Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Реферат (от лат.referre – докладывать, сообщать) – краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ).

Реферат дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в первичном документе, и передает, излагает основное содержание документа, новую проблемную информацию, содержащуюся в нем.

2.Виды рефератов.Различают рефераты репродуктивные и продуктивные.Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое переосмысление литературы.Репродуктивные рефераты по полноте изложения информации делятся на информативные (рефераты-конспекты) и индикативные (рефераты-резюме). Продуктивные рефераты делятся на рефераты-доклады и обзорные рефераты.

Информативный реферат (или реферат-конспект) содержит в обобщенном виде все основные положения первичного текста, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения. Индикативный реферат (или реферат-резюме) содержит лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа, все второстепенное для данной темы опускается. Обзорный реферат составляется по нескольким документам на одну тему, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы.

Издаются специальные реферативные журналы, которые содержат в основном информативные рефераты и знакомят с новейшей литературой в различных областях научных знаний.

Рефераты

репродуктивные продуктивные

               
       


 

информативный индикативный обзорный реферат реферат-доклад

(реферат-конспект) (реферат-резюме)

3. Структура и содержание информативного реферата. Языковые конструкции-клише, используемые при составлении реферата.

Смысловые части реферата Содержание частей реферата Используемые языковые конструкции (лексические клише)
I. Вводная часть (заголовочная) Фамилия и инициалы автора (авторов); название работы (книги, статьи); выходные данные (название работы, место издания, год издания, количество страниц; для статьи: название журнала, год издания, номер журнала, страницы). Автор книги (статьи) - … Книга (статья) называется (носит название, заглавие; озаглавлена)…, опубликована в….
II. Собственно реферативная часть. 1.Вступление. Композиция реферируемой работы Выделение частей работы. Статья состоит из…, делится на…, начинается с…, кончается (чем?)… В статье (книге) можно выделить (могут быть выделены) части…
Проблематика и основные положения работы (или ее части)   Формулировка темы (проблемы) первичного текста, которая, как правило, отражена в названии текста (статьи, книги); начало собственно реферативной части должно быть обобщающим и одновременно содержащим указания на новую информацию. Книга (статья) посвящена теме (проблеме, вопросу)… Статья (книга) представляет собой анализ (обзор, описание, обобщение, изложение)… Автор книги (статьи) ставит (рассматривает, освещает, поднимает, затрагивает) следующие вопросы (проблемы)…, особо останавливается (на чем?)…, показывает значение (чего?)…, раскрывает сущность (чего?)…, обращает особое внимание (на что?)…, уделяет внимание (чему?)…, касается следующих вопросов… В статье (книге; в этой части книги, статьи) рассматривается (что?)…, анализируется (что?)…, дается анализ (обзор, обобщение, описание, изложение) (чего?)…, раскрывается (освещается) вопрос…, обобщается (что?)…, отмечается важность (чего?)… В статье (книге) показано (выявлено, уточнено) (что?)…
2.Основная часть. Аргументация основных положений работы Компрессия научной информации, направленная на то, чтобы выявить и выбрать из содержания первичного документа наиболее существенную, новую информацию и представить ее в новой краткой форме в соответствии с постановленной целью по принципу «минимум знаков – максимум информации». Автор приводит примеры (факты, цифры, данные), иллюстрирующие это положение…, иллюстрирует сказанное примерами…, подтверждает (доказывает, аргументирует) свою точку зрения примерами (иллюстрациями, конкретными данными)… В подтверждение своей точки зрения автор приводит доказательства (аргументы, ряд доказательств, ряд аргументов, примеры, иллюстрации, конкретные данные, результаты наблюдений)… Для доказательства своих положений автор описывает эксперимент… В ходе эксперимента автор использовал (привлекал)….
III. Заключительная часть. Выводы, заключения автора (авторов). Выполненные исследования показывают … Приведенные наблюдения (полученные данные) приводят к выводу (позволяют сделать вывод)…, из сказанного можно сделать вывод… На основании приведенных наблюдений (полученных данных, анализа результатов) был сделан вывод (можно сделать заключение, автор приходит к выводу)….

4.На основе реферата, который предполагает полное и вместе с тем краткое письменное воспроизведение содержания исходного текста (статьи, книги), можно подготовитьреферат-доклад. Он позволяет информировать слушателей о новых книгах, статьях, о тех проблемах, которые в них освещаются, об особенностях исследований, проводимых в той или иной области науки. Реферат-доклад, как и информативный реферат, предполагает прежде всего воспроизведение содержания научного (учебного, научно-популярного) текста.



Основная литература

3 [55-95]; 4 [93-99]; 9 [397-402]; 10 [99-100]; 13 [81-83]; 14 [226-228].

Дополнительная литература

20 [24-36]; 26 [42-43].

2.5.10 Рецензирование научного текста.

Задание 1. Прочитайте рецензию. Выделите её структурные элементы и конструкции, используемые при составлении рецензии.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.