Сделай Сам Свою Работу на 5

География населения и хозяйства Германии. Проблемы построения «новой Германии»





Население ФРГ в 2009 г.насчитывало 82,3 млн. человек. Для динамики естествен­ного движения населения Германии с начала 1970-х гг. харак­терно превышение смертности над рождаемостью. Коэффици­ент рождаемости в 2007 г. составил 8,2 ‰,смертности – 10,7 ‰,в том числе детской смертности – 4,1 ‰. Особенно резкое падение рождаемости произошло в вос­точных землях страны после их воссоединения с западными. Это связано с сокращением социальных льгот матерям, а так­же миграцией молодежи в западные земли.

Средняя продолжительность жизни мужчин в 2007 г. – 75,9 года, женщин – 82,1 года. Трудоспособное население со­ставляет 54 %. Доля населения в возрасте до 14 лет – 13,9 %, от 15 до 64 лет – 66,3 %, старше 65 лет – 19,8 %.

В начале 1998 г. проживающие на территории ФРГ иммиг­ранты составили 9 % населения (7,3 млн. человек), а число пере­селенцев достигло 4 млн. человек. Это результат наметившейся тенденции к увеличению доли иностранной рабочей силы – так называемых «гастарбайтеров».

Для Германии характерно постепенное сокращение естест­венного прироста населения, следствием чего является старе­ние нации, что вызывает увеличение числа пенси­онеров и создает дополнительную нагрузку на экономику.



Германия – однонациональная страна, 91,5 % ее населения составляют немцы. Среди национальных меньшинств – лужичане (лужицкие сербы, венды – около 100 тыс. че­ловек), проживающие в землях Бранденбурга и Саксонии и имеющие свой язык, на северо-западе – фризы (на Фризских островах), в северных районах – (около 50 тыс. человек) датча­не. Насчитывается также около 40 тыс. цыган, мигрирующих по всей стране.

Средняя плотность населения – 231 человек на км2 (сред­няя мировая плотность – 40 человек на км2). По территории страны население размещено крайне неравномерно.

Германия – высокоурбанизированная страна. В 2006 г. в го­родах проживало 87,9 % населения. Города, имеющие числен­ность населения свыше 1 млн. человек, – Берлин, Гамбург, Мюнхен. В самом крупном городском регионе (мегалополисе) Рейн – Рур проживает около 11 млн. человек.

Преобладающая религия – христианство.

Характеристика хозяйства.Для экономического развития Германии долгое время была характерна децентрализация территориально-хозяйственной структуры. В настоящее время ФРГ – высокоразвитая индустриально-аграрная страна, вступившая на путь постиндустриального развития.



Структура экономики ФРГ такова, что 0,9 % ВВП создается в сельском хозяйстве, 29,6 % – в промышленности, 69,5 % – в сфере услуг. В сельском хозяйстве занято 2,8 % экономически активного населения, в промышленности – 33,4 %, в сфере услуг – 63,8 %.

Характерными чертами экономики ФРГ являются:

- высокая степень концентрации производства и капитала (концерны «Фольксваген», «Тиссен», «Сименс», «Бош» и др.);

- повсеместное внедрение достижений НТП, рост затрат на НИОКР и образование;

- повышение конкурентоспособности продукции за счет высокого качества и экологической безопасности;

- значительная роль иностранного капитала.

Промышленность.По уровню развития промышленности ФРГ входит в состав ведущих держав мира. Быстрыми темпами растет доля обрабатывающей промышленности и сокращается доля горнодобывающей (немногим более 2 % в западных землях, 9 % в восточных). Некоторые прежде важные отрасли (железо­рудная, меднорудная, урановая) почти исчезли. В обрабатыва­ющей промышленности растет доля наукоемких отраслей. Промышленность Германии в большой степени зависит от внешних рынков как в обеспечении сырь­ем, так ив сбыте продукции.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетика ФРГ более 50 % своих потребностей обеспечивает за счет импорта и базируется преж­де всего на потреблении нефти (около 40 %) и природного газа (около 15 %). Доля угля в топливно-энергетическом балансе со­ставляет около 33 %, ядерной энергии – около 10 %, возобновля­емых источников энергии – около 2 %. Нефть поступает в танке­рах и по нефтепроводам с Северного и Средиземного морей, а также из России. Нефтеперерабатывающие центры размещены по стране равномерно: Гамбург, Кельн, Карлсруэ, Ингольштадт, Шведт, Гельзенкирхен (рисунок 17).



 

 

Рисунок 17 – Хозяйство Германии

 

Газовая промышленность использует природный газ, посту­пающий из Нидерландов, норвежского сектора Северного мо­ря, из России и собственных месторождений.

Каменноугольная промышленность, в прошлом основа энер­гетики, в последние годы испытывает кризис вследствие не­конкурентоспособности. ФРГ ввозит уголь из США, Польши, ЮАР и Австралии. В настоящее время в ФРГ добывается около 200 млн. т угля в год (1-е место в мире).

Электроэнергетика. Структура выработки электроэнергии: ТЭС – 61,8 % (в восточных землях – более 90 %), АЭС – 29,9 %, ГЭС – 4,2 %, другие виды – 4,1 %.

ТЭС, работающие на каменном угле, расположены в Рурском и Са­арском бассейнах, в портовых городах на Рейне и приморских портово-промышленных комплексах. На природном газе рабо­тают ТЭС на севере Германии, на мазуте – в центрах нефтепе­реработки. За пределами угольных бассейнов построены АЭС. На горных ре­ках (в Альпах и средневысотных горах) значительную роль иг­рают ГЭС, на севере Германии построены ветровые электро­станции.

Черная металлургия. По вы­плавке чугуна, стали и стального проката ФРГ лидирует в За­падной Европе и занимает 6-е место в мире. Более 25 % производимой стали направляется на экспорт. Отрасль характеризуется высоким техническим и технологическим уровнем производства. Почти вся сталь выплавляется кисло­родно-конверторным и электросталеплавильным способами.

Основные заводы черной металлургии полного цикла рас­положены в Руре и нижнем Рейне и Саарской области, а также в Зальцгиттере и Бремене. Рур получает руду из Швеции, Бразилии, Либерии, Канады двумя путями: по Рейну и по каналу Дортмунд – Эмс. Саар ис­пользует лотарингские руды, а Зальцгиттер частично базирует­ся на местной руде. Единственный крупный приморский ме­таллургический комбинат, принимающий океанские рудовозы, находится в Бремене.

Цветная металлургия. Данная отрасль работает в основном на импортном первичном сырье и на собственном и импорт­ном ломе цветных металлов. Самой крупной подот­раслью цветной металлургии является алюминиевая промыш­ленность. Более половины предприятий по выплавке, а также заводы по производству по­луфабрикатов размещаются на территории земли Северный Рейн-Вестфалия (Эссен, Норф, Ферде и др.). Крупные центры этой отрасли Гамбург и Штаде расположены в низовьях Эль­бы, Тегинг – в Баварии.

ФРГ – крупнейший импортер меднорудного сырья. Вы­плавка черновой меди почти полностью сосредоточена в Гам­бурге и Люнене. В них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте находятся и заводы, вырабатывающие рафинирован­ную медь, по производству которой (0,7 млн. т) ФРГ уступает США, Чили, Японии и Китаю.

По выплавке рафинированного свинца ФРГ занимает 4-е место в мире (после США, Китая и Японии).

Машиностроение и металлообработка. Это одна из крупней­ших отраслей ФРГ и основная отрасль специализации страны. Крупней­шие центры – Мюнхен, Нюрнберг с Эрлангеном, Мангейм, Гамбург, Берлин и Лейпциг. В Руре сосредоточены старые, наи­более металлоемкие отрасли машиностроения, производящие оборудование для шахт, рудников и для самих металлургиче­ских заводов.

ФРГ – мировой лидер станкостроения. В международном разделении труда страна специализируется на выпуске особо сложных дорогостоящих станков с числовым программным управлением.

Для электротехнической промышленности ФРГ характер­но производство дорогостоящей продукции промышлен­ного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы). Наиболее крупная ТНК в отрасли – «Сименс». Лидирует в электротехни­ческой промышленности Бавария. Крупнейшие центры – Мюнхен, Берлин, Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне, Штутгард, Кельн и др.

Ведущей отраслью машиностроения является автомобиле­строение. По автомобилестроению ФРГ уступает лишь США и Японии. Лидируют в отрасли пять ком­паний. Три из них – «Фольксваген», «Мерседес-Бенц» и «Байерише Моторенверке» (БМВ) – дают около 60 % продукции. Основные заводы «Фольксвагена» находятся в Вольфсбурге, Ганновере, Брауншвейге, Зальцгиттере и Эмдене. Крупнейшие заводы «Мерседес-Бенц» расположены в Штутгарде и его пригородах, ряде городов верхнего Рейна и в Бремене. Крупные заводы «БМВ» – в Мюнхене, Регенсбурге, Ландсхуте, «Форда» – в Кельне, «Опеля» – в Рюссельсхайме, а также в Айзенахе.

Со второй половины 1990-х гг. в Германии возникла устой­чивая тенденция к слиянию фирм и концернов. Осуществлено слияние фирм «Мерседес-Бенц» и «Крайс­лер» – «Даймлер-Крайслер».

ФРГ – лидер судостроения, старейшей отрасли машино­строения. В мировом судостроении ФРГ занимает 3-е место после Японии и Республики Кореи. Основные центры морского судостроения и военного ко­раблестроения – Киль, Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Эмден, Росток и Штральзунд.

Основная часть мощностей аэрокосмической промышленнос­тисосредоточена в Баварии с основными центрами в Мюнхе­не, Аугсбурге с их пригородами и на Северо-Западе с главными центрами в Гамбурге, Бремене и ряде близлежащих городов.

Наибольшей концентрацией предприятий оптико-механи­ческой промыишенности характеризуются земли Баден-Вюртемберг и Тюрингия.

В автомобильной, станкострои­тельной, электронной, мебельной промышленности, в прибо­ростроении и ряде других отраслей нашло широкое распрост­ранение изготовление товаров «под заказ».

Химическая промышленность. Данная отрасль относится к числу основных отраслей специализации ФРГ и имеет миро­вую известность. По производству пластмасс и синтетических смол ФРГ в конце XX в. заняла 3-е место в мире после США и Японии и 5-е по производству синтетического каучука после США, Японии, России, Франции.

Из старых традиционных отраслей экспортное значение по-прежнему имеет производство минеральных удобрений (6-е место в мире), особенно калийных (2-е место после Кана­ды). ФРГ входит в первую десятку стран по производству серной кислоты (8-е место).

Главный район химической промышленности – земля Северный Рейн-Вестфалия, где вырабатывается более 40 % всей продукции отрасли. Крупней­шие центры – Леверкузен (концерн «Байер»), Кельн, Весселинг, Гельзенкирхен, Дормаген, Марль и др.; Франкфурт-на-Майне (концерн «Хехст»); Людвигсхафен.

В последние десятилетия наметилось смещение химиче­ской промышленности к северу, что связано с поставками нефти морским путем. Круп­ные химические заводы расположены в городах Брунсбюттель, Вильгельмсхафен, Штаде.

Легкая промышленность Германии переживает глубокий структурный кризис. Страна выступает на мировом рынке крупным импортером текстильной продукции.

Развиты практически все основные отрасли пищевой промышленности, особенно молочная и мясная, производство напитков (пива). Германия – крупный экспортер продуктов питания.

Сельское хозяйство.В сельском хозяй­стве используется 49 % территории страны. В западных землях преобладают фермерские хозяйства. В отраслевой структуре сельского хозяйства животновод­ство преобладает над растениеводством и дает около 70 % то­варной продукции.

Основная продовольственная культура – пшеница. С района­ми посевов пшеницы во многом совпадают ареалы возделыва­ния сахарной свеклы. Основные районы этих культур – Нижнерейнская и Лейпцигская бухты, северные и восточные предгорья Гарца. Из кормовых зерновых культур наибольшее значение имеет ячмень. Лучшие сорта ячменя, предназначенные специально для пивоварения, возделываются в Баварии и на Юго-Западе. В этих же районах на­ходится крупнейший в мире ареал хмелеводства (Халлертау в Ба­варии).

Широко распространено картофелеводство, особенно в Восточной Германии. Значительное внимание уделяется выра­щиванию кормовых корнеплодов (кормовой свеклы и др.), ку­курузы на зеленый корм и силос, люцерны, клевера и других кормовых трав.

Из масличных культур преобладает рапс, посевы которого более чем в 10 раз превышают посевы подсолнечника. Важной отраслью растениеводства в Западной Германии является ви­ноградарство, превосходящее по товарной продукции плодо­водство и овощеводство вместе взятые. Основные ареалы ви­ноградарства находятся по долинам верхнего Рейна, Майна, Неккара и нижней Эльбы.

В животноводстве основная отрасль – разведение крупно­го рогатого скота, она дает более 40 % всей товарной продук­ции сельского хозяйства, причем основная часть (около 25 %) приходится на молоко. Благоприятные условия для ско­товодства молочно-мясного направления наблюдаются в пред­горьях Альп. Молочное направление преобладает и на Севе­ре, в приморских районах с их сочными лугами и пастбищами.

Второе место по значению занимает свиноводство. Оно раз­вито повсеместно, но особенно широко в районах, близких к портам ввоза импортных кормов, районах возделывания сахар­ной свеклы, картофеля и кормовых корнеплодов.

Транспорт.Германия занимает центральное поло­жение в системе транспортных путей европейского значения. В суммарном грузообороте основную роль играет автомо­бильный транспорт (дальние перевозки) – 52,7 %, затем идут железнодорожный транспорт – 16 %, автомобильный (ближние перевозки) – 14,6 %, водный – 13,6 %, прочий – 3,1 %. В пассажирообороте доля автомобильного транспорта составляет более 90 %, а железнодорожного – около 6 %.

Особенностью автомобильного транспорта Германии является широкое развитие сети автодорог высшего класса (автострад), общая протяженность которых превышает 11 тыс. км. Общая протяженность автодорог – 231 тыс. км.

Протяженность железных дорог страны составляет около 84 тыс. км, 40 % из которых электрифицированы. До объедине­ния ФРГ и ГДР в обоих государствах приоритетным было на­правление Север – Юг, обеспечивающее связи морских портов с глубинными районами. После объединения Германии наибо­лее приоритетным стало широтное направление.

Строятся новые высокоскоростные магистрали между Бер­лином и Гамбургом, в земле Северный Рейн-Вестфалия; под высокоскоростное движение недавно реконструирована линия Берлин – Мюнхен.

Протяженность внутренних водных путей – около 7 тыс. км. Главная водная магистраль – между­народная река Рейн, на которой находятся многие крупные порты, в том числе Дуйсбург (крупнейший в мире речной порт, с грузооборотом до 55 млн. т в год), Кельн, Карлсруэ, Людвигсхафен, Мангейм.

Основные реки Германии соединены каналами: Среднегерманский, Дортмунд – Эмс, Майн – Дунай.

Морской транспорт по тоннажу контейнеровозных судов занимает 4-е место в мире (после США, Панамы и Тайваня). Самый крупный порт – Гамбург (65 – 75 млн. т грузообо­рота в год), затем идут Бремен с аванпортом Бременхафен, Эмден, Росток. Главный нефтяной порт – Вильгельмсхафен.

Авиационный транспорт, как и морской, играет важную роль во внешних связях страны. Всего в Германии 17 международных аэропортов: Франкфуртский аэро­порт по грузообороту занимает 1-е место в Европе (наряду с Лондонским), а по пассажирообороту – 3-е; также крупные аэропорты находятся в Дюссельдорфе, Гамбурге, Мюнхене.

Внешнеэкономические связи.Германия является одним из важнейших экспортеров и им­портеров мира. В 2007 г. Германия находилась на 1-м месте по объему экспорта товаров (1361 млрд. дол., или 9,1 % всего миро­вого экспорта) и на 2-м месте по импорту товаров (1121 млрд. дол., или 7,6 % мирового импорта). Внешнеторговый баланс на протяжении длительного времени остается положительным. Основной вклад (более 90 %) во внешнюю торговлю вносят западные земли Германии.

Во внешнеэкономических связях Германия ориентируется преимущественно на развитые страны Запада и в первую очередь – на своих партнеров по ЕС (50 % внешнеторгового оборота). На страны ЕС приходится большая часть германского экспорта капиталов, платежей, связанных с использованием в Германии иностранной рабочей силы, доходов от международного туризма. Для большинства стран ЕС Германия – главный торговый партнер.

В последние годы германские фирмы активно проникают на рынки стран Центральной и Восточной Европы. Многочисленные дочерние и совместные предприятия созданы на территории Чехии, Венгрии, Польши. Германия – крупнейший инвестор в странах СНГ и важнейший их внешнеторговый партнер.

В структуре товарного экспорта доминирует продукция машиностроения и химической промышленности. Широко представлены другие товарные группы обрабатывающих отраслей. В импорте, помимо готовой продукции, велик удельный вес топлива (нефти, газа), металлургического сырья, продовольствия.

В настоящее время происходит активный процесс инвести­рования ФРГ в экономику зарубежных стран. Доля германских прямых иностранных инвестиций в мире составляет около 9 %. Основным зарубежным регионом прямого инвестирования ФРГ является Западная Европа (74,5 % всех инвестиций). В кредитно-финансовой сфере положительным является развитие межбанковского сотрудничества.

Воссоединение Федеративной Республики Германии (Западной Германии) с Германской Демократической Республикой (Восточной Германией) восстановило на карте мира единое государство. Валовой национальный продукт новой Германии составляет около 25-30% ВНП США и почти половину ВНП Японии. Экспорт Германии, отставая от экспорта США по объему, своей активностью не уступает экспорту Японии.

Экономисты всего мира единодушно предрекают Германии годы проблем и трудностей, связанных с интеграцией Восточной Германии, в течение десятилетий боровшейся за выживание, в отлаженную и процветающую экономику Западной Германии. Молодые, сравнительно низкооплачиваемые рабочие, которых в ГДР около 1,5 млн. человек, должны найти свое место в зажиточном и стареющем обществе Западной Германии. Кроме того, процесс интеграции осложняется притоком иммигрантов из соседних менее благополучных стран. Большинство экспертов сходятся в одном мнении – на перестройку Восточной Германии потребуются годы и не менее 1 трлн. дол. На сегодняшний день перспективы инвестирования в новую Германию выглядят весьма обещающими, по крайней мере в обозримом будущем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.