Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепция конституционного государства.

В западной европейской культуре право рассматривается как безусловная ценность. В Новое время главную роль в правовой системе стали играть конституции. В них должны быть закреплены права и обязанности гражданина и государства по отношению друг к другу.

Ш. Монтескье. В работе «О духе законов» развил идею разделения властей, выделив три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Судебная власть была выделена в связи с необходимостью защищать права, предусмотренные конституцией. Таким образом, предлагаются модели функциональной дифференциации государственного управления.

Волюнтаристские теории управления:

1. Этатистские теории управления. Базируются на теории естественного права и общественного договора, но интерпретируют их по-другому.

Ж.-Ж.Руссо определял общественный договор таким образом, что объединяясь в государства, люди обязуются выполнять его волю. Приоритет государства над личностью. Управление государством носит вертикальный характер: власть «спускает» команды сверху вниз, а граждане их реализуют. На основе волюнтаристской модели государства Руссо заложил основы политического радикализма. Любой класс может использовать государство для защиты своих интересов.

 

12. 14. Теория рациональной бюрократии Вебера

Концепция бюрократии была первоначально сформулирована в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером, после проведения системного анализа административной концепции управления.

Бюрократия+Закон+гражданское общество

(частная собственность граждан должна быть противовесом всевластия)

Характеристики рациональной бюрократии:

1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.



4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.
6.Защищенность служащих от произвольных увольнений.

БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.

Вебер назвал такую структуру “рациональной”, поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.
Бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Однако, бюрократические структуры подвергались и критике за их неспособность к внедрению новшеств и отсутствие достаточной мотивации сотрудников.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮРОКРАТИИ.

-Преувеличение значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этой организации, а также взаимодействие с клиентами и общественностью. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, поскольку все возникающие здесь вопросы и проблемы решаются исходя из прецедентов. Постепенно тщательных поиск альтернатив начинает сокращаться.

-"отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия, что существенно необходимо для эффективного функционирования организации".

Для расширения возможностей организаций реагировать на происходящие изменения и вводить новшества были разработаны специальные адаптивные структуры.

Идеальный тип бюрократии предполагает наличие четкой иерархии должностей, строго определенных компетенций, писаных правил ведения деятельности, новые же нормы должны носить нейтральный характер.

Чиновники должны продвигаться по службе исключительно на основании их проф.зрелости.

Вебер вывел ряд причин, по которым граждане будут подчиняться руководителю:

-Авторитет «вечного прошлого»

-Харизматичное господство

-Господство в силу легальности, в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетенции.

 

13. 15. Теория административной эффективности В. Вильсона

В 1887 г. профессор Вудро Вильсон, на тот момент будущий президент США, опубликовал свою работу «Изучение администрирования», которая положила начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления. Он первым предложил использовать в сфере деятельности государственного аппарата те методы, которые до этого применялись в организации производства, в управлении частными предприятиями, в бизнесе. Вильсон применил понятие «административная эффективность», поддерживал идею о необходимости подбора государственных служащих по принципу профессиональной компетентности. Совместно с Фрэнком Дж. Гуднау Вильсон провел исследование американской системы управления. Главной задачей их совместной работы было стремление создать такую модель государственного управления, которая сочеталась бы с демократической формой правления. Впоследствии эта идея воплотилась в формуле, которая является главным принципом государственной политики в современных демократических государствах – «демократическое правление и эффективное государство».

В. Вильсон одним из первых поставил вопрос о взаимосвязи между политическим и государственным управлением. Он утверждал, что не следует смешивать политику (политическое управление) с государственным администрированием, что сферы политики и администрирования не совпадают, хотя тесно связаны между собой. Администрация должна исполнять законы, которые принимает политическая власть.

Вильсон и Гуднау считали, что деполитизация и деидеологизация государственного управления должны стать его важнейшими принципами. На современном этапе развития политической науки разделение между политикой и управлением продолжает рассматриваться как особая проблема в сфере основных направлений политических исследований.

Стремился осуществить синтез бюрократии с принципами демократии

Смена политического режима не должна сказываться на гос. Аппарате

Предложил использовать в гос. Управлении иметоды управления коммерческими огранизациями.

 

14. 17. Школа человеческих отношений. Фоллет, Мэйо.

Данная школа сосредоточила свое внимание на человеке: на том, как он взаимодействуете другими, как реагирует на разного рода ситуации, желая удовлетворить свои потребности. Школа «человеческих отношений» стремилась построить модели поведения людей, чем она отличается от классической, которая занималась моделями организации.

Это научное направление в теории управления и возникло после того, как обнаружилось, что регламентация труда и высокая заработная плата не обязательно приводят к повышению производительности труда, как полагали представители школы научного управления.

Видные представители школы: Э. Мэйо, М. Фоллетт, А. Маслоу. Теория человеческих отношений возникла на основе обобщения результатов экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы «Вестерн электрик» в г. Хотторне, которые продолжались 13 лет (1927- 1939 гг.).

«Хотторнские эксперименты» положили начало:

§ многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях;

§ учету психологических явлений в группах;

§ выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях;

§ изучению роли определенного человека и небольшой группы в организации;

§ определению способов оказания психологического воздействия на работника.

Основные положения школы человеческих отношений:

§ люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;

§ в результате промышленной революции работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;

§ люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;

§ работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных.

Школа человеческих отношений внесла в прежние концепции менеджмента следующие поправки:

§ увеличение внимания к социальным потребностям человека;

§ улучшение рабочих мест путем снижения отрицательных последствий сверхспециализации;

§ отказ от акцента на иерархичность власти и призыв к участию работников в управлении;

§ возрастающее признание неформальных отношений.

Школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив. Поэтому к началу 1950-х гг. в дополнение к ней сформировались поведенческие концепции, направленные на изучение и развитие индивидуальных возможностей и способностей отдельных работников.

15. 18. Эмпирическая школа. Менеджеризм. Петерсен и Плоумен, Друкер, Ньюмен.

Главная задача ученых в области управления - собрать и обобщить материалы практики, а также разработать на этой основе рекомендации управляющим.

"Эмпирическая" школа управления развивается в двух основных направлениях. Проводятся конкретные организационно-технические и экономические исследования тех или иных проблем управления предприятием и разрабатываются новейшие концепции современного менеджмента. Это прежде всего концепции "участия в прибылях", "участия в управлении" и др. Наиболее видными представителями этой школы являются П. Друкер, Р. Дэвис, Л. Ньюмен и Д. Миллер.

Основным направлением исследований является также изучение содержания труда и функций руководителей. Это направление в значительной степени обусловлено тем, что рассматриваемая школа утверждает профессионализацию управления, т. е. его превращение в особую профессию. Труд управляющего, по мнению "эмпиристов", имеет две особенности: первая заключается в том, что управляющий должен создать из имеющихся ресурсов подлинно цельное единство, а вторая - в том, что в каждом решении и действии он должен ориентироваться на будущее, т. е. на перспективы развития организации.

Независимо от занимаемой должности каждый управляющий выполняет следующие основные функции:

o определяет цели предприятия, возможные пути их достижения и на этой основе ставит перед работниками предприятия конкретные задачи;

o организует деятельность предприятия путем классификации работ, их распределения, создания соответствующей структуры, подбора и расстановки кадров и т.д.;

o обеспечивает стимулирование и координацию работников, используя меры принуждения и поощрения, а также контроль на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;

o нормирует, анализирует и оценивает деятельность организации и занятых в ней лиц;

o мотивирует желания работников в зависимости от результатов их деятельности.

 

Менеджеристы провозглашают необходимость создания единой теории управленческой деятельности, системы, системы систем. При этом справедливо указывается на то обстоятельство, что как предмет самостоятельной научной дисцип­лины исследование управления неизбежно обособляет экономичес­кие, инженерно-технические, психологические, социологические и иные аспекты, тогда как на практике управление — это единый процесс. Современному руководителю предприятия, считают теоретики менеджмента, необходима комплексная разработка проблем управления, которая вооружит его не односторонними концепциями, а цельной теорией. Он имеет дело со всей совокуп­ностью функций по руководству, а не с отдельными, изолирован­ными друг от друга аспектами управления, которые могут быть разделены лишь в чисто исследовательских целях.


Э.Петерсен и Э.Плоумен, авторы хорошо известной в деловом мире книги «Бизнес — организация и менед­жмент» (1953), пишут: «В широком смысле, с социальной точки зрения, менеджмент является техникой или методом, развиваемым в результате свойственной человеку тенденции к формированию групп. Примерами таких групп являются правительства, клубы раз­личных видов и деловые предприятия. Какой бы ни была группа, она должна иметь свой собственный менеджмент. В этом смысле менеджмент можно определить как совокупность методов, с по­мощью которых устанавливаются, выясняются и реализуются цели и задачи той или иной человеческой группы».
Эта общая концепция управления, отмечали авторы, варьирует в деталях применительно к различным видам человеческих групп, однако в основе своей остается неизменной. В связи с этим Петерсен и Плоумен различали 6 основных видов менеджмента, соответствующих определенным социальным группам.

· Правительство. Хотя обычно понятие менеджмента не приме­няется к деятельности правительства, его деятельность во всех отношениях соответствует общему определению менеджмента

· Государственный менеджмент. Организация любого государст­венного учреждения и осуществление власти над его служащими

· Военный менеджмент. Особый вид государственного менедж­мента. Организация вооруженных сил и командование ими

· Ассоциационный, или клубный, менеджмент. Как и в государственных учреждениях, здесь необходимы организация деятель­ности группы служащих и руководство ею

· Бизнес-менеджмент. Особый вид менеджмента деловыми или коммерческими предприятиями, отличающийся от правитель­ственного и государственного.

· Менеджмент в государственной собственности. Специальный вид бизнес-менеджмента. Кроме функций частного делового предприятия, на характер данного менеджмента влияют также государственные и социальные проблемы и соображения.

Петерсен и Плоумен подчеркивали, что все указанные разно­видности менеджмента в одинаковой мере базируются на основополагающих выводах о человеческом характере и поведении. Глав­ные принципы менеджмента, говорят они, безусловно, применимы к человеческим ассоциациям, существующим для любых целей, и к группам любых размеров. Конкретизируя далее свое определе­ние менеджмента, Петерсен и Плоумен сводят его к психологи­ческим межличностным отношениям, которые рассматриваются как в сущности независимые от материальных условий, поскольку последние неограниченно многообразны. Менеджмент, можно определить как психологический процесс осуществления руковод­ства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления. Он обеспечивает логическую основу для индивидуального разделения труда и специализации в рамках определенной группы. Менеджмент осуществляет руководство путем принятия на себя власти, распределения обязанностей и установления подотчетности за все действия людей в данной организации.

Учитывая комплексность деятельности руководителя, представители "эмпирической" школы указывают на то, что современный управляющий не должен быть узким специалистом технического или экономического профиля, он должен владеть общими научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами социального управления [98].

Представители рассматриваемой школы управления много внимания уделяют вопросам централизации и децентрализации менеджмента, делегированию ответственности и др. Одна из их рекомендаций получила наиболее широкое распространение. Речь идет о целевом управлении, на необходимость введения которого указывал П. Друкер.

Целевое управление представляет собой постоянно действующую систему определения конкретных целей для каждого работника управляющей системы. Совместно со своим руководителем работник устанавливает цели своей деятельности на определенный период, способы их достижения, методы и формы отчета о достигнутых результатах. Такое целевое управление позволяет точно указать главные направления деятельности работника и четко контролировать его работу. При этом цели разрабатываются периодически, позволяя постоянно концентрировать усилия работников на наиболее важных задачах.

В целом "эмпирическая" школа способствовала постановке и решению ряда актуальных проблем управления, обусловленных объективными потребностями современного крупного промышленного производства, в том числе классификации и анализу функций управления, организации труда руководителя, подбору и оценке кадров, определению структур управления и др.

Концепция политических сетей стартовала с той же основной идеи, как и новый государственный менеджмент: современному го­сударству не удается обеспечить удовлетворение общественных по­требностей, есть настоятельная потребность изменить иерархичес­кое администрирование на новую форму управления. Но если госу­дарственный менеджмент в поисках новых подходов делает акцент на рыночной экономике, то теория политических сетей пытается обосноваться, учитывая коммуникативные процессы постиндустри­ального общества и демократическую практику современных госу­дарств. Как подчеркивает Т.Берцель, для производства общест­венных благ государство все более и более зависит от других акто­ров и субсистем; в этой ситуации взаимозависимости между обще­ственными и частными акторами ни иерархия, ни рынок не явля­ются эффективными структурами для координации интересов и ре­сурсов различных акторов, включенных в процесс производства по­литических решений; как результат, доминантной моделью управле­ния становятся политические сети.

20. Сетевая концепция управления. Теория политических сетей. Политизация государственного управления.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.