Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъекты (участники) рынка





- Домохозяйства - собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода;

-Фирмы (предприятия) – используют факторы производства, производят блага, получают доход;

- Государство - имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком.

Объекты рынка -товары и деньги.

Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.

Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются:

· свобода хозяйственной деятельности,

· свобода ценообразования,

· личный экономический интерес,

· высокая мобильность факторов производства,

· полная ответственность за результаты деятельности,

· ограниченная роль государства в хозяйственной жизни общества.

Рынок выполняет многообразные функции. В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе. Рынок выполняет:

Информационную функцию -дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.



Посредническую функцию - сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

Ценообразующую функцию. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.

Регулирующую функцию. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.

Стимулирующую функцию. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг.

Санирующую функцию. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.



Рынок решает многие проблемы, но не все. Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием.

В современной экономической теории категории спроса и предложения имеют важнейшее значение. Рыночную экономику можно представить, как бесконечное сочетание спроса и предложения, большинство экономических явлений и процессов (инфляция, кризис, безработица) могут быть описаны через эти две категории - как взаимодействие спроса и предложения.

Спрос–это потребность в товарах, подкрепленная наличием платежных средств у покупателей. Объем (величина) спроса характеризуется количеством продукта, которое потребители хотят и могут купить в определенное время при данной цене. Цена спроса - максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за товар.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называетсязаконом спроса. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. И наоборот, чем выше цена товара, тем ниже на него спрос. Графически закон спроса иллюстрирует кривая спроса.

Цены являются основным элементом рыночного механизма, влияющим на спрос. Но существуют еще несколько важнейших неценовых факторов, воздействующих на спрос. Среди них выделяются следующие:



§ доход покупателей. Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса.

§ число потребителей. Поскольку рыночный спрос равен сумме спросов отдельных индивидуальных потребителей, увеличение их числа ведет к росту спроса.

§ цена и полезность других товаров, в частности, взаимозаменяемых товаров (субститутов) и взаимодополняющих товаров (товаров-комплементов). Товары-субституты - это товары, удовлетворяющие аналогичную потребность и конкурирующие за потребителя. Увеличение цены на один из них ведет к увеличению спроса на другой товар (рост цены на сливочное масло сопровождается увеличением спроса на маргарин). Товары-комплементы - это товары, которые могут быть использованы совместно с другими товарами (например, проигрыватели и пластинки, компьютеры и дискеты). Рост цен на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой товар.

§ инфляционные ожидания. На реальный спрос оказывает влияние не только реальное изменение в доходах и ценах, но и ожидаемое. К примеру, ожидание повышения цен увеличивает спрос;

§ субъективные вкусы и предпочтения. На вкусы потребителей большое воздействие оказывает мода, реклама, семейное и социальное положение потребителей, их возраст, пол, национальные традиции и т.д.

Под воздействием неценовых факторов происходит нарушение обратной зависимости закона, графически это находит свое отражение в смещении кривой спроса.

Кроме спроса, состояние рыночного механизма определяет предложение.

Предложение- это то количество товара, которое продавцы хотят и могут произвести и продать по определенной цене.

 

Цена предложения - это цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара.Закон предложениявыражает прямую зависимость величины предложения от цены товара.

 

Согласно закону предложения, объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем выше, чем выше цена на товар. Графически закон предложения иллюстрирует кривая предложения.

Выделяют следующие неценовые факторы предложения:

§ цены экономических ресурсов. Увеличение цен на ресурсы приводит к росту затрат на производство и снижению предложения;

§ степень использования достижений научно-технического прогресса (НТП). Именно НТП в наибольшей степени дает возможность снижения издержек производства, и, следовательно, увеличения предложения товаров (сдвига кривой предложения вправо вниз).

§ цены на альтернативные товары. Чем больше производится одного товара, тем меньшее количество альтернативных товаров по причине ограниченности ресурсов может быть произведено;

§ число продавцов. При прочих равных условиях рост числа продавцов увеличивает предложение. И наоборот, увеличение степени монополизации рынка сопровождается уменьшением количества продавцов, ростом цен и снижением объема выпуска;

§ ожидания продавцов. Рост производства не всегда означает увеличение предложения. Если ожидается, что цены возрастут, то текущее предложение будет снижено, т. е. будет осуществляться задержка продажи с целью последующей реализации по более высокой цене.

§ налоги и субсидии. Налоги предприниматели воспринимают как часть издержек производства. Поэтому рост налогов на производство приводит к уменьшению предложения товара на рынок, а их снижение – к росту предложения. Субсидии – это «налоги наоборот», это денежные средства, выплачиваемые государством производителям общественно значимых товаров (например, детского ассортимента, некоторых продовольственных товаров).

Равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. Равновесная цена - это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. При этом ни покупатели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий покупки-продажи данного товара. Следовательно, важнейшей характеристикой равновесного состояния рынка является его стабильность.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:

1) информационную - ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

2) регулирующую - она регулирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства.

3) стимулирующую - она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой. Выделяют различные виды эластичности спроса.

Эластичность спроса по цене. Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью. Эластичность спроса относительно ценыпоказывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

Эластичность предложения. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить, как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.

Ценовая политика фирм. В своей ценовой политике фирмы должны предусмотреть реакцию покупателей на изменение цен на свой товар. Изменение объема продаж влияет на объем выручки и финансовое положение продавца.

§ при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки;

§ при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной;

§ при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается.

Таким образом, знания об эластичности спроса нужны и продавцу, и покупателю, чтобы оптимизировать свое поведение на рынке. Если фирма знает спрос на свой товар и его эластичность, она может определить, по какой цене следует продавать товар, чтобы обеспечить максимальную выручку.

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем особенности товарного хозяйства?

2. Как соотносятся понятия «потребительная стоимость» и «полезность»?

3. Что такое деньги и как они возникли?

4. Дайте характеристику понятия рынок в его развитии.

5. Назовите основные функции рынка и раскройте их содержание.

6. Назовите основные модели рыночной экономики и дайте их краткую характеристику.

7. В чем состоят особенности российской модели рыночной экономики?

8. В чем заключается сущность закона спроса?

9. Сформулируйте понятия рыночного предложения, закона предложения.

10. Что такое равновесная цена и равновесное количество продукта?

11. Что такое эластичность спроса и предложения?

12. Определите возможности практического использования теории эластичности?

13. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования?

Лекция 1.

Теория потребления объясняет механизм поведения покупателей, т.е. каким образом они распределяют свои доходы на покупку различных товаров и услуг. Она исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет индивидуальные предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетом, поэтому он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

Поведение потребителя рационально, т.е исходит из задачи максимизации полезности при покупке того или иного блага.

Дадим определения понятиям рациональное поведение потребителя и полезности блага.

Рациональное поведение – это поведение, при котором потребители на имеющиеся денежные средства приобретают такое количество товаров и услуг, которое позволяет им получать максимально возможное удовлетворение от их использования.

Уровень рациональности зависит количества факторов и объема информации, которые необходимы при принятии решений.

Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Сторонники теории предельной полезности выделяли два вида полезности:

§ абстрактную полезность, как способность блага удовлетворять какую-либо потребность;

§ конкретную полезность, как субъективную оценку полезности данного экземпляра блага.

В теории предельной полезности различают общую и предельную полезность.

Общая полезность – это удовлетворение потребности человека, которое обеспечивается за счет определенного набора товаров и услуг.

Предельная полезность - это дополнительная полезность, полученная от потребления каждой последующей единицы товара.

Закон убывающей предельной полезности гласит, что с увеличением количества благ общая полезность постепенно возрастает, а предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Эту закономерность называют первым законом Госсена.Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены.

Понятие полезности лежит в основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке). Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий полезность потребителя в условиях ограниченности денежного дохода.

Полезность максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

При удовлетворении потребностей человек начинает с самой настоятельной потребности, а затем переходит к менее неотложным. В результате предельные полезности потребляемых благ становятся одинаковыми. Это второй закон Госенна: при максимизации общей полезности, предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одинаковой.

Кривые безразличия. В маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. В каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предельные полезности благ? В зависимости от ответа на этот вопрос сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности. Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности. Ординалисты в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили иной подход - предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной, а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага.

Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия и бюджетное ограничение (линия потребительских возможностей). Кривые безразличияпозволяют описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования благ. Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю «безразлично», какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Предельная норма замещения(MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Предельная норма замещения может принимать различные значения: а) быть равной нулю;б)быть постоянной(для двух совершенно взаимозаменяемых товаров); в) меняться при движении вдоль кривой безразличия.

Бюджетное ограничение. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Эту информацию дает бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов). Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

При уменьшении дохода потребителя произойдет уменьшение количества доступных для потребителя товарных наборов, при увеличении дохода – увеличение количества доступных наборов.

Равновесие потребителя.Какой товарный набор выберет потребитель в целях получения максимума удовлетворения? Тот, который приносит максимум общей полезности, при условии, что доход потребителя позволяет ему это сделать. Выбор данного товарного набора означает достижение потребителем положения равновесия.

Колебания спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода иэффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 30 до 10 руб. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 рублей сможете купить уже не 10 кг, а 30 кг фруктов. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т.е. 10 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, вчем и заключается смысл эффекта дохода.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 10, а 15 или 20 кг.

Излишек потребителя -это выигрыш потребителя при покупке товаров по более низкой цене. В этой ситуации потребители получают дополнительную полезность в результате того, что фактическая цена в виде платы за товар ниже той цены, которую они были готовы заплатить.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары,чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы, ливерная колбаса и т.п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.

Товаром Гиффена называется низкокачественный товар, который занимает значительное место в структуре потребления. В этом случае положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен), поэтому спрос на товар Гиффена падает при снижении цен и растет при их росте.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения (выбора)?

2. Почему вода, обладая высокой полезностью, имеет низкую цену, а алмазы, являясь менее полезными для человека, имеют высокую цену?

3. Сформулируйте закон убывающей предельной полезности.

4. Считаете ли вы правильным следующее высказывание: кривая спроса показывает, какую общую полезность получает потребитель при той или иной цене?

5. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

6. В чем заключается сущность «эффекта дохода» и «эффекта замещения».

7. Какие товары называются низкокачественными?

 

Лекция 1.

Рассматривая ход экономических процессов, мы постоянно сталкивались с предприятием или фирмой в качестве их главного субъекта.

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Фирма - это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Понятие фирмы не идентично понятию предприятие. Предприятие– обособленная единица по производству товаров и услуг. Фирма – организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. Границы фирмы и предприятия редко совпадают, так как современные фирмы, как правило, состоят не из одного предприятия, а объединяют их группу.

Предпринимательство – это инициативная деятельность граждан и их объединений, в целях получения прибыли, т.е. умение организовать свой бизнес.

В основе предпринимательства лежит частная собственность.

Необходимые условия для развития предпринимательства

ü Наличие гарантий в сохранности собственности

ü Существование различных форм организации хозяйства

ü Представление максимальной возможности экономической свободы

ü Государственная поддержка предпринимательства

ü Многообразие форм собственности

ü Ограничение монополизма и развитие конкуренции

Предпринимательские структуры функционируют в определенных условиях, которые по совокупности образуют предпринимательскую среду.

Составляющие предпринимательской среды:

• Экономическое положение в стране

• Политическая ситуация

• Правовая среда

• Государственная поддержка предпринимательства

• Социальная обстановка

• Культурная среда

• Научно-техническая среда

• Институционально-организационная среда

• Климатические условия

• Наличие ресурсов

В процессе эволюции рыночной экономики изменяется экономическая организация бизнес-деятельности, вместе с тем изменяются и условия ее существования.

 

Основными формами предприятий в рыночной экономике являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.

Производственный процесс представляет собой взаимодействие различных факторов производства. Фирма, использующая факторы производства в производственном процессе сталкивается с необходимостью решения следующих задач:

- Оптимального сочетания факторов производства

- Минимизации издержек

- Определение объема производства, максимизирующего величину прибыли

Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией. Производственная функция выражает зависимость между объемом получаемой продукции и количеством ресурсов применяемых в производстве за определенное время.

В теории производства важную роль играет фактор времени. Поэтому следует различать характеристики краткосрочного и долгосрочного периодов времени.

Краткосрочный период - это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие - переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли.

Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль - число функционирующих в ней фирм.

Теория производства изучает взаимосвязь между количеством используемых ресурсов или факторов производства и объемами выпускаемой продукции.

Основная задача – определить максимально возможный объем производства при каждом заданном количестве ресурсов на основе используемой технологии.

Производство товаров и услуг непременно сопряжено с издержками, которые состоят в затратах ресурсов. Знание издержек производства необходимо фирме для получения максимальной прибыли, так как в условиях конкуренции фирма не может повлиять на уровень цен, а контролировать уровень собственных издержек может.

Бухгалтерские издержки–стоимость ресурсов, которые фирма приобрела у внешних поставщиков на рынке. Все выплаты фиксируются в бухгалтерских документах. Такой способ оценки издержек называется бухгалтерским, а оцененные с его помощью издержки - бухгалтерскими издержками.

Величина бухгалтерских издержек не всегда позволяет верно судить о состоянии дел на фирме, так как учитывает затраты лишь тех ресурсов, которые фирма приобретает со стороны (сырье, материалы, рабочую силу и т.п.). Их называют явными (внешними) издержками. Однако некоторые ресурсы могут уже находиться в собственности предприятия. Затраты этих ресурсов образуют неявные (внутренние) издержки. Собственными ресурсами фирмы обычно выступают предпринимательские способности ее владельца (если он сам управляет бизнесом), земля и капитал предпринимателя или акционеров.

Существует другой подход к оценке затрат ресурсов - концепция альтернативных издержек (или издержек упущенных возможностей).Согласно ей издержки - это ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.

Т.е выделяют экономические издержки - это расходы фирмы, осуществляемые в условиях принятия наилучшего решения по использованию ресурсов.

В краткосрочном периоде при выпуске продукции одни издержки фирмы будут носить постоянный характер, другие - переменный.

Постоянные издержки (FC) –это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. Более того, они имеют место даже тогда, когда продукция вообще не выпускается.

К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Переменные издержки (VС) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, оплату труда, расходы на вспомогательные материалы и т. п.

В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция.

Q

 

P

По мере достижения оптимальных размеров производства происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства.

Общие издержки (ТС) - совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек:

При нулевом объеме производства общие издержки равны величине постоянных издержек. Далее, при наращивании объема производства общие издержки увеличиваются на величину переменных издержек.

Средние постоянные издержки (AFC) характеризуются затратами постоянных ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции. Средние постоянные издержки рассчитываются по формуле:

где Q - объем производства.

С увеличением объема производства постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции, будут уменьшаться.

Средние переменные издержки (AVC) характеризуются затратами переменных ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции. Они определяются путем деления переменных издержек на объем продукции Q:

C

Динамика средних переменных издержек обусловлена изменением отдачи от переменного фактора. На начальном этапе процесса производства средние переменные издержки снижаются, затем достигают своего минимума, после чего начинают возрастать.

Понятие средних переменных издержек необходимо для определения эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития - расширения, сокращения производства или ухода из отрасли.

Средние общие издержки(АТС)представляют собой частное от деления общих издержек (ТС)на объем продукции (Q).

.

Средние издержки можно также получит путем сложения средних постоянных и средних переменных издержек:

.

Понятие средних общих издержек имеет важное значение для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли.

Предельные издержки (MC) - это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции.

Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить их в случае сокращения производства на эту единицу.

В длительном периоде все факторы производства становятся переменными.

Для более детального анализа экономической деятельности фирмы введем понятия общего, среднего и предельного дохода. Совокупный доход (TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

,

где TR – совоекупный доход; P - цена; Q - проданное количество благ.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода. Это приращение получило название предельного дохода.

Предельный доход (MR) – это приращение дохода, вызванное продажей дополнительной единицы продукции.

Более точным способом определения оптимального размера производства является сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).

Виды прибыли.В общем виде прибыль - это разность между общей выручкой от реализации продукции и суммарными издержками. Если затраты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разность между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль.

Если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность между выручкой и суммой явных и неявных издержками дает экономическую прибыль. Поэтому бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (внутренних) издержек.

Бывает так, что по бухгалтерским меркам предприятие вполне благополучно. Оно получает прибыль, выплачивает владельцам дивиденды, платит налоги и т.п. Но экономическая прибыль оказывается отрицательной. Это означает, что ресурсы и деньги были вложены не лучшим образом. Занявшись иным видом бизнеса, фирма получила бы большую прибыль.

Величина нормальной прибылитяготеет к средней, обычной в данной экономике норме прибыльности. Можно определить ее и по-другому: нормальным является минимальный уровень прибыльности, достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным продолжение занятий данным видом бизнеса.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое фирма?

2. Как соотносятся между собой фирмы и рынок?

3. Чем фирма отличается от предприятия?

4. Как можно объяснить контрактную природу фирмы?

5. Что такое предпринимательская среда и какое влияние она оказывает на развитие субъектов хозяйствования.

6. В чем состоит отличие коммерческих организаций от некоммерческих.

7. Какие существуют организационно-правовые формы предприятий в РФ, в чем заключается преимущества и недостатки каждого из них?

8. Объясните сущность понятий бухгалтерских и экономических издержек.

9. Чем экономическая прибыль отличается от бухгалтерской?

10. Какие критерии лежат в основе разграничения краткосрочного и долгосрочного периодов?

11. Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и общих издержек.

12. Для получения максимальной прибыли необходимо продать максимально большее количество продукции. Верно ли это утверждение и почему?

Лекция 1.

Рыночной конкуренциейназывается борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка. Конкуренция за по видам делится на ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную, внутриотраслевую и межотраслевую. Однако методы конкурентной борьбы зависят от конкурентной среды рынка или типа рыночной структуры.

Конкуренция представляет собой форму взаимного сопер­ничества экономических субъектов за достижение лучших ус­ловий производства, за получение наибольшей прибыли. По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкуренток. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен мо­жет происходить либо за счет снижения издержек производства. либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибы­ли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рын­ка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и ком­пенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения каче­ства продукции и изменения ассортимента товаров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.