Полномочия ВС РФ (в Конституции)
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики
Порядок назначения
-Судьи назначаются Советом Федерации по предложению Президента с учетом мнения председателя ВС, при положительном решении Высшей квалификационной коллегии судей.
-председатель назначается Сов. Федерации сроком на 6 лет, по предложению Президента
-зам. председателя назначается Сов. Федерации сроком на 6 лет, по предложению Президента
- Судьей ВС РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;(имеющий Выс.образование, не имеющий судимости, не имеющий гражданства другого гос-ва, не признанный недееспособным.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) проверка федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации на соответствие Конституции;
б) проверка конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в)проверка договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) проверка не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции между:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
Порядок назначения КС РФ
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
20. 31. Государство как субъект управления. Функции государства. Взаимосвязь функций государства и государственного аппарата.
Государство как субъект управления общественными процессами, существуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная организация общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархическую структуру, аппарат управления, т.е. государственный аппарат, подобного которому не имеет ни одна организация (он специализирован по ветвям власти, наделен публично-правовыми функциями). Государство - универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет.
функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.
Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:
- по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
- по сферам деятельности государства:внутренние ивнешние;
- по продолжительности действия:постоянные ивременные;
- по степени общности:основные инеосновные.
Внутренние функции государства:
- стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
- координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
- культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
- правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
- экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды
- Экономическая - осуществление государством мер по развитию экономики: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областей — путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий.
- Политическая - Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.
- Социальная - это направление деятельности государства в социальной сфере. В ст. 7 Конституции РФ отмечается, что Российская Федерация — социальное государство.( вобеспечениидостойного жизненного уровнявсех граждан Российской Федерации,охране здоровья населения ,охране детства, материнства, отцовства ;гарантировании минимальной оплаты труда; охране труда; оказании помощи населению в экстремальных ситуациях; развитию культуры, науки и образования
Внешние функции государства:
- отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
- организация обороны и охрана государственной безопасности —защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.
Между функциями государства и его аппартом существует прямая связь. В силу того, что гос.аппарат как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы гос.аппарата, как органы и учреждения насилия, принуждения.
Таким образом, функции государственной власти реализуются посредством аппарата управления и принуждения, который называется государственным аппаратом.
Государственный аппарат - это закрепленная законом система ведомств, государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную власть.
21. 32. Государственный аппарат: понятие, принципы организации, структура.
Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
-Приоритет прав и свобод человека и гражданина
-Демократизм, выражается в широком участии граждан в формировании деятельности госорганов.
-Разделение властей (на законодательную, исполнительную, судебную), создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов
-Законности, обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов.
-Гласности, информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников.
-Федерализма, учета интересов регионов
-Профессионализма, использование наиболее квалифицированных работников в деятельности госаппарата и др.
Некоторые принципы организации и деятельности госаппарата не закреплены в действующем законодательстве, но выдвигаются в юридической науке.
Структура госаппарата может быть представлена следующими основными видами органов:
1) органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;
2) органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);
3) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).
22. 33. Институт президентства. История. Выборы. Роль президента в зависимости от формы правления.
Термин «президент» происходит от латинского « praesidens », что буквально означает «сидящий впереди». В эпоху античности президентами называли лиц, председательствующих на различных собраниях. В современном понимании президент - это должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на определенный срок.
Родиной института президентства считаются США, где в 1787 году Конституционный конвент принял решение об учреждении поста президента. Первыми европейскими странами, где была введена должность президента, стали в 1848 году Франция и Швейцария. В настоящее время пост президента существует более чем в 150 странах.
В зависимости от существующей в государствах с республиканской формой правления модели президентской власти различают президентские, полупрезидентские (смешанные) и парламентарные республики. Государства с президентской и полупрезидентской формами правления имеют сильного президента, обладающего реальными полномочиями в осуществлении государственной власти. В государствах с парламентарной формой правления президент не располагает реальной властью, он осуществляет свои полномочия по согласованию с правительством.
Особенности статуса президента в президентской республике:
1) президент избирается населением независимо от парламента (прямым или косвенным голосованием);
2) президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства;
3) правительства как коллегиального органа обычно не существует. Каждый министр в отдельности назначается и освобождается от должности президентом , но кандидатуры министров должны быть утверждены парламентом;
4) правительство президента не несет политической ответственности перед парламентом за проводимую им политику. Парламент не может отправить правительство в отставку. Президент, в свою очередь, не имеет права распускать парламент и назначать досрочные выборы.
Классическую модель президентской республики представляют США.
Особенности статуса президента в парламентарной республике:
1) президент избирается парламентом или избирательной коллегией с участием парламента;
2) президент - глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства. Глава государства обычно осуществляет свои полномочия с согласия и по инициативе правительства. В большинстве парламентарных республиках существует институт контрассигнатуры * актов главы государства соответствующими членами правительства;
3) президент назначает главу правительства из числа лидеров наиболее влиятельных партийных фракций парламента (так как правительство должно пользоваться доверием парламента) и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства;
4) правительство несет политическую ответственность перед парламентом. В случае, если парламент выразит вотум недоверия правительству, оно будет вынуждено уйти в отставку, однако президент по рекомендации правительства может принять решение о роспуске парламента и назначении досрочных выборов.
К числу стран с парламентарной формой правления относятся Германия, Италия, Швейцария и другие.
Особенности статуса президента в полупрезидентской республике:
1) президент избирается населением независимо от парламента путем прямых выборов;
2) президент является главой государства. Исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства;
3) правительство назначается президентом, однако оно должно пользоваться доверием парламента;
4) правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент обладает правом роспуска парламента.
Полупрезидентская форма правления существует во Франции, в Финляндии, Исландии, Ирландии, России. Причем в каждой из этих стран соотношение элементов президентской и парламентарной форм правления, в совокупности образующих полупрезидентскую форму правления, неодинаково.
23. 34. Региональные органы управления, их иерархия, правовой статус на примере Калужской области
Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.
Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно–властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации. Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, министерства, курирующие различные сферы региона, например:
1. комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;
2. по экономической политике (Министерство экономического развития КО, министр Попов Владимир Игоревич);
3. по социальным вопросам (Министерство здравоохранения КО, министр Разумеева Елена Валентиновна, Министерство Культуры и туризма КО, министр Суслов Павел Александрович; Министерство спорта КО, министр Логинов Алексей Юрьевич; Министерство труда и социальной защиты Калужской области, министр Коновалов Павел Вячеславович);
4. по природным ресурсам (Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, министр Антохина Варвара Анатольевна; Министерство лесного хозяйства Калужской области, министр Макаркин Владимир Васильевич);
И другие.
Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.
1. Территориальные органы федеральных органов управления
· Главное управление МЧС России по Калужской области)
· Управление судебного департамента в Калужской области
· Управление федеральной налоговой службы России по Калужской области
· Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Калужской области
· Управление Росприроднадзора по Калужской области
· Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приокское управление Ростехнадзора)
· ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Калужской области
· Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области
· Государственное учреждение - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
· И т.д.
2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.
-Правительство области
-Администрация Губернатора
-Представительство Правительства области при Правительстве РФ
-Министерства
-Законодательное собрание области
-Управления, комитеты и инспекции (Управление архитектуры и градостроительства Калужской области, Управление записи актов гражданского состояния Калужской области, Управления по охране объектов культурного наследия , Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области, Государственная жилищная инспекция Калужской области);
24. 35. Парламент в системе государственной власти. Порядок формирования, функции. Законодательный процесс
Парламент(от франц. parler — говорить) — это общенациональный (общегосударственный) представительный орган, важнейшая функция которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти. Общегосударственный представительный характер этого органа означает, что, во-первых, именно парламент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, является непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; а во-вторых, что парламент, в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны.
Как орган законодательной власти только парламент выполняет функцию принятия законов, имеющих чаще всего приоритет в отношении других нормативных правовых актов. В Конституции Ирландии (ч. 2 ст. 15), например, говорится, что «никакой другой законодательный орган, таким образом, не имеет полномочия издавать законы для государства». Как верховный законодательный орган парламент призван решать преимущественно в законодательной форме не частные и сравнительно второстепенные, а общие и главные вопросы общественной жизни, в чем находит свое выражение то важное место, которое он занимает в механизме осуществления государственной власти.
Функции Парламента:
· Законодательная
· принятия государственного бюджета,
· контроля за его исполнением, установления налогов;
· формирования других высших госудаственных органов и избрания иных высших должностных лиц (например, избрание президента,
· образование правительства,
· утверждение премьер-министра и министров, избрание судей и др.) или участие в этих процессах;
· осуществления в той или иной мере (в зависимости от формы государственного правления) контроля за высшими органами и должностными лицами исполнительной власти и др.
· объявление войны и заключение мира или участие в этом;
· назначение референдума;
· ратификация и денонсация международных договоров;
· объявление амнистии;
· осуществление процедуры импичмента
Такая государственно-политическая система, в рамках которой парламент имеет высший статус и играет ведущую роль в осуществлении государственной власти, называется парламентаризмом.
Место и роль парламента в той или иной стране во многом зависят от принятой в ней формы государственного правления. Совершенно очевидно, что они далеко неодинаковы в парламентарной республике, где парламенту принадлежит ведущее место и решающая роль, и в президентской республике, где парламенту могут принадлежать немаловажные, но все же не решающие, а подчиненные место и роль. Явно не сопоставимы место и роль парламента в абсолютных монархиях, где парламенту отведены в основном консультативные функции, и в парламентарных монархиях, где парламенту принадлежит решающее слово.
Порядок формирования парламентов:
1. Зависит от структуры (однопалатные ли двухпалатные)
2. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов.
3. Формирование верхней палаты посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов.(Индия, Норвегия, Франция)
4. Формирование верхней палаты посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат. (Верхняя палата Конгресса США - Сенат - избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены Палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования проводится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.)
5. Чисто феодальный способ формирования верхней палаты применя-ется в Великобритании. Законом о пэрстве 1958 г. было введено пожизненное пэрство, распространенное и на женщин.
6. Формирование верхней палаты посредством назначения в наиболее чистом виде применяется в Федеративной Республике Германии. Верхняя палата Парламента - бундесрат - состоит из членов, назначаемых правительствами земель из своего состава.
7. Формирование верхней палаты смешанным путем, при котором в разных вариантах сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности
Законодательный процесс:
1. Выявление потребности в принятии закона и осуществление законодательной инициативы.
2. Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях. (оказывает далеко не решающее влияние на судьбу законопроекта).
3. Рассмотрение законопроекта в парламентских комитетах - важнейшая стадия законодательного процесса. В парламентарных странах, как правило, комитеты играют меньшую роль, здесь основная работа по составлению законопроектов осуществляется непосредственно правительством и подчиненными ему административными ведомствами. В президентских же республиках парламентские комитеты фактически решают судьбы законодательства, но работают они в тесном контакте с исполнительным аппаратом власти. Наиболее типичной в этом отношении является комитетская система США, где основная деятельность Конгресса осуществляется не им самим, а многочисленными постоянными комитетами, формируемыми как Палатой представителей, так и Сенатом.
4. Принятие законопроекта палатой, в которую он был внесен, являет-ся заключительной стадией перед передачей его в другую палату (Эта стадия - третье чтение - состоит из постатейного голосования и принятия законопроекта в целом).
5. Прохождение законопроекта в другой палате является стадией, которая, естественно, свойственна только бикамеральным парламентам.
6. Во второй палате законопроект проходит те же стадии, что и в той палате, в которую он был внесен. Во многих странах (США, Великобритания) финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижнюю палату. Для окончательного принятия идентичный текст законопроекта должен быть одобрен обеими палатами. В случае возникновения разногласий применяется процедура выработки согласованного решения.
7. Санкционирование и промульгация законопроектов, одобренных парламентами, представляет собой заключительную стадию законодательного процесса. Что касается промульгации, т.е. опубликования закона в официальном органе, то она осуществляется главой государства в установленные законом сроки, но может быть и ускорена, если парламент признает закон срочным.
25. 36. Организация и функционирования системы органов местного самоуправления в России. Местное самоуправление в Калужской области.
Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.
Местное самоуправление осуществляется вмуниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях населениесамо управляет своими делами,само решает вопросы местного характера.
Органы местного самоуправления: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, срок полномочий, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
Органы государственной власти субъекта РФ проводят местный референдум или сход граждан по данному вопросу, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума (схода граждан) выступила группа избирателей муниципального образования численностью не менее 3 процентов от общей численности избирателей муниципального образования. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Местное самоуправление в Калужской области формируется на основании "О местном самоуправлении в Калужской области" от 06.06.1996 г.
Количество муниципальных образований на территории Калужской области*
Всего:
|
| в том числе:
| | Муниципальный район
|
| Городской округ
|
| Городское поселение
|
| Сельское поселение
|
|
|
|
Правовые основы местного самоуправления
1. Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- законы Российской Федерации;
- Устав Калужской области;
- настоящий Закон;
- иные законы Калужской области;
- уставы муниципальных образований.
Структура органов местного самоуправления определяется избирателями - жителями муниципального образования самостоятельно и закрепляется в уставе соответствующего муниципального образования.
В Калужской области устанавливаются следующие виды муниципальных образований:
- город;
- поселок;
- волость, сельсовет;
- район.
Муниципальные образования имеют следующие основные права:
- подпункт 1 исключен - Закон Калужской области от 16.11.1998 N 19-ОЗ.
- право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
- право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
- право установления собственных налогов, сборов и тарифов;
- право принудительного (в судебном порядке) отчуждения частных имуществ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- право издания обязательных для исполнения нормативных правовых актов (постановлений, решений, распоряжений);
- право контроля за исполнением обязательных нормативных правовых актов;
- право соответствующих санкций за нарушение обязательных нормативных правовых актов в соответствии с федеральными законами и законами Калужской области;
- право создания и содержания муниципальных органов охраны общественного порядка, а также осуществления контроля за их деятельностью.
Данные права не могут быть изъяты, ограничены или переданы другим муниципальным образованиям, Российской Федерации, Калужской области иначе как по решению местного сообщества путем референдума либо в судебном порядке вследствие бездеятельности или неспособности муниципального образования пользоваться предоставленной властью.
3. Муниципальные образования имеют право на собственную символику.
4. Муниципальные образования несут обязанности, возникающие из предоставленных им прав. Муниципальные образования при реализации предоставленных им прав обязаны использовать их в полном объеме и под свою ответственность на благо и в интересах жителей муниципальных образований.
26. 37. Исполнительная власть. Формирование правительства в зависимости от формы правления, структура.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Признаки исполнительной власти:
• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами: парламентским и внепарламентским.
Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.
Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой весьма в неконкретной форме (например, конституции Италии, ФРГ). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (например, в Италии — это председатель Совета министров, в ФРГ — Федеральный канцлер, в Индии — премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.
В случае, если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента (или его нижней палаты), то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.
При смешанной форме правления, где сочетаются элементы президентской и парламентарной республик, также применяется внепарламентский способ формирования правительства. В качестве приме- ' ра можно привести положения конституции Республики Франция. Так, в ст. 8 конституции говорится, что президент республики назначает премьер-министра — главу правительства. По предложению премьер-министра он же назначает других членов правительства и может прекратить исполнение ими их служебных обязанностей. Однако правительство несет ответственность не только перед президентом республики, но и перед парламентом (ст. 20). Для нормальной работы правительство нуждается в доверии Национального собрания. В соответствии с конституцией и парламентской традицией, решение премьер-министра об отставке правительства должно быть связано с «выражением недоверия» Национального собрания правительству.
27. 38. Программно-целевые методы государственного управления.
Программно-целевой метод — это метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Сущность его заключается в выборе и обоснованию основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|