Характеристика политических режимов
Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:
§ выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
§ разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
§ гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
§ равноправие - все имеют равные гражданские и политические
§ права и свободы, а также гарантии их зашиты;
§ плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
§ согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.
Россия сочетает элементы демократической политической системы и авторитарных институтов и методов управления. Такие политические режимы называют «гибридными» — это общий научный термин для режимов, объединяющих признаки демократии и авторитаризма. Исследуя такие промежуточные системы, ученые ввели много разных определений, которые можно условно разделить на две группы. Одни описывают гибридный режим как «демократию с минусами» (нелиберальная демократия, проблемная демократия), другие — как «авторитаризм с плюсами» (конкурентный авторитаризм, электоральный авторитаризм). В Конституции РФ – Россиия это демократическое государство.
8. Формы правления. Основные признаки. Форма правление в РФ.
Форма правления в государстве - это структура высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: • как создаются высшие органы государства и какого их строение; • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: • монархические (единоличные, наследственные) • республиканские (коллегиальные, выборные)
Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит как правило по наследству. Основные признаки монархии: Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок передачи верховной власти; представительство монархом государства по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.
Виды монархий:
1. Деспотия (неограниченная власть) - деспот (верховный властелин) обладает неограниченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата. 2. Сословно-представительская монархия - власть монарха ограничена сословно-представительским органом (собранием). 3. Абсолютная монархия - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. 4. Конституционная монархия - власть монарха ограничена в значительной степени представительским органом, ограничение выражено в конституции, которую монарх не в праве изменять. 5. Парламентарная монархия: правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;
- Лидер партии, обладающей наибольшим количеством мест в Парламенте становится главой государства;
-В законодательной, исполнительной и судебной власти власть монарха - символическая;
-Законодательные акты принимаются Парламентом и формально подписываются монархом; - Правительство согласно конституции несет ответственность перед Парламентом, а не перед монархом.
Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Признаки:
•Существование единоличного и коллегиального главы государства
• Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти;
• Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
• Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом
• Обязательность решений верховной государственной власти для всех госорганов
• Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.
Виды республик:
1. Парламентарная республика - верховная власть принадлежит Парламенту:
Правительство формируется из депутатов Парламента, с коллегиальной ответственностью перед Парламентом за деятельность, в случае потери доверия - уход в отставку. Глава государства избирается Парламентом (обнародует законы, право роспуска парламента, назначение главы правительства, главнокомандующий). Глава правительства назначается главой государства (формирует правительство и т.д. по исполнительной власти) 2. Президентская республика - президент сочетает в себе функции главы государства и главы правительства:
Президент избирается внепарламентскими методами,
Правительство формируется президентом, правительство отвечает перед президентом, а не парламентом;
Более широкие права главы государства по сравнению с парламентарной республикой.
В РФ – смешанная республика
9. Государственное территориальное устройство. Территориальное устройство РФ., принципы построения и взаимодействия.
способ организации государственной власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов государственной власти и органов, осуществляющих управление отдельными административно-территориальными единицами. Государственная система управления страной невозможна без делегирования части полномочий на места, в конкретные административнотерриториальные единицы.
Выделяют две формы Г.-т. у. — унитарные и федеративное государства.
Форма государственного устройства России закреплена в гл. 3 Конституции. В ней же сформулированы признаки федерации:
o Российская Федерация является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории: как суверенное государство Россия имеет Конституцию и федеральное законодательство (ст. 4);
o территория государства включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67);
o субъектами российского государства являются национальные государства - республики (их 21); государственно-территориальные образования (края - 9, области - 6, города федерального значения - 2); национально-государственные образования (автономная область - I. автономные округа - 4);
o верховная власть Российской Федерации распространяется на всю территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство. Одновременно действуют органы власти субъектов, обладающие всей полнотой государственной власти в пределах собственной компетенции и правом издания нормативных правовых актов, не противоречащих Конституции РФ и федеральным законам;
o наряду с гражданством Российской Федерации имеется гражданство республик в составе РФ;
o существует разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (п. 3 ст. 5);
o наличие двухпалатного парламента - Федерального Собрания, одна из палат которого (Совет Федерации) представляет интересы субъектов;
o во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративный характер государства выражается в разделении предметов ведения и полномочий на три группы:
1) полномочия и предметы исключительного ведения Российской Федерации:
2) полномочия и предметы совместного ведения;
3) полномочия и предметы исключительного ведения субъектов.
Так, согласно ст. 71 в исключительном ведении и полномочиях Российской Федерации находятся:
1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением:
2) федеративное устройство и территория РФ:
3) регулирование и зашита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и зашита прав национальных меньшинств;
4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
5) федеральная государственная собственность и управление ею:
6) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
7) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
8) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;
9) оборона и безопасность: оборонное производство и т.п.
10. Концепция правового гос-ва
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.
Признаки правового государства:
§ главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
§ равенство всех перед законом;
§ разделение властей на три ветви;
§ реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
§ признание прав и свобод человека высшей ценностью;
§ взаимная ответственность личности и государства;
§ политический и идеологический плюрализм;
§ стабильность законности и правопорядка в обществе.
Базовыми принципами функционирования правового государства являются:
-господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
-признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
-взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
-разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
-разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
-контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.
Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:
§ обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
§ установление минимального размера оплаты труда;
§ поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;
§ развитие системы социальных служб;
§ установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
§ недопущение резкою имущественною расслоения;
§ осуществление перспективной демографической политики.
Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.
11. 13. Управленческие идеи Нового Времени. Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо. Правовые и волюнтаристские теории управления.
Основные парадигмы управленческих концепций Нового времени:
· Правовые концепции управления.
· Волюнтаристские концепции управления.
Правовые концепции управления:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|