Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет экономической истории





Кафедра «Экономическая теория»

 

А.А.Лапинскас

 

 

Методологические основы изучения курса

«Экономическая история»

 

 

Учебно-методическое пособие

 

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

 

А.А.Лапинскас

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ»

Учебно-методическое пособие для преподавателей, аспирантов и студентов

 

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

 

УДК 338

ББК 65.01

Л 24

 

 

Р Е Ц Е Н З Е Н Т Ы:

Кафедра «Экономическая теория» ПГУПС;

М.А.Скляр, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой

экономической теории РГПУ им. А.И.Герцена;

Г.М.Зачесова, кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Экономическая теория» ПГУПС

 

В первом разделе пособия рассмотрены предмет, методология изучения и общая периодизация экономической истории. Представлены новые методологические основы изучения экономической истории с учетом синергетических принципов, которые расширяют методологию диалектического материализма.

Во втором разделе проанализированы четыре основных подхода к изучению экономической истории: формационный, стадиальный, цивилизационный и системный. Каждый подход дает свою периодизацию экономической истории, обладает как специфическими преимуществами, так и недостатками. Соответственно, при изучении долговременной эволюции типов и моделей экономических систем, необходимо знать и использовать все подходы.



В третьем разделе на конкретных исторических примерах представлены системные факторы эволюции типов и моделей хозяйства. На выбор типа (модели) экономической системы влияют не только технико-технологические факторы, но и вся совокупность эндогенных и экзогенных условий функционирования данного хозяйственного образования. Это приводит к тому, что в рамках одного этноса одновременно возникают разные, даже противоположные типы хозяйства, что не объяснимо с точки зрения отдельно взятого формационного или стадиального подхода.

 

 

C Лапинскас А.А.. 2008

C ПГУПС, 2008

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

1.1. Предмет экономической истории



1.2. Методология изучения экономической истории

1.3. Общая периодизация экономической истории

2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ИСТОРИИ

2.1. Формационный подход

2.2. Стадиальный подход

2.3. Цивилизационный подход

2.4. Системный подход

3. СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ТИПОВ

ХОЗЯЙСТВА

3.1. Азиатский способ производства на примере Древнего Египта

3.2. Бифуркация хозяйства в Древней Греции

3.3. Раздвоение типов хозяйства в российской истории

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«История нас учит тому, что ничему не учит» (народная мудрость).

 

При изучении истории хозяйства необходимо иметь четкое представление о предмете данного курса методологии его анализа. Многие учебники вообще не дают определения предмета изучения, классификации основных исторических периодов и факторов, определяющих направление экономического развития.

В виду недостаточного знания истории и отдельные люди, и целые их сообщества (нации, государства) периодически «наступают на те же грабли». Приведенная выше «народная мудрость» нас учит не только помнить, куда мы положили «грабли», но и своевременно убирать их на место – т.е. наводить порядок (проводить реформы) как в личном, так и в общественном хозяйстве. Не менее самой исторической памяти важна адекватная трактовка событий прошлого; это значит, что кроме изучения фактического материала, необходимо хорошо знать методологию анализа экономической истории.

Огромное значение в изучении экономической истории имеет классификация и трактовка различных факторов, оказывающих влияние на ход и повороты истории хозяйства. Узловыми моментами истории, в том числе экономической, являлись как закономерные, так и случайные события: колониальные и национально-освободительные войны, социальные революции и экономические реформы, иногда имевшие чрезвычайное значение для дальнейшего развития данной страны и даже целого континента. Этим проблемам посвящен 1 раздел пособия.



При изучении экономической истории студенты и преподаватели сталкиваются с огромным количеством материалов по экономическому развитию отдельных стран и целых континентов в различных периодах времени. Историческая реальность сложна, многогранна и, в то же время, представляет собой целостный комплекс. Возникает вопрос, чему отдавать предпочтение – ассортиментам товаров, которые производилось в той или иной стране, денежным единицам, которые там обращались, экономическим преобразованиям и моделям хозяйства, возникающим до и после реформ, историческим датам и т.д. Но если даже мы будем изучать только лишь ассортименты продукции, которая производилась в различных странах в разные периоды их развития, то этому надо будет посвятить всю жизнь.

Чтобы «объять необъятное», при изучении экономической истории нужны обобщенные подходы, абстрагирование от многочисленных второстепенных деталей. Таким образом, важнейшая задача при изучении экономической истории - понять логику развития человеческого хозяйства с момента его возникновения до современного этапа. Необходимо выделить характерные черты развития, закономерности, влияние различных факторов на повороты истории хозяйства.

Само понятие «тип хозяйства» экономистами определяется далеко не

однозначно. Известны четыре основных подхода к анализу истории экономики как

единого целого: формационный, стадиальный, цивилизационный и системный.

Каждый дает свое определение термину «тип хозяйства», каждый имеет свои плюсы и минусы, поэтому при изучении экономической истории необходимо знать их всех.

Однако, большинство учебников написаны на основе какого-либо одного подхода, чаще всего – стадиального или формационного. На наш взгляд, все подходы являются взаимодополняющими, так как отражают в специфической интерпретации различные

грани сложнейшей системы – общественного хозяйства в его историческом развитии. В данном пособии акцентирован системный подход, при использовании достижений и других.

Основные положения формационного, стадиального, цивилизационного и системного подходов к изучению экономической теории представлены

во втором разделе данного пособия.

В третьем разделе на конкретном историческом материале проанализировано влияние системных и цивилизационных факторов на возникновение тех или иных типов хозяйства. Это необходимо потому, что в большинстве современных учебников по экономической истории явно или неявно выделяются только формационные и стадиальные факторы эволюции хозяйства. Однако в историческом развитии хозяйства конкретной страны огромное значение имеют изменения экзогенных и эндогенных условий функционирования, которые меняются в широком диапазоне от экстремальных до нормальных и наоборот. Этим условиям соответствует преобладание вертикальных или горизонтальных хозяйственных связей. Ярким примером сочетания экстремальных факторов и вертикальных связей является «азиатский способ производства».

В экономической истории неоднократно возникали ситуации, когда в рамках одной нации, при том же уровне развития производительных сил одновременно возникали две противоположные экономические системы. Такое событие не имеет объяснения с точки зрения формационного и стадиального подходов, согласно которым главным детерминантом развития типа хозяйства являются производительные силы (развитие техники и технологии). Происходили и обратные процессы – сближение противоположных моделей хозяйства. Это – процессы дивергенции и конвергенции типов хозяйства. В третьем разделе пособия указанные процессы проиллюстрированы примерами из развития хозяйства Древнегреческих Афин и Спарты, русских княжеств X-XIV вв.

Приведенные примеры свидетельствуют, что развитие техники и технологии, в целом производительных сил не являются главными факторами, детерминирующими направление экономического развития.

 

 

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

 

Предмет экономической истории

 

Память, как гласит общая теория систем, является необходимым компонентом эффективного управления. История – это память нации, цивилизации, всего человечества. Насколько она правдива, т.е. адекватно отражает происходившие события, настолько эффективно управление обществом и хозяйством. И наоборот, государственное управление без учета истории уподобляется многократному «наступлению на те же грабли». Общество, так же, как и отдельный человек, не может нормально функционировать, не учитывая собственный и чужой опыт.

Экономическая история (история экономики, хозяйства) – это наука о долговременном развитии хозяйственных организаций различных типов и масштабов - от первобытной общины до современной национальной экономики. Историческая реальность сложна, многогранна и представляет собой целостный комплекс, состоящий из разнообразных явлений и фактов. В череде событий, происходящих в экономике, просматриваются определенные закономерности, направленность, причинно-следственные связи. Нельзя также забывать о том, что большое значение в историческом развитии любой сложной системы имеют не только закономерности, но и случайные факторы.

Экономическая история находится на стыке трех направлений обществознания: экономической теории, истории и отраслевой экономики. Соответственно, она включает следующие разделы:

§ Экономическая история мира, регионов, отдельных

стран;

§ История способов производства;

§ История отраслей народного хозяйства;

§ История отдельных экономических процессов;

§ История экономических институтов;

- История хозяйственных механизмов и т.д.

В историческом развитии возникают разнообразные хозяйственные системы, которые реализуются в процессе их конкурентного отбора. Это – развитие методом проб и ошибок. Другой способ – сознательный отбор (суперотбор) наиболее адекватных типов и моделей хозяйства, для чего необходимо хорошо знать экономическую историю. Узловыми, поворотными моментами экономической истории являются социально-экономические реформы, иногда имеющие чрезвычайное значение для дальнейшего развития данной страны и даже целого континента. Результатом экономической реформы является изменение типа и/или модели экономической системы.

Знание экономической истории позволяет максимально сократить издержки и ослабить социальную напряженность при проведении экономических преобразований, т.е. повысить их эффективность. Прошлый хозяйственный опыт также дает основу для составления прогнозов и планов экономического развития.

Таким образом,предметом экономической истории является анализ закономерностей эволюции типов и моделей хозяйственных организаций - от первобытной общины до современной национальной экономики. Соответственно, она решает три основные задачи:

1.Определяет закономерности эволюции хозяйственных организаций (с

учетом синергетических принципов);

2.Позволяет учитывать собственной и чужой хозяйственный опыт;

3.Выявляет тренды развития, на базе которых составляются долговременные прогнозы и планы экономического развития.

Изучение закономерностей эволюции хозяйственных организаций предполагает их классификацию или типологию. Тут возникает вопрос, что понимать под «типом» (или моделью) хозяйственной организации? Различные методологические подходы к изучению экономической истории на этот вопрос отвечают по-разному. Существуют четыре подхода к изучению экономической Главная задача всех подходов – охватить весь исторический процесс «одной формулой», вывести единый закон эволюции общественного хозяйства.

Формационный подход (от слова «формация») экономическую историю представляет как последователь­ную смену социально-экономических формаций (способов производства). Стадиальный – как смену стадий экономиче­ского роста, цивилизационный – как чередование различных типов цивилизаций, системный – как циклическое изменение ти­пов хозяйства. Каждый подход обладает своими особенно­стями, о которых подробнее поговорим в следующей теме. Во всех подходах объектом анализа является хозяйственная организация.

Хозяйство – это организация по производству, распределению, обмену и потреблению благ, т.е. продуктов (имущества) и услуг, удовлетворяющих те или иные потребности. Первые (первобытные) формы таких организаций были натуральными хозяйствами – все, что они производили и добывали – сами и потребляли, обмен и торговля возникли значительно позже. Эти организации строились на основе родственных отношений; возникли такие сообщества, как семья, род, в дальнейшем – родовая община.

По мере становления оседлого земледелия появлялись населенные пункты – деревни и села. Некоторые из них, находящиеся в благоприятных условиях для развития торговли (морские заливы, устья и стоки рек), выросли в города. В основном в городах развивалось торгово-денежное, рыночное хозяйство. На протяжении длительного периода натуральное и рыночное хозяйство развивалось параллельно.

Организация – это планируемая система совместных (кооперативных) усилий, где каждый участник имеет свои задачи или обязанности. Мелкие хозяйственные организации имеют централизованную иерархическую структуру управления, в крупных (макроструктурах) возникает рыночная основа. Таким образом, под воздействием эффектов масштаба, по мере укрупнения хозяйственных организаций, возникают бимодальные структуры, включающие и вертикальные (централизованно-распределительные) и горизонтальные (рыночные) связи между субъектами хозяйства.

В иерархически организованных хозяйствах трудовые задания и произведенные (добытые) блага распределяются «управляющим центром» – главой семьи, рода, общины, предприятия, государства. Главная задача управляющего центра – сохранение и рост данной организации. Соответственно, принципы распределения учитывают прежде всего достижение общих целей. Следовательно, индивидуальные пожелания рядовых членов организации отходят на второй план, хотя нередко они совпадают с общими целями (защита от враждебных внешних факторов и др.).

Таким образом, основным типологическим признаком натурального (родового, общинного) хозяйства является господство централизованно-распределительных связей, а не только «полная самообеспечиваемость», т.е. хозяйственная замкнутость. Уже в патриархальной семье была организационная структура, подобная и другим живым системам: муравейникам, пчелиным ульям, стаям птиц и млекопитающих. Соплеменники подчинялись вождю в виду его физической силы, разума, опыта, решительности, воли и других подобных качеств.

В больших родовых общинах вождь один уже не мог справляться со всеми управленческими задачами – он нуждался в иерархии, состоящей из нескольких «этажей». По мере роста городов-государств общинная верхушка превращалась в князей и царей, а управленческая иерархия значительно увеличивалась и превращалась в систему государственного управления. По мере становления товарно-денежных отношений и проведения реформ по ограничению пережитков родового строя, в ряде городов-государств стали быстро развиваться горизонтальные социально-экономические отношения (торговля, частная собственность). Они проявились в возникновении основ местного самоуправления, народных собраний (вече), выборности и периодической смены (ротации) государственной власти. В качестве примеров можно привести Древнегреческие Афины, Древний Рим (в период республики), русские города Новгород, Псков, Смоленск.

Однако, необходимость централизации власти в масштабе этноса на первое место ставила иерархический способ управления, основанный на вертикальных отношениях господства и подчинения. В дальнейшем вертикальные (централизованно-распределительные) и горизонтальные (товарно-денежные) связи развивались параллельно, в разные исторические периоды в различных странах на первый план выходили то первые, то вторые. Выражаясь научным языком, происходили процессы конвергенции и дивергенции противоположных типов хозяйственных и политических систем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.