Сделай Сам Свою Работу на 5

БЛАГОЧЕСТИЕ ВОЗМОЖНО ВО ВСЯКОМ ПОЛОЖЕНИИ И ПРИ ВСЯКИХ ЗАНЯТИЯХ





Когда Бог создал растения, Он повелел им приносить плод «по роду своему» (Быт 1.11). Точно так же Бог хочет от христиан, которые являются живыми растениями Церкви, чтобы они приносили плоды благочестия, каждый по своим способностям и призванию. Разные формы примет благочестие дворянина, ремесленника, слуги, князя, вдовы, девушки, замужней женщины. Кроме того, оно должно соответствовать силам, занятиям и обязанностям каждого человека. Подумай, Филотея, что было бы, если бы епископ удалился в пустыню, а ремесленник проводил целые дни в церкви, как монах, а монах принимал бы разного рода людей, как епископ. Не было ли бы такое благочестие неправильным, смешным и невыносимым? Тем не менее, подобные ошибки часто встречаются, и мир, который не умеет или не хочет различать, сетует на благочестие, которое якобы вносит в жизнь беспорядок. Ошибка и заблуждение считать, что благочестию не место в казармах для солдат, в мастерской ремесленника', при дворе князя, в жизни семьи. Верно, Филотея, что благочестие чисто созерцательное, монашеское там не у места. Но есть множество других видов благочестия, подходящих для тех, кто хочет спасаться в миру. Авраам, Исаак и Иаков, Давид, Иов, Товия, Сарра, Ревекка и Юдифь - вот образцы благочестия Ветхого Завета. В Новом Завете св. Иосиф, св. Лидия, св. Креспин были чрезвычайно благочестивы в своих мастерских, свв. Моника, Акилла и Прискилла в своих семьях; Корнилий, св. Севастиан, св. Морис - в войсках; св. Константин, св. Елена, св. Людовик, блаж. Эдуард-на троне.



 

Уединение способствует совершенствованию, однако были и такие, которые не могли достигнуть совершенства в уединении и достигали его, находясь среди людей, в толпе, которая, казалось бы, совсем не способствует совершенствованию. Лот, говорит Григорий, оставался чистым среди развратного города, и впал в грех, находясь в уединении. Где бы мы ни находились, мы можем стремиться к совершенной жизни.

 

Глава IV

НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ НАЧАЛА И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ПУТИ БЛАГОЧЕСТИЯ

Когда юный Товия был послан в Раги Мидийские, он сказал: «Я совсем не знаю дороги туда». «Пойди и найди человека, который сумеет показать тебе дорогу» (Тов 5.2-4), ответил отец. То же говорю и я тебе, моя Филотея. Хочешь идти по пути благочестия, поищи человека, который покажет тебе дорогу.



 

Нет другой дороги, кроме послушания. Это многократно испытано подвижниками с давнего времени.

 

Св. Тереза, увидев великое покаяние Екатерины Кардонской, захотела подражать ей. Но ее духовник сказал: «Бог ждет от тебя не подвигов покаяния, но подвига послушания». Многие добрые души, для того чтобы идти по пути благочестия, подчинили свою волю воле служителей Божиих.

«Верный друг, - говорит Священное Писание, - сильная поддержка; тот, кто его нашел, нашел сокровище, боящиеся Бога его находят» (Сир 6.14-16). Он является сокровищем мудрости для нас в наших смущениях, горестях и падениях, он облегчает наши сердца в болезнях духовных, он сохраняет нас от зла. Кто может найти такого друга? «Боящиеся Бога» {Сир 6. 16), отвечает мудрец, т.е. смиренные, которые ищут продвижения духовного. Так как ты стремишься, Филотея, отправиться в духовное путешествие с хорошим руководителем, проси Бога, чтобы Он послал его, и не сомневайся, что это исполнится. Бог даст тебе того, кого ты просишь, хотя бы Он должен был послать тебе ангела, как некогда юному Товии. И действительно, если ты его найдешь, не смотри на него, как на простого человека, а как на ангела, доверяясь не ему и не его человеческому знанию, а Богу, который будет помогать тебе через этого человека. Открой ему свое сердце, и тогда то, что есть у тебя доброго, будет проверено, а то, что есть дурного, исправлено, твое доверие и уважение к нему пусть будет святым, духовным и искренним. Авила сказал: выбери одного из тысячи, а я говорю из десяти тысяч, потому что слиш ком мало таких людей, которые на это способны. Такой человек должен соединять в себе любовь, знание и мудрость. Опасно довериться, если один из этих трех элементов отсутствует. Когда ты найдешь такого руководителя, благодаря Богу, не ищи другого, но с полным доверием и смирением отправляйся в путешествие, которое непременно будет счастливым.



 

Глава V НАДО НАЧИНАТЬ С ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ

«Цветы показались на земле, настает время обре-зыванья (деревьев)» (Песн 2.12), говорит жених в Пес не песней. Цветы нашего сердца, о Филотея, это на ши добрые желания. Как только они появятся, надо вооружиться ножом, надо отрезать все ненужные и омертвелые ростки нашей души. Когда девушка чу жестранка выходила замуж за израильтянина, она снимала с себя рабскую одежду и украшала свои воло сы (Втор 21.12-13). Так и душа, которая хочет стать Христовой невестой, должна «совлечь с себя ветхого человека и облечься в нового» (Еф 4.22-24), оставив все то, что отклоняет ее от любви Божией.

 

Очищенная душа - начало нашего здоровья. У апостола Павла это очищение произошло мгновенно, как и у многих других: святой Екатерины Генуэзской, святой Магдалины, св. Пелагии и др. Такое очищение является исключительным и чудесным даром благодати, подобно воскресению мертвых, и мы не должны на это рассчитывать.

 

Очищение, как и обычное выздоровление от болезней физических или душевных, наступает постепенно, понемногу. Ангелы на лестнице Иакова имеют крылья, однако они не летают, но подымаются и опускаются по ступенькам. Душа, которая подымается из мрака греховной жизни к жизни благочестивой, подобна заре, которая, загораясь на востоке, не рассеивает сразу ночной сумрак, но делает это постепенно. Известно, что выздоровление бывает более прочным, когда протекает постепенно. Как физические болезни, так и болезни души, как говорит пословица, «приходят пудами, а уходят золотниками». В этом деле, о Филотея, надо быть мужественной и терпеливой. Какую жалкую картину представляют собой души, которые, сознавая свое несовершенство, и начав идти по пути к благочестию, очень скоро начинают смущаться, беспокоиться и даже поддаются искушению бросить все и вернуться назад. Но не меньшую опасность представляют и те случаи, когда душа считает себя уже с первого дня очищенной, совершенной и пытается летать, не отрастив крыльев. Какой опасности она подвергает себя! «Напрасно вы рано встаете» (Пс 126.2), говорит пророк. Очищение нашей души может окончиться только вместе с нашей жизнью. Поэтому не будем смущаться своим несовершенством. Наше совершенство заключается в борьбе с этим несовершенством, а для того, чтобы суметь бороться с ним, надо его увидеть; для того, чтобы его победить, надо встретиться с ним в борьбе. Победа не в том, чтобы его не чувствовать, но в том, чтобы ему не сочувствовать, чтобы его отвергнуть. Мы только тогда почувствуем смирение, когда будем терпеть поражения в этих духовных битвах. Однако, мы не будем побеждены до тех пор, пока не потеряем жизнь или мужество. Убить душу может только смертный грех. Наша задача сводится к тому, чтобы не потерять мужества. «Избави меня, Господи, от малодушия и отчаяния» (Пс 54.3), говорит Давид. Эта духовная война отличается тем, что мы не можем быть побежденными до тех пор, пока сохраним волю к борьбе.

 

Глава VI

ОБ ОЧИЩЕНИИ ОТ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ (Первая ступень очищения)

Средством очищения от греха является Таинство покаяния. Подготовь свою совесть к исповеди. Просмотри все свои грехи с самого начала твоей сознатель ной жизни и до настоящего часа, и если ты не доверяешь своей памяти, запиши то, что тебе удалось припомнить. Проверив, таким образом, свою совесть, ста райся с негодованием и возмущением отвергнуть грехи, которые лишают нас благодати и отлучают от вечной любви Божией. Ты понимаешь, Филотея, я говорю здесь об исповеди, которая касается всей жизни в целом, и которая чрезвычайно полезна в начале, поэтому я особенно советую тебе внимательно к ней отнестись. Часто бывает, что обычная исповедь людей, живущих мирской жизнью, страдает множеством недостатков, часто к ней очень плохо готовятся, часто человек приходит на исповедь, не имея воли отвер нуться от греха, или избегать случаев, благоприят ствующих греху, не имея намерения исправить свою жизнь, отказаться от своей прошлой жизни, осознать долготерпение Божие; полная исповедь успокаивает наше сердце, возбуждает добрые намерения, дает возможность нашему духовному отцу лучше понять наше состояние и открывает возможность еще боль шего доверия при последующей исповеди.

 

Глава VII

О ВТОРОМ ОЧИЩЕНИИ - ОТ ПРИВЯЗАННОСТИ КО ГРЕХУ

Все Израильтяне оставили землю Египетскую, но не все оставили свои прежние вкусы и привязанности, вот почему некоторые из них, находясь в пустыне, со жалели о мясе и овощах, которые они ели в Египте (Числ 11.4-5). Так же точно и кающиеся часто дают обещание не повторять греха, но сохраняют тяготение к греху, их сердце по временам вновь обращается назад, подобно тому, как это делала жена Лота, удаляясь от Содома (Быт 19.26). Они напоминают больных, которым врач запретил есть дыню, так как она может причинить им смертельный вред, однако они не теряют желания взять ее в руки, понюхать и считают счастливыми тех, кто может ее есть. Слабыми и трусливыми оказываются грешники, которые сожалеют об оставленном грехе; они вспоминают о нем с удовольствием и считают, что те, кто не отказался от него, получают удовлетворение. Например, человек, который стремился к мести, изменил свое намерение после исповеди, но спустя некоторое время мы заста ем его среди друзей, которым он рассказывает подробности своей ссоры, говоря о том, как бы он отомстил своему обидчику, если бы не боялся Бога, и как тяжел Божий закон о прощении. Ах, если бы только можно было отмстить! Разве вы не видите, что хотя этот человек и вышел из Египта, он не потерял вкуса к его яствам. А вот женщина, которая отвергла незаконную любовь, но все же хочет, чтобы ее окружали и за ней ухаживали. Увы! В какой опасности находятся эти люди! О Филотея, для того, чтобы идти по пути благочестивой жизни, надо не только оставить грехи, но и вырвать из своего сердца привязанность ко всему тому, что ведет ко греху. Эти несчастные привязанно сти могут стать постоянными, и за ними всегда скрывается опасность новых падений. Они так отягощают душу, что она становится неспособной делать добрые дела часто, быстро и усердно, что составляет сущность истинного благочестия. Души, которые вышли из состояния греха, но имеют еще к нему тяготение и привязанность, походят, на мой взгляд, на слабых девушек, которые в действительности ничем не больны, но все действия которых болезненны: они едят, но не насыщаются, спят, но не отдыхают, смеются, но не радуются и скорее тащатся, чем идут по дороге жизни. Всякое доброе дело приносит таким душам такое утомление, что их добрые дела становятся редкими и непродуктивными.

 

Глава VIII

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.