Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура экономических отношений





Потребности и их виды

Первичные – в средствах существования, которые нельзя ничем заменить Вторичные – могут быть заменены (обучение, развитие человека, общение)
Материальные – одежда, материалы, станки Духовные – знания, общение, эстетические
Производственные – в сырье, материалах, оборудовании Непроизводственные – потребности людей в предметах потребления
Действительные – могут удовлетворяться при данном уровне производства Абсолютные – могут быть удовлетворены только в будущем
Личные и семейные – это потребности отдельного человека и семьи Общественные – в средствах производства, обороне, безопасности, развитии науки
Насыщаемые: пища, одежда, жилье; сырье, материалы; оружие, резервы и т.д. Ненасыщаемые - деньги, богатство, власть, слава
Экономические – необходимо производство Неэкономические – в воде, солнце, воздухе

 

По мере развития общества соотношение между потребностями меняется в зависимости от уровня производства, образования, культуры и прочих факторов общественного развития.

Помимо представленных разновидностей человеческих потребностей существует иная градация потребностей, известная в экономической литературе как «Пирамида Маслоу».



 

Классификация потребностей по А. Маслоу

 

Иерархия потребностей   Потребности
Потребность в самоутверждении (самореализация, самоактуализация)
Удовлетворение чувства собственного достоинства, потребности в уважении
Потребность в любви, привязанности, принадлежности к некоей общности людей
Потребность в безопасности
Физиологические потребности

 

Средства для удовлетворения потребностей называются благами. Блага делятся на:

· свободные блага - это те, которые бесплатны и имеются в неограниченном масштабе (например, воздух).

· экономические блага – к ним относятся редкие и ограниченные по масштабам блага, за которые надо платить. Они состоят из вещей и услуг.

Среди благ выделяют взаимозаменяемые, или субституты (уголь-газ) и взаимодополняющие, или комплементарные (автомобиль-бензин), а также долговременного (холодильник) или разового использования (хлеб, напитки).



Блага различаются в зависимости от доступности. Благо называется частным,если оно доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления другими субъектами. Например, пальто не могут носить одновременно два человека. Благо называется общественным, если доступ к нему не может быть ограничен, а его потребление, возможно, одновременно несколькими субъектами, например, информация, знания, национальная безопасность.

В процессе экономической деятельности создаются экономические блага, которые удовлетворяют потребности людей. Чтобы произвести экономические блага нужны ресурсы и факторы производства.Под ресурсами понимаются запасы, источники, возможности, средства, необходимые для производства.

Экономические ресурсы имеют следующую элементную структуру: естественные (природные) ресурсы, инвестиционные (физические и финансовые) ресурсы, человеческие ресурсы.

Фактор в переводе с латинского означает делающий, производящий. Это движущая сила какого-либо процесса. Следовательно, это понятие близкое, но не тождественное с понятием ресурсы. Факторы - это ресурсы, вовлеченные в процесс производства или производящие ресурсы. Некоторые страны богаты ресурсами, но их экономика недостаточно развита, поскольку они или широко не вовлечены в производство или используются неэффективно.

Наличные ресурсы, как правило, редки или ограничены. Множественность потребностей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора наилучшего варианта их использования, определение приоритетов, очередности удовлетворения выбранных потребностей.



В условиях ограниченности ресурсов встает задача их эффективного использования.

Эффективность характеризует результативность производства, полноту и оптимальность применения ресурсов.

Эффективность – центральное понятие экономики. В широком понимании на уровне макро- и мега- экономики эффективность включает рациональное природопользование, оптимальное размещение производства, полное использование имеющихся в наличии ресурсов, применение достижений НТП.

На уровне микроэкономики (применительно к отдельному хозяйствующему субъекту) эффективность производства характеризует соотношение:

Эффективность = результат/затраты

 

Очевидно, что чем больше результат и меньше затраты, тем выше эффективность.

Совокупность ресурсов при их полном и эффективном использовании на основе данной технологии определяет производственные возможности страны и их границы.

Под производственными возможностями экономики понимается потенциально возможный, т.е максимальный объем производства при полном и эффективном использовании имеющихся ограниченных ресурсов на основе достигнутого на текущей момент уровня техники и технологии.

Использование ресурсов и факторов, т.е. производственных возможностей для получения материальных и духовных благ в целях удовлетворения потребностей людей есть процесс общественного производства, включающий в себя четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.

Стадии общественного производства

Производство   Процесс создания благ и услуг, необходимых для существования и развития человека и общества в целом
Распределение Процесс определения доли каждого участника общественного производства в совместно произведенном продукте
Обмен   Процесс движения благ и услуг от одного субъекта к другому, форма общественной связи производителей и потребителей
Потребление Процесс конечного использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей

 

Непрерывный процесс общественного производства называется воспроизводством. Различают воспроизводство простое и расширенное.

 

Воспроизводство
Простое воспроизводство – это возобновление процесса производства в неизменных масштабах выпуска Расширенное воспроизводство – это возобновление процесса производства во все более увеличивающихся масштабах выпуска

 

В процессе производства происходит с одной стороны , взаимодействие человека с природой, с другой- взаимодействие людей между собой, т.е возникают экономические( производственные) отношения.

 

Структура экономических отношений

Экономические отношения
Социально-экономические Организационно-экономические
Основаны на форме собственности на средства производства. Материальные интересы. Связаны с материальной заинтересованностью и выгодой, которую можно получить. Моральные интересы - связаны с удовлетворением интересов людей в виде морального вознаграждения или духовного удовлетворения результатами труда. Разделение труда – специализация производителей по изготовлению конкретной продукции Кооперация труда – объединение физических и ( или ) юридических лиц на основе добровольного членства для коллективного предпринимательства Концентрация производства – увеличение масштабов производства за счет привлечения или объединения внутренних и внешних экономических ресурсов. Менеджмент организации – формы и системы управления производством.

 

В составе общественного производства выделяется материальное производство и нематериальное производство.

Материальное производство - основа жизни общества. Оно связано с удовлетворением первичных потребностей человека, с проблемой его жизнеобеспечения.

Поскольку нематериальному производству принадлежит ведущая роль в обеспечении общественного прогресса, то выход России на передовые рубежи в мире следует связывать с развитием интеллектуального потенциала, оживлением на этой основе наукоемких и высокотехнологичных производств.

В процессе экономической деятельности возникают определенные экономические институты, в том числе фирмы, учреждения, банки, страховые организации; формируются принципы хозяйствования, которые закрепляются в законах государства, хозяйственном механизме. Постепенно складываются хозяйственные традиции, обычаи, привычки, экономический образ мышления, система ценностей.

Совокупность всех взаимосвязанных элементов экономической жизни образует экономическую систему общества.

К основным признакам экономической системы относится характер собственности на средства производства и способ регулирования (координации) хозяйственных связей.

Изучение вопроса о собственности позволит выяснить, почему преобразование отношений собственности является базовыми при переходе от одной экономической системе к другой.

Собственность в житейском представлении воспринимается как имущественное отношение. Отношения собственности являются фундаментальными в обществе, поскольку касаются, прежде всего, и главным образом жизненно важных факторов производства: земли, рабочей силы, средств производства, информации и т.д. Чтобы лучше и глубже понять этот вопрос нужно выяснить само понятие собственности. Следует различать объект и субъект собственности. Объект - то, что присваивается, субъект - тот, кто его присваивает. Отношения собственности представляют собой экономические отношения между людьми по поводу присвоения, владения, распоряжения и использования материальных и духовных благ и, прежде всего факторов производства, определяет характер экономического строя.

Способы фиксации закрепления имущественных отношений (что кому, в каких размерах принадлежит) изменялись по мере развития общества: от обычаев, нравов и традиций до норм права (законов), юридически устанавливаемых государством.

Следовательно, собственность одновременно выступает как экономическая и юридическая категория.

Экономическая сторона собственности является ведущей. Юридическая сторона – ведомой, т.к. права собственности являются конкретизацией, проявлением отношений собственности в реальной действительности. Права собственности касаются, прежде всего, уже существующих объектов собственности. Они документально (юридически) закрепляют принадлежность объектов собственности определенным субъектам. А так же их перемещение из рук в руки, т.е. смену собственников

Истории человечества известны такие виды собственности, как частная и государственная и их многообразные формы.

Частная собственность означает, что собственник свободно владеет, использует и распоряжается ею. Это безраздельная, ничем не ограниченная (кроме воли своего хозяина) собственность. В западной экономической науке под частной собственностью понимается всякая негосударственная собственность. Такое понимание утвердилось в связи с тем, что государство выступает как представитель всего общества. Остальные субъекты собственности представляют только часть общества, и поэтому их собственность выступает как частная.

Частная собственность имеет различные формы.

ü Частная индивидуальная трудовая собственность. Она основана на личном труде владельца и труде членов его семьи. Собственник и работник здесь соединены в одном лице.

Частная собственность, основанная на применении наемного труда. На предприятиях этой формы собственности применяются: 1) внеэкономическое (насильственное) принуждение и 2) экономическое привлечение работников к труду.

ü Коллективная (групповая) частная собственность. Она выступает в нескольких основных формах. Хозяйственное товарищество характеризуется уставным (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) участников.

Государственная собственность возникла вместе с государством. В одних странах (Азии) ее доля была больше, в других - меньше. В современной экономике государственная собственность играет существенную роль.

Государственная собственность способна оказывать влияние на формирование стратегии экономического развития общества, осуществлять макрорегулирование, оптимизировать структуру национальной экономики.

В современном обществе существует множество форм собственности. Каждая их них занимает свою «нишу» в экономике. Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации исходят из признания многообразия форм и видов собственности. Для нормального функционирования экономики государство должно поддерживать все формы собственности, защищать интересы всех субъектов, создавая для них с помощью экономических и правовых и административных регуляторов цивилизованные условия хозяйствования.

Исторический опыт показывает, что при одних и тех же отношениях собственности результаты экономического развития в разные периоды и в разных обществах бывают неодинаковы. И это зависит главным образом от способа регулирования хозяйственных связей, т.е. от механизма хозяйствования.

Истории известны четыре типа хозяйственных систем:

Традиционная система основывается на общей (общинной) собственности, натуральном хозяйстве, где ограниченные ресурсы распределяются и используются в соответствии с традициями и обычаями.

Рыночно-индустриальная капиталистическая система характеризуется свободой предпринимательства, господством частной собственности, свободой выбора и конкуренцией, опирается на личные интересы.

Командная (централизованная) системаесть способ организации экономической жизни, при котором основные средства производства принадлежат государству, ресурсы распределяются в основном централизованно, путем директивного планирования.

Смешанная экономическая система сочетает частный и государственный сектор, конкурентно-рыночное, корпоративное и государственное регулирование, опирается на многообразие форм собственности и тип хозяйствования. Она характерна для многих государств. Но при этом национальные модели смешанной экономики существенно разнятся в развитых и развивающихся странах и внутри этих групп.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите предмет экономической теории.

2. Каковы основные функции экономической теории?

3. Назовите круг проблем, которыми занимаются микро- и макроэкономика.

4. Каково место экономической теории в системе экономических наук?

5. Что такое метод? Назовите основные методы изучения экономической теории.

6. Когда сформировался научный подход к проблемам экономического развития.

7. Назовите главные направления современной экономической мысли

8. Что такое потребность? В чем выражается закон возвышения потребностей?

9. Что такое благо? Охарактеризуйте основные виды благ.

10. Какие ресурсы и факторы вы знаете? Чем они различаются? Почему они ограничены?

11. В чем состоит специфика основных производственных факторов

12. Почему производство называется общественным?

13. Чем обусловлена проблема экономического выбора?

14. Дайте характеристику собственности как экономической и юридической категории.

15. Как вы думаете, какой тип экономической системы сложился в современной России?

Лекция 1.

Экономика как наука прошла долгий путь своего формирования и развития Первые представления об экономике зародились в глубокой древности. Сложность предмета экономической теории обусловила существование различных подходов к его определению. Впервые термин «экономика» был введен в оборот древнегреческим философом Аристотелем в 322-384 гг. до н.э.

Этот термин состоял из двух греческих слов: “ойкос”- дом, “номос”- учение. В античный период экономические взгляды еще не выделились в самостоятельное учение и существовали и развивались в рамках философии и других наук.

Собственно экономическая наука зародилась только в XVI-XVII веках. Этот период ознаменовался становлением капитализма, углублением общественного разделения труда, развитием мануфактуры, расширением как внутренних, так и внешних рынков и как следствие, мощным развитием товарно-денежных отношений. Предметом экономической науки этого периода считалось богатство, которое отождествлялось с деньгами, а источником богатства считалась сфера обращения. Появилась первая экономическая школа – меркантилизм.

Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Наиболее известными меркантилистами являлись:

· Антуан де Монкретьен

· Уильям Стаффорд

· Самуил Фортрей

· Томас Мэн

· Жан Батист Кольбер

· Джеймс Стюарт

· Иван Посошков

· Антонио Сера.

Этапы развития меркантилизма:

1. XV-XVI ст. Ранний меркантилизм. Основные положения: всестороннее ограничение импорта товаров; вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью; установление высоких цен на экспортируемые товары. Главной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса. В целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу товаров, и сумму, вырученную за товар, тратить на покупку местных товаров.

2. 2я пол. XVI-XVII ст. Поздний меркантилизм. Основные положения: снятие жестких ограничений по импорту товара и вывозу денег; доминирует идея торгового баланса; появляется протекционизмэкономической политики государства. Характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу. Появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой.

Наиболее яркими представителями меркантилизма были французский экономист А. Монкрентьен, английский экономист Т Мен, итальянский – А. Сера.

В своем развитии меркантилизм прошел два этапа: ранний и поздний. Ранний меркантилизм - основная идея: идеализация денег (золото и серебро) как единственной формы богатства. Главным положением стала теория «денежного баланса», обосновывающая политику государства по увеличению денег в обращении. Поздний меркантилизм – основная идея – условием богатства государства является развитие внешней торговли. Главным положением стала теория « торгового баланса».

В рамках меркантилизма в начале XVII века сформировались научные взгляды по вопросам хозяйственного развития. Экономическая наука выделилась в самостоятельное направление. В 1615 г. француз А. Монкрентьен опубликовал "Трактат политической экономии", в котором определил экономическую науку (политическую экономию) как науку о законах, управляющих общественным хозяйством. В дальнейшем экономическая наука обогатилась новыми положениями и теориями.

В соответствии с различными исследовательскими подходами трактовка предмета экономической теории отличается в разных экономических школах. Так, в XVII-ХVIII вв. физиократы перенесли исследование из сферы торговли в сферу производства, но при этом они считали, что главной задачей экономики является развитие сельского хозяйства, промышленность же – бесплодная сфера. Основными представителями данного направления явились французские экономисты Ф. Кенэ, А. Тюрго.

В XVIII- XIX вв. представители классической политэкономии А. Смит и Д.Рикардо исследовали условия производства накопления и распределения нацио­нального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включали промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др. Они заложили основы трудовой теории стоимости, установив, что источником богатства является труд во всех сферах общественного производства.

Классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце XVII века — 30-х гг. XIX века.

Принято считать, что классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция)[

Основателем направления является А. Смит, ( вторая половина XVIII в). Среди его трудов можно выделить монументальное произведение «Богатство народов» (1776 год). Основой его теории стало то, что экономические законы незыблемы и объективны вне зависимости от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом — разделения труда и роста производительности труда — классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций.

Новый этап в развитии классической школы (первая половина XIX века). знаменует собой фигура Д. Рикардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли

Четвертый этап — завершающий этап во второй половине XIX века. Это период обобщения лучших достижений классической школы. Яркими представителями этого этапа является К. Маркс.

Причины появления классической школы:

До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII — начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм. Именно в это времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый планпромышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

Основные идеи классической школы (конец XVIII-нач. XIX вв.):

ü учение о трудовой теории стоимости

ü в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами ("экономический человек"), преследуя личные цели, но направляемые "невидимой рукой", содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. "Невидимая рука" - стихийное действие объективных экономических законов

ü рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства

ü предмет изучения - сфера производства

ü цель предпринимательской деятельности капиталиста - получение максимальной прибыли

ü экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства

ü деньги - орудие, облегчающее процесс обмена товарами Представители этого направления рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему, отрицали необходимость вмешательства государства в экономику.

В XIX -XX вв. ознаменовался появлением марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс выделили в качестве основополагающих социально-экономические отношения как общественную форму развития производительных сил. С позиции классового подхода разработанная ими политическая экономия стала изучать производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Учение, разработанное К.Марксом и Ф.Энгельсом носит название «марксизм».

В конце XIX в. возник маржинализм. Яркими представителями этого направления стали экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. Визер, Е. фон Бем-Баверк.

Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.

Особенность подхода представителей маржинализма состоит в том, что на первом месте у них стоит анализ исключительно индивидуального хозяйства, замкнутого хозяйства Робинзона. После чего субъективные действия Робинзона они переносят и на все остальные хозяйства в обществе и говорят, что общественное хозяйство суть простое суммирование индивидуальных хозяйств. Кроме того:

- анализируется сфера обращения, а не производства.

- огромное значение при определении полезности (стоимости) товара уделяется психологии человека.

- маржиналисты сосредоточили свой анализ на исследовании исключительно спроса.

- маржиналисты ушли от категории стоимость к категории полезность, считая ее более точным и емким понятием.

Наиболее ярко развитие маржинализма протекало в рамках австрийской школы.

Австрийская школа

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Основные теоретические положения австрийской школы

Экономисты австрийской школы жестко придерживаются методологического индивидуализма (англ. methodological individualism), который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения индивидуальных агентов. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить ее из базовых принципов человеческой деятельности (human action), называя подобный метод праксеологическим (англ. praxeology). Кроме того «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях.

История развития австрийской школы

Австрийская школа получила свое название от происхождения ее основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера , Эйгена фон Бём-Баверка ) и Фридриха фон Визера.

В число известных экономистов XX века, относимых к Австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт (англ. Henry Stuart Hazlitt), Мюррей Ротбард (англ. Murray Rothbard), и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек (англ. Friedrich Hayek).

Классическая экономическая теория основывалась на трудовой теории стоимости (англ. Labor theory of value), в соответствии с которой стоимость товаров определяется количеством труда, затраченного на его производство. В конце XIX века, однако, внимание экономистов переключилось на теорию предельной полезности. Австрийская школа была одним из трех источников маржиналистской революции 1870-х, при этом ее основной вклад состоял в применении субъективистского подхода к экономике. Вышедшая в 1871 году книга Карла Менгера Принципы Экономики (англ. Principles of Economics) стала катализатором развития этого направления. Вокруг Менгера в рамках широкого направления маржинализма сформировалась более узкая школа, получившее название «Психологическая школа», «Венская школа» или «Австрийская школа». Впоследствии Торстейном Вебленом в его работе Preconceptions of Economic Science (1900) был специально введен термин «неоклассическая экономика», дабы отличить маржинализм в объективистской традиции последователей Альфреда Маршалла от маржинализма Австрийской школы, исповедовавшей субъективистский подход к стоимости.

Австрийская школа оставалась влиятельным направлением экономической мысли в первой половине XX века и какое-то время рассматривалась как неотъемлемая часть экономического мейнстрима (преобладающее направление в экономической науки). Ее вклад в развитие экономической мысли включает неоклассическую теорию стоимости (включая субъективную теорию стоимости (англ. subjective theory of value), а также осмысление проблемы экономических вычислений (англ. Economic calculation problem) и невозможности централизованного планирования в экономике. С середины XX века и до настоящего времени Австрийская школа стала рассматриваться как самостоятельное течение, обособленное от мейнстрима и вносящее незначительный вклад в последний. Приверженцы экономического мейнстрима, как правило, критически относятся к методологии австрийской школы.

Основные представители австрийской школы:

· первое поколение — Карл Менгер (1840−1921) (основатель)

· второе поколение — Эйген фон Бём-Баверк (1851−1914), Фридрих фон Визер (1851−1926), Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858−1917)[2], Эмиль Закс (1845−1927);

· третье поколение — Людвиг фон Мизес (1881−1973), Карл Шлезингер (1889−1938), Х. Майер (1879−1955),Рихард фон Штригль (1891−1942), Лео Илли (урожд. Зенфельд) (1888−1952), Бенджамин Андерсон(1886−1949), Фрэнк Феттер (1863−1949);

· четвертое поколение — Фридрих фон Хайек (1899−1992), Оскар Моргенштерн (1902−1977), Фриц Махлуп(1902−1983), Пауль Розенштейн-Родан (1902−1985), Готфрид фон Хаберлер (1900−1995), Генри Хэзлитт(1894−1993), Фридрих Лутц (1901−1975), Феликс Кауфман (1895−1949), Альфред Шютц (1899−1959);

· пятое поколение — Мюррей Ротбард (1926−1995), Израэль Кирцнер (род. 1930), Людвиг Лахманн (1906−1990), Джордж Шекл(G.L.S.Shackle) (1903−1992);

· шестое поколение — Ганс-Герман Хоппе (род. 1949), Йорг Гвидо Хюльсман (род. 1966), Хесус Уэрта де Сото (род. 1956), Питер Бёттке (Peter Boettke, род. 1960), Крис Койне (Chris Coyne), Стивен Хорвиц (Steven Horwitz, род. 1964), Питер Лисон (Peter T. Leeson), Фредерик Сотэ́ (Frederic Sautet), Роджер Гаррисон (род. 1944) и др..

В России одним из представителей австрийской школы являлся Г. В. Лебедев (1957−2004), на сегодня — Борис Львин, Юрий Кузнецов, Вадим Новиков, Григорий Сапов, Александр Куряев, в Белоруссии — Ярослав Романчук.

Современное развитие австрийской школы

С 1982 г. в США активно действует Институт Людвига фон Мизеса (Ludwig von Mises Institute) в Оберне, штат Алабама (Auburn, Alabama, USA), насчитывающий ныне 275 научных сотрудников (research fellows). Институт ежегодно проводит летнюю школуУниверситет Мизеса (Mises University), конференцию экономистов-исследователей австрийской школы (Austrian Scholars Conference), а также различные тематические семинары по денежной политике, истории, политической философии. Активно издаются новые работы современных экономистов, работающих в австрийской традиции, и переиздаются работы «классиков» (Людвига фон Мизеса, Мюррея Ротбарда и др.)

Институт Людвига фон Мизеса издаёт ежеквартальный научный журнал по экономике — Quarterly Journal of Austrian Economics. В ежемесячном журнале «Свободный рынок» (англ. The Free Market) анализируются современные экономические и политические вопросы. Издаётся также научный журнал по политической философии — Journal of Libertarian Studies.

В 1996 г. в США было организовано Общество по развитию Австрийской экономической школы (Society for the Development of Austrian Economics), насчитывающее ныне более 100 членов. Общество организует несколько секций на ежегодной конференцииЮжной экономической ассоциации (Southern Economic Association).

Материалы, посвященные современному развитию школы, публикуются в журналах The Review of Austrian Economics [7](издательство Springer), Quarterly Journal of Austrian Economics[8] (институт Людвига фон Мизеса).

С 2004 года ежегодно в Праге «Либеральный институт» организует конференцию Prague Conference on political Economy[9] в австрийской традиции.

Представители этой научной школы исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов. Данное направление основывалось на использовании в экономическом анализе предельных величин:предельной полезности блага и предельной производительности.

Неоклассическое направление возникло в 90-е годы XIX в. Виднейшим представителем этого направления является А. Маршал - основатель Кембриджской школы,

Создание неоклассического направления связано с работами анг­лийского экономиста Альфреда Маршалла

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории сто­имости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования за­коны ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой инте­ресов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической дейст­вительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разде­ляемым ее основными представителями.

Одна из особенностей неоклассической школы — широкое ис­пользование графиков, схем, экономических моделей. Это не толь­ко иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.

Принцип экономического равновесия является одним из опреде­ляющих положений неоклассической школы. Равновесие в экономи­ке — это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).

А. Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, перера­ботав и соединив трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе вза­имных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

В 1890 г. А. Маршалл в книге «Принципы экономикс» было введено новое изложение экономической теории под названием «Экономикс». Предметом исследования «Экономикс» является анали­з поведения «экономического человека» в процессе взаимоотношения между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности применения. Основной постулат: спрос и предложение являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования, при этом рыночный механизм считается единственным эффективным функционирования рыночной системы хозяйствования.

На рубеже XIX - XX вв. возникло новое течение экономической мысли – институционализм.

Термин институционализм. связан с двумя понятиями: 1) «институт» – как порядок, обычай и 2) «институт» – как закрепление обычаев и порядков в виде законов и учреждений.

Поэтому институционализм рассматривает вместе явления экономического и внеэкономического порядка

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.