МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Текст(от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и т. д.
2.Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, описываются методы, используемые в процессе исследования, формулируется цель работы.
При формулировании цели можно использовать такие стереотипы:
Цель работы -… раскрыть специфику;
…выявить закономерности (выявление закономерностей);
..создать типологию (создание типологии);
.. объяснить явление;
... описать функции;
… разрабатывать модель (разработка моделей);
… охарактеризовать систему;
…обобщить факты;
…систематизировать элементы (систематизация элементов).
Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) делится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац.
Заключениеимеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.
3.Научный текст может быть сжато представлен в виде логической схемы.
Основной тезис – это утверждение, которое требует обоснования. Он включает в себя предмет речи (о чём говорится в тексте) и главный анализируемый признак (что говорится об этом предмете).
Аргументы – это основания тезиса; доказательства.
Иллюстрации – примеры, подтверждающие теоретические положения.
Вывод содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.
| Основной тезис.Состав, содержание и последовательность выполнения технологических переходов определяют структуру технологической операции.
Аргумент 1. Технологическая операция может быть организована на основе концентрации или дифференциации технологических переходов, включаемых в ее структуру.
Иллюстрация 1. При концентрации переходов структура операции включает максимально возможное при заданных условиях число технологических переходов.
Иллюстрация 2. Это сокращает число технологических операций в ТП.
Иллюстрация 3.При дифференциации переходов стремятся к минимизации числа переходов, входящих в технологическую операцию.
Аналитическая оценка.Пределом дифференциации является такое построение ТП, когда в состав каждой операции входит лишь один технологический переход.
| 4.Свойства научного текста и правила его построения. Основнымисвойствами научного текста считаются связность, цельность и логичность.
Научной речи свойственно именно «подчеркнутая логичность» - одна из главных её черт. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения. Этому служат специальные языковые и речевые средства и в лексике, и в синтаксисе предложения, и в структуре текста.
Цельность (целостность) текста проявляется на уровне содержания (единство темы), функции (стилистическое единство) и формы (структурное единство). Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца), завершенностью и связностью, которая проявляется в том, что все компоненты текста взаимосвязаны между собой.
Связностьтекста проявляется в объединении таких его аспектов, как содержание, оценка содержания, композиция содержания, а также связь предложений, абзацев.
При построении текста следует подбирать предложения с точки зрения целого высказывания, поскольку предложение вне высказывания не является коммуникативной единицей, так как не обладает смысловой полноценностью.
5.Для научного сочинения характерна стройная композиция. В каждом тексте выделяются структурно-смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение. Заголовок (название) научного произведения – это информативная единица; он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста.
Можно выделить несколько типов заголовков:
- о предметах, например: Рабочее место; Технологическое оборудование; Станки.
- о процессах, например: Технологический процесс; Изготовление выпускаемых изделий.
- о свойствах, например: Заготовки и его свойства.
- о связях и отношениях, например: Производственный процесс в машиностроении; Совокупность действий людей и орудий труда.
- о человеке и его деятельности, например: Управляющий технологией
6.Тематическое единство текста.Оно выражаетсяв том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.
Тематическое единство текста находит выражение в заголовке. Заголовок – один из существенных признаков текста, который связан с другим – завершенность текста, его концовка.
Обозначение темы нередко содержится в начальных предложениях.
7.Виды связи в тексте.В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная. Цепная связь - структурное сцепление предложений: непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.
Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.
Виды цепной связи
Примеры взаимосвязи предложений
| Способы связи
| 1.Продукция массового производства – это однородные изделия стандартного типа, имеющие широкое применение и выпускаемые на широкий рынок сбыта.
К такой продукции относятся автомобили, тракторы, велосипеды, холодильники, стиральные машины и др.
| Лексический повтор
(Продукция – к продукции)
| 2.Токарные станки чаще выпускают с вертикально или наклонно расположенными направляющими станины. Это обеспечивает надежное удаление стружки либо в поддон, либо на транспортер.
| Местоименная замена
(Токарные станки - это)
| 3.В серийном производстве для сокращения основного времени обработки стремятся совместить выполнение переходов во времени. Для этого применяют комбинированные инструменты или многошпиндельные головки, у которых предусмотрена возможность изменения межцентровых расстояний вручную. Последние также располагаются в инструментальном магазине.
| Синонимическая связь
(многошпиндельные головки - последние)
| Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.
При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых, например: Осуществляется замена аналогового оборудования на цифровое. Развиваются услуги пользования сетью Интернет.В данных предложениях наблюдается параллелизм синтаксических конструкций.
Третий вид связи между самостоятельными предложениями - присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.
Основная литература
14 [217-221]; 7 [193-196];8 [185-186]; 13[78]
Дополнительная литература
24 [50-51; 60-61; 68-69].
Контрольные вопросы
1. Что такое текст? Как производится анализ научного текста?
2. Какие структурно-смысловые компоненты выделяются в тексте?
3. Какие можно выделить типы заголовков?
4. Какие виды и способы связи предложений в тексте вам известны (цепная, параллельная)?
5. В виде какой схемы может быть представлен научный текст?
Абзац и ССЦ
Задание 1.Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите термины, дайте им развернутые определения, объясните каким способом они образованы.
Генети́чески модифици́рованный органи́зм (ГМО) — организм, генотип которого был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии. Такие изменения, как правило, производятся в научных или хозяйственных целях. Генетическая модификация отличается целенаправленным изменением генотипа организма в отличие от случайного, характерного для естественного и искусственного мутагенеза.
Основным видом генетической модификации в настоящее время является использование трансгенов для создания трансгенных организмов.
Чтобы встроить ген в вектор, используют ферменты — рестриктазы и лигазы. С помощью рестриктаз ген и вектор можно разрезать на кусочки. С помощью лигаз такие кусочки можно «склеивать», соединять в иной комбинации, конструируя новый ген или заключая его в вектор.
Техника введения генов в бактерии была разработана после того, как Фредерик Гриффит открыл явление бактериальной трансформации. В основе этого явления лежит примитивный половой процесс, который у бактерий сопровождается обменом небольшими фрагментами нехромосомной ДНК, плазмидами. Плазмидные технологии легли в основу введения искусственных генов в бактериальные клетки. Для введения готового гена в наследственный аппарат клеток растений и животных используется процесс трансфекции.
Если модификации подвергаются одноклеточные организмы или культуры клеток многоклеточных, то на этом этапе начинается клонирование, то есть отбор тех организмов и их потомков (клонов), которые подверглись модификации. Когда же поставлена задача получить многоклеточные организмы, то клетки с изменённым генотипом используют для вегетативного размножения растений или вводят в бластоцисты суррогатной матери, когда речь идёт о животных. В результате рождаются детеныши с изменённым или неизменным генотипом, среди которых отбирают и скрещивают между собой только те, которые проявляют ожидаемые изменения.
Ведутся работы по созданию генетически модифицированных растений, продуцирующих компоненты вакцин и лекарств против опасных инфекций (чумы, ВИЧ). На стадии клинических испытаний находится проинсулин, полученный из генетически модифированного сафлора. Успешно прошло испытания и одобрено к использованию лекарство против тромбозов на основе белка из молока трансгенных коз.
Бурно развивается новая отрасль медицины — генотерапия. В её основе лежат принципы создания ГМО, но в качестве объекта модификации выступает геном соматических клеток человека.
1.1 Определите структурно-смысловые компоненты (части) текста.
1.2 Выпишите ССЦ, определите его структуру и найдите средства связи ССЦ.
1.3 Дайте характеристику абзацного членения текста.
Задание 2.Прочитайте текст, выделите в нём качества, характерные для научного стиля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|