|
РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ
• Смещен вверх , расположен в верхней половине листа , но не в углу (39, 44) – иногда повышение самооценки , возможно , компенсаторное ; стремление к высоким достижениям .
• Смещен вниз , расположен в нижней половине листа (26, 31) – иногда снижение самооценки .
• Смещен вбок (21) – иногда органическое поражение . мозга .
• Выходит за край листа (22, 51, 67, 120, 131) – импульсивность ; острая тревога ; иногда пограничное , невротическое или психотическое состояние .
• Помещен в углу листа (30, 70) – иногда депрессия или субдепрессия .
ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ
• Большое количество разнообразных деталей (39, 43, 48, 53, 61, 84) – демонстративность ; живое воображение , творческая направленность .
• Повышенная тщательность , большое количество однотипных деталей (24, 39, 44, 75, 76) – ригидность ; тревожность ; иногда перфекционизм ; эпилепто - идная акцентуация ; органическое поражение мозга .
• Малое количество деталей , схематичность , в отношении к возрастной норме (14 – 19, 25, 26, 33, 51, 76, 80, 102 - 104, 116, 127 – 129, 131) – астения ; импульсивность ; низкая эмоциональность ; негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; интровертность , замкнутость ; иногда депрессия или субдепрессия ; шизоидная акцентуация ; сниженный уровень умственного развития .
• Небрежность , в отношении к возрастной норме (22, 144) – импульсивность ; низкая мотивация ; иногда органическое поражение мозга ; негативизм ; отрицательное отношение к обследованию . Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют (74, 137, 148) – эмоциональная лабильность ; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам :
• увеличение числа и разнообразия деталей – положительное отношение ;
• увеличение числа однообразных деталей – напряженное отношение ;
• бедность деталей , схематичность , небрежность – отрицательное отношение .
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ
• Стирание и исправление линий (29, 34, 39, 41, 47, 57, 59, 60, 71, 112, 116, 151) – тревога как состояние на момент обследования ; стрессовое состояние ; эмоциональная напряженность ; тревожность , неуверенность в себе ; иногда перфекционизм .
• Штриховка рисунка простым карандашом (36, 47, 51, 68, 102, 104, 105, 151) - тревожность как личностная черта ; тревога как состояние на момент обследования ; иногда художественный прием у людей , обучающихся или обучавшихся рисованию ( в этих случаях не интерпретируется );
• размашистая штриховка , местами выходящая за контур рисунка (31, 42), – острая тревога ; импульсивность ( с шестилетнего возраста );
• особо тщательная штриховка (27, 98) – тревожность , неуверенность в себе ; ригидность ; иногда перфекционизм ;
• штриховка с сильным нажимом : за - чернение всего рисунка или его части (31, 42, 72, 98, 119, 153, 155, 160) – эмоциональная напряженность ; острая тревога ; иногда пограничное или психотическое состояние .
• Отклонение от вертикали (21, 23, 144, 154) – органическое поражение мозга ; иногда ощущение своей психологической неустойчивости , плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния ; нарушения умственного развития ( с пятилетнего возраста ).
• Нарушения симметрии (20, 22, 23, 51, 52, 121, 122, 131, 144, 154) – органическое поражение мозга ; импульсивность ; иногда негативизм ; острое состояние ( с пятилетнего возраста ).
• Двигательные персеверации (22) – органическое поражение мозга ; иногда психическое заболевание ; интеллектуальное нарушение ( с четырехлетнего возраста ).
• Распад формы , неопределенный , часто незамкнутый контур (66, 103, 106, 116, 120) – интеллектуальное нарушение ; органическое поражение мозга ; пограничное невротическое состояние ; психическое заболевание ( с пятилетнего возраста ).
• Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи , заполняющие весь лист (42, 63, 107) – импульсивность , острая тревога ; пограничное невротическое состояние ; иногда психотическое возбуждение ( с четырехлетнего возраста ).
• Грубое искажение формы и / или пропорций (21, 52, 60, 63 – 65, 101, 114, 116, 121, 144) – интеллектуальное нарушение ; органическое поражение мозга ; негативизм ; сниженная конформность , нарушения социализации ; пограничное невротическое состояние ; психическое заболевание ( с пятилетнего возраста ).
РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ
• Головоног (1) – до четырехлетнего возраста соответствует норме ; позднее – задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда умственная отсталость .
• Схематический ; руки и ноги изображены одинарной линией (2, 14, 15, 23, 141) – до пяти с половиной лет соответствует норме ; позднее – формальное отношение к заданию ; негативизм ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная отсталость .
• Схематический ; одни конечности изображены одинарной линией , другие – двойной (17, 22, 505, 131) – до шести с половиной лет соответствует норме ; позднее – импульсивность ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная отсталость .
• Схематический ; руки и ноги изображены двойной линией (3 – 6, 16, 18, 19, 42, 51 а , 63) – до восьмилетнего возраста соответствует норме ; позднее – формальное отношение к заданию ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга ; умственная отсталость .
• Промежуточный между схематическим и пластическим (7 – 10, 20, 31, 38, 64, 144, 149, 153, 154, 163, 165) – до подросткового возраста соответствует норме ; позднее – импульсивность ; задержка в развитии изобразительной функции и , возможно , в общем умственном развитии ; иногда нарушение обучаемости , органическое поражение мозга .
• Карикатурный (53, 160 – 162) – демон - стративность , обычно в сочетании с негативизмом , асоциальностью или антисоциальностью ; желание «закрыться» от проверяющего .
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
• Грустное (32, 33, 56, 58) – сниженное настроение , субдепрессия ; астения ; чувство одиночества ; иногда депрессия .
• Растерянное (31, 39, 40, 60 а , 63) – неуверенность ; тревога ; ощущение бессилия ; иногда невротическое состояние .
• Отстраненное (43, 49) – интровертность ; погруженность в свой внутренний мир , склонность к защитному фантазированию ; иногда шизоидный склад личности .
• Мрачное (44, 52, 606) – депрессия или дисфория ; ригидность ; эпилептоидная акцентуация ; негативизм ; асоциальность ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда психопатия .
• Агрессивное (44, 606, 159, 161, 162, 165) – агрессивность ; остро протекающий подростковый кризис ; импульсивность ; негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда психопатия .
• Странное (45, 50 – 52, 62, 64 – 67) – шизоидность ; сниженная конформность , недостаточная социализирован - ность ; иногда психическое заболевание .
• Неприятное , отталкивающее (52, 606, 64, 65, 159) – негативизму отрицательное отношение к обследованию ; остро протекающий подростковый кризис ; асоциальность или антисоциальность ; негативное отношение к изображаемому персонажу ; иногда психическое заболевание .
ПОЗА, РАКУРС
• Со спины (47) – негативизм ; конфликтность ; подростковый кризис .
• В профиль (49, 576) – иногда негативизм ; подростковый кризис .
• В три четверти (566, 57 а ) – творческая ( художественная ) направленность .
• Идет ( бежит ) или занят какой - либо работой (56 а , 67) – творческая направленность ; высокая активность .
• Сидит (5, 48, 566) – творческая направленность ; иногда пассивность .
• Лежит – пассивность ; творческая направленность ; иногда астения .
ИЗОБРАЖЕН КАКОЙ-ЛИБО ПЕРСОНАЖ – демонстративность
• Шут , клоун (38) – сниженная самооценка ; иногда негативное самопредъявление .
• Король , принц , граф , вельможа ... (37) – высокий уровень притязаний .
• Военный – иногда агрессивность .
• Антисоциальный персонаж ( вор , грабитель , наркоман , пьяница ...), отрицательный сказочный герой (53) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ; иногда негативное самопредъявление .
• Старик ( старуха ), нищий – сниженное настроение , депрессия или субдепрессия .
• Богатый , бедный человек – неудовлетворенность своим материальным положением .
• Робот , инопланетянин – интровертность ; чувство одиночества ; сниженная конформность ; иногда шизоидная акцентуация .
ГОЛОВА, ЧЕРТЫ ЛИЦА
• Голова
• отсутствует (67) – особо высокая импульсивность , гиперактивность ; иногда психическое заболевание ;
• размер сильно увеличен (43) – высокая значимость интеллекта в системе ценностей ; склонность к мечтам , фантазиям , защитное фантазирование ( с семилетнего возраста );
• размер сильно уменьшен (44) – иногда низкая значимость интеллекта по сравнению с физической силой в системе ценностей ( с семилетнего возраста );
• Глаза ( на рисунке анфас – два , в профиль – один )
• отсутствуют или почти не видны (25, 33 а , 42, 45) – высокая импульсивность , гиперактивность ; негативизм ; аутизация ; астения ; субдепрессия ; иногда депрессия ; психическое заболевание ;
• пустые ( без радужки и зрачков ) (21, 40, 50, 60 а ) – астения ; аутизация ; импульсивность ; иногда асоциальность ; страхи ;
• зачерненные ( или с зачерненной радужкой ), в темных очках (37, 39, 44, 55, 59) – страхи ;
• особо тщательно вырисована форма и / или тщательно вырисованы ресницы (39, 40, 50 а , 516, 54, 566, 58, 61) – демонстративность .
• Рот
* отсутствует или резко уменьшен (25, 33) – негативизм ; аутизация ; астения ; импульсивность ;
• перекошен (606) – негативизм ; отрицательное отношение к обследованию ; иногда органическое поражение мозга ( с шестилетнего возраста );
• подчеркнуты губы : очень большие или с повышенным нажимом , или особо тщательно вырисована форма (58, 160) – высокая значимость сексуальной сферы ; типично для подросткового возраста , особенно для девочек ;
• изображены зубы (46, 50 а , 605, 161, 162) – вербальная агрессия .
• Подчеркнуты уши (64) – подозрительность , настороженность ; иногда неудовлетворенность своей внешностью ( с семилетнего возраста ).
• Особенно большой нос – иногда неудовлетворенность своей внешностью ( с семилетнего возраста ).
• Тщательно нарисована прическа (126, 37, 39, 40, 47, 59, 149) – демонст - ративность .
• Форма головы или черты лица грубо искажены (50 а , 52, 64, 65) –шизоидная акцентуация ; асоциальное ; иногда психическое заболевание .
ФИГУРА
• Длинная, вытянутая (32, 33, 40, 626) - астеничность; психастеническая акцентуация; интровертность; иногда ано-рексия (с семилетнего возраста).
• Особо полная – иногда недовольство своей внешностью (с семилетнего возраста).
• Угловатая (32, 33, 52) – проблемы общения; шизоидность (с восьмилетнего возраста).
• Изображена штрихами, без контура (66)– острая тревога; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
• Нарочито уродливая; форма грубо искажена (64, 66) – органическое поражение мозга; негативизм; асоциальность или антисоциальность; импульсивность; острый стресс; иногда психическое заболевание (с шестилетнего возраста).
РУКИ
• Отсутствуют или почти не видны (66, 150 а ) – нарушения общения ; импульсивность ( с пятилетнего возраста ).
• Расставлены в стороны (34 – 37, 42, 45, 149, 160, 161, 165) – экстраверт - ность , общительность ( с восьмилетнего возраста ).
• Прижаты к телу (24, 32, 33, 40, 43, 62, 145, 153, 154, 159) – интровертность .
• За спиной , в карманах , скрещены на груди , уперты в бока (38, 41, 47 – 49, 53, 59, 149, 158) – уход от общения , негативизм ; иногда аутизация .
• Прикрывают генитальную область (54, 56 а ) – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы .
• Кисть , пальцы
• отсутствуют или сильно укорочены (26, 27, 29, 40, 55, 59, 60, 61) – недостаток общения ; неумение общаться ; иногда аутизация ( с шестилетнего возраста ).
• то же , в сочетании с экстравертной позой (35, 36, 160) склонность к широким , но формальным контактам ( с шестилетнего возраста );
• преувеличен размер (32, 42, 626, 63) – высокая неудовлетворенная потребность в общении ( с шестилетнего возраста ).
• зачернены (626, 149) – конфликтность , напряженность в контактах ;
• большая ладонь , кулак , острые ногти (44, 159, 165) – агрессивность .
НОГИ
• Широко расставлены (34, 35, 38, 45, 47, 48, 161) – экстравертность ; иногда потребность в опоре ( с семилетнего возраста ).
• Плотно сдвинуты (24, 25, 33, 40, 159) – интровертность .
• Преувеличена длина (27, 45) – астеничность ; сензитивный тип ( с семилетнего возраста ).
• Отсутствуют или резко преуменьшены ступни (24, 31, 33, 35, 59, 66, 149, 150) – иногда слабая бытовая ориентация , пассивность или неумелость в социальных отношениях ( с семилетнего возраста ).
• Подчеркнуты или преувеличены ступни (29, 38, 44, 45, 62, 67, 165) – потребность в опоре , ощущение недостаточной умелости в социальных отношениях ( с шестилетнего возраста ).
ПРИЗНАКИ ПОЛА
• Подчеркнуты : бедра , грудь , талия , узкие плечи в женской фигуре ; мускулату pa, широкие плечи , волосатость тела и / или конечностей , соски на груди в мужской фигуре (12, 13, 346, 40, 44, 47, 54 – 56, 59, 145, 162) – интерес к сексуальной сфере ; типично для подросткового возраста .
• Отсутствуют (32, 33, 41) – отставание в психосексуальном развитии ( с подросткового возраста ).
• Имеются признаки противоположного пола (11, 55, 61, 62 а , 65) – несформи - рованная половая идентификация ; иногда нарушения половой идентификации ; нормально для раннего подросткового возраста .
• Сверхмужественность в рисунке , сделанном мужчиной или мальчиком (12 а , 44, 47, 52) – значимость мужественности ; иногда сомнения в своем соответствии мужской роли ; сексуальность ; агрессивность , культ силы ; типично для подросткового возраста .
• Подчеркнуты женская грудь и / или бедра в рисунке , сделанном женщиной или девочкой (13 а , 59) – интерес к сексуальной сфере ; иногда сомнения в своей привлекательности ; типично для подросткового возраста .
• Выделена область тела , близкая к гениталиям (13 а , 40, 44, 53, 59, 61) – проблемы в сексуальной сфере ; типично для подросткового возраста .
• Изображен половой член (65) – негативизм ; асоциальность или антисоциальность ( с пятилетнего возраста ).
• Фигура обнажена , полуобнажена или просвечивает через одежду (25, 54 – 56, 62) – интерес к сексуальной сфере .
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ
• Украшения , карманы , отделка , детально вырисованная одежда , шляпа и др . (5, 37 – 39, 43, 44, 48, 51, 53, 54, 59, 61) - демонстративность .
• Игрушка , шарик , флажок и др . в рисунке подростка или взрослого человека (161) – инфантильность .
• Многочисленные пуговицы (12 а , 24, 53,
63) – ригидность ; иногда закрытость ; стремление к самоконтролю ; инфантильность ( с подросткового возраста ).
• Оружие , режущее или рубящее орудие , палка (45, 51, 161) – агрессивность .
• Сигарета , рюмка и т . п . (52, 166) – негативизм ; асоциальность ; иногда антисоциальность .
• Раны , шрамы на лице или на теле (53) – невротическое состояние ; иногда асоциальность или антисоциальность .
• Татуировка на лице или на теле – негативизм ; асоциальность ; иногда антисоциальность .
• Внутренние органы – ипохондрия ; невроз ; иногда психическое заболевание .
• Пейзаж , мебель и прочие предметы , создающие обстановку (5, 43, 48, 566, 576), – творческая направленность ; демонстративность .
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|