Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИЛОЖЕНИЕ II СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессия ( агрессивность ) – стремление причинить вред окружающим . Вербальная агрессия – склонность ругаться , грубить , делать замечания и т . п . Защитная агрессия – агрессия , вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих .

Невротическая агрессия – агрессия , вызванная общим неблагоприятным самоощущением .

Адаптация – приспособление к новым условиям .

Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе .

Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам .

Адекватность представлений – соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам .

Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера , не доходящее до степени патологии .

Амбивалентность – двойственность , сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций ( переживаний , стремлений , представлений и т . п .).

Анамнез – сведения о предшествующем ходе развития ребенка .

Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам , стремление противодействовать им .

Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание .

Астения , астеническое состояние – нервное истощение , ослабленность , повышенная утомляемость . Астеничность – склонность к возникновению астении .

Аутизм – тяжелое психическое отклонение , характеризующееся грубыми нарушениями общения .

Аутизация – ослабление контактов с окружающими .

Вандализм – разрушение или повреждение материальных ценностей .

Вытеснение – один из механизмов психологической защиты : исключение из сознания травмирующих переживаний .

Вязкость – см . Ригидность .

Гиперактивность ( двигательная растор - моженность ) – пограничное нервно - психическое расстройство , проявляющееся в импульсивности , неусидчивости , отвлекаемости .

Гиперкомпенсация – компенсаторные механизмы , внешне противоположные личностным особенностям , для компенсации которых они предназначены .

Гиперконтроль – см . Тревожный гиперконтроль .



Гиперопека – система отношений в семье , при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют , не предоставляют ему достаточной свободы .

Гиперсоциальность – стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям .

Гипертимный тип – психотип , характеризующийся повышенной активностью , общительностью , низкой чувствительностью , слабым самоконтролем . Гипертимная акцентуация – особо ярко выраженный гипертимный тип .

Гипомания , гипоманиакальное состояние – патологическое возбуждение , сверхвысокая активность , эйфория ( приподнятое , возбужденное состояние ).

Двигательная расторможенность – см .

Гиперактивность . Девиантное ( отклоняющееся ) поведение - поведение , не соответствующее социальным нормам .

Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе , стремление всегда быть в центре внимания . Демонстративный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности .

Депрессия , депрессивное состояние – патологическое снижение настроения и падение активности .

Депрессивная тенденция – склонность к возникновению депрессии .

Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой - либо функции . Интеллектуальный дефект – необра - тимое нарушение мышления { умственная отсталость ).

Диагностика ( психологическая ) – выявление психологических особенностей человека .

Дисфория – мрачная раздражительность .

Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми .

Жизненная сфера – определенная сторона жизни , относительно независимая от других сторон ( семейная , школьная , сфера межличностного общения , интимная ).

Задержка психического развития ( ЗПР ) - см . Нарушение обучаемости . Защитное фантазирование – см . Ком ■ пенсаторное фантазирование . Импульсивность – склонность к совершению необдуманных случайных действий . Интровертность – замкнутость , высокая избирательность в общении . Интровертный тип – психотип , характеризующийся оригинальностью , низкой конформностью , склонностью к умозрительным построениям . Инфантилизм – незрелость , «детскость» . Психофизический инфантилизм – отставание от фактического возраста как по психологическим , так и по физиологическим признакам . Ипохондрия – повышенное беспокойство о своем здоровье .

Истерия – психическое заболевание , часто приводящее к появлению соматических ( телесных ) болезненных симптомов без каких - либо физиологических причин . Истероидная акцентуация – сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний . Истероидный фасад – истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией .

Когнитивные ( познавательные ) процессы – психические процессы , направленные на познание окружающего мира ( восприятие , мышление , память , внимание ).

Компенсаторное ( защитное ) фантазирование – один из механизмов психологической защиты : погружение в фантазии и мечты , смягчающие отрицательные переживания .

Компенсация – выработка механизмов , помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности .

Конформность – стремление быть «таким как все» .

Личностные особенности – устойчивые психологические образования , мало меняющиеся со временем .

Нарушение обучаемости ( задержка психического развития , ЗПР ) – локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций .

Невроз , невротическое состояние – пограничное психическое расстройство ; характеризуется снижением продуктивности деятельности , эмоциональными нарушениями ; при неврозе часты тики , навязчивые движения , энурез , страхи , нарушения сна .

Негативизм – противодействие требованиям .

Негативное самопредъявление – привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований .

Олигофрения – см . Умственная отсталость .

Организация действий – навыки построения своей работы : ее планирование , проверка и др .

Органическое поражение мозга – следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде , родовых травм , асфиксии , сотрясений мозга и др .

Паранойяльность – подозрительное , настороженное отношение к окружающим .

Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния .

Патологическое состояние – серьезное психическое расстройство , требующее медицинского вмешательства .

Педагогическая запущенность – следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания .

Относительная педагогическая запущенность – отсутствие коррекцион - ного обучения , необходимого ребенку с отклонениями в развитии .

Перфекционизм – стремление выполнять любую работу на высшем уровне ; приводит к застреванию на несущественных мелочах , отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно .

Пограничные состояния – отклонения , нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека , но не приводящие к его инвалидизации .

Познавательные процессы – см . Когнитивные процессы .

Проекция – один из механизмов психологической защиты : приписывание своих переживаний и стремлений другим людям .

Психастеническая акцентуация { тревожно - мнительный характер ) – сильно повышенная тревожность , недостаток уверенности в себе , выраженная ас - теничность .

Психоз , психотическое состояние – психическое расстройство , для которого типичны неадекватность поведения , нарушения ориентации в пространстве и времени , продуктивная симптоматика ( бред , галлюцинации и т . п .).

Психологическая защита – механизмы , помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние , несмотря на наличие психотравмирующих факторов .

Психологическое состояние – особенности человека , существенно меняющиеся со временем .

Психомоторный тонус – напряжение мышц , связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением .

Психопатия – патологический характер , резко затрудняющий социальную адаптацию .

Психопатоподобное поведение – высокая импульсивность , нарушение социальных норм .

Психосоматические заболевания – телесные болезни , вызванные психологическими причинами .

Психотип – общий склад личности , определяющий ее деятельность , взаимоотношения с людьми и с миром . Рационализация – один из механизмов психологической защиты : подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми .

Резонерство – склонность к рассуждениям , не относящимся к выполняемой деятельности .

Ригидность ( вязкость ) – склонность по - , долгу застревать на каких - либо переживаниях .

Ригидный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем активности , стремлением все делать «так , как надо» и заставлять других действовать так же .

Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением . Сензитивность – высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам .

Сензитивный тип – психотип , характеризующийся высокой чувствительностью , астеничностью и тревожностью .

Соматические заболевания – телесные ( не нервные и не психические ) заболевания . Социализированность – владение социальными нормами .

Социальная дезориентация – низкая чувствительность к социальным нормам , нарушение их иерархизации . Стресс – реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации . Устойчивость к стрессу – способность выдерживать психологические нагрузки , не испытывая состояния стресса . Субдепрессия – снижение настроения , не доходящее до уровня депрессии . Тик – непроизвольное подергивание мышц .

Тревога – беспокойство , волнение , ощущение угрозы , ожидание неопределенной опасности .

Тревожность – склонность к возникновению состояния тревоги , неуверенность в себе , опасения , страхи . Тревожный гиперконтроль – стремление все время контролировать себя , мешающее выполнению автоматизированных действий .

Тревожно - мнительный характер – см . Психастеническая акцентуация .

Умственная отсталость ( олигофрения ) – общее интеллектуальное снижение , делающее невозможной полноценную социальную адаптацию .

Уровень притязаний – степень успешности , на которую человек претендует ; крайне неблагоприятно сочетание завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой .

Фобия – навязчивый страх , боязнь ситуаций , не представляющих непосредственной угрозы : закрытых помещений, открытых пространств , высоты , глубины и др .

Фрустрация – неудовлетворенность потребности .

Шизоидная акцентуация – интроверт - ность , трудности в общении , преобладание интеллектуальной сферы над эмоциональной .

Экстравертность – общительность , склонность к широким контактам .

Эмоциональная лабильность – склонность к легкой смене настроений , неустойчивость переживаний .

Эмоциональная напряженность – возбуждение , ощущение , что необходимо срочно что - то сделать , но неясно , что именно .

Эмоциональное возбуждение – особо высокая активность , повышенная готовность к действию .

Энурез – недержание мочи .

Эпилептоидная акцентуация – чрезмерное внимание к мелочам , эксплозивность ( взрывчатость ), высокая ригидность .

ЛИТЕРАТУРА

Берне Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.

Болдырева С А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974.

БукДж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М., 2000.

Йирасек И. Диагностика школьной зрелости // Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

Мухина B . C . Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000.

РайгородскийДЯ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара, 2001.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-роди-тельских взаимоотношений // Проективная психология. М ., 2000.

Appel K.E. Drawings by children as aids in personality studies // American Journal of Orthopsychiatry. 1931. Vol. 1.

Goodenough F.L. Measurement of Intelligence by Drawings. N.Y., 1926.

Goodenough F.L., Harris D.B. Studies in the psychology of childrens drawings: II. 1928 – 1949. Psychological Bulletin. 1950. 47.

Hammer E. The Clinical Application of Projective Drawings. Springfield , 1958.

Harris D.B. Childrens Drawings as Measures of Intellectual Maturity: A Revision and Extension of the Goodenough Draw-a-Man Test. N.Y. , 1963.

Hulse W. The emotionally disturbed child draws his family // Quarterly Journal of Child Behavior. 1951. Vol. 3.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.