Работа ознакомительного характера
ПРАКТИКА В ДЕТСКОМ САДУ
Учебно-методический комплекс.
Рабочая программа для студентов направления 050400.62
Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки Психология образования, очная и заочная форма обучения
Тюменский государственный университет
Пояснительная записка
1. Цель ООП ВПО– обеспечение качественной подготовки квалифицированных конкурентноспособных специалистов, готовых к практической деятельности в системе образования и обладающих общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки, необходимыми для качественной и грамотной реализации целей и задач образовательной политики в пространстве России.
Цель практики:обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической деятельности будущего специалиста; становление общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешного осуществления профессиональных функций.
2. Задачи практики:
1. Ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в ДОУ: целями, задачами, основными направлениями, формами и методами работы; требованиями к организации рабочего места (кабинета) психолога, требованиями к ведению документации;
2. Осуществление психологической диагностики: формирование умений наблюдать и протоколировать ход диагностической работы, анализировать полученные данные, писать психологические заключения, планировать дальнейшую психологическую работу;
3. Осуществление пассивного участия в процедуре психологической коррекции (развивающей работы): формирование умений наблюдать и протоколировать ход коррекционной работы, анализировать полученные результаты, планировать дальнейшую психологическую работу;
4. Формирование творческой активности и положительной мотивации к будущей профессии.
5. Приобретение студентами навыков рефлексии с целью профессионального развития и активизации личностных ресурсов.
6. Воспитание ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, освоение ими общей психологической культуры, профессиональной этики.
Место практики в структуре ООП бакалавриата
Практика в детском саду относится к базовой части цикла «Учебная и производственная практика» (Б5.02), ООП программы бакалавриата по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования».
Практика в детском саду базируется на освоении таких учебных дисциплин как «Возрастная психофизиология», «Психология дошкольного возраста», «Психология игры», «Образовательные программы для детей дошкольного возраста», «Психология воспитания», «Психолого-педагогическая диагностика», «Возрастно-психологическое консультирование», «Методы коррекционно-развивающей работы психолога»; а также на практических умениях полученных в процессе прохождения учебной практики «Летняя пришкольная практика».
Для успешного освоения курса студенту требуется знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, педагогических и профессиональных особенностей родителей и педагогов, а также практические умения в работе с диагностическим инструментарием, применение технических навыков в процессе консультирования и тренинговой работы.
Прохождение практики «Практика в детском саду» необходимо для продуктивного усвоения таких дисциплин как «Психология детей младшего школьного возраста», «Возрастная психологическая диагностика детей и подростков», «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», «Возрастно-психологическое консультирование», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Психолого-педагогическое взаимодействие с родителями»; а также для применения полученных умений на практиках «Практика в школе», «Комплексная психолого-педагогическая практика».
Форма проведения практики
Практика в детском саду является педагогической практикой и проводится в детских дошкольных учреждениях образовательно-воспитательного характера.
Место и время проведения практики
Время проведения практики в детском саду – 4 семестр. Продолжительность практики составляет 216 часов, с отрывом от учебной деятельности.
Практика в детском саду проводится на базе образовательных и воспитательных учреждений:
– дошкольные образовательные учреждения;
– учреждения интернатного типа;
– оздоровительно-воспитательные центры.
Студент обязан проходить практику в учреждении, в которое он направлен приказом по университету. С учреждением заключаются договоры: «О предоставлении мест»; «Об оплате».
Студенты – практиканты обязаны своевременно пройти (до начала практики) медицинский осмотр исходя из требований к медосмотрам, предъявляемым к работникам детского дошкольного учреждения.
Непосредственными участниками организации и проведения практики в детском саду являются руководители практики от института и принимающая организация. Руководители практики от института:
– общий руководитель практики (координатор) – преподаватель с кафедры возрастной и педагогической психологии ИПиП, ответственный за данный вид практики;
– руководитель практики от ИПиП.
Руководители практики от образовательного учреждения:
– директор учреждения;
– специалист (педагог-психолог), который непосредственно взаимодействует с практикантами.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
В результате прохождения данного вида практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения:
· умение установить контакт и организовать целесообразное профессиональное взаимодействие с детьми, педагогами, родителями и др.;
· умение подбирать и адекватно использовать необходимую информацию;
· умение использовать базовые стандартизированные психодиагностические методики, методы экспертной оценки;
· умение наблюдать и протоколировать ход коррекционно-развивающей работы, анализировать полученные результаты, планировать дальнейшую психологическую работу;
· умение осуществлять просветительскую деятельность в области психологии и педагогики;
· умение составлять справки (заключения) по результатам исследований и рекомендации всем участникам образовательного процесса.
7. Структура и содержание практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 6 зачетных единиц, 4 недели.
№
п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов
| Формы текущего контроля
|
| Подготовительный этап:
· присутствие на инструктивном собрании.
| Предварительное знакомство с программой практики
| Регистрация присутствующих
|
| Основной этап:
· продуктивное прохождение практики,
· оформленный по всем правилам письменный отчет.
| Введение дневника и планирование работы
| Присутствие и оценка руководителями процесса работы студентов; еженедельная проверка дневника; анализ письменного отчета о проделанной работе
| Работа ознакомительного характера
| Психолого-педагогическая диагностика
| Коррекционно-развивающая, профилактическая работа
| Культурно-просветительская работа
| Оформление отчетной документации
|
| Заключительный этап:
· устный отчет в присутствии комиссии,
· участие в итоговой конференции.
| Подготовка к защите отчетов о проделанной работе; подготовка мультимедийной презентации
| Устный отчет студентов; презентация своей работы
|
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Индивидуальная диагностика, наблюдение и беседа, презентационные технологии, интерактивные методы обучения.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Методические указания студентам
Подготовительный этап
Перед началом практики общий руководитель (координатор) данного проводит инструктивное собрание, на котором студентам разъясняют цель, задачи, содержание, порядок её прохождения, требования, предъявляемые к отчетной документации. Обсуждаются базы практики, сроки её проведения, критерии оценивания результатов.
Основной этап
Введение дневника и планирование работы
План предстоящей работы составляется студентом совместно с руководителем от учреждения в первую неделю выхода студентов на практику; датируется и визируется педагогом-психологом. План работы должен быть согласован с администрацией учреждения (достаточно устного согласования) и представлен руководителю практики от института.
Дневник прохождения практики ведется систематически, данные вносятся своевременно. В дневнике фиксируется дата практической работы, вид выполняемой деятельности (с указанием особенностей и количественных характеристик), затраченное на него время. В конце каждой недели дневник подписывается педагогом-психологом (Приложение№8). Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной на практике работе.
Работа ознакомительного характера
В первые дни практики студенты знакомятся с материально-технической, методической базой учреждения, с участниками образовательного процесса. Особое внимание отводится ознакомлению с документацией (нормативной, специальной, организационно-методической) педагога-психолога и его рабочим кабинетом, методическим, материально-техническим оснащением.
Во время прохождения практики студенты должны принять участие (либо присутствовать) на родительском собрании (педагогическом совете, методическом объединении) (Приложение 2).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|