Человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не
Существующих событий при помощи различных стратегий.
8. НТР и судьба культуры.
В изучении культуры также необходимо учитывать ряд факторов современного
мира — ускоренное развитие техники, транспорта и связи, угроза разрушения окружающей среды и истощения природных ресурсов, возрастающая взаимозависимость и взаимосвязанность всех стран и др. Все эти факторыприводят к тому, что собственно культурное сотрудничество превращается вфундаментальную необходимость выживания человечества.
По мнению бывшего Генерального директора ЮНЕСКО Фредерика Сарагосы,
“установление подлинного культурного плюрализма — единственный путь, позволяющий противостоять растущему единообразию, которое несет в себе экспансия технической цивилизации”. Этот путь должен рассматриваться какфактор мирового равновесия и творчества. Международное сотрудничество,
обеспечивающее сближение людей и идей, расширение взаимопонимания и
солидарности, параллельно способствует укреплению культурного аспекта
развития, представляющего цель всякого развития.
Одна из решающих трудностей западного общества — это значительное
отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека.
Человеческий мозг живет в XXI в., а сердце большинства людей — все еще в
каменном. Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть
независимым, разумным, объективным. Человек не в силах вынести, что он
Предоставлен собственным силам, что он должен сам придать смысл своей
жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтому людям нужны идолы и мифы.Человек подавляет в себе иррациональные страсти — влечение кразрушению, ненависть, зависть и месть, он преклоняется перед властью,деньгами, суверенным государством, нацией; хотя на словах он отдает должноеучениям великих духовных вождей человечества — Сократа, Иисуса, пророков,Будды, — он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства. Всвязи с этим известный западный психолог Э. Фромм ставит вопрос: “Как же
человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между
преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной
отсталостью?” Ответ здесь один: необходимо все большее понимание важнейших
фактов социального бытия, необходимо осознание, которое может предохранить
человечество от непоправимых безумств.
Религия и культура. Религиозное знание и вера.
Атеист – лишенный бога. Атеистическое мировоззрение сегодня тяготеет к
меньшему культурному уровню человека. Атеист – невежественный. Агностик –
незнающий.
Вера – некритическое принятие каких-то феноменов, в качестве достоверных,
опираясь на субъективные основания. Объективное однозначное основание –
научное знание.
Источники веры:
1. Родительский пример, семейные традиции, книги (не очень прочна).
2. Духовные поиски интеллектуала, личный опыт.
3. Проповедническая деятельность.
4. Пограничный опыт (тяжелая болезнь, клиническая смерть, смерть близких и
т.д.).
5. Мистический опыт – личное переживание от контакта с высшим священным
началом (во сне, духовное рождение при жизни (православные святые),
практика исихазма – одинокое моление в замкнутом пространстве).
Вера это дар божьей благодати. Веру надо заслужить.
Культура и религия, мифология и религия – лежат в основе каждой культуры.
Миф – дух, тотем. Религия – высшее священное начало (бог). Тотем – близкий
«свой – чужой» (зверь), бог – далекий «свой – чужой».
Отношение к тотему – чувство сакральное, реализуется в доверии и страхе. К
богу – чувство священное, реализуется, в вере, любви и страхе.
Религия не возможна без мифа, миф возможен без религии. Они лежат в основе
любой культуры и содержат основные ценности той или иной культуры.
Религия есть самоутверждение личности в вечности.
10. Культурологическое значение библии.
Религия евреев - иудаизм - одна из немногих национальных религий древнего
мира. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль,
т.к. вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама -
двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют также
религией Моисея, Моисеевым законом по имени легендарного законодателя
евреев. Огромно количество посвященных ей сочинений. Для верующих евреев и
христиан, особенно для католического и православного духовенства,
основная священная книга евреев Библия остается отнюдь не историческим
источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом,
книгой, написанной по вдохновению святого духа. Это не одно сочинение, а
большое количество разных литературных призведений. Согласно традиции,
они делятся на три большие группы.
Прежде всего, это книги закона (по-еврейски Тора) или так называемое
"Пятикнижие Моисея", - книги, составление которых приписывается легендарно-
мифическому Моисею. В Пятикнижии изложены основные постулаты иудаизма;
христианство также отталкивается от Пятикнижия как сердцевины ветхого
завета, и его догматы представляются дальнейшим развитием идей Пятикнижия.
Начальная библейская книга Пятикнижия у евреев называется "В начале", а у
христиан - книгой Бытия. Дело в том, что у евреев сложилась древняя
традиция называния книги по первому ключевому слову; христиане
сохраняют приверженность принципу именования книги по содержанию.
Книга Бытия - это рассказ о сотворении богом мира и человека, о жизни
Первых людей в раю, об их изгнании из рая, о размножении человечества и его древней истории, о всемирном потопе и о спавшемся от него Ное с
Семейством, о патриархах - родоначальниках еврейского народа - Аврааме,
Исааке, Иакове, Иосифе с братьями, о поселении евреев в Египте.
Вторая книга называется Исход (или по-еврейски «Измена») - книга, которая
повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и об
освобождении евреев из египетского плена, в ней содержатся знаменитые 10
заповедей бога и другие религиозные предписания.
Третья книга называется Левит (или «И воззвал») - книга религиозного
законодательства.
Четвертая книга - Числа (или «В пустыне») повествует о законодательстве и
истории евреев после выхода из Египта и до завоевания Палестины.
Пятая и последняя книга - Второзаконие (или Слова) - книга религиозного
законодательства.
Вторую группу библейских книг составляют "исторические" книги или
"писания". В эту группу входят: книга притчей Соломоновых, книга Песни
Песней, Псалтырь (Псалмы, книга религиозных гимнов, приписываемых царю
Давиду), книги Царств.
Третью группу составляют пророческие книги: пророков Даниила, Черекииля,
Иеремия и книги 12 "малых пророков": Авдия, Аггея, Осия, Амоса и других.
Все эти книги вместе взятые христиане называют Ветхим Заветом, в отличии от
собственно христианских (евреями не признаваемые) книг Нового Завета. После
смерти Иисуса Христа, его воскресения и вознесения на небо община христиан
несколько десятилетий не имела другого священного писания, кроме Танаха.
Одновременно христиане с самого начала располагали своим преданием, т.е.
довольно обширным собранием устных рассказов о Христе, о его учении, а
также о его Христовой этике и так далее. Определенные части начинают
переносить на папирус и пергамент. Возникает собственное Священное
Писание - Новый Завет. По контрасту дохристианское Священное Писание стало
называться Ветхим.
В Новый Завет входят:
1. Законоположительные книги (или Четвероевангелие); 2. Исторические книги;
3. Учительные книги; 4. Откровение Иоанна Богослова.
50 ветхозаветных книг и 27 новозаветных были написаны в разное время,
разными людьми (представлявшими различные культуры) и тем не менее, вся
Библия не есть механическое соединение, а единая, цельная, непротиворечивая
книга.
Такова Библия, на основании которой строят свои религиозные учения
еврейские, христианские и другие священнослужители.
11. Значение христианской религии. Деление ее на католическую,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|