Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Особенности делового общения. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы и реализовать их. Единственный способ настаивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними. Деловое общение – это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.) Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей и предполагает следующие моменты:

1) партнерские отношения. Деловое общение должно строиться на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Если нет каких-либо отношений, то этого трудно добиться. Так, например, женщина отказывается от, казалось бы, выгодного предложения коллеги поехать вместе в командировку на его машине, предпочитая неудобную поездку на поезде. Причина – между ними нет никаких отношений, она не испытывает к сотруднику уважения, и он ей совершенно не нравится;

2) регламентированность. Особенностью делового общения является его регламентированность, то есть подчинение установленным правилам и ограничениям. Такие выражения, как согласно регламенту/протоколу, в соответствии с регламентом/протоколом, по регламенту/протоколу. Слово протокол – это термин, который означает совокупность правил, условностей, регулирующих порядок совершения дипломатических актов;

3) деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время презентации; предписывает, как пользоваться визитной карточкой, вести деловую переписку. В деловом общении нежелательны ошибки, связанные с нарушением норм литературного языка и речевого этикета, не допускается употребление сниженной лексики;

4) речевой этикет. Под речевым этикетом понимаются разработанные обществом правила речевого поведения, система устойчивых формул общения, приветствия, представления.

2. Виды делового общения.

Деловая беседа – это форма общения, предполагающая обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленная на решение той или иной проблемы. Беседа – это обычно разговор диалогического характера с обязательным участием двух сторон. Успех беседы во многом зависит от позиции собеседников, от характера партнеров



Вот как можно представить классификацию возможных типов собеседников: позитивный человек; всезнайка; нигилист.

Деловые переговоры. Совещание. Переговоры – это обсуждение с целью заключения соглашения между сторонами по какому-либо вопросу. С помощью переговоров устанавливаются деловые связи, заключаются договоры, принимаются важные решения, координируется совместная деятельность различных фирм, подписываются документы. Во время переговоров очень важно придерживаться определенной манеры поведения.

Телефонные разговоры занимают значительное место в деловой жизни. Требования, предъявляемые к разговору по телефону:

1. лаконичность, логичность, информативность

2. отсутствие повторов, дружелюбный тон

3. средний темп речи, обычная грамотность голоса

4. четкое произношение имени и чисел.

Дискуссия – общение на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений. Суть действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса. При выдвижении тезиса участники дискуссии обязаны соблюдать ряд правил: тезис должен быть четко сформулирован и ясен оппоненту, он должен оставаться неизменным в ходе всего диалога. Функции ведущего дискуссииопределяются типом решаемых задач.

Задачи ведущего по отношению к проблеме:

1) сформулировать цель и тему дискуссии, следить за регламентом, направлять дискуссию по намеченной цели;

2) собрать максимум предложений по обсуждаемой проблеме, стараясь осветить все ее аспекты

3) подвести итоги дискуссии, сопоставить ее цели с полученными результатами.

Мозговой штурм – способ работы группы, целью которой является нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемы ситуации. Отправным моментом мозгового штурма является проблема, которая не нашла нужного решения.

Мозговой штурм имеет относительно шаблонные формы: сначала представляют проблему для рассмотрения; затем выдвигают как можно больше идей для решения или смягчения проблемы; лицо (клиент), излагающее проблему, выбирает несколько идей для их дальнейшей разработки; на основе выбранных идей разрабатывают альтернативные варианты решений, действенные на практике.

Основная литература

4 [22-37]; 7 [204-208]; 9 [272-348]; 13 [127159]; 14 [133- 175].

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете термин «деловое общение»?

2. Как вы понимаете термин «деловой этикет»?

3. Как вы понимаете термин «речевой этикет»?

4. Какие существуют виды делового общения?

5. Какие требования предъявляются к разговору по телефону?

6. Какие требования предъявляются к речевой коммуникации в деловой сфере?

7. Что такое «деловая беседа», дискуссия, «мозговой штурм»?

8. Какие речевые обороты необходимы при проведении деловой беседы?

2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)

Тема Формы проведения Методические рекомендации по выполнению заданий Рекомендуемая литература с указанием страниц
Тема 1. Роль языка в жизни общества Тренинг. Работа с текстами по основным вопросам темы Прежде чем начать работу над текстами изучите основные функции языка. 2 [58-59, 62-75]; 4 [6-20]; 7 [7-12]; 9 [8-30]; 10 [5-17]; 14 [5-24].    
Тема 2. Язык и речь Тренинг. Беседа по основным вопросам темы. Перед началом беседы подробно рассмотрите три основных аспекта специфики отношений «язык-речь». 4 [6-20]; 7 [11-30]; 10 [12-17]; 11 [21-25]; 14 [30-32]; 27 [10-43].
Тема 3. Казахстан: прошлое, настоящее, будущее «Круглый стол» «ХХI век – век образования» (создание проектов) При подготовке проектов обратите внимание на особенности письменной и устной речи. 2 [115-119]; 7 [11-30]; 9 [61-70]; 11 [57-61] 14 [33-36]; 21 [61-62]; 27 [44-120, 121-123].
Тема 4. Моя будущая специальность Тренинг. Работа с текстами-описаниями по лексической теме. Перед началом работы следует изучить, что представляет собой описание как один из функционально-смысловых типов речи. 2 [102-104, 166-169, 171-173]; 9 [70-71]; 10 [30-39]; 21 [69-78]; 27 [121-170].
Тема 5. Ученые и их открытия Учебная конференция (подготовка доклада-сообщения). Текст доклада-сообщения должен представлять собой повествование – один из функционально-смысловых типов речи. 2 [102-104, 166-169, 171-173]; 9 [70-71]; 10 [30-39]; 21 [69-78]; 27 [121-170].
Тема 6. Наука и современные технологии Тренинг. Работа с текстами по лексической теме (составление текста-рассуждения) Запомните: рассуждение – тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-либо мысли. 2 [109-110]; 9 [72-73]; 10 [47-59]; 11 [80-81]; 21 [71-72]; 27 [211-227].
Тема 7. Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации Тренинг. Пересказ текста «КазНИТУ – флагман инженерного образования» Запомните: пересказ – вид речевой деятельности, который является процессом говорения и способствует запоминанию изучаемого материала. 2 [203-224, 227-229]; 11 [152-158]; 14 [19-20, 25-26, 29-30].  
Тема 8. Рубежный контроль 1. Тестирование Повторите все пройденные грамматические темы. 9 [82-85]; 10 [83-94];11 [125-133]; 14 [133-148]; 21 [110-117].
Тема 9. ЧастьII. Художественный стиль совр.русск.языка Беседа (анализ и обсуждение таблицы «Функц.стили языка».) Перед беседой самостоятельно изучите таблицу. 4 [183-198]; 9 [72-73, 85-89]; 10 [60-61]; 21 [122-127].
Тема 10. Разговорный стиль речи   Монолог-высказывание «Самые веселые встречи с близкими людьми» для анализа особенностей разгов.стиля. Для подготовки монолога-высказывания понаблюдайте за своими друзьями и знакомыми (речь, жест, мимика), т.к. разговорный стиль функционирует в сфере бытовых неофициальных отношений. 4 [275-289]; 9 [89-93];14 [106-110]; 21 [118-122].
Тема 11. Публицистический стиль речи совр.русс.языка Деловая игра «В редакции» (стилист.анализ газетной статьи из республиканскойпериодики). Заранее подберите газетные (журнальные) статьи по одной тематике (политика, экономика и т.д.) и ознакомьтесь с особенностями публицистического стиля. 9 [82-85]; 10 [83-94];11 [125-133]; 14 [133-148]; 21 [110-117].
Тема 12. Официальный стиль речи Деловая игра «В офисе» (работа по составлению автобиографии, заявления и др.). Для составления деловых бумаг ознакомьтесь с образцами их заполнения; деловые бумаги следует писать по определенной форме кратко и ясно. 7 [185-190]; 9 [78-85,350-392]; 11 [131-142]; 14 [183-202]; 20 [37-51].
Тема 13. Научный стиль речи и его особенности Тренинг. Работа по языковому и текстовому материалу темы (анализ текста научно-популяр. жанра). Заранее подберите тексты из учебников и научных журналов различных жанров (учебный, научно-популярный и т.д.). 3 [5-19]; 7 [57-68]; 8 [7-9]; 10 [94-98] 11 [142-144]; 13 [70-77]; 14 [206-208].
Тема 14. Лингвистические особенности научного стиля Беседа (анализ языковых средств, характерных для научного текста из учебника по специальности). Заранее подберите тексты из учебников и научных журналов и проанализируйте лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля. 7 [45-80]; 8 [31-91]; 9[74-78]; 10 [94-99]; 11 [142-144]; 13 [70-77]; 15 [6-15]; 20 [5]; 21 [98-105].
Тема 15. Рубежный контроль 2 Тестирование. Для выполнения тестовых заданий повторите все пройденные темы. 4 [183-198]; 9 [73,85-89]; 10 [60-61]; 21 [122-127].

Семестр

Тема Формы проведения Методические рекомендации по выполнению заданий Рекомендуемая литература с указанием страниц
ЧастьI. Тема 1. Термины и способы их образования Тренинг. Работа с текстами.   Для составления учебного терминологического словаря необходимо выписать дефиниции из специальных словарей. 7 [63-70]; 8 [31-38]; 14 [207-208]; 17 [6-7].  
Тема 2. Анализ научного текста Тренинг. Работа с текстами.   Изучите основные теоретические положения по теме.   7 [80-89]; 8 [140-141, 224-225]; 10 [22-28]; 13 [77-84]; 14 [217-218, 220].
Тема 3. Абзац и ССЦ Тренинг. Составление текста «КазНИТУ - флагман инженерного образования» Повторите материал по синтаксису сложного предложения. Сложное синтаксическое целое – единица речи. 10[23-24]; 7[109-113];9 [58-61]; 17 [27-28].
Тема 4. Основы компрессии научного текста Тренинг. Работа с текстами.   Запомните: компрессия–основной вид переработки текста. Для произведения компрессии необходимо четкое понимание содержания текста. 7[133-137];8 [221-234];13 [77-85]17 [55-56]; 26 [14-23].
Тема 5. План - основа композиции. планирование и тезирование Тренинг. Работа с текстами.   При составлении плана текста не забывайте, что план должен соответствовать теме произведения, быть логически последовательным, иметь единое основание деления. 6 [25-29]; 8 234-244; 10 [18-19]; 14 [231-232]. 20 [7-8] 26 [98-101].
Тема 6. Конспектирова- ние научного текста Тренинг. Работа с текстами.   При составлении конспекта нужно стремиться к форме связного пересказа, ясности, краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. 8 [221]; 10 [19-20];11 [145-146]; 14 [229-230]. 15[33-34];16 [21-23]; 17 [55-56]; 20 [7-11].
Тема 7. Цитирование Тренинг. Работа с цитатами   Перед началом работы ознакомьтесь с основными правилами оформления цитат. Использование цитат подтверждает правильность вашей точки зрения, делает работу весомее и значительнее. 3[142-143]; 8[109-111,114-116];11[144-145];14[173-174]. 15 [33-34]; 16 [21-23].
Тема 8. Рубежный контроль 1 Тестирование Для выполнения тестовых заданий повторите все пройденные темы. 4[183-198];9 [73, 85-89]; 10 [60-61],21 [122-127].
Тема 9. Аннотирование научных текстов Тренинг. Работа с текстами.   Перед составлением аннотации необходимо тщательно изучить содержание текста по специальности, т.к. аннотация - результат процесса восприятия и интерпретации исходного текста. 3[33-52, 96-135]; 4[83-87]; 7 [153-163]; 8[254-264]; 9[395-397]; 10[99-103].
Тема 10. Реферирование научного текста Тренинг. Работа с текстами.   Для составления реферата необходимо подробно изучить теоретический материал по реферированию текстов. 10 [99-100]; 13 [81-83]; 14 [226-228]; 20 [24-36]; 26 [42-43].
Тема 11. Рецензирование научного текста Тренинг. Работа с текстами.   Для правильного выполнения заданий по составлению рецензий изучите их образцы: умение составлять рецензии способствует умению анализировать. 7 [170-174]; 8 [285-295]; 10 [101-112]; 13 [83-84]; 15 [119-133]. 20 [20-23].
Тема 12. Резюмирование научного текста Тренинг. Работа с текстами.   Запомните: при составлении резюме-выводов текстов по специальности основная задача заключается в кратком изложении сути написанного. 7 [178-181]. 16 [22-23]; 17 [71].
Тема 13. ЧастьII. Речевая норма и культура речи   Анкетирование (работа с анкетой для самоанализа). При заполнении анкеты будьте предельно честными и внимательными, т.к. анкетирование выявляет владение нормами литературного языка. 4 [100-119, 120-168]; 7 [181-185]; 9 [272-348] 10 [116-125]; 14 [36-49].  
Тема 14. Особенности делового общения Дискуссия «Карьерный рост - успех в жизни?» Для проведения дискуссии необходимо различать речевые функции ведущего и участников. 4 [22-37]; 7 [204-208];9 [272-348]; 13 [127159]; 14 [133- 175].
Тема 15. Рубежный контроль 2 Тестирование Для выполнения тестовых заданий повторите все пройденные темы. 7 [181-185]; 9 [272-348] 10 [116-125]; 14 [36-49].

2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (СРС)

I семестр
Наименование темы Методические рекомендации Рекомендуемая литература
1. Роль языка в жизни общества Подготовьте сочинение-сообщение на одну из тем: «Роль языка в жизни общества», «Язык – это орудие дружбы», «Воспитание языковой культуры необходимо каждому образованному человеку». 2 [58-59, 62-75]; 4 [6-20]; 7 [7-12]; 9 [8-30]; 10 [5-17]; 14 [5-24].    
2.Язык и речь Выпишите пословицы из казахского языка о языке и подберите им соответствующие пословицы в русском языке. 4 [6-20]; 7 [11-30]; 10 [12-17]; 11 [21-25]; 14 [30-32]; 27 [10-43].
3.Казахстан: прошлое, настоящее, будущее Подготовьте и проведите защиту проекта на одну из тем: «Каким должен быть человек нового века»/ «Казахстан2030». 2 [115-119]; 7 [11-30]; 9 [61-70]; 11 [57-61] 14 [33-36]; 21 [61-62]; 27 [44-120, 121-123].
4.Моя будущая специальность Подготовьте письменно текст-характеристику на одну из тем: «Моя будущая специальность», «Профессия - инженер». 2 [102-104, 166-169, 171-173]; 9 [70-71]; 10 [30-39]; 21 [69-78]; 27 [121-170].
5.Ученые и их открытия Подготовьте доклад-сообщение на тему: «ученые Республики Казахстан и его открытия». 2 [171-173, 176-178]; 9 [71-72]; 10 [40-47].
6.Наука и современные технологии Составьте письменно текст-рассуждение на тему: «Наука и ее роль в современном обществе». 2 [109-110]; 9 [72-73]; 10 [47-59]; 11 [80-81].
7.Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации Подготовьте интервью на тему «Кредитная технология – технология современности» с профессорами, академиками, директорами институтов, проректорами КазНИТУ. 2 [203-224, 227-229]; 11 [152-158]; 14 [19-20, 25-26, 29-30].  
8.Рубежный контроль 1. Обзорное повторение и закрепление тем: стили, типы, виды и формы речи. Выполнение блока тестовых заданий по пройденным темам. 9 [82-85]; 10 [83-94]; 11 [125-133]; 14 [133-148]; 21 [110-117].
ЧастьII. 9.Художественный стиль совр.русск.языка Подберите и проведите анализ лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста художественной литературы. 4 [183-198]; 9 [72-73, 85-89]; 10 [60-61]; 21 [122-127].
10.Разговорный стиль речи Составьте письменно текст разговорного стиля на тему: «Самые веселые встречи с близкими людьми». 4 [275-289]; 9 [89-93]; 14 [106-110]; 21 [118-122].
11.Публицистический стиль речи современного русского языка Произведите стилистический анализ статьи из республиканской периодики по схеме (см УМК). 9 [82-85]; 10 [83-94]; 11 [125-133]; 14 [133-148]; 21 [110-117].
12.Официально-деловой стиль речи Составьте самостоятельно автобиографию, заявление, резюме, деловую характеристику, отчет о проделанной работе. 7 [185-190]; 9 [78-85, 350-392]; 11 [131-142]; 14 [183-202]; 20 [37-51].
13.Научный стиль речи и его особенности. Подберите тексты по специальности: учебно-научного подстиля, научно-информативного и научно-популярного. Укажите их характерные признаки. 3 [5-19]; 7 [57-68]; 8 [7-9]; 10 [94-98] 11 [142-144]; 13 [70-77]; 14 [206-208].
14.Лингвистические особенности научного стиля. Подберите текст по специальности. Проанализируйте использованные в тексте лексические, морфологические, синтаксические языковые средства научного стиля. 7 [45-80]; 8 [31-91]; 9 [74-78]; 10 [94-99]; 11 [142-144]; 13 []70-77]; 15 [6-15]. 20 [5]; 21 [98-105].
15.Обобщение пройденного материала, рубежный контроль 2. Обзорное повторение и закрепление тем: стили, типы, виды и формы речи. Выполнение блока тестовых заданий по пройденным темам. 4 [183-198]; 9 [73,85-89]; 10 [60-61]; 21 [122-127].
2 семестр
1.Термины и способы их образования Проведите анализ терминов по вашей специальности и составьте терминологический словарь. 7 [63-70]; 8 [31-38]; 14 [207-208]. 17 [6-7].
2. Анализ научного текста Подберите текст по специальности, произведите его анализ (типы связи, средства связи, виды информации). 7 [80-89]; 8 [140-141, 224-225]; 10 [22-28]; 13 [77-84]; 14 [217-218, 220].
3.Абзац и ССЦ Проведите анализ абзацев текста по специальности, выделите ССЦ. 10 [23-24]; 7 [109-113]; 9 [58-61]; 17 [27-28].
4. Основы компрессии научного текста Подберите текст по специальности, произведите компрессию на уровне слов, словосочетаний, предложений, абзацев. 7 [133-137]; 8 [221-234]; 13 [77-85]. 17 [55-56]; 26[14-23].
5План - основа композиции. Планирование и тезирование. Подберите текст по специальности, составьте планы (вопросный, назывной, тезисный, сложный). 6 [25-29]; 8 234-244; 10 [18-19]; 14 [231-232]. 20 [7-8] 26 [98-101].
6. Конспектирование научного текста.   Подберите текст по специальности, составьте различные виды конспекта. 8 [221]; 10 [19-20]; 11[145-146]; 14[229-230]. 15 [33-34].
7. Цитирование Подберите и оформите цитаты из текстов по специальности. Письменно изложите содержание текста по специальности, используя различные формы цитирования. 3 [142-143]; 8 [109-111,114-116]; 11 [144-145]; 14 [173-174]. 15 [33-34]; 16 [21-23].
8.Обобщение пройденного материала, рубежный контроль 1. Обзорное повторение и закрепление тем: стили, типы, виды и формы речи. Выполнение блока тестовых заданий по пройденным темам. 4 [6-20]; 7 [11-30]; 10 [12-17]; 11 [21-25]; 14 [30-32]. 27 [10-43].
9.Аннотирование научных текстов Подберите текст по специальности, составьте аннотацию. 3 [33-52, 96-135]; 4 [83-87]; 7 [153-163].
10.Реферирование научных текстов.   Подберите тексты по специальности, составьте реферат-конспект. Подготовьте обзорный реферат, напишите реферат-доклад (см. УМК). 3 [55-95]; 4 [93-99]; 7 [164-169]; 8 [264-267]; 9 [397-402]; 10 [99-100];
11.Рецензирование научного текста.   Подберите текст по специальности, составьте рецензию.   7 [170-174]; 8 [285-295]; 10 [101-112]; 13 [83-84].
12.Резюмирование научного текста. Подберите текст по специальности, составьте резюме-выводы. 7 [178-181]. 16 [22-23]; 17 [71].
13.Речевая норма и культура речи Ответьте на вопросы анкеты для самоанализа.   4 [100-119, 120-168]; 7 [181-185]; 9 [272-348] 10 [116-125]; 14 [36-49].
14.Особенности делового общения   Подготовьте и проведите в группе дискуссию на тему: «Карьерный рост-успех в жизни» или «Что такое «добро» и «доброта». 4 [22-37]; 7 [204-208]; 9 [272-348]; 13 [127159]; 14 [133- 175].
15.Обобщение пройденного материала, Рубежный контроль 2. Обзорное повторение и закрепление пройденного материала. Выполнение блока тестовых заданий по пройденным темам. 4 [100-119, 120-168]; 7 [181-185]; 9 [272-348] 10 [116-125]; 14 [36-49].

2.7 Тестовые задания для самоконтроля

1. Укажите основную функцию научного стиля

1) обмен мнениями, впечатлениями

2) оценка степени достоверности информации

3) ведение официальной документации

4) передача научной информации, доказательство ее истинности

5) связь с предыдущей и последующей информацией



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.