ТРЕТИЙ ВОПРОС. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ И АКТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. На протяжении длительного времени о берестяных грамотах никто не знал. Их нашли на территории СССР в 1951, когда экспедиция под руководством профессора Арцеховского на раскопах в Великом Новгороде обнаружила первую в отечественной истории берестяную грамоту. Динамика поиска и ввода в научный оборот данного вида источников:
1) За первый год было найдено 10 грамот;
2) За первые шесть лет – 300 грамот;
3) К 1972 году было обнаружено 539 грамот;
4) К нынешнему дню их обнаружено уже более 1 000.
Берестяные грамоты – это массовый источник периода древнейшей истории Руси. И сохранилась только верхушка айсберга, многое безвозвратно утеряно. А что такое берестяная грамота? Это не просто кусок бересты, на котором что-то написано. Термин берестяная грамота условен. Грамота – это документ, на котором что-то должно быть написано. Но иногда на берестяной грамоте встречается отрывочная фраза, иногда – одно слово, а иногда – и того меньше, рисунок какой-нибудь.
На бересте изображение выдавливали специальной палочкой. Все это откладывало отпечаток на графику письма. Плавных округлых линий у людей не получалось, линии были четкие и геометрически правильные.
Каковы были территориальные границы распространения берестяных грамот? Это северо-западные регионы страны. Это Новгород, в котором найдено более половины всех грамот, Псков, Старая Русса, Смоленск, даже в Москве нашли одну берестяную грамоту.
Почему именно такие границы? Тут ключевую роль играет природно-климатический фактор. Почвы этих местностей располагали к тому, что береста в них консервировалась. А на юге земля не такая, тут все превращается в тлен. Это позволяет ученым сделать вывод, что берестяные грамоты писались во многих других местах Руси, но там они просто не дошли до нас.
Имеется достаточно большое число научных работ, посвященных берестяным грамотам. В 1951-1952 вышло более ста научных работ, посвященных берестяным грамотам. Среди авторов этих работ – Арцеховский, академик Янин. Его книга называется «Я послал тебе берёсту». Есть такой ученый Черепнин, он написал работу «Новгородские берестяные грамоты как исторический источник». М., 1969. Это первая крупная работа, которая может называться источниковедческим исследованием. Есть даже такая наука берестология, которая занимается исключительно берестяными грамотами.
В этих работах дается описание грамот, их изображение, приводится текст, сначала не разбитый на слова, а потом разбитый на слова. При этом приводились интересные лингвистические сравнения. В работе Черепнина начинают приводится способы работы с берестяными грамотами.
Содержание берестяных грамот различно. Книги в то время писались на пергаменте, а какие-то бытовые пометки делались на бересте. В основном это письма, послания, в которых все бытовые вопросы того времени находили отражение. Писались на таких грамотах и любовные письма. Сохранилась такая грамота, где молодой человек зовет девушку замуж.
Янин привел пример, когда землевладелец пишет сыну: «Ко мне на землю, которую обрабатывали мои отцы, деды и прадеды, пришли люди и предъявили на нее права. Сходи в архив, в нем указано наше право собственности, и принеси мне. Мы все докажем». Даже были официальные документы, написанные на берестяных грамотах. Долговая расписка, купчие, документы, связанные с судопроизводством.
На бересте писали даже какие-то литературные произведения. Известны случаи, когда старообрядцы из бересты сшивали книги, как из пергамента. Шутки, розыгрыши, песни тоже фиксировались на бересте.
Социальное происхождение авторов тоже интересно. Представители различных слоев населения, люди различных возрастов, образования, материального достатка выступали в качестве авторов берестяных грамот. И это опровергает мнение, что вплоть до XVIII века грамотными были только богатые. Это не так. И уровень культуры был достаточно высоким. Даже женщины писали берестяные грамоты! И это в патриархальном русском государстве! Ярослав Мудрый в Киевской Руси открыл школы для девочек. Ярчайший пример – его дочь Анна.
Берестяные грамоты – важный источник по, прежде всего, социально-экономическим и политическим отношениям в Русских землях. Они подчеркивают высокий уровень культуры – это разговорный язык. Берестяные грамоты показывают повседневную жизнь обычных людей.
ВТОРОЙ ВОПРОС. Летопись – это первая попытка осознать жизнь, эпоху. Это историческое повествование. Причем, информация в нем дана по годам. Датировка в них шла от сотворения мира, а с XVII века от рождества Христова. Вопрос об авторстве очень сложен для летописей. По своему характеру летописи – это не только труд одного летописца, это совокупный труд многих людей и даже поколений. В этом отношении установить конкретное авторство той или иной летописи крайне сложно или невозможно.
Сильвестр, Нестор – известные имена. Но теперь уже доказано, что Нестор – это легендарная фигура, Сильвестр – полулегендарная. Но, даже если эти люди были, то вряд ли они единолично писали летописи. Летописный свод – это когда в одном документе сводится несколько летописей разных авторов. При этом можно выделить вклад исторических личностей. Значительный вклад был того же Ивана Грозного в составлении лицевого летописного свода. Известно, что он сам редактировал текст.
Подчеркивая значимость летописей для отечественной истории, мы должны помнить, что вплоть до XVI века летописи – основной источник по истории России. По числу сохранившихся летописей мы можем сказать, что они были массовыми. Летописи были достаточно широко распространены. Кто их писал? Если церковь создавалась при княжеском дворе – это одно, если при митрополите – другое. В княжеских летописях акцент делался на политическую историю, и летописи писались в угоду конкретному князю. Церковь преследовала свои цели. Всего известно около 1 000 летописей. Их изучением, обобщением и публикацией занимался академик Шахматов. Во многом благодаря его усилиям было издано около 40 томов средневековых русских летописей.
Эта серия называется «Полное собрание русских летописей», сокращенно ПСРЛ. Все летописи писались по определенной схеме. Начинались они с «Повести временных лет», после чего повествование плавно перетекает в описание истории той земли, в которой эта конкретная летопись составлялась. Летопись – история конкретного княжества. Важно подчеркнуть, что вопрос о том, когда возникло летописание в России, даже сейчас актуален и по некоторым аспектам остается открыт. По данному вопросу существуют две точки зрения. Высказаны они были в ходе научной дискуссии 1972-1973, в рамках которой решались ключевые вопросы источниковедения. Мнения диаметрально расходились
1) Первой точки зрения придерживались такие историки, как Тихомиров и Рыбаков. Они считали, что летописи в Древней Руси возникли в IX-X веках, то есть еще до принятия христианства. У той же «Повести временных лет» они выделяли ряд предшественников. На этой почве даже осуществлялись попытки выделения кусков начального текста, который назывался протограф.
2) Выразителями другой точки зрения стали Лихачев и Лурье. Они отмечали, что летописание в русских землях как сложившаяся система оформилась только в XI веке.
Та точка зрения, которая была высказана Тихомировым и Рыбаковым, была высказана тогда, когда искусственно делали древними любые вещи. Чтобы показать, что СССР появился раньше, что наша история была богаче, чем у Запада.
Помимо определенной схемы у русских летописей был определенный характер – то, на что было направлено повествование. Этот характер заключался в ответе на актуальные вопросы той эпохи, когда они создавались. Что мы имеем в виду под актуальными вопросами? Политическая борьба с Византией. В архитектуре всегда создавались памятники, которые были направлены на то, чтобы показать, что Русь не уступает Византии. Русская цивилизация является дочерней по отношению к Византии. В этом отношении Византия, которая много дала русскому государству, имела определенные доводы показывать свой приоритет, свою роль в этом процессе. Русь дала Византии понять, что ее вклад был, но наше государство живет своей жизнью, и не надо на нее влиять.
Борьба с кочевниками. Тут можно назвать работу Гумилева. Он в середине ХХ века выпустил работу «Древняя Руси и великая степь». Или «Слово о полку Игореве». Междоусобицы русских князей тоже имели место в Русских летописях. Все эти вопросы создавали проблематику русского летописания, вокруг них строилось все повествование. При этом обращает на себя внимание и то, что зачастую летописцы использовали в летописях живой русский разговорный язык. Иногда есть моменты, где присутствует человек и даже живая речь.
Летопись сама по себе неоднородна. У одной и той же летописи может быть несколько редакций, при этом они делятся еще и на различные списки, каждый из которых различается своим содержанием. При этом важно выделить начальную редакцию и последнюю. Выделяют их по хронологическому принципу. В последнюю редакцию попадают те события, которых в первой не было, т.к. они еще не произошли. Списки делались по разным причинам. Часто автор менял текст бессознательно, но иногда переработка шла сознательно, и менялся смысл летописи.
Выделялось несколько летописных традиций. Основные традиции летописания: в Русских землях
1) Юго-западная (Галицко-Волынская) традиция. Эта территория входит в состав Западной Украины.
2) Киевская, древнейшая традиция.
3) Новгородская традиция.
4) Псковская традиция. Ее начала вести жена убитого князя Василька, чтобы увековечить память о своем муже.
5) Северо-восточная традиция.
Наиболее развитой была южная традиция – Киев, Галич. «Слово о полку Игореве» пришло к нам с Юга. Чтобы понять суть Северо-западного летописания, мы должны уяснить сущность этих городов. Новгород – крупнейший торговый центр, который входил в многочисленные торговые объединения. Это накладывало отпечаток и на летописи. В себя эти летописи впитали сведения о торговле, о ценах. Вследствие этого можно даже сопоставить и изучить рост цен за разные годы, чего в других летописях нет.
В псковских летописях другая традиция. Это был город-крепость, который защищал западные рубежи нашей страны. После неудачи на Святой земле монашеские ордена обратили свое внимание на Прибалтику. Псков принимал сильные удары, и тамошние летописи напоминают военные хроники. Северо-восточная летописная традиция имела свою специфику. Главным образом она пыталась оправдать создание централизованного государства в междуречье Оки и Волги.
Летопись хронологически привязывается к последней дате, которая в ней фигурировала, и называется летописным сводом того года. Хотя это не всегда так. Иногда вставляются более поздние приписки. Источники для создания летописи тоже были различны. Это предыдущие летописи, официальные документы из княжеских хранилищ. Часто летописец пользовался слухами.
ПВЛ (ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ)
| Ипатьевская редакция (от имени монастыря) повествует об истории Галицко-Волынской земли.
| Лаврентьевская редакция повествует об истории Владимиро-Суздальского княжества.
| Ипатьевский список.
| Погодинский список
| Ермолаевский список
| Лаврентьевский список
| Радзиволовский список
| Троицкий список
| Московский список
| | | | | | | | В основе «Повести временных лет» лежит библейская концепция. События в летописи начинаются со Всемирного потопа, потом появляется Придунайская территория, где фигурируют предки славян, и идет описание их расселения по бассейнам рек. Основываясь на этом, В.О. Ключевский сделал вывод, что это речная цивилизация. После этого начинаются погодные записи – изложение событий по годам.
В летописях много говорится о противостоянии с кочевниками: враги приходили и уходили, а русские люди, несмотря ни на что, остаются. Летописи, в отличие от берестяных грамот, на своих страницах более детально рассматривают политическую обстановку, процесс становления и распада Киевской Руси. Основной акцент сделан на князей и церковь. Тут надо вспомнить места, где летописи создаются. Они направлены либо на митрополичий, либо на княжеский дворы. Очень большие сведения даются о смерти Андрея Боголюбского, автор осуждает убийц. О жизни же простых людей в летописях сведений почти нет. В этом отношении летописи и берестяные грамоты друг друга дополняют.
ТРЕТИЙ ВОПРОС. Если брать памятники светского права, то первым записанным законом стала русская правда. Однако есть неоспоримые факты в пользу того, что это был не первый сборник законов на территории Русских земель. В договорах князя Олега с Византией, датированных 907 и 911 годами, приводятся ссылки на «закон русский». Олег, с одной стороны, ссылается на нормы права Византии, а, с другой, на нормы своего права. До сих пор этот памятник недостаточно исследован и реконструирован. Хотя подобного рода попытки были. В исследовательской литературе широко распространено мнение, что «закон русский» – это запись норм обычного права восточных славян. Неоспоримым является только то, что этот памятник лег в основу «Русской правды».
«Русская правда» – первый дошедший до нас кодек законов раннефеодального государства. Для нас важно то, что в этом кодексе отражен процесс превращения свободного человека в зависимого. Все категории зависимых людей – фундамент пирамиды, на верхушке которой был феодал.
«Русская правда» – источник изучения социально-экономических и правовых аспектов русского государства. Есть три ее редакции: «Краткая правда», «Пространная правда» и «Сокращенная правда». Всех их ввел в оборот историк Татищев. Тут важно понимать первоначальный посыл появления законов. Нормы обычного права регулируют отношения внутри социума. Важно понять, почему на определенном этапе появляется потребность в фиксированных законах. После определенного этапа развитие социума переходит на совершенно новую ступень – на ступень феодальных отношений. Структура общества усложняется, и на этом этапе отношения не могут регулироваться путем устных традиций, т.к. они (традиции) не сталкивались с этими новыми отношениями. Любой закон – ответ на жизнь. Применительно к русской правде мы должны отметить, что она неоднородна по своей структуре. Древнейшей составной частью «Русской правды» является «Краткая правда».
Ее возникновение и распространение охватывает период времени с 20-ых по 70-ые годы XI века. «Краткая правда» направлена на регламентацию отношений внутри княжества или боярской вотчины. К примеру, в центре находится князь. Он взаимодействует с дружиной, со слугами, со свободными людьми. Главное в том, что отменяется кровная месть, и вводятся штрафы.
А масштаб распространения «Русской правды» за ворота княжеских хозяйств был незначителен, там люди продолжали жить по обычному праву.
«Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» – вот те составные части, на которые делится «Русская правда». «Правда Ярослава» – первые 17 статей, «Правда Ярославичей» – это все остальные статьи с 18 по 26, которые появились после народных восстаний 1068 и 1071 годов. Это заставило детей Ярослава Мудрого внести коррективы в законодательство. Данный памятник дополнялся: в частности, в первой половине XII столетия к «Русской правде» были добавлены «Покон вирный» и «Урок мостникам». «Урок мостникам» устанавливал расценки на строительство дорог, а «Покон вирный» регламентировал деятельность сборщиков судебных платежей.
Несмотря на такую сложную структуру, «Краткая правда» неизменно рассматривается учеными как единый цельный памятник, который возник в результате развития правовых норм феодального общества XI – начала XII веков. Он до нас сохранился в нескольких списках: 2 списка XV века и 11 списков XVIII-XIX веков.
Еще есть «Пространная правда». Она сформировалась во 20-30-ые годы XII веков. Впрочем, историк Тихомиров считал, что «Пространная правда» сформировалась в начале XIII века в Новгороде после восстания 1207-1208. До наших дней дошло более 100 списков «Пространной правды». Два из них относятся к XII-XIV векам, а все остальные – к XV-XVIII векам. Все их можно объединить в три извода. По месту их территориальной привязки два более ранних извода связаны с Новгородом, и действовали они там в XIII веке, а один извод связан с Москвой и имел там распространение к началу XV века.
«Пространная правда» по количеству статей в 5 раз больше, чем «Краткая правда». «Пространная правда» имеет самостоятельную основу. Источники:
1) «Краткая правда»;
2) «Устав» Владимира Мономаха.
Большинством историков «Пространная правда» рассматривается как памятник Новгородского гражданского законодательства. Но обилие списков позволяет сделать вывод, что не только в Новгороде были распространены те нормы, которые в ней излагались.
Последняя редакция – это «Сокращенная правда». Это самая спорная редакция. О ее возникновении и структуре спорят вплоть до настоящего момента. Она дошла до нас только в двух списках XVII века. Датируют ее XV веком. Местом возникновения ряд исследователей считают пермскую землю. Вся проблема в том, что кто-то выделяет это в качестве самостоятельного памятника, Тихомиров, например. А большинство считает, что это краткая копия пространной правды.
Свое значение «Русская правда» начинает терять с XIV века. Юридические нормы, правовое пространство меняются. С начала XV «Русскую правду» не включают в действующие юридические сборники. Ее текст перестает развиваться, и она отмирает, правовая сила теряется.
20.09
Одновременно с «Русской правдой» существовали и другие законодательные памятники, которые также регулировали правовые нормы в Русском государстве. Тут нужно выделить «Закон судный людям» (12-13 вв.. Известен он в 54 списках и введенный в научный оборот в 1862 году. Три редакции: краткая, пространная и сводная. Памятник с очень сложной структурой, это порождало дискуссии в науке. Историк Тихомиров считал, что это три самостоятельных памятника, а академик Милов отметил, что это наиболее загадочный славяно-русский источник.
Почему слвяно-русский? Есть три точки зрения о его происхождении:
1) Памятник русский. Ее выразитель – историк Тихомиров. Он основывался на том, что наибольшее количество списков было найдено именно на территории Киевского государства.
2) Этот памятник болгарского происхождения. Ее болгары и высказали, в частности, исследователь Ганев.
3) Памятник славяно-болгарский.
Еще один памятник – «Мерила праведные». Три списка XIII-XIV вв. Этот памятник состоит из двух частей:
1) Первая часть посвящена судьям. Тут говорится о праведных и неправедных судьях.
2) Вторая часть – непосредственно законов, которые были взяты из двух источников: с одной стороны, из «Русской правды», с другой, «Закон судный людям».
Актовые материалы. Акт – это документ договорно-сделочного характера в сфере социально-политических отношений между властью, светскими феодалами и духовными лицами; в сфере социально-экономических отношений между собственниками средств производства и их производителями.
Актовые материалы и законы схожи, но есть между ними и отличия. Отличие в том, что закон устанавливает правовые нормы, а акт лишь использует их, закрепляя отношения между собственниками средств производства и их производителями или между властью, светскими феодалами и духовными лицами.
Изучением актов занимается специальная ВИД – дипломатика.
Древнерусские акты представляют обширный комплекс источников. По подсчетам Кучкина, до наших дней сохранилось 2234 актовых источника, которые охватывают период XII-XV веков. Но у нас древнерусское государство. Проблема в том, что из этого числа к XV веку относится 2048. А остальные – между 12 и 14 веками.
В XVI веке в России ежегодно появлялось около сотни актовых источников. В XVII веке, когда появляется печатный приказ, он создает 4 000 актов в год.
Во Франции в первой половине XIV века из стен французской королевской канцелярии ежедневно исходило 150 актов. То есть в год их было около 60 000. В архиве Арагонского королевства зафиксировано около 4 000 000 актовых источников.
Все это определяет и подход, и методы работы. Если источников немного, то тут подход штучный. У нас каждый источник требует индивидуального подхода. Тут смотрят и подробно разбирают предпосылки его появления, цели создания, смотрят и изучают выгоды сторон. Во всем многообразии актовых источников Западной Европы ты просто утонешь, если будешь атк действовать. Там больше внимания уделяют именно канцелярскому происхождению этих источников, а также применяют математические методы. К примеру, определяют по канцелярии Французского королевства.
Актовые источники делятся на две группы. Выделяются они так по источнику права:
1) Публично-правовые акты.
2) Частные акты.
Это исходит оттого, кто здесь обладает правом собственности – частные лица или государство. Здесь нужно понимать, что публично-правовых актов на протяжении древнерусского государства было больше, чем частных. Даже многие сделки в Древнерусском государстве заключались устно, если люди при свидетелях ударяли по рукам.
Первые акты появляются тогда, когда начинают развиваться договорные отношения. В частности, на международной арене есть примеры этого. Это договоры Руси с Византией – таких князей, как Олег, Игорь и Святослав. Эти договоры посвящены установлению торговых отношений между государствами.
Это договоры типовые. Подобные же договоры Византия заключала и с другими странами, которые тоже сохранились, и их можно сопоставить. После этого наступил удельный период, и подобные договоры стали заключать отдельные княжества, отдельные князья. Новгород – это своя специфика. От лица боярской республики Новгород заключал договоры не только с князьями, которых приглашал править, но и какие-0то международные торговые договоры. Новгород входил в Ганзейский торговый союз северогерманских городов. На протяжении XII-XIV вв. Новгородом было заключено 18 международных договоров.
Помимо Новгорода такие договоры заключали и другие северо-западные города: Смоленск и Полоцк. У Смоленска был договор с Ригой. А в XIVначинает Москва подобные договоры заключать.
Еще одна разновидность актов – жалованные грамоты. Появляются они в XII веке. По сути, это договоры, а по форме – пожалование. Это акты, в которых отражены права и обязанности феодалов, как духовных, так и светских. Почему пожалования? Яркий пример – жалованная грамота Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю в Новгороде. Это 1130 год. В этой грамоте князь пожаловал монастырю определенные имения. Тут что-то дают. Появились они в Новгороде. А уже к XIV веку жалованные грамоты получают распространение в других землях.
В XII веке было известно три жалованные грамоты, которые дошли до нас в копиях. От XIII века не известно ни одного такого источника. В XIV веке их известно 12, из них три дошли до нас в подлиннике. Иногда князья составляли акты между собой. Но нам больше интересны духовные грамоты. Тут надо помнить, что в основной своей массе духовные грамоты получили распространение после татаро-монгольского ига. В основном духовные грамоты пришли к нам из монгольского права.
Духовная грамота – это завещание. До нашествия татар эти завещания были устными. После их начали фиксировать. Сохранились завещания московских князей. Были завещания и тверских, и рязанских, и нижегородских, и ярославских князей. Можно выделить еще одну категорию русско-ордынских документов – ханские ярлыки.
Акты – не самый массовый источник, но они раскрывают социально-политические и социально-экономические отношения, демонстрируют динамику правовых норм, развитие договорных и правовых отношений, и связано все это с законодательными источниками. Акты показывают, как менялись различные нормы.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Литература в ДЛриевней Руси была не такой, какой мы ее знаем сегодня.
ЛИТЕРАТУРА
В литературе Древней Руси эти две части были слиты. Литература была перемешана с другими частями средневековой культуры. Литература носит дидактический характер, она анонимна. Литература бывает двух видов: светская и духовная. Средневековая литература по преимуществу носила духовный характер.
С XI по XIV век нам известно 700 литературных произведений. Из них светских было только XX, а остальные были духовными.
В литературе можно выделить несколько жанров:
1) Жития святых. В XI-XVIII вв. появилось около 300 житий. Они объединялись в сборники. Эти сборники носили название «Патерик». Есть Киево-Печерский патерик, там похоронено много святых. У житий святых две схемы написания:
a. Человек рождается и сразу становится положительным, как творит добро, улыбается всем и всю жизнь несет в мир позитив.
b. Человек становится положительным не сразу. И этот вариант реальнее.
Классификация житийной литературы:
а. Мученические жития. В них люди мучились за веру. К примеру, Борис и Глеб. Михаил Тверской.
б. Героические. К примеру, Александр Невский. Героические жития написаны в духе воинских повестей.
в. Равноапостольские. Люди, которые внесли весомый вклад в распространение христианства в Русском государстве. К примеру, князь Владимир, княгиня Ольга.
г. Преподобнические – те, которые посвящены людям, отдавшим всю жизнь церкви. Они не мучились, не участвовали в великих битвах, но всю жизнь несли монашескую рясу. Тут можно принести житие Андрея Смоленского. В них упор делается на религию и на чудеса. Житийная литература называется агеографическая
2) Хождения (хожения). Здесь очень близка религиозная тематика – это описание путешествия в святые места. К примеру, хождение новгородского архиепископа Антония.
3) Слово. Эти памятники интересные, риторически развитые, это памятники ораторского искусства. Есть идеи, которые в них отстаиваются. К примеру, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. XI век. Выдающийся памятник ораторского искусства. Основная идея произведения заключается в отстаивании независимости русской церкви от византийской. Ярослав Мудрый его с этой целью на данную должность назначил. «Слово Даниила-заточника». Конец XII – начало XIII вв. В этом произведении описываются исторические события на Руси. Написал человек образованный, возможно, не знатный. Основная идея – отстаивание интересов обычного человека. Даниил-заточник сам был небогат и потому писал о том, что бедных нужно уважать. За это его сослали на север.
В советское время было мнение, что это первый источник, который отражает демократические требования низов. Есть еще «Моление Даниила-заточника». Хотя есть точка зрения, что «Слово…» и «Моление…» были написаны разными людьми.
4) Поучения. Владимир Мономах в 1125 сделал определенную попытку дидактического характера, направленную на своих детей. В первую очередь, там включен элемент автобиографии Владимира Мономаха. Нам это интересно в плане дидактическом, т.к. вся средневековая литература дидактическая.
5) Воинские повести. «Слово о полку Игореве». Есть две точки зрения о происхождении «Слова…»
А) В 1964 году развернулась целая дискуссия на эту тему. В ней приняло участие 30 историков, и их мнения разделились. Большинство из них (Рыбаков, Тихомиров, Лихачев) говорили, что это памятник конца XII (1185 года) века вслед за описываемыми в нем событиями. Но было пятеро человек во главе с Зиминым, которые имели альтернативную точку зрения. Зимин говорил, что это более поздний источник.
В дальнейшем в разделе воинских повестей появляется произведение «Задонщина», посвященное Куликовской битве. По структуре «Слово…» и «Задонщина» похожи. Зимин доказывал, что «Слово…» а – один из позднейших списков «Задонщины».
Зимин поплатился своей карьерой за свою точку зрения.
6) Былины, сказки. Былины были историчны. В них ничего вымышленного не было. Весь вопрос в том, что подвиги, былины стали складываться уже на заре формирования Руси, а окончательно сформировались лишь в XVI веке. Дело в том, что большинство сказочных героев пришли из языческих времен.
Главная проблема в том, чтобы понять, насколько такие источники достоверны.
ВЫВОД. Источники по истории Древней Руси многогранны. Но у каждой из разновидностей есть свои сильные и слабые стороны. Все эти источники дополняют друг друга. Чтобы составить наиболее полную картину, их надо использовать в комплексе.
27.09
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XIV-XVII вв.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|