|
ИЗБРАННЫЙ ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, ЗАЩИЩАЛ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ТАУХИДА И ПРЕГРАЖДАЛ ЛЮБОЙ ПУТЬ, ВЕДУЩИЙ К ШИРКУ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аятов 128 и 129 из суры «Покаяние».
2. Максимальное отдаление Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, своей общины от нарушения границ таухида.
3. Упоминание о его внимании, сострадании и милосердии к нам.
4. Его запрещение посещать его могилу с особой целью, хотя простое посещение его могилы является одним из самых лучших деяний.
5. Его запрет на частые посещения могил.
6. Его настоятельный призыв совершать дополнительные Намазы дома («Не превращайте свои дома в могилы...» — Ред.).
7. Салафы не позволяли совершать Намаз около могил.
8. Обосновывается это тем, что испрашиваемые для него благословение и мир достигнут его из любого места, даже самого отдалённого, и поэтому нет необходимости в вымыслах тех, кто ищет приближения к нему.
9. Находясь за барьером этой жизни — в барзахе — Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет представление о деяниях своей общины посредством испрашиваемых для него благословений и мира.
Всевышний Аллах сказал:
«Пришёл к вам Посланник из среды вашей. Ему тягостны ваши прегрешения, он заботлив о вас, и к верующим он — кроток, милостив. А если они отвернутся, то скажи: “Довольно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него! На Него я уповаю, ведь Он — Господь великого Трона!”» (Покаяние, 128—129).
Абу Хурайра рассказывал:
«Посланник Аллаха сказал: Не превращайте свои дома в могилы и не устраивайте на моей могиле празднеств. Испрашивайте для меня благословения, ибо ваши благословения достигнут меня, где бы вы ни были». Этот хадис передал Абу Дауд с хорошим иснадом, и все его рассказы заслуживают доверия. (Абу Дауд (2042), Ахмад 2/367, «Фадль ас-Салат ‘ала-н-Наби» Исмаила аль-Кади (20), (30); достоверный хадис)*.
Известен рассказ Али ибн аль-Хусайна о том, что он однажды увидел человека, который вплотную подошёл к могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и воззвал там к Аллаху. Али запретил ему делать это и сказал: «Разве я не рассказывал вам, что слышал от своего отца [аль-Хусайна ибн Али. — Ред.] о том, что мой дед [Али ибн Абу Талиб. — Ред.] слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не устраивайте на моей могиле празднеств и не превращайте свои дома в могилы. Поистине, ваши приветствия достигнут меня, где бы вы ни были? Этот хадис передал аль-Макдиси в «аль-Мухтаре». («Фадль ас-Салат ‘ала-н-Наби» Исмаила аль-Кади (20), (30)**).
*Этот хадис содержит суровый запрет на путешествие, вознамеренное только для посещения могилы посланника Аллаха, либо какого-то машхада, поскольку это относится к устроению празднеств и является одной из важнейших причин возникновения ширка. Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха сказал: Отправляться в путь можно только в три мечети: Заповедную мечеть [в Мекке. — Ред.], мою мечеть [в Медине. — Ред.] и мечеть аль-Акса [в аль-Кудус. — Ред.]» (аль-Бухари 3/57, 4/210, Муслим (827), Малик 1/108, ан-Насаи 3/114, Ахмад 6/7 и 397). Паломничество же в любую другую мечеть запрещено Шариатом, независимо от того, называется она машхадом или нет.
Что же касается совершения обхода (тавафа) вокруг могил или машхадов, то это является великим ширком, ибо Аллах сказал: «...И пусть совершают обход вокруг Древнего дома» (Хадж, 29). Поэтому таваф разрешается только вокруг Священного Дома Аллаха — Каабы.
**Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не читали благословений и приветствий ему у его могилы, как это начали делать последующие поколения, несмотря на следующий хадис Убейдуллы ибн Умара от Нафиа о том, что «когда [Абдулла. — Ред.] Ибн Умар вернулся из путешествия, он пришёл на могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Мир тебе, о посланник Аллаха! Мир тебе, о Абу Бакр! Мир тебе, о мой отец!” Затем он ушёл». Убайдулла сказал: «Мы не знаем никого из сподвижников Пророка, который бы делал это, кроме Ибн Умара». Это свидетельствует о том, что никто из первых мусульман не становился у могил, чтобы произносить мольбу или просить что-либо для себя и других.
Ибн Теймийа сказал: «Я не знаю никого, кто бы позволял это, так как это является одной из разновидностей проведения празднеств. Напротив, хадис указывает на то, что навещение могилы [Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.] для приветствия, когда человек ходит совершать Намаз в его мечети, запрещено и не разрешается по Шариату. Малик порицал жителей Медины за навещение могилы Пророка при входе в мечеть, поскольку салафы не делали этого. Он сказал: “Дела последних поколений этой общины не будут праведными, если их не делали первые”. Сподвижники и их последователи, да будет доволен ими Аллах, посещали мечеть Пророка, совершали Намазы, а по окончании их сидели или выходили. Они не навещали его могилу для приветствия, потому что знали, что благословение и приветствие его в Намазе совершеннее и лучше. Приход же к могиле для благословения и приветствия, для Намаза или для мольбы не был разрешён им, наоборот, он запретил это, сказав: Не устраивайте на моей могиле празднеств. Испрашивайте для меня благословения, ибо ваши благословения достигнут меня. Этим он разъяснил, что благословения и приветствия достигают его из любого места. Кроме того, он проклял тех, кто воздвигает на могилах пророков мечети.
Во времена, когда была жива Аиша, его могила находилась в комнате, в которую входили через дверь, после чего была построена ещё одна стена. Хотя салафы и имели возможность посетить его могилу, они не входили туда ни для благословения, ни для приветствия, ни для мольбы за себя или за других, ни для того, чтобы задать вопрос о хадисах или науке. Шайтан не мог соблазнить их и внушить им то, что они, якобы, слышат речь и приветствия [Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.], дабы они предположили, что Пророк разговаривает с ними, выносит фетвы, разъясняет им хадисы или отвечает на приветствия голосом, который слышен снаружи, как соблазняет Шайтан прочих у его могилы и могил других, вводя и в заблуждение. Эти люди предполагают, что погребённый в могиле повелевает и запрещает, издаёт фетвы и разговаривает наяву, что он выходит из могилы, и люди видят его вне её. Они предполагают, что души тел мёртвых выходят и разговаривают, и что душа мёртвого облекается в плоть, и люди видят её, как видели Пророка в ночь Вознесения на небеса...»
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ
Человек, внимательно изучивший тексты из Корана и Сунны, излагаемые в данной главе, придёт к выводу, что большинство их настоятельно призывают делать всё, что укрепляет таухид, развивает и питает его, побуждая к покаянию пред Аллахом, обращению к Нему от чистого сердца с надеждой и страхом, страстно стремясь обрести Его благо и благосклонность, избавиться от рабского подчинения Его творениям, а также любой формы сердечной привязанности к ним или их возвеличивания. Во имя этого необходимо полностью выполнять и постоянно совершенствовать все явные и скрытые действия, способствующие этому. Тексты настоятельно указывают на необходимость наличия духа поклонения, то есть на необходимость быть преданным только Одному Аллаху.
При этом запрещаются любые слова и дела, возвеличивающие творения Аллаха.
Запрещается также уподобляться мушрикам, поскольку это ведёт к благосклонному к ним отношению. Этот запрет распространяется также на все слова и деяния, которые могут привести к ширку. Целью всего этого является защита неприкосновенности таухида.
Запрещение всего, что ведёт к ширку, является проявлением милости к верующим, чтобы они могли осуществить то, ради чего были созданы, смогли поклоняться Аллаху явно и скрыто, чтобы достигнуть в этом совершенства и тем самым обрести счастье и блаженство. Свидетельства этого многочисленны и широко известны.
Глава 23
ЧАСТЬ ЭТОЙ ОБЩИНЫ ПОКЛОНЯЕТСЯ ИДОЛАМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 51 из суры «Женщины».
2. Смысл аята 60 из суры «Трапеза».
3. Смысл аята 21 из суры «Пещера».
4. Важнейший вопрос состоит в следующем: что означает в данном случае вера в джибта и тагута? Является ли эта вера сердечным убеждением? Либо же это чисто внешнее уподобление тем, кто верит в это, чувствуя затаённую ненависть к этому и будучи убеждённым в несостоятельности этого?
5. Их высказывание о том, что неверные, неверие которых известно, идут более правильным путём, чем верующие.
6. Именно в этом и состоит цель написания данной главы: приобщение к Аллаху сотоварищей несомненно имеет место в этой общине, как об этом говорится в хадисе Абу Саида.
7. Его заявление о том, что это обязательно произойдёт: имеется в виду поклонение идолам большого количества людей из этой общины.
8. Нечто весьма удивительное: появление людей, провозглашающих себя пророками, подобно аль-Мухтару, несмотря на то, что он произносил формулу двух свидетельств, а также заявлял, что он из этой же общины, что Мухаммад — истинный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, что Коран — истинен! Он также считал Мухаммада печатью пророков, искренне веря в это, несмотря на существующее во всём этом вопиющее противоречие. Аль-Мухтар появился в конце эпохи сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его поддержало большое число людей.
9. Добрая весть о том, что истина никогда не исчезнет полностью, как это случалось в прошлом, поскольку одна группа будет постоянно её придерживаться.
10. Великое знамение, состоящее в том, что несмотря на её малочисленность, людям этой группы не могут причинить вреда те, кто оставляет их без поддержки или выступает против них.
11. Это обстоятельство будет существовать вплоть до наступления Часа.
12. В этой главе называются следующие великие знамения:
— возвещение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что Аллах развернул перед ним землю от востока до запада, сообщив о значении этого, что и случилось в действительности; при этом ничего не было сказано о юге и севере;
— возвещение о даровании ему двух сокровищниц;
— возвещение о положительном ответе на две просьбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, для его общины;
— возвещение о том, что его третья просьба была отклонена;
— возвещение о падении на них меча, который не будет поднят;
— возвещение о том, что мусульмане начнут губить и пленять друг друга, а также его боязнь того, что в его общине появятся вводящие в заблуждение имамы;
— возвещение о появлении лжепророков в общине Посланника, да благословит его Аллах и приветствует;
— и возвещение о постоянном существовании победоносной общины.
Всё произошло именно так, как было возвещено Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, хотя никто не мог даже и предположить этого.
13. Страх Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за свою общину заключается в его опасении появления вводящих в заблуждение имамов.
14. Обращение внимания на смысл поклонения идолам.
Всевышний Аллах сказал:
«Разве ты не видел тех, которым дарована часть Писания? Они веруют в джибта и тагута*и говорят о тех, которые не веруют: “Эти — вернее путём, чем те, которые уверовали”»** (Женщины, 51).
Всевышний сказал также:
«Скажи: “Не сообщить ли мне вам худшее, чем это, воздаяние от Аллаха? Тем, кого проклял Аллах и на кого Он разгневался, и превратил их в обезьян и свиней, и кто поклонялся тагуту...”»*** (Трапеза, 60).
Он сказал также:
«Те, которые одержали верх в их деле, сказали: “Устроим мы над ними храм!”» (Пещера, 21).
*Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Джибт — это колдовство, а тагут — это Шайтан». Это же говорили Ибн Аббас, Абу аль-Алийа, Муджахид аль-Хасан и др. Имам Малик сказал: «Тагут — это всё, чему поклоняются помимо Аллаха».
Ибн Аббас сказал: «Джибт — это идолы». Он же сказал: «Джибт — это Хайуй ибн Ахтаб». Аш-Шааби сказал: «Джибт — это предсказатель». Муджахид сказал: «Джибт — это Ка‘б ибн аль-Ашраф». Есть и другие толкования.
**Однажды иудеи Хайуй ибн Ахтаб и Ка‘б ибн аль-Ашраф встретились с жителями Мекки. Им сказали: «Вы — обладатели Писания и обладатели знания, сообщите нам о нас и о Мухаммаде». Они спросили: «Кто вы, и кто Мухаммад?» Те ответили: «Мы сохраняем родственные связи, приносим в жертву верблюдов, освобождаем пленных и поим паломников айраном, а Мухаммад человек без потомства, он порвал наши родственные связи. За ним последовали грабители паломников из Гифара. Кто же лучше, мы или он?» Они сказали: «Вы — лучше и вернее путём». Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Разве ты не видел тех, которым дарована часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят о тех, которые не веруют: “Эти — вернее путём, чем те, которые уверовали”» (Женщины, 51). (Передал Ибн Касир [1/513]).
***По мнению большинства толкователей Корана, обезьяны — это нарушившие субботу, а свиньи — проявившие неверие к трапезе Исы («Тафсир аль-Фахр ар-Рази», т. 12). Всевышний, обращаясь к иудеям, сказал: «Вы узнали тех из вас, которые нарушили субботу, и Мы сказали им: “Будьте обезьянами презренными!”(Корова, 65). Аллах приказал иудеям хранить величие субботы и отказаться в этот день от всякой работы. Однако иудеи решили перехитрить Аллаха: они вынимали рыбацкие сети из моря не в субботу, а оставляли их до воскресного вечера, и тогда забирали весь улов. Работа, начатая иудеями до субботы, фактически продолжалась и в субботу, за что Аллах и обезобразил их, превратив в обезьян (ар-Рифаи 1/64).
Проявивших же неверие к трапезе Исы Аллах наказал, превратив их в свиней. Всевышний сказал: «Вот сказали апостолы: “О Иса сын Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба?” » (Трапеза, 112). «Сказал Аллах: “Я ниспошлю её вам, но кто из вас после того будет неверующим, того Я накажу наказанием, каким не наказывал никого из миров!”» (Трапеза, 115).
Тем не менее, Ибн Аббас придерживался иного мнения. Он сказал: «Все, кто были обезображены, относились к нарушившим субботу. Молодые из них были обезображены в обезьян, а старики в свиней».
Абу Саид рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всём. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними. Люди спросили: «О посланник Аллаха, это иудеи и христиане?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «А кто же ещё?* Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 6/360, Муслим (2669), Ахмад 3/84, 89, 94 от Абу Саида; аль-Бухари 13/255, Ибн Маджа (3994), Ахмад 2/327, 450, 115, 527 от Абу Хурайры, и Ахмад 4/125 от Шидада ибн Ауса).
Муслим также передал хадис Саубана о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Аллах расстелил предо мною землю, и я увидел её от востока до запада. Поистине, моя община получит власть над территорией, которая была мне показана. И было вручено мне две сокровищницы: красная и белая**. Я испросил у своего Господа, чтобы Он не погубил мою общину, посылая на неё массовые бедствия, и не насылал на неё никакого внешнего врага, кроме того, который находится в её собственных рядах, и защитил её целостность. Господь мой ответил: «О Мухаммад, если Я решил что-нибудь, то это неотвратимо. Итак, Я даровал твоей общине то, что Я не погублю её, посылая на неё массовые бедствия, и не нашлю на неё никакого врага, кроме того, который находится в её собственных рядах, и сохранит она свою целостность, даже если всё население соседних провинций выступит против неё, но только до тех пор, пока они не начнут губить и пленять друг друга» (Передал Муслим [2889]).
Аль-Баркани в своём сборнике «ас-Сахих» приводит этот же хадис со следующим дополнением:
Истинно, я боюсь, что в моей общине появятся имамы, вводящие в заблуждение***. Если же падёт на них меч, то он уже не поднимется до дня Воскресения. И не наступит Час до тех пор, пока оставшиеся в живых из моей общины не присоединятся к мушрикам и пока не начнёт часть её поклоняться идолам. В моей общине появятся тридцать лжецов, каждый из которых провозгласит себя пророком****, хотя я — последний из пророков, и после меня уже не будет другого пророка. Тем не менее, в моей общине всё время будет существовать группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, и не причинят им вреда те, кто оставит их без поддержки, пока не придёт повеление***** Всевышнего и Благословенного Аллаха. (Передали Абу Дауд (4202), Ибн Маджа (3952), Ахмад 5/278 и 284 от Саубана; достоверный хадис).
*Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что определённая часть его общины будет в точности совершать всё, что делают иудеи и христиане, и поэтому Суфйан ибн Уйейна сказал: «Наш учёный, совершающий порочные дела, походит на иудеев, а наш поклоняющийся [неучёный. — Ред.], совершающий порочные дела, походит на христиан». Многие мусульмане таким образом отклоняются от дороги Аллаха, и спасаются из них только те, к кому милостив Всевышний. Им не грозит заблуждение, и они — на верном пути.
**Аль-Куртуби сказал: «Это означает сокровищницу хосроя, то есть владения персов, и сокровищницу цезаря, то есть владения византийцев — их дворцы и страны. Пророк также сказал: Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, обе эти сокровищницы будут израсходованы на пути Аллаха”. “Красная” — это сокровищница цезаря, так как подавляющим в ней было золото, а “белая” — сокровищница Хосроя, так как подавляющим в ней были драгоценные камни и серебро. Всё это произошло во время халифа Умара».
***Зийад ибн Худайр рассказывал: «Как-то Умар спросил меня: “Знаешь ли ты, что разрушает Ислам?” Я ответил: “Нет”. Он сказал: “Его разрушают ошибки учёных, споры лицемеров о Книге [Аллаха. — Ред.] и постановления вводящих в заблуждение имамов”». («аль-Мукаддима» ад-Дарими 1/71; хороший хадис). Всевышний сказал: “Потом мы утвердили тебя на прямом пути [Шариате. — Ред.] из повеления. Следуй же ему и не следуй страстям которые не знают!» (Коленопреклоненная, 18). Он также сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, закончил для вас Свою милость и удовлетворился для вас Исламом как религией» (Трапеза, 3). Дорога посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижников и богобоязненных верующих — это прямой путь, а всякая ересь в религии является заблуждением и ведёт в Огонь. Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Кто совершит ересь или укроет еретика —на нём проклятие Аллаха, ангелов и всех людей (аль-Бухари 4/73 и 12/35, Муслим (1371) от Али аль-Бухари 13/238, Муслим (1366) от Анаса). Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: Если кто совершит в нашем деле [религии. — Ред.] то, что не из него, то оно должно быть отвергнуто(аль-Бухари 5/221, Муслим (1718) от Аиши).
****Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Истинность этого выявилась ещё при жизни Пророка. В Йамаме появился Мусалийма аль-Каззаб ("Лжец"), в Йемене аль-Асвад аль-Анси. При халифе Абу Бакре — Тулейха ибн Хувайлид из племени бану Асад ибн Хузайма, и Саджах [пророчица христианского толка. — Ред.] из племени бану Тамим. Аль-Асвад был убит ещё при жизни Пророка, а Мусейлима — при халифе Абу Бакре, и убил его Вахши, убивший дядю Пророка Хамзу в битве при Ухуде. В убийстве Мусайлимы в Йамаме участвовал и один из ансаров. Тулайха покаялся, и умер мусульманином в период правления Умара. Говорят, что Саджах также покаялась. Затем появился аль-Мухтар ибн Абу Убейд ас-Сакафи. Он овладел Куфой в начале правления халифа Ибн аз-Зубейра, демонстрируя свою любовь к Ахль аль-Бейт [близким родственникам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.] и призвав людей отомстить убийцам аль-Хусайна [внука Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред]. Он преследовал их и убил многих, кто участвовал в этом и помогал этому, и люди полюбили его. Затем он провозгласил себя пророком и объявил, что к нему приходит Джибриль. При халифе Абд аль-Малике ибн Марване появился аль-Харис аль-Каззаб, и он также был убит. Во время правления Аббасидов также появилась целая группа лжепророков.
Этот хадис не указывает на всех, кто провозгласил себя пророком, — их не сосчитать, так как призыв большинства из них возникал на почве безумия или меланхолии, — а указывает лишь на тех, кто получил власть и посеял сомнения, как те, которых мы описали. Всевышний Аллах уже уничтожил часть из них, а другая же часть осталась, и она последует за своими собратьями, последний из которых — ад-Даджжаль Великий.
*****Под повелением Аллаха имеется в виду прекрасный ветер, который заберёт души оставшихся в живых верующих, и появление великих признаков дня Воскресения. Ужас наступления Часа будут вкушать только самые неправедные из всех творений Аллаха. Абдулла ибн Умар сказал: «Не наступит Час до тех пор, пока не останутся [на Земле. — Ред.] злейшие из творений. Они будут худшими людьми эпохи джахилиййи. Тогда Аллах пошлёт ветер с запасом мускуса, прикосновение которого подобно прикосновению шёлка. Он не оставит ни одного человека, в сердце которого есть хотя бы частица веры, незахваченным. После этого останутся злейшие люди, и при них наступит Час». (Аль-Хаким 4/456 и 457. Аз-3ахаби назвал этот хадис достоверным).
Что же касается спасшейся группы, то учёные разошлись во мнении, где будут жить её приверженцы. Абу Амама рассказывал: «...Его спросили: “О посланник Аллаха! Где они будут?” Он сказал: У Святого дома» [Бейт аль-Макдас в Палестине. — Ред.] (аль-Хейсами 7/288 и 10/60 от Абу Хурайры; равии этого хадиса заслуживают доверия). Муаз ибн Джабаль сказал: «Они будут в аш-Шаме» [территория, на которой сейчас располагаются Сирия, Ливан и Палестина. — Ред.].
Ат-Табари писал, что хадисы указывают на то, что эта спасшаяся группа постоянно будет находиться в аш-Шаме или аль-Кудсе [Иерусалиме. — Ред.], временами возрождаясь в других местах. Хотя Аллаху это ведомо лучше. Тем не менее, праведные учёные жили в разных странах — в Хиджазе, аш-Шаме, Ираке, Египте, Иране — и вели борьбу на пути Аллаха. Поэтому эта праведная община собирается и распадается в разные времена в разных местах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|