются.
8. Салафы запрещали детям свидетельствовать и давать обещания.
Всевышний Аллах сказал:
«...Охраняйте же клятвы ваши!» (Трапеза, 89).
Абу Хурайра расскаывал:
Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Клятва делает товар ходким, однако уничтожает доход от этого [благословение в нем — Ред.]». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 4/266, Муслим (1606), Абу Дауд (3335), ан-Насаи 7/246).
Салман рассказывал:
“Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: С тремя людьми Аллах не будет разговаривать [в день Воскресения — Ред.] и не очистит их [от грехов. — Ред.] и постигнет их мучительное наказание: это – развратный старикашка, заносчивый бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллах, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом”. Этот хадис передал ат-Табарани с достоверным иснадом. («Аль-Кабир» ат-Табари, «Шуаб аль-Иман» аль-Байхаки, аль-Хайсами 4/78; достоверный хадис).
В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится следующий хадис Имрана ибн Хусейна:
«Посланник Аллаха сказал: Лучшие люди в моей общине – это мое поколение, затем следующее за ним, а затем – следующее за ним. (Имран продолжил: “Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три”). После них же появятся люди, которые будут [ложно – Ред.] свидетельствовать и их свидетельства не будут приниматься, будут совершать предательства, вследствие чего им не будут доверять, будут давать обеты, но не будут выполнять их. И они будут жирными». (Аль-Бухари 5/190, 47, 11/212 и 504, Абу Дауд (4657), ат-Тирмизи (2222) [2223]).
Там же приводится хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Лучшее из людей – это мое поколение, затем – следующее за ним, а затем – следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут клясться раньше, чем приносит свидетельства, и приносит свидетельства раньше, чем клясться*. (Аль-Бухари 13/16).
Ибрахим [ан-Нахаи. — Ред.] рассказывал: «Когда мы были маленькими, били тех из нас, кто засвидетельствовал или давал обещание».
*То есть, они будут торопиться с принесением клятв и свидетельств вследствие слабости их веры, стремления к мирской жизни и большого количества грехов. В результате уменьшается их страх пред Аллахом и они перестают чуствовать ту большую ответственность, которая ложится на человека, приносящего клятву или свидетельство.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРОЙ
Суть клятвы состоит в том, что она подтверждает истинность данного человеком слова, обещания или любого другого деяния посредством возвеличивания Творца. Поэтому клясться необходимо только именем Аллаха, а клятва чем-либо иным является ширком.
Совершенство же подобного возвеличивания Аллаха состоит в том, что клятва Его именем обязательно должна быть правдивой. Наряду с этим, из уважения к Нему не следует злоупотреблять частым упоминанием имени Аллаха в клятвах. Ложные и частые клятвы противоречат возвеличиванию Аллаха, являющемуся духом таухида.
Глава 63
О ЗАЩИТЕ АЛЛАХА И ЕГО ПРОРОКА,
ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Разница между защитой Аллаха и Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и защитой мусульман.
2. Наставление всегда выбирать наименее опасный вариант.
3. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Выступайте в поход с именем Аллаха и во имя Аллаха... .
4. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ...сражайтесь против тех, кто не верует в Аллаха.
5.Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ...сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха.
6. Разница между властью Аллаха и властью мусульманских учёных.
7. Сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при необходимости мог осуществлять власть, однако при этом не знать, соответствует это власти Аллаха или нет.
Великий Аллах сказал:
«Верно выполняйте договор с Аллахом, когда вы его заключили, и не нарушайте клятв после того, как вы утвердили их: вы сделали Аллаха Поручителем за вас. Поистине, Аллах знает то, что вы делаете!»* (Пчёлы, 91).
*Ибн Касир в своём комментарии к этому аяту писал: «Всевышний Аллах повелел верно исполнять обещания и договоры и бережно охранять данные клятвы. Он сказал: «...и не нарушайте клятв после того, как вы утвердили их...» (Пчёлы, 91). Однако не следует рассматривать этот аят отдельно от высказывания Всевышнего: «Не делайте Аллаха предметом ваших клятв...» (Корова, 224) и Его слов: «Это искупление ваших клятв, которыми вы поклялись. Охраняйте же ваши клятвы!» (Трапеза, 89). Это значит: «Не оставляйте их без искупления». Не следует также забывать слова Пророка, приведённые в обеих «ас-Сахихах»: Клянусь Аллахом, если я поклянусь сделать что-либо, но затем увижу, что поступить иначе лучше, я оставлю это дело и искуплю клятву, но сделаю то, что лучше. Внешнее противоречие между этими текстами и вышеупомянутым аятом: «...и не нарушает клятв после того, как вы утвердили их...», отсутствует, поскольку под этими клятвами имеются в виду обещания и договоры, а не клятвы совершать что-либо или отказываться от этого. Поэтому Муджахид сказал об этом [предыдущем. — Ред.] аяте: «Под клятвами здесь подразумеваются клятвы времён джахилиййи».
Это также подкрепляется хадисом, который привёл имам Ахмад от Джубейра ибн Му‘тима: «Посланник Аллаха сказал: Нет клятв в Исламе. Поистине, с приходом Ислама клятвы времён джахилиййи только усилились. Этот хадис привёл и Муслим. (Ахмад 4/83, Муслим (2530), Абу Дауд (2925) от Джубейра ибн Мут‘има.). Он означает: «Ислам не нуждается в клятвах, которые приносились во времена язычества. Поистине, достаточно приверженности к Исламу».
Тем не менее, аль-Бухари 4/387 привёл хадис Асима о том, что он спросил Анаса ибн Малика: «Сообщили ли тебе, что Пророк сказал: “Нет клятв в Исламе”?». Он ответил: «Пророк взял клятву с курайшитов и ансаров в моём доме».
Бурайда рассказывал:
«Назначая командующего армией или командира отряда, посланник Аллаха наказывал ему бояться Аллаха и хорошо обходиться с мусульманами, находящимися в его подчинении. Он говорил ему: Выступайте в поход с именем Аллаха и сражайтесь против тех, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход, но не присваивайте трофеев до того, пока они не будут справедливо разделены между всеми, не нарушайте договоров, не совершайте надругательств над телами убитых и не убивайте детей.
Встретившись с противниками из мушриков, призови их к трём вещам, и если они согласятся хотя бы с одним из них, то оставь их в покое: сначала призови их к Исламу, и если они примут его, то оставь их с миром.
Затем призови их переселиться к мухаджирам и сообщи, что если они сделают это, то получат все права, которыми пользуются мухаджиры, и на них будут возложены все те обязанности, которые лежат на мухаджирах. Если они откажутся переселиться, то сообщи им, что они будут находиться на положении рядовых мусульман, то есть на них распространяется власть Всевышнего Аллаха. Получать же свою долю добычи они будут только в том случае, если будут вести Джихад вместе с мусульманами.
Если же они откажутся, то потребуй от них выплаты джизьи [подушного или земельного налога. — Ред.], если они согласятся, то оставь их в покое. Если же они и тогда откажутся, то сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха.
Если ты окружил врагов в крепости, и они захотели получить защиту Аллаха и защиту Его пророка, то не давай им защиты Аллаха и Его пророка. Дай им свою собственную защиту и защиту своих людей. Дело в том, что если ты и твои люди не обеспечите им должной защиты, то это будет меньшим грехом, чем несоблюдение защиты Аллаха и Его пророка.
Если же осаждённые в крепости захотят перейти под власть Аллаха, то не распространяй на них власть Аллаха, а установи над ними свою собственную власть, ибо не известно, сможешь ли ты установить над ними власть Аллаха или не сможешь». Этот хадис передал Муслим ([1731]).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|