Сделай Сам Свою Работу на 5

СРЕДСТВА ПРОТИВ ВЕЛИКИХ ИСКУШЕНИЙ

Как только ты встретишься с искушениями, посту пай так, как делают маленькие дети. Завидев в поле волка или быка, они тотчас же бросаются к отцу или матери или, во всяком случае, зовут их на помощь. Прибегайте к Богу, ищите Его помощи и заступления. Господь сказал: «Молитесь, да не внидите в напасть» (Мф 26.41).

Если искушение не прекращается и даже возрастает, прибегните, хотя бы мысленно, к Святому Крес ту. Просите помощи у Распятого Господа, протестуя против искушения, отказываясь согласиться с ним, все время, пока оно будет длиться. Но во все это вре мя не смотри на то, что тебя искушает, смотри только на Распятого Христа, иначе искушение может поколебать твое мужество. Отвлеки себя каким-нибудь полезным трудом или занятием, оно постепенно увлечет тебя и изгонит из твоего сердца мысль о том, что тебя искушает.

 

Великое средство против всех искушений больших и малых - раскрыть свое сердце, потому что первое, что делает враг с душою, которую он хочет соблазнить, заставляет ее молчать, подобно тому, как соблазнитель внушает девушке или женщине, чтобы она ничего не говорила отцу или мужу. Бог, напротив, хочет от нас, чтобы мы открывались своим руководителям и старшим! Если же искушение все-таки продолжает нас преследовать, надо и нам твердо стоять на своем. Как бы встревожена ни была душа, пока она твердо говорит «нет», искушение не имеет над ней власти. Не вступай ни в какие пререкания с врагом, повторяй ему только слова Спасителя: «Отойди от меня, сатана, сказано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему Одному служи» (Мф 4.20). Не надо обращаться даже взглядом к искусителю, но, отвернувшись от него, обратись ко Христу и помни о своем намерении быть верной Ему Одному.

 

Глава VIII

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ МЕНЬШИМ ИСКУШЕНИЯМ

Так же как необходимо с непоколебимым мужеством бороться с большими искушениями,так же важно уметь побеждать и меньшие, так как если первые превосходят вторые по силе, то вторые превосходят по численности, поэтому победу над ними можно сравнить с победой над большими искушениями.



 

Волки и медведи несомненно опасней комаров, но комары так одолевают нас, что постоянно испытывают наше терпение. Легко удержать себя от убийства, но труднее сдержать вспышки гнева, поводы к которым могут быть в любую минуту. Легко противостоять прелюбодеянию, но гораздо трудней воздержаться от нескромных взглядов, легкомысленных отношений, лести и т.п. Не трудно воздержаться от лжесвидетельства, но труднее не говорить неправды в разговоре. Не трудно не быть пьяницей, но труднее быть всегда трезвым. Не трудно не желать смерти человека, но труднее не желать никому никакого зла. Не трудно не клеветать, но трудно не судить. Короче говоря, эти мелкие искушения: гнева, подозрительности, ревности, зависти, легкомыслия, суетности, двоедушия, искусственности, нечистых мыслей постоянно осаждают и тех, кто решил идти по пути благочестия. Вот почему, дорогая Филотея, мы должны прилежно и внимательно готовиться к борьбе с ними. И для того чтобы подготовиться к борьбе с большими искушениями, надо научиться отражать мелкие и слабые искушения, как нападки врага,

 

Глава IX

СРЕДСТВА ПРОТИВ МЕЛКИХ ИСКУШЕНИЙ

Когда речь идет об этих мелких искушениях:тщеславия, подозрительности, печали, ревности, зависти, влюбленности и тому подобных лукавств, которые мелькают перед нашими глазами, как мухи или комары, и то ужалят в щеку, то в нос, так что невозможно совершенно избавиться от их надоедливости - лучшее, что можно сделать - не смущаться этим. Нам это только надоедает, но нисколько не повредит, если мы имеем твердую решимость служить Богу. Не обращай внимания на эти нападения, не думай о них. Пусть они жужжат около твоих ушей сколько им угодно, как комары, пусть они кружатся около тебя, как мухи. А когда они начнут тебя жалить, особенно когда они сядут около твоего сердца, не отвечай им, не борись с ними, просто сними их, удали от себя. Де лай противоположное тому, что они хотят от тебя, ради любви к Богу. Любовь к Богу - самое главное средство от всех пороков. И если ты приучишь себя обращаться и прибегать к Нему во всех случаях, у тебя не будет необходимости анализировать искушения. Но как только ты почувствуешь себя в замешательстве, прибегай к этому величайшему средству, которое особенно важно еще и потому, что как только лукавый дух замечает, что мы обращаемся к Богу при всяком искушении, он перестает нас беспокоить. Ему надоедает допекать нас этими мелкими и частыми искушениями, когда он убедится, что ничего не может сделать.

 

Глава X

КАК УКРЕПИТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ ПРОТИВ ИСКУШЕНИЙ

Время от времени рассматривай, какие страсти преобладают в твоей душе. Когда ты это обнаружишь, старайся развивать в себе все противоположное им: в мыслях, в словах, в делах, в образе жизни. Например, если ты склонна к тщеславию, думай почаще о ничтожности человеческой жизни, как совестно тебе будет за твое тщеславие в день смерти, как это недостойно благородного сердца, как все это походит на пустую забаву и детские игрушки. Презирай тщеславие, говори о нем с презрением, и ты постепенно начнешь его ненавидеть. Приучай себя к делам смирения и к таким, которые считаются унизительными. Посте пенно твоя наклонность к тщеславию начнет ослабевать, и когда наступит час искушения, тебе легче будет с ним бороться.

 

Если у тебя есть склонность к скупости, думай чаще о безумии этого греха, который делает человека рабом того, что призвано ему служить, о том, что в час смерти все это будет тебе не нужно. Хвали презрение к земным благам, принуждай себя к милостыни и благотворительности, не упуская случаев к этому.

 

Если ты ищешь любви и забавляешься этим, поду май, как опасно это и для тебя и для других. Подумай, как недостойно осквернять лучшие чувства души, какое крайнее легкомыслие превращать их в забаву, во времяпрепровождение. Избегай всего этого, чаще думай о необходимости чистоты и простоты сердца.

 

Одним словом, во время мира, т.е. тогда, когда нет нападений и искушений со стороны того греха, которому ты более всего подвержена, упражняйся как можно энергичней в противоположных ему добродетелях, и если не представится случая, иди к нему навстречу, переходи в наступление. Таким образом, ты лучше всего укрепишь свое сердце против будущих искушений.

 

Глава XI

О ТРЕВОГЕ

Тревога - это не просто искушение, а такое искушение, благодаря которому и через которое приходит множество других.

 

Печаль - это скорбь души о том зле, которое наступило независимо от ее воли; это зло может быть внешним, как бедность, болезнь, презрение, оно может быть внутренним, как невежество, сухость, отвращение, искушение. Когда душа чувствует зло, которое ей неприятно, она испытывает печаль. В нетерпении она стремится освободиться от него так или иначе. Это происходит естественно, т.к. каждый стремится освободиться от того, что является для него злом. Если, стремясь освободиться от зла, душа руководствуется при этом любовью к Богу, она делает это со смирением, спокойствием, терпением и кротостью, ожидая освобождения больше от милосердия Божия, чем от собственных усилий, знаний и стараний; если же она исходит не из любви Божией, а из самолюбия, то она будет спешить и вдохновляться изысканием средств к устранению зла, как будто это больше зависит от нее, чем от Бога. Я не утверждаю, что она так думает, но поступает так, как если бы думала так. И если она скоро не достигнет желаемого, впадает в сильную тревогу и нетерпение. Это не устраняет зла, но, напротив, усиливает его власть, так как душа приходит в состояние неумеренной тоски и отчаяния, в силу чего она теряет силы и мужество, так что зло кажется ей безысходным.

 

И, вот, мы видим, что печаль, которая сама по себе законна, порождает тревогу, а тревога, в свою очередь, приводит к избытку печали, который чрезвычайно опасен. Это самое большое зло для души после греха. Подобно тому как внутренние смуты и мятежи ослабляют государство и делают его неспособным сопротивляться врагу, так же и наше сердце, будучи встревожено и беспокойно само в себе, не в состоянии поддерживать те добродетели, которые оно приобрело, и не в силах сопротивляться искушениям, почему враг и получает возможность, как говорят, ловить рыбу в мутной воде.

 

Тревожность происходит из неумеренного желания освободиться от зла, которое заставляет страдать, и получить добро, на которое надеются. И тем не менее ничто так не усугубляет силу зла, и не отдаляет добро, как поспешность и тревожность. Птичка потому и запутывается в силках, что она начинает метаться и делать беспорядочные движения для того, чтобы освободиться. Если ты хочешь достигнуть какой-нибудь цели, или освободиться от какого-нибудь зла, прежде всего приведи свой ум в состояние покоя, пусть твои суждения и твоя воля сидят на своих местах, и потом уже, не торопясь, выбери подходящие средства для своей цели, не смущаясь и не волнуясь, иначе ты испортишь все дело и окажешься в еще большем затруднении.

 

«Душа моя в моих руках, Господи, - восклицал царь Давид, - и закона Твоего я не забыл» (Пс 118.109). Проверяй несколько раз в день, а особенно утром и вечером: в твоих ли руках твоя душа или ею овладела какая-нибудь страсть или тревога, которая похитила ее у тебя? Владеешь ли ты своим сердцем или оно находится во власти какого-нибудь аффекта: неправильной любви, ненависти, зависти, страха, вожделения. Если оно заблудилось, топрежде всего найди его, представь его пред лицо Божие. Приведи свои чувства и желания в послушание Его Божественной воле. Тот, кто боится потерять какую-нибудь ценную для него вещь, старается не выпускать ее из своих рук. Поэтому и мы должны, подражая псалмопевцу, говорить: «Была душа моя подвержена случайностям, поэтому я всегда держу ее в своих руках и таким образом не за бываю закона Твоего».

 

Не позволяй твоим желаниям беспокоить тебя, иначе сердце придет в смущение и беспорядок. Если ты почувствуешь тревогу, поручай себя Богу и реши не предпринимать ничего для исполнения своего желания, пока тревога не пройдет совершенно; если это будет дело, не допускающее отсрочки, и в этом случае постарайся кротким и спокойным усилием удержать свое желание, умеряя его насколько возможно, и тогда уже следуй больше разуму, чем желанию.

 

Если ты можешь открыть свою тревогу твоему руководителю, или по крайней мере верному другу, не сомневайся в том, что ты получишь поддержку, поде литься скорбью - значит получить облегчение, это лучшее из лекарств.

 

Глава XI

О ПЕЧАЛИ

«Печаль по Богу, говорит ап. Павел, - производит покаяние ко спасению, печаль мирская производит смерть» (2 Кор 7.10).

 

Печаль также может быть хорошей или дурной в зависимости от того, какое она влияние оказывает на нас. Доброе влияние может сказываться в двух вещах: милосердие и покаяние. Дурное в шести: лень, тревога, возмущение, ревность, зависть, нетерпение.

 

Печаль многих убивает (Сир 30.25). Только два ручейка, вытекающие из этого источника, добрые, шесть же других - дурные.

 

Враг пользуется печалью для усиления искушений, злым он пытается внушить удовлетворение от их грехов, добрым - разочарование в их добрых делах, а ведь нельзя иначе привлечь к злым делам, как делая их приятными, и нельзя иначе отвратить от добрых дел, как представляя их неприятными.

Лукавый радуется меланхолии и печали, потому что он сам печален, меланхоличен и будет вечно таким, и ему хочется, чтобы все были подобны ему. Дурная печаль расстраивает душу, вызывает неосновательный страх, отвлекает от молитвы, ослабляет и подавляет ум, лишает мужества и решимости, отнимает силы, она, как суровая зима, уничтожает красоту земли, и делает недвижимым все живое. Она отнимает все соки души, делает ее ни к чему не способной и бездеятельной. Если когда-нибудь подвергнешься этой дурной печали, Филотея, прибегай к следующим средствам: молитва (Иак 5.13) - высшее средство от печали, при этом надо выбирать те слова молитвы, которые больше всего говорят о любви и милости Божией.

 

Противься печали, не прекращай своих дел, хотя бы ты делала их печально и холодно. Враг, который хочет отвратить тебя от добрых дел, видя, что ты их не оставляешь, а делаешь с внутренним принуждением, перестает тебя печалить, и они приобретают еще большую ценность. Пой псалмы, песни духовные, они часто заставляют лукавого прекратить свое дело. Занимайся внешними делами, разнообразя их, чтобы очистить и согреть дух. так как печаль - страсть холодная и сухая.

 

Делай внешние дела с усердием, хотя бы и без удовольствия. Прижми к груди Распятие, подними глаза к небу со словами любви и доверия: «Кто меня отлучит от любви Божией?» (Рим 8.35) Чаще причащайся Святых Тайн. Это укрепляет сердце (Пс 103.15) и радует дух. Расскажи о всех своих печалях руководителям духовным и друзьям. И, наконец, предай себя в руки Божий, приготовившись терпеливо к перенесению печали, и не сомневайся, что испытав твое сердце, Бог пошлет тебе Свою помощь.

 

Глава XIII



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.