|
Здравое слово о главе пятой
Подобное расположение автором излагаемого материала является чрезвычайно удачным. В предыдущих главах автор указывал на обязательность и преимущество таухида, необходимость стремления к нему и к его совершенствованию, его внешнему и внутреннему обретению, боязни всего того, что противоречит таухиду, в результате чего раб Аллаха сделает свою душу совершенной.
В данной главе автор указал на необходимость способствовать обретению полного таухида другими путём призыва к свидетельству «нет божества, кроме Аллаха». Таухид не может стать полным, пока раб Аллаха не пройдёт все его этапы и затем не станет стремиться сделать муваххидом другого. Именно таким был путь всех пророков. Первым, к чему они призывали свои народы, было поклонение только Одному Аллаху и отказ от придавания Ему сотоварищей. Тем же путем шёл господин и имам всех пророков — посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Он идеальным образом исполнял этот долг, мудростью, добрым увещеванием и наилучшим рассуждением призывая людей встать на путь его Господа. Он упорно и неустанно делал это, не ослабляя своих усилий, пока Аллах не утвердил посредством его Свою религию и не обратил в неё большое число людей. Благодаря благословенному призыву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, религия Аллаха воцарилась на огромных территориях во всех концах Земли. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лично осуществлял призыв, а также повсюду направлял своих посланников и последователей, чтобы они прежде всего призывали людей к Аллаху и Его таухиду, поскольку правильность и приемлемость всех действий зависят от таухида.
Наряду с тем, что раб Аллаха сам стремится к таухиду Аллаха, он должен также призывать к Аллаху других всеми способами. Человек, наставивший на путь истинный других, обретает такую же награду, как и они, без всякого уменьшения этой награды для обращённых.
Учитывая то, что призыв к Аллаху и к свидетельству «нет божества, кроме Аллаха» является обязательным предписанием для каждого, каждый обязан выполнять этот долг в меру своих возможностей. И на учёном ответственность за разъяснение этого, за призыв, за наставничество и наставление на истинный путь больше, чем на неучёном человеке.
Человек, способный вести призыв благодаря своим физическим возможностям, средствам, высокому положению и красноречию, выполняет гораздо более серьёзную задачу, чем тот, кто лишён подобных возможностей.
Всевышний сказал:
«Бойтесь же Аллаха по мере своих возможностей...» (Взаимное обманывание, 16).
Аллах милостив к тем, кто помог религии хотя бы на полслова, однако гибель ждёт того раба, который не использовал своих возможностей для призыва людей к этой религии.
Глава 6
СМЫСЛ ТАУХИДА И СВИДЕТЕЛЬСТВА «НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА»
Всевышний Аллах сказал:
«Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к своему Господу — кто из них ближе,— надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа следует остерегаться!»* (Перенёс ночью, 57).
Всевышний также сказал:
«И вот сказал Ибрахим отцу своему и народу: “Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто создал меня. Поистине, Он поведёт меня по прямому пути!”» (Украшения, 26-28).
Всевышний Аллах сказал также:
«Они взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха...» (Покаяние, 31).
Всевышний сказал:
«Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных; они любят их так, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха»**. (Корова, 165).
*Ибн аль-Каййим сказал: «В этом аяте упоминаются три весьма значительных понятия: любовь, то есть стремление приблизиться и найти дорогу благодаря праведным делам, надежда и страх. Это — подлинный таухид и подлинная религия Ислама».
**Все, кто приобщает к Аллаху равных, взывает к ним помимо Аллаха, просит у них помощи, надеется на них в избавлении от нужды и удалении печали, подобны поклоняющимся могилам, тагуту и идолам. Они, несомненно, возвеличивают и любят их наряду с Аллахом, если вообще они любят Всевышнего Аллаха, поскольку подлинная любовь к Аллаху невозможна без познания Его величия, имён и качеств. Они произносят слова «нет божества, кроме Аллаха», совершают Намазы, держат пост, однако приобщают к Аллаху равных в любви, и это губит всё, что они говорят и делают, потому что ни одно деяние мушрика не принимается и не получит благополучного конца. Произнося слова «нет божества, кроме Аллаха», они не выполняют ни одного условия, которого требует это великое свидетельство.
Ибн аль-Каййим сказал: «Таухид Любимого не позволяет разделять любовь к Нему с другими, и вся его [раба Аллаха. — Ред.] любовь отдана Аллаху в поклонении Ему. Таухид любви достигается тогда, когда в душе не остаётся любви, которую бы человек не отдал Ему. И эта любовь является величайшим благом для раба, его блаженством и радостью. Для души не будет блага и блаженства, пока Аллах и Его посланник не будут для него более любимы, чем кто-либо иной, и пока в его сердце останется любовь к кому-нибудь, кроме Аллаха. Такой человек любит только Аллаха, и как сказано в достоверном хадисе: “Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие, после того, как Аллах спас его от этого, так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь”.
Любовь к Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, является проявлением любви к Аллаху. Если любовь к человеку испытывается ради Аллаха, то она также является проявлением любви к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Если же она не ради Аллаха, то это является недостатком и слабостью любви к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Эта любовь подтверждается отвращением к самому ненавистному для Возлюбленного — неверию. Это отвращение подобно отвращению к тому, чтобы быть брошенным в Огонь, или даже сильнее. Без сомнения, это относится к величайшей любви.
Многие люди ставят во главу угла любовь к самим себе. Однако если же человек отдаёт предпочтение любви к вере в Аллаха перед любовью к самому себе настолько, что если бы ему пришлось выбирать между неверием и Адом, он выбрал бы Ад, а не неверие, то он действительно любит Аллаха больше себя самого».
В «ас-Сахихе» Муслима приводится следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» и отрёкся от поклонения всему, кроме Аллаха. Он будет держать ответ пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик. (Муслим, 23).
Разъяснению этой главы посвящены все остальные главы этой книги. Данная же глава содержит самые крупные и важнейшие вопросы: смысл таухида и свидетельства с приведением наглядных примеров.
Аят из суры «Перенёс ночью» содержит ответ мушрикам, которые взывали к праведникам. В аяте разъясняется, что подобные действия являются величайшим ширком.
В аяте из суры «Покаяние» говорится о том, что обладатели Писания приняли своих книжников и монахов за господ наряду с Аллахом. Разъясняется, что им было повелено поклоняться только Одному Богу [Аллаху. — Ред.], а несложный для понимания смысл этого аята состоит в том, что учёным и верослужителям следует подчиняться в повиновении Аллаху, но не отвечать на их призыв к неповиновению.
К этому же относится и высказывание пророка Ибрахима, мир ему, обращённое к неверным: «Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто создал меня...» (Украшения, 26-27). Тем самым он исключил из объектов поклонения всё, кроме его Господа. Всевышний упомянул, что такое отречение и преданность представляют собой смысл свидетельства «нет божества, кроме Аллаха».
Всевышний сказал:
«И сделал он это словом, пребывающим в потомстве его, — может быть, они вернутся!» (Украшения, 28).
Приводится также аят из суры «Корова», в котором Аллах сказал о неверных: «...и не выйдут они из Огня» (Корова, 167). В нём сказано, что они любят свои предметы поклонения так, как любят Аллаха. Это означает, что они любят Аллаха великой любовью, но Он не допустил их в Ислам. Что же тогда говорить о тех, кто возлюбил свои предметы поклонения сильнее, чем Аллаха? И что можно сказать о том, кто любит свой предмет поклонения и не любит Аллаха вовсе?
Сюда же относится и высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» и отрёкся от поклонения всему, кроме Аллаха. Он будет держать ответ пред Аллахом...
Эти слова разъясняют смысл формулы «нет божества, кроме Аллаха». Её произнесение само по себе не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества, также не обеспечивают этого ни понимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни его подтверждение, ни обращение в Намазах к Одному только Аллаху, у Которого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда всё указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека. Насколько велика и грандиозна эта проблема! И насколько же убедительно и красноречиво данное разъяснение, и насколько неопровержимы аргументы для любого спорщика!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|