Сделай Сам Свою Работу на 5

Бифуркация хозяйства в Древней Греции





 

Углубление разделения труда и специализации привело к обособлению хозяйств и возникновению частной собственности. Эти процессы обусловили быстрое развитие горизонтальных экономических связей – торговли и денежных отношений. Горизонтальные связи стали альтернативой вертикальным – централизованному распределению, характерному общинному хозяйству и «азиатскому способу производства», в котором преобладает государственная собственность.

В дальнейшем историческом развитии в некоторых городах-государствах преобладающими стали горизонтальные, в других – вертикальные общественно-хозяйственные связи. Были исторические периоды, когда в рамках одного этноса, в сравнительно небольшой территории, одна часть городов-государств выбирала торговую, другая – автаркическую (с преобладанием вертикальных связей) хозяйственно-политическую систему. Объяснить такое раздвоение (бифуркацию) только уровнем развития производительных сил не представляется возможным. Более того, разные типы хозяйственных систем возникают не последовательно, сменяя друг друга, а параллельно, их субъекты относятся к одной цивилизации, культуре и стадии роста. Подобные явления в эволюции хозяйства можно объяснить только с позиций системного подхода.



Типичными примерами такой бифуркации являются древнегреческие города-государства Афины и Спарта, средневековые российские княжества - Киевское, Новгородское и Московское.

В Древней Греции в развитии экономических систем в VIII-VII вв. до нашей эры произошла бифуркация – часть полисов во главе с Афинами стали развиваться по рыночному пути, другие, возглавляемые Спартой – по пути укрепления иерархической организации хозяйства (автаркии). По существу, это та же мегаиерархия, но меньших масштабов, по сравнению с АСП.

В Афинах законами Драконта (621 г. до н.э.) было оформлено право частной собственности. Драконт (Дракон) – афинский архонт (правитель), составивший свод законов. Для охраны частной собственности предусматривались жесткие меры наказания, что должно было защитить этот новый институт от коллективистских и авторитарных обычаев родового строя. Законодательство Драконта многими историками оценивается как победа социальных сил, представлявших новые классовые отношения и, прежде всего, рядовых граждан (демоса), эксплуатируемых родовой знатью (эвпатридами), посредством использования последними древних традиций и пережитков общинных отношений.



В то же время необходимо отметить, что законы Драконта отличались крайней жестокостью мер наказаний за нарушение прав частной собственности: за кражу – отсечение руки и т.п. Отсюда такие изречения, как «драконовские законы», «драконовские меры». К тому же, «демократические» права и свободы не касались рабов и метеков – жителей Афин «без гражданства».

Дальнейшим шагом по укреплению товарно-денежных отношений стали реформы Солона (594 г. до н.э.). Солон – афинский поэт, философ и политический деятель, один из великих реформаторов, вошедших в мировую историю. Под его руководством были проведены обширные социально-экономические преобразования с целью развития земледелия, ремесла, торговли, создания гарантий для хозяйственной деятельности средних слоев афинских граждан (демоса), установления государственного порядка и привлечения к политической жизни широких слоев населения (кроме, конечно, рабов и метеков). В результате реформ уже не принадлежность к роду, а имущественное положение, возникшее на базе частной собственности, определяла социальный статус индивида.

Также была проведена радикальная реформа кредитных отношений – ликвидирована долговая кабала, введены ограничения ссудного процента и др., означавшие укрепление горизонтальных экономических связей. Большое значение имело введение земельного максимума, т.е. ограничение концентрации земельной собственности, что также явилось ударом по родовой знати и дало значительный импульс развитию рыночных отношений в аграрной сфере.



Разложению общинно-родовой иерархии способствовали и политические преобразования. Важнейшие законы принимались Народным собранием, который в дальнейшем превратился в полномочный государственный орган. Как отмечают многие историки, в результате реформ Солона были заложены основы полисной демократии, приведшей Афины к блестящему расцвету в классический период греческой истории. Положительную оценку реформ Солона дал даже такой убежденный противник рыночных отношений, как Ф. Энгельс, охарактеризовавший Солона как "политического революционера". Развитыми товарно-денежными отношениями и демократическим устройством, кроме Афин, также отличались Коринф, Мегары, Милет, Родос и другие полисы, как правило, расположены на морском побережье.

Греческие полисы, расположенные в основном в северной части Пелопонесского полуострова, развивали хозяйственные системы автаркического типа. К ним относятся Спарта, а также полисы, находившиеся в Аркадии, Беотии и Фессалии. Autarkeia – греческое слово, означающее «самоудовлетворение». Автаркия – это политика хозяйственного обособления страны, направленная на создание изолированной, замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым («опора на собственные силы»). В этом смысле автаркия сродни натуральному хозяйству. Автаркии, как правило, ориентированы на милитаризацию хозяйства. В новейшей истории к автаркиям причислялись европейские страны с фашистскими режимами – Германия, Италия, Испания, а также Япония в период между I и II мировыми войнами. Таковыми были СССР и Китай в 1930 - 1970-е гг. В начале XXI в. ярко выраженной автаркией остается Северная Корея (КНДР)

Земля и рабы в автаркиях, как и в азиатском способе производства, находились в государственной собственности. Как отмечают многие историки, государственное устройство Спарты отличалось стабильностью и мало менялось на протяжении веков. Хозяйственная система Спарты была во многом противоположна афинской: если в афинском преобладали горизонтальные экономические связи, то в спартанском – вертикальные и т.д. Экономическая система Спарты – это первая в истории автаркия.

Законы Ликурга превратили Спарту в единый военный лагерь, все обитатели которого были подчинены строжайшей дисциплине. Ликург – спартанский правитель при малолетнем царе (IX – VIII вв. до н.э.), создатель основ спартанского общественного и государственного устройства. В законах Ликурга содержалась подробная регламентация поведения и даже внешнего облика спартанцев, их личной жизни, включая супружеские отношения и т.д. Законы Ликурга запрещали гражданам заниматься земледелием (этим занимались рабы – илоты), ремеслом и торговлей (она отождествлялась со спекуляцией, как это было и в СССР), пользоваться золотом и другими предметами роскоши, поддерживать контакты с внешним миром.

Все земли в спартанском государстве были распределены в соответствии с числом полноправных граждан во временное владение. Их нельзя было дарить, дробить, завещать – после смерти владельца они возвращались государству. Важнейшим политическим принципом, положенным в основу "ликургова строя", был принцип равенства. Долгое время в автаркических полисах действовала система мер, направленных против социально-классового расслоения. Торговля и ремесло считались занятиями, позорящими гражданина, производство и потребление предметов роскоши были запрещены. Специальные "надзиратели" (эфоры) следили за поведением граждан и принимали дисциплинарные меры. В дальнейшем эфорат превратился в высший контрольно-административный орган спартанского государства.

Одновременное возникновение двух противоположных социально-экономических систем (афинской и спартанской) в относительно небольшой территории трудно понять с точки зрения формационного или стадиального подхода. Примерно одинаковый уровень развития производительных сил во всем Пелопонесском полуострове не объясняет такой резкой дифференциации экономических отношений. Более того, жители и Афин, и Спарты относились к одному этносу, придерживались той же религии и относились к одной, Античной цивилизации, находились в аграрной стадии развития.

С точки зрения системного подхода возникновение жестко централизованной социально-экономической системы в Спарте объясняется наличием перманентной критической ситуации – угрозы восстания порабощенных спартанцамиилотов. Это земледельческая часть спартанского населения, рабы, принадлежавшие государству. Илоты были прикреплены к земельным участкам спартанцев. Такая классовая структура сложилась в результате покорения дорийцами ранее жившего на этих землях населения.

Илоты периодически поднимали восстания, а спартанцы также периодически проводили ночные карательные операции – криптии (krypteia), которые рассматривались и как часть военной подготовки молодых спартанцев. Как уже отмечалось в теме 2, для таких условий наиболее подходящим типом хозяйства является централизованно-распределительная система, разновидностью которой является автаркия.

Греческие полисы, оказавшиеся под политическим влиянием Спарты, также обладали сходными системами управления обществом и хозяйством. Имея большой запас внутренней прочности благодаря наличию жесткой иерархии, "община равных" смогла выдержать ряд серьезных испытаний, какими были, например, великое восстание илотов в 464 г. до н.э., или Пелопонесская война в 431-404 гг. до н.э. Благодаря военным успехам, Спарта уже в середине VI в. до н.э. подчинила себе большую часть древнегреческих полисов.

Уже в древнегреческих автаркиях социально-экономическое равенство отождествлялось с общей (общинной, государственной) собственностью. Но это было "равенство в нищете", ибо основная часть доходов рядовых субъектов хозяйства, как и в азиатском способе производства, изымалось в виде налогов на "общие цели". Как и в любой мегаиерархической системе, большая часть налогов расходовалось на покрытие трансакционных издержек, связанных прежде всего с отрицательными последствиями функционирования громадного бюрократического аппарата (отрицательный эффект масштаба), а также на решение задач, связанных с милитаризацией хозяйства. Как отмечают многие историки, в экономическом и культурном отношении Спарта сильно отставала от греческих городов-государств, находившихся под влиянием Афин.

Разоренные междоусобной Пелопонесской войной, древнегреческие полисы в III веке были завоеваны македонцами, затем – римлянами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.