Мощности, передаваемые валами
Мощности на валах:
P0= Pтр =9, 97 кВт
P1= P0 =9, 97•0.96•0.99=9, 47 кВт
P2= P1 =4.12• 0.98• 0.99=9, 18 кВт
Крутящие моменты на валах
Крутящие моменты, передаваемые валами, определяется по формуле
Ti = 9550 .
Тогда T1=9550 = 130,31 Н м
T2=9550 =500, 31 Н м
T3=9550 =1922, 51 Н м
Консольные нагрузки от муфт в кН предварительно определяют по ГОСТ 16162-85:
на быстроходном валу Fк = (0.05…0.125) =1.557
на тихоходном валу Fк =0.125 =5.551
2. Расчет зубчатой передачи
Исходные данные:
Тип зуба – Косозубый
Тип привода – Нереверсивный
Крутящий момент на шестерне –500,4 Н м
Частота вращения шестерни – n1=182,8 мин-1
Передаточное число u= 4
Режим работы – легкий
Коэффициент использования передачи:
в течение года – Kг =0.8
в течение суток – Kс =0.7
Cрок службы передачи в годах – L =5
Продолжительность включения – ПВ = 25 %
Выбор материалов зубчатых колес и способов термообработки
Материалы выбираем по табл. 1.1 [1]
Шестерня
Материал - сталь 40х.
Термическая обработка - Закалка ТВЧ.
Твердость поверхности зуба 45-50HRC
Колесо
Материал-сталь 40x.
Термическая обработка - Улучшение.
Твердость поверхности зуба HB 235-262.
Расчет допускаемых контактных напряжений
Для их определения используем зависимость
HPj =
где j=1 для шестерни, j=2 для колеса;
sHlim j - предел контактной выносливости по табличным данным,
sHlim1 = 2HB1+70=2•285.5+70=10007 МПа
sHlim2= 2HB2+70=2•248.5+70=567 МПа
SHj - коэффициент безопасности по табличным данным,
SH1=1.2 SH2=1.1
KHLj - коэффициент долговечности;
KHLj = 1,
здесь NH0j – базовое число циклов при действии контактных напряжений по табличным данным,
NH01=73•106 NH02 =16.8•106
Эквивалентные числа циклов нагружения
NHEj= h •NSj
Коэффициент эквивалентности при действии контактных напряжений определим по табличным данным в зависимости от режима нагружения: h=0.125
Суммарное время работы передачи в часах
th = 365L24Kг Кс ПВ =365•5•24•0.8•0.7•0.25=6132 ч
Суммарное число циклов нагружения
NSi = 60• nj •c• th,
где с – число зацеплений колеса за один оборот, с = 1;
nj – частота вращения j-го колеса, n1=182 мин-1 n2= 61об/мин;
NS1= 60•n•c•th =6.72•107
NS2= =1.68•107
Эквивалентное число циклов контактных напряжений, NHE j= h NΣj;
NHE1=8.40•106
NHE2= 2.102•106
Поскольку NHE1 >NH01, примем коэффициенты долговечности
KHL1= 1.43 KHL2= = =1.41
Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса
sHP1= = =1203,7 МПа
sHP2= = =729 МПа
Допускаемые контактные напряжения для косозубой передачи:
sHP= 0.45 (sHP1 + sHP2) s’HP
sHP= 0.45 (sHP1 + sHP2)= 869,7МПа
s’HP=1.23sHPjmin=1.23•869,7 =1069,73 МПа
Условие sHP s’HP выполняется
Допускаемые напряжения изгиба
FPj= ,
где sF limj - предел выносливости зубьев при изгибе, взятый из табличных данных,
sF lim 1 =1.75 HB1=1.75•285.5=600 МПа
sF lim 2 =1.75 HB2=1.75•248.5=434,9 МПа
SFj - коэффициент безопасности при изгибе,
SF1=1.7 , SF2=1.7 ;
KFCj - коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки, (по табличным данным) KFC1=1 , KFC2=1
KFLj - коэффициент долговечности при изгибе:
KFL j= 1.
здесь qj - показатели степени кривой усталости: q1 =6 , q2 =6 (по табличным данным).
NF0 – базовое число циклов при изгибе; NF0 = 4•106.
NFEj – эквивалентное число циклов напряжений при изгибе; NFE j= Fj NΣj.
Коэффициент эквивалентности при действии напряжений изгиба определяется по табличным данным в зависимости от режима нагружения и способа термообработки
F1 =0.016, F2 =0.038 ,
NFE1 = F1 NΣ1. =1.09•106,
NFE2 = Fj NΣj=0.44•106 NS2= =1.68•107
Так как NFE1 >NF0 ,то примем KFL1=1.157
KFL2 =1.358
Допускаемые напряжения изгиба:
FP1= =408.4 МПа
FP2= =347.3 МПа
Проектный расчет передачи
2.3.1. Межосевое расстояние
aw= Ka(u+1) ,
где Ka=410 для косозубых передач.
Коэффициент ширины зубчатого венца для косозубых передач примем ψba=0.4. На этапе проектного расчета задаемся значение коэффициента контактной нагрузки KH=1.2. Тогда
aw= 160 мм,
Полученное межосевое расстояние округлим до ближайшего большего стандартного значения, используя табличные данные: aw= 160 мм
Рекомендуемый диапазон для выбора модуля
mn=(0.01…0.02) aw=(0.01…0.02)125=1.25…2.5 мм
Из полученного диапазона выбираем стандартный модуль mn=2 мм по табличным данным, учитывая, что для силовых передач модуль меньше 2 мм применять не рекомендуется.
Суммарное число зубьев передачи
Z = ,
где β1=0° для прямозубых передач, β1=12° для косозубых передач и β1=30° для шевронных передач.
Полученное значение Z’∑ округлим до ближайшего целого числа Z∑=155 и определим делительный угол наклона зуба
= arccos
Число зубьев шестерни
Z1= =31
Число зубьев колеса
Z2= Z – Z1=126
Фактическое передаточное число
uф = =4.065
Значение uф не должно отличаться от номинального более чем на 3 %
при u 5.
u = 100 =100 =0.007 % < 3 %
Коэффициенты смещения шестерни и колеса примем x1= 0, x2= 0,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|