Сделай Сам Свою Работу на 5

Начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в





Западной Европе.

Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса,

которая тесно переплетается с понятием “разума”. Здесь нужно учитывать

изменение понимания “разума” — до середины XVII в. разум, воспринимался

философами как “часть души”, после Локка он становится скорее процессом

мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с

наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения

была сформулирована концепция “вера в прогресс через разум”, определившая

надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд

разрушительных последствий человечеству.

Для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в

формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно

создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-

двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на

нового человека, свободного от наследия той или иной философской,

религиозной или литературной традиции. Однако все предпринимаемые



эксперименты по избавлению человечества от традиции кончались для

сообщества людей трагически.

Следует отметить, что католическое Просвещение оказало весьма мало уважения

старым традициям и использовало очень радикальное средство — устранение из

храмов статуй святых, картин, реликвий, словом всего, что отвлекало

внимание от алтаря и амвона. Деятели католического Просвещения занимались

также переработкой молитвенников, чтобы ими заменить книжки по благочестию,

изданные в XVII в. иезуитами, кармелитами, францисканцами и доминиканцами.

Последние пропагандировали своеобразный фанатизм в поклонении святым, в

исполнении религиозных церемоний и специальных обрядов.

Очищение литургических практик — одна из главных целей католического

Просвещения. Его сторонники в своем стремлении поместить алтарь в центре

храма на простом столе, убрать боковые алтари и устранить монологический

характер святой обедни выглядят весьма современно. Среди них было немало

таких, кто глубоко постиг жизнь церкви первоначального христианства и



требовал возврата к ее простоте (Гразер, Блау, Дорш, Веркмайстер, Винтер и

др.). Они выступали против тихого исполнения молитв во время мессы, считая,

что все, в том числе и канон, следует произносить громко. Они также

стремились исключить церковную латынь, устранить из храмов все статуи и

реликвии, полностью уничтожить культ святых и благословения святого

причастия. Они требовали также существенного сокращения молитв и

приспособления их к потребностям современного человека, выступали за резкое

сокращение числа обязательных праздников и остро критиковали паломничество

и чудотворные места.

В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее

идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной

цивилизации. XVIII в. называют в Европе веком разума, хотя принципы

рационализма начали утверждаться еще раньше, в XVII в., когда успехи

естествознания и математики стимулировали новое учение о познании в

противовес средневековой схоластике. Представители старшего поколения —

Монтескье и Вольтер тяготели больше к постепенному реформированию

феодального общества по образцу конституционно-монархической Англии. Они

рассчитывали на “разумное сочетание” интересов буржуа и феодалов. В

соответствии со своими умеренно прогрессивными политическими взглядами

Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, открыто не отстаивали

атеистическое мировоззрение.

Идеологи основных масс дореволюционной буржуазии — Дидро, Ламетри,

Гельвеций, Гольбах и их соратники — в принципе отрицали феодальную



собственность и феодальные привилегии, отвергали деспотическую

монархическую власть, выступая при этом за просвещенный абсолютизм. Они

отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали

материалистическую философию и атеизм.

Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении был

руссоизм. В “Общественном договоре” Ж.-Ж. Руссо сформулировал общественный

демократический идеал, требующим передачи власти от немногих всем.

Известно, что многие руководители якобинской диктатуры, в их числе

Робеспьер, были сторонниками идей руссоизма. Выражая интересы городской и

мелкой деревенской буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм — равное

распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного

народоправия, программу мер по коренному улучшению жизни простого народа.

Вместе с тем в вопросах философии и религии он не придерживался

материализма и атеизма, ограничивался своеобразным деизмом. Философские и

политические концепции французских просветителей, вобравшие в себя идеи

английских мыслителей, оказали влияние на культуру многих европейских

стран.

Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная,

воздвигавшаяся в течение тысячелетий грандиозная художественная система

(как модель особой жизни) подверглась пересмотру. В нем можно выделить

несколько направлений, отличающихся друг от друга не столько по стилю,

сколько мировоззренческой и идеологической направленностью.

Одним из таких направлений является стиль рококо; исследователи

рассматривают его как выродившееся барокко. Такой взгляд вполне правомерен

с точки зрения эволюции формы — динамики, ритма, взаимоотношений целого и

части. Действительно, мощную пространственную динамику, разительные

контрасты и впечатляющую пластическую игру форм барокко сменяет стиль,

который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр.

Оставляя без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках

интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом

рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью

утрачивает барочную монументальность, основательность и силу.

Другое направление — классицизм XVIII в. — тоже воспринимается как

“облегченный” классицизм предшествующего века. Ведь в нем больше

археологической точности, чем в предшественнике, больше изящества, выдумки

и разнообразия, но также чувствуется недостаток весомости и силы. Возникает

искушение считать “второй” классицизм переработанным изданием “первого”,

поскольку можно проследить, как один классицизм переходил в другой даже в

творчестве архитекторов, например семьи Блонделей.

Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и

XVIII вв. носил внутренний, скрытый характер. Архитекторы рококо (его

собственная сфера — убранство интерьера) обратились к реальному человеку с

его реальными потребностями. Они начали заботиться о комфорте, окружать

человека атмосферой удобства и изящества. Существенно то, что новый стиль

стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес тот

же дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши. Классицизм XVIII в. сделал

это еще последовательнее.

Важным новым началом в искусство XVIII в. было и появление течений, не

имевших собственной стилистической формы и не нуждавшихся в ее выработке.

Таким крупнейшим идеологическим течением стал сентиментализм, связанный с

просветительскими представлениями о прирожденных человеку началах доброты и

чистоты, которые теряются вместе с естественным первоначальным состоянием.

Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, поскольку

был обращен не к внешнему, а к внутреннему, не к всеобщему, а к личному. Но

особая окраска, особое чувство проникновения в интимный мир, тонкость

эмоций, даже чувство пропорций и воздушность фактуры, так или иначе,

связаны с сентиментализмом. Все это создавало ощущение нежного изящества,

близости к природе и внутреннего благородства.

В умах писателей эпохи Просвещения все чаще возникает мысль о единстве

человека и его культуры. Еще Лейбниц размышлял о контактах Востока и Запада

и даже о возможности создания в отдаленном будущем единого

общечеловеческого языка. На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно

возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во

Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание “Восточная

библиотека”. В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского

и других восточных языков. Особый успех имеет издание “Сказок тысячи и

одной ночи”, вызвавшее множество подражаний.

 

31. Истоки формирования русской культуры и культура допетровских времен.

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось

Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство,

производственную основу которого составляло земледелие. Древнерусское

государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и

культуры. В одних районах — в Поднепровье, в Новгородской земле процесс

феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых

отношений сохранялись дольше. Это накладывало определенный отпечаток на

развитие самобытной культуры Древней Руси. Однако существовали общие

тенденции в развитии ее культуры. Они заключались в тесной связи с

культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских

племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних

народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой

древнерусской народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в

древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом

развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил

прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского,

украинского и белорусского народов.

Социально-политический строй древнерусского государства находит свое

выражение в Русской Правде — древнейшем своде законов Руси (он состоит из

Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Пространной Правды и дополнительных

статей).

Дальнейшее развитие связано с введением на Руси христианства, ведь оно

держалось не на одной военной системе — это было многонациональное

государство, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия.

Исторический акт принятия христианства византийского, православного толка

был совершен князем Владимиром в 988 г., и с этого момента в сонме

европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Великий князь

Владимир осуществил смелую государственную реформу, которая позволила

Древней Руси встать вровень с развитыми феодальными монархиями.

Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно

накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал — началось бурное,

стремительное развитие страны. Приглашенные из Византии мастера строят

каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой,

иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее

мастерству. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в

русских городах, почти не прибегая к помощи иноземцев. Прибывшее

духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит русские кадры для

церкви, и, как следствие, распространяются знания и грамотность.

Организуются школы, в которые Владимир под плач матерей собирает детей

высшего сословия, молодых людей посылает на учебу за рубежи родной страны.

Вводится летописание; как и всякое развитое государство, Киевская Русь

начинает чеканить золотую монету. Древняя Русь постепенно становится

государством новой высокой культуры.

Нельзя говорить, что на Руси не было своего философского осмысления бытия,

только философствование осуществлялось в специфических формах — в формах

иконописания. Не в трактатах, а в иконах, не в силлогизмах и дефинициях, а

в зримых явлениях красоты — достаточно строгой, твердой и незамутненной,

чтобы пропускать чистый свет духовного смысла, — приходится искать

центральные идеи древнерусской культуры. Творчество красоты приняло на себя

дополнительные функции, которые в других культурах принимало на себя

абстрактное мышление. Другая черта древнерусской культуры и в Киевской

Руси, и в Московской Руси — это религиозность, т.е. можно говорить о том,

что древнерусская культура — это религиозная культура. В то время, когда в

Западной Европе происходил кризис Реформации, сферы бытия русского человека

были пронизаны православным религиозным воздействием и во многом

определялись им. На Руси возникают целые города — памятники православного

искусства, о которых современный человек может говорить как о городах-

заповедниках: Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Кириллов и др.

Наши храмы монументальные и веселые, украшенные. Если хотите, тут даже

какой-то элемент Востока или, точнее, элемент веселой красоты: православное

христианство — самое веселое христианство. Русский храм благодаря светлому,

яркому, сияющему иконостасу, благодаря очеловеченному устройству

пространства, его космизму и золоту огня, просто красив и светел.

И, наконец, характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие —

сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев. Действительно, так

как язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно

мирным путем. Столкнули в воду языческих идолов, простоявших в Киеве

несколько лет, поплакали и забыли о них. И заметьте — не порубили, не

сожгли, а проводили с почестями: так обветшалую икону будут класть на воду,

доверяя ее реке. И все — древние боги ушли, а вот язычество в своих

земледельческих и бытовых нравственных формах живо до сих пор.

Необходимо помнить, что древнерусская культура, главным очагом которой

являлся Киев, по своему происхождению и характеру была европейской

культурой, но она впитала также значительные воздействия культур Востока.

Древняя Русь в X—XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими

европейскими и восточными народами и странами, и этим тоже объясняется

стремительный взлет древнерусской культуры. Несомненно, наиболее важными и

плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время

являлась мировым культурным центром и общим источником культурных явлений.

Как полагают современные ученые, византийское культурное влияние со

временем поднялось на Руси до довольно высокого уровня общения развитых

культур. За сравнительно короткое время киевскими книжниками были освоены

громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно

происходило усвоение образцов византийского искусства, прежде всего

архитектуры и живописи.

Определенное своеобразие имеет и русская литература, возникшая еще в Х в.

Официальное принятие христианства древнерусским государством потребовало не

только множества переводных богослужебных и просветительских книг, но и

составления, собственных, русских сочинений. Из памятников гражданской

литературы до нас дошло так называемое “Поучение Владимира Мономаха”,

обращенное к детям князя. Литературный прием обращения отца к детям был

широко распространен в средневековой литературе, нет ни одной страны на

Западе и на Востоке, где бы не было такого рода произведения. Но “Поучение”

Владимира Мономаха выделяется среди них своей целенаправленностью и высокой

художественностью. Исходя из собственного опыта, Мономах четко формулирует

основные жизненные принципы. Он не ограничивается простым призывом сыновей

к единству и прекращению усобиц, а обращает внимание и на образ самого

князя, который в его представлении должен быть мужественным и смелым,

деятельным и неутомимым правителем Русской земли. Князь должен проявлять

заботу о смерде, челяди, “вдовицах”, не давать сильным погубить человека.

Дав крестное целование, нужно блюсти его, чтобы “не погубить души своей”.

Нужно заботиться о хозяйстве, рано вставать, поздно ложиться, не лениться,

быть всегда готовым к походу. Князь должен думать о распространении славы

Русской земли, чтить “гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли,

или знатный, или посол... ибо они по пути прославят... по всем землям...”

Известны также сочинения церковного характера: жития русских святых Бориса

и Глеба, Ольги, Владимира и др., поучения Феодосия Печерского и Луки Жидяты

и, наконец, “Слово о законе и благодати” первого русского митрополита

Иллариона. Тема “Слова” — тема равноправности народов, резко противостоящая

средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория

вселенской империи, или вселенской церкви. Илларион указывает, что

Евангелием и крещением бог “все народы спас”, прославляет русский народ

среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном

праве на “богоизбранничество” только одного народа.

Фундаментальная идея о необходимости прекращения своевольства и усобиц, о

единении князей для защиты Русской земли пронизывает изумительный памятник

древнерусской литературы — “Слово о полку Игореве”.

Среди письменных памятников древнерусской культуры первое место принадлежит

летописи. Русское летописание возникает в XI в. и продолжается до XVII в. В

разное время своего существования оно имело разный характер и разное

значение. Достигнув значительного развития в XI—XII вв., летописание затем

в результате монголо-татарского нашествия приходит в упадок. Во многих

старых летописных центрах оно прекращается, в других сохраняется, но носит

узкий, местный характер. Возрождение летописного дела начинается только

после Куликовской битвы. Летописи — это не просто перечисление исторических

фактов, в них воплотился широкий круг представлений и понятий

средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной

мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний. Они представляют собой

как бы синтетический памятник русской средневековой культуры. Можно без

преувеличения сказать, что у нас нет более ценных и интересных памятников

прошлой культуры, чем наши летописи — от знаменитой “Повести временных лет”

киевского монаха Нестора до последних летописных сводов XVII в.

В ходе своего развития достигает расцвета древнерусское искусство. Во

второй половине XIV — первой половине XV в. работали два великих русских

художника — Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, во

второй половине XIV в. работал в Новгороде, а затем в Москве. Для стиля

фресковых росписей Феофана и его икон характерна особая экспрессивность,

эмоциональность. Он не всегда тщательно прорисовывал свои изображения, но

достигал огромной силы воздействия на чувства зрителя. Этот характер

живописи соответствовал и темпераменту художника, о котором говорили, что

он “изограф нарочитый и живописец изящный в иконописях”.

Иной характер носит живопись Андрея Рублева (ок. 1360—1430). Великолепный

колорист, Андрей Рублев создавал умиротворенные композиции. В годы кровавых

феодальных междоусобиц, вражеских набегов он отразил в живописи народную

мечту о мире, спокойствии, благополучии, человеческой близости. Эти черты

особенно ярко проявились в самом знаменитом произведении, созданном им

совместно с учениками, — “Троице”. Традиции Андрея Рублева продолжались в

живописи второй половины XV—XVI в. Особенно выделяются фресковые росписи

Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в

Белозерском крае), не только своеобразные по композиции, но и с неповторимо

нежным колоритом. Искусство иконописания сохранило для нас не только имя

Дионисия; но и имена Прохора с Городца, Даниила Черного, Прокопия Чирина,

Истомы Савина, Симона Ушакова. Во второй половине XVI в. в живописи

появляются уже и портретные изображения с чертами реального сходства.

Достижения искусства средневековой Руси вошли в плоть и кровь русской

культуры XVIII—XIX вв.

В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски.

Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью

праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой

сопровождались “игрища меж села”, княжеские развлечения. Красочная картина

описания пира богача дается в “Слове о богатом и убогом”, где описывается

выступление артистов-музыкантов “с гусьлями и свирелями”, певцов, танцоров,

шутов.

К числу наиболее замечательных археологических достижений нашего времени по

праву относится открытие берестяных грамот в Новгороде. Береста играла на

Руси такую же роль, как папирус в Египте или вощеные таблички в Риме.

Феодальные акты, подлежащие вечному хранению, писались на пергаменте, но

повседневные нужды в письменном слове удовлетворялись с помощью березовой

коры. Именно на ней запечатлевали хозяйственные распоряжения, долговые

расписки, заметки для памяти и частные письма. Авторами и адресатами их

были лица разного достоинства и сословной принадлежности — и бояре, и

представители знати, и рядовые ремесленники, и крестьяне, и служилые люди.

 

32. Русская культура периода Петра I. Развитие светского начала.

XVIII век открывается сложной и противоречивой эпохой петровских реформ.

Будущий великий преобразователь родился в день Исаакия Далматского, 30 мая

1672 г. от брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной

Нарышкиной. Большое и, скорее всего, негативное воздействие на его

формирование оказала борьба, которая развернулась при дворе. В 1676 г. умер

Алексей Михайлович, передав престол старшему из сыновей - Федору

Алексеевичу. Тот правил недолго - умер в 1682 г. Престол оказался в руках

родственников царя от второго брака - Нарышкиных. На нем сидел 10-летний

Петр.

Среди реформ петровского времени следует выделить реформы в области

культуры. Они также вызывали всегда самые противоречивые оценки. Перечислим

основные из этих реформ:

В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое

летоисчисление - от рождества Христова, а не от сотворения мира, как

считали раньше по церковно-византийской традиции. Петр пытался создать

первый публичный театр. 2 января 1703 г. в Москве было начато издание

первой газеты "Ведомости", которую редактировал сам Петр. Взамен прежнего

церковно-славянского был введен новый шрифт. Но особенно большое внимание

Петр уделял школе. Первой школой, организованной Петром, была "Школа

математических и навигацких наук" в Москве, впоследствии переведенная в

Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию.

В Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллерийская школы. Во

всех губерниях стали открываться "цифирные школы". По приказу Петра в

епархиях были открыты церковные школы. Было значительно улучшено

преподавание в Московской Славяно-греко-латинской академии. Была открыта и

медицинская школа в Москве. При наиболее крупных мануфактурах создавались

ремесленные школы. Для улучшения школьного образования создавались

учебники.

Большое значение Петр придавал научным исследованиям. Были организованы

значительные географические экспедиции, началась интенсивная

картографическая работа. Сам Петр создал первую астрономическую

обсерваторию и подготовил проект создания Академии Наук. При Петре в России

начинают свободно покупать и продавать книгу. Меняется быт, особенно

дворянства. Кодексом поведения молодого поколения стало "Юности честное

зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных

авторов", где были изложены нормы культурного поведения в обществе.

Вводятся ассамблеи - собрания знати.

Реформы в области культуры неоднозначны. Нельзя не видеть их прогрессивное

значение, но искусственное прививание к русской среде иноземной культуры

зачастую приводило к уродливым проявлениям. Этот процесс часто называют

европеизацией русской культуры.

Одной нз таких реформ было строительство Петербурга - своего рода феномена

русской культуры петровского времени, преломившего в себе многие тенденции

и процессы той поры; города, воплотившего в себе саму суть основных

идеологических исканий преобразователя России.

Устье Новы, где возник Петербург, с давних времен относилось к Новгородским

землям, составляя Спасский погост Водской пятины. Однако по Столбовскому

миру все Приневье отошло к Швеции и стало называться Ингерманландией. Тогда

же при устье реки Охты был поставлен город-крепость Ниеншанц, ставший

важным стратегическим пунктом. Возвращение этих земель, утверждение на них

стало одной из важнейших задач России в первый период Северной войны.

Создание и вечное существование Петербурга поэтически отложилось в сознании

народа. "Много людей, - рассказывает одна легенда, - в старые годы

принимались строить город на невском болоте, но это никому не удавалось,

потому что топкое болото поглощало всякий раз постройку. Но вот пришел сюда

русский богатырь-волшебник и решил строить город, построил он один дом -

поглотила трясина, построил другой, третий - все также исчезают они в

болоте. Рассердился тогда богатырь и придумал хитрое, небывалое дело: взял

он и сковал на руках вокруг целый город и поставил его на болото; не смогло

оно тогда поглотить богатырский город и держит его до сих пор".

 

33. Русская культура XIX века, ее мировое значение.

Для понимания особенностей русской культуры XIX в. существенное значение

имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В

результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной

монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко

проявилось в “золотой век” Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось

министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на

укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый “дух времени”,

в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на

русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к

свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и

народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь, оказывая

влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории

европейских народов, например, религиозная русская мысль. 'Русская

философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в

первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П.

Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других.

Культурно-исторический процесс в России в XIX в. имеет свои особенности. С

одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных

сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой — усложнение

самого культурного процесса, т.е. большее “соприкосновение” и взаимовлияние

различных областей культуры: философии и литературы, литературы, живописи и

музыки и т.д. Необходимо отметить также усиление процессов диффузного

взаимодействия между составляющими русской национальной культуры —

официальной (“высокой”, профессиональной) культурой, опекаемой государством

(церковь утрачивает духовную власть), и культурой народных масс

(“фольклорным” пластом), которая берет начало в недрах восточнославянских

родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое

полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории. В

недрах официально-государственной культуры заметна прослойка “элитарной”

культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор)

и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно

вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова,

А. Иванова и других крупных художников XIX в.

Начиная с XVII в. складывается и развивается “третья культура”,

самодеятельно-ремесленная, с одной стороны, опиравшаяся на фольклорные

традиции, а с другой — тяготевшая к формам официальной культуры. Во

взаимодействии этих трех слоев культуры, часто конфликтном, преобладает

тенденция к единой общенациональной культуре на основе сближения

официального искусства и фольклорной стихии, вдохновлявшегося идеями

народности и национальности. Эти эстетические принципы утверждались в

эстетике Просвещения (П. Плавильщиков, Н. Львов, А. Радищев), были особенно

важными в эпоху декабризма в первой четверти XIX в. (К. Рылеев, А. Пушкин)

и приобрели основополагающее значение в творчестве и эстетике

реалистического типа в середине прошлого века.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует

интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух

привилегированных сословий — духовенства и дворян. В первой половине XVIII

в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века

выделяется особая социальная группа — крепостная интеллигенция (актеры,

живописцы, архитекторы, музыканты, поэты).

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему

способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-

освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в

Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира

Рылеева “К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть

поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими

памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую

молодежь.

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого

века — исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна

Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы

некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на

ослепительные светила или на самостоятельные “вселенные”. Одни только имена

А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же

вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и

образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых

поколений читателей. Впечатления, производимые этим “золотым веком” русской

литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря о ее “необыкновенном

внутреннем единстве и целостности”, “тесной сплоченности ее рядов,

непрерывности ее традиций”. Можно сказать, что пушкинская поэзия и

толстовская проза — это чудо; не случайно Ясная Поляна — интеллектуальная

столица мира в прошлом веке.

В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие

взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во

взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы.

В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и

философскую символику. Если “Снегурочка” связана с культом Ярилы (солнца),

то в “Младе” представлен целый пантеон древнеславянских божеств. Музыка

Римского-Корсакова возвышает человеческое в человеке, она призвана спасти

его от “страшных обольщении” буржуазного века и тем самым она приобретает

великую гражданскую роль, приносит пользу обществу.

Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П.

Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в

эту область.

В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов

происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной

проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к

философско-этическим проблемам. “Знамением” времени было усиление

лирического начала в музыкальной культуре.

Н. Римский-Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей

знаменитой “могучей кучки” (в нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П.

Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков), создал полную лиризма оперу “Царская

невеста”. Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее

выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их творчестве

отразилась идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их музыке находили

выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над

“обыденностью жизни”.

В XIX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике,

химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области

гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое

перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный

вклад в отечественную и мировую науку: С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, И.И.

Срезневский, Ф.И. Буслаев, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.П.

Павлов, П.Л. Чебышев, М.В. Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин,

А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, В.В. Петров, К.М.

Бэр, В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский и др. В качестве

примера рассмотрим творчество В.И. Вернадского— гения русской науки,

основателя геохимии, биогеохимии, радиологии. Его учение о биосфере и

ноосфере в наши дни быстро входит в различные разделы естествознания,

особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, геологию нефти и газа,

рудных месторождений, гидрогеологию, почвоведение, в биологические науки и

медицину. Наш крупнейший естествоиспытатель В.И. Вернадский по строю мыслей

и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими корифеями

научной мысли, однако он работал в эпоху неизмеримо возросшего объема

информации в естествознании, принципиально новых техники и методологии

исследований.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.