Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК ПРИСТУПАТЬ КО ПРИЧАЩЕНИЮ СВ. ТАЙН





 

Подготовиться к принятию Святых Тайн следует заранее. Накануне ложись спать пораньше, чтобы как можно раньше встать утром. Если проснешься ночью, повторяй какие-нибудь любимые слова молитв или псалмов, которые настроят душу даже во время сна. Утром рано просыпайся с большой радостью, думая о том, что тебя ожидает. После исповеди подходи к Св. Дарам, и прочитав слова «недостойна есмь» (Мф 8.8), не шевели больше ни головой, ни устами, хотя бы и для молитвы или вздоха. Прими Святые Дары с верой, надеждой и любовью.

 

Подобно тому, как пчела ранним утром собирает с цветов капли небесной росы и лучшие ароматы земли, превращает их в мед и приносит к себе в улей, так и священник берет с алтаря Тело и Кровь Сына Божьего, Который сошел на землю, как роса на руно, Сына Девы, Который как цветок вырос из земли человечества. Прими его, как только можешь, и воздай хвалу Царю нашего спасения. Прими с любовью то, что дарует Любовь. Старайся возрастать и укрепляться в любви Божией. Если светские люди спросят тебя, зачем ты так часто причащаешься, ответим: для того, чтобы очиститься от грехов, для того, чтобы получить опору в своей слабости, для того, чтобы найти утешение в своих скорбях, для того, чтобы научиться любить Бога. Скажи им, что часто причащаться следует двум категориям людей: совершенным, так как им нужно быть как можно ближе к источнику совершенства, и несовершенным, для того чтобы они могли совершенствоваться; сильным, для того чтобы не слабеть, а слабым для того, чтобы стать сильными; здоровым, чтобы не заболеть, больным, чтобы получить здоровье. Скажи, что ты несовершенна, слаба и больна, а здесь источник совершенства, здоровья и силы. Скажи, что часто причащаться должны и люди, мало занятые делами, потому что они имеют для этого возможность, и те, кто очень занят делами, так как они имеют в этом необходимость.



 

Тот, кто много и трудно работает, должен получать больше пищи. Скажи, что ты часто принимаешь святые Дары для того, чтобы научиться это делать. Человек плохо умеет делать то, что он делает редко.

 

Зайцы делаются белыми зимой, когда они окружены со всех сторон белым покровом снега, и ты, чем ближе будешь к Тому, Кто включает в Себе чистоту, красоту и добро, тем прекрасней, добрей и чище будешь становиться.



ЧАСТЬ III МЫСЛИ ОБ УПРАЖНЕНИИ В ДОБРОДЕТЕЛЯХ

Глава I

ВИДЫ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

 

Царица пчел вылетает в поля не иначе, как окруженная всем своим маленьким народом. Точно так же и любовь христианская никогда не входит в сердце человека без сопровождения целой свиты добродетелей, которые она пускает в дело по мере необходимости, как полководец свои войска. Она никогда не высылает их все сразу, а равномерно, во всякое время и во всяком месте. Праведник, «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (Пс 1.3J, говорит псалмопевец, потому что любовь орошает души людей и в них расцветают дела добродетелей в надлежащее время. «Музыка приятная может стать несносною в дни траура» (Сир 22.6), говорится в Притчах. Ошибаются те, которые, начав упражняться в какой-нибудь добродетели, стараются применять ее повсюду, во всех делах и при всех встречах. Они подобны тем мудрецам древности, которые или всегда плакали или всегда смеялись. Такие люди поступают еще хуже, когда осуждают и критикуют тех, кто не следует их примеру. «Надо плакать с плачущими и радоваться с радующимися» (Рим 12.15), говорит апостол Павел, и «любовь долготерпит, милосердствует, все покрывает, всего надеется, всему верит, все переносит» (I Кор 13.4-7).

 

Однако, есть такие добродетели, которые имеют всеобщее применение, и которые действуют не только сами по себе, но и влияют на все другие дела и добродетели. Такие качества, как благородство и великодушие, мы применяем не так часто, напротив, кро тость, терпение, честность и смирение - это такие качества, которыми должны быть окрашены все дела нашей жизни.



 

Есть добродетели, которые кажутся более привлекательными, но применение их менее необходимо. Сахар приятнее соли, однако, соль важнее и употребляется гораздо чаще. Поэтому нужно обращать особое внимание на те добродетели, которые нам необ ходимы всегда. Мы должны заботиться о том, что является нашим долгом, а не о том, что соответствует нашим вкусам. Одна девушка усиленно занималась аскетическими подвигами, потому что это доставляло ей удовлетворение. Однако, она поступала неправильно, ибо должна была прежде всего следовать указаниям своего руководителя. Блаженный Иероним признал ее достойной порицания, т.к. она увлеклась неумеренными подвигами, вопреки советам наставника.

 

Апостолы были призваны проповедовать Евангелие, а не оказывать помощь бедным, хотя это и могло им быть приятней (Деян 6.2). При различных положениях в обществе особое значение могут иметь разные добродетели. Одни нужны епископу, другие королю, третьи солдату; одни имеют особенное значение для вдовы, другие для замужней женщины. И, хотя все должны иметь все добродетели, но не в одинаковой степени должны ими пользоваться, а каждый применительно к тому образу жизни, к которому он призван.

 

Среди тех добродетелей, которые относятся непосредственно к нашим обязанностям, мы должны предпочитать более совершенные, а не более бросающиеся в глаза. Кометы обычно кажутся нам более звезд. В нашем зрительном поле они занимают значительно большее место, однако, на самом деле их нельзя даже сравнить со звездами. Они нам кажутся большими только потому, что они находятся ближе и больше бросаются в глаза. Точно так же и некоторые добродетели как бы ближе к нам, ощутительней, материальной, поэтому они обычно предпочитаются другим и пользуются большим почетом. Так, например, материальную помощь ценят больше, чем духовную; пост, ношение власяницы и другие телесные подвиги ставят выше, чем подвиги, в которых участвует сердце человека, как, например, скромность, кротость, доброта, которые на самом деле гораздо более ценны. Поэтому, Филотея, избирай более ценные добродетели, а не те, которые вызывают наибольшее уважение, более совершенные, а не те, которые кажутся наиболее привлекательными. Надо поставить перед собой задачу особенно упражняться в одном из видов добродетели, не для того, однако, чтобы оставить все остальные, но чтобы душа была занята и деятельность ее была упорядочена. Св. Иоанн, епископ Александрии, увидел однажды прекрасную молодую девушку, сияющую, как солнце, которая была убрана драгоценностями, как королева, а на голове имела венок из листьев маслины. Она сказала: «Я старшая дочь короля, если ты хочешь быть моим другом, пойди со мною вместе к королю». Он узнал, что имя ее было «милосердие к бедным». После этого он целиком отдался этому делу и стал известен под именем Иоанна Милостивого.

 

Евлогий из Александрии, желая послужить Богу, ВО не имея возможности поступить к кому-нибудь в послушание или удалиться в уединение, взял к себе прокаженного, чтобы таким образом упражняться в милосердии и самоотречении. Для того, чтобы исполнить это дело как можно лучше, он дал обет почитать своего больного и служить ему, как своему господину. Когда у Евлогия или у прокаженного возникало искушение и желание расстаться друг с другом, они обращались к Антонию Великому и он говорил им; «Не разлучайтесь друг с другом, вы оба уже близки к концу, и если ангел не найдет вас вместе - вы можете потерять свои венцы». Король Людовик Святой постоянно посещал больницы и служил больным своими руками. Св. Франциск любил бедность и звал ее своей госпожой, св. Доминик любил проповеди Григория Великого, который любил принимать странников, подобно Аврааму, и подобно Аврааму принял Царя Славы под видом странника. Товия упражнялся в милосердии, погребая умерших. Св. Елизавета, будучи принцессой, упражнялась в самоотречении. Екатерина Генуезская, овдовев, посвятила себя уходу за больными. Одна девушка, желая упражняться в терпении, по указанию св. Афанасия, взяла к себе бедную вдову, мрачную, злобную и невыносимую, которая постоянно бранила благочестивую девушку, и тем самым, давала ей возможность достойно упражняться в кротости и снисходительности.

 

Таким образом, люди, стремящиеся служить Богу, исполняют различные дела благочестия: одни отдаются уходу за больными, другие помощи бедным, третьи отдаются распространению христианского учения среди детей, четвертые помогают падшим и заблудшим, пятые украшают церкви и алтари, шестые ставят своей задачей устанавливать мир и согласие между людьми. Все эти люди подобны вышивальщицам, которые на разный фон накладывают разнообразныешелковые нити: золотые и серебряные, чтобы изобразить всевозможные прекрасные цветы. Эти благочестивые души, принимаясь за какое-либо специальное упражнение в благочестии, пользуются им как фоном для своей духовной вышивки. Впоследствии этот фон будет расцвечен цветами всех других добродетелей. Однако, благодаря общему фону, в этой вышивке будет больше единства и порядка, так что душа будет подобна одежде из прекрасного сукна, которая украшена разнообразной и искусной вышивкой (Пс 44.10). Когда мы побеждены каким-нибудь пороком, нам необходимо, насколько возможно, осуществлять противоположную ему добродетель, связывая с нею все остальные. Таким путем мы победим своего врага и не дадим ему вторгнуться в другие области нашей души!

 

Если я побеждаюсь гордостью или гневом, я должен во всем склоняться на сторону смирения и кротости, ради этого я буду использовать и другие средства, как-то: молитву и таинства, рассуждения, постоянство и воздержание. Так вепрь, чтобы заострить зубы, которыми он защищается, трет их и полирует другими зубами, и они взаимно делают друг друга заостренными и режущими. Так же и добродетельный человек, стремясь усовершенствоваться в добродетели, которая особенно нужна ему для защиты от искушения, должен ее шлифовать и заострять путем упражнения в других добродетелях, которые сами тоже одновременно совершенствуются. Иов упражнялся по преимуществу в терпении среди множества искушений и стал святым и добродетельным во всех отношениях. Св. Григорий Назианзин говорит, что одно действие, вдохновленное той или иной добродетелью, выполненное безупречно и совершенно, дает возможность человеку приобрести множество добродетелей. Он приводит в пример блудницу Раав, которая, оказывая гостеприимство, была удостоена высшей славы, потому что она делала это с величайшим усердием и любовью (Ис Нав 2.4, Евр 11. 31, Иак 2.25).

 

Глава II

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.