Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные национальные модели смешанной экономики





Модель Основные характеристики
Американская • Малый удельный вес государственной собственности • Минимальная регулирующая роль государства • Всемерное поощрение предпринимательства • Высокая дифференциация на богатых и бедных • Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
Японская • Высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики • Составление планов развития экономики • Социальная направленность модели • Незначительные различия в уровне ЗП между главой фирмы и служащими •Влияние национальных традиций
Немецкая • Высокий уровень государственного воздействия на экономику, обеспечение так называемого «экономического порядка» • Прогнозирование основных макроэкономических показателей • Незначительные различия в уровне заработной платы
Шведская • Социальная направленность, забота о малообеспеченных гражданах на основе бюджетно-налоговой политики • Государство активно вмешивается в ценообразование • Высокий удельный вес государственного сектора
Китайская • Переход от "централизованной плановой" к "социальной плановой товарной экономике" • Сочетание рынка с государственным планированием • В с/х осуществлен переход от "народных коммун" к системе "семейного подряда" • Оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения "права собственности" от "права хозяйствования" • Установление прямых хозяйственных связей между предприятиями

 



Японское экономическое чудо

 

Ещё в середине 50-х гг. прошлого столетия промышленность Японии отставала от развитых стран на 25-30 лет и аналитики убеждали мир, что "отставание непреодолимо", что в мировом театре Японии после поражения во 2-й Мировой войне суждено играть роль третьестепенного игрока. Однако во второй половине прошлого века именно Япония стала ярким и наглядным примером блестящего экономического успеха, превратилась в мировую экономическую супердержаву.

Сегодня на узких полосках суши, протянувшихся вдоль побережья её почти 7 тысяч островов, на которых проживает более 127 миллионов человек, сосредоточены все чудеса современной цивилизации - суперсовременные мегаполисы, суперэкспрессы, супертехнологии. Важнейшими составляющими хозяйственных успехов Японии стали:
1) Государственное регулирование экономики. Известно, что в Японии государство основательней, чем в странах классического либерализма, вовлечено в регулирование экономики.



2) Ориентация на экспорт. В стране создана мощная конкурентоспособная промышленность, что позволяет продавать на внешних рынках более трети её продукции, а значит, идёт постоянный приток денежных ресурсов.
3) Низкие налоги, во всяком случае, они ниже, чем в других высокоразвитых странах. Долгое время налоги составляли не более 20% ВВП, что связано, в том числе и с низкими военными расходами, которые по антивоенной конституции страны ограничивают средства на оборону в 1% от ВНП. Это позволило направить сэкономленные средства на развитие промышленности.

4) Беспрецедентная закупка американских и западноевропейских ноу-хау, патентов и лицензий. В Японии долгое время применяли лучшие технические разработки, собранные буквально по всему миру (недоброжелатели при случае не забывают напомнить, о том, что японцы в своё время не гнушались и промышленного шпионажа). Всё это дало не только колоссальную экономию средств, но и ускорило техническое переоснащение промышленности.

5) Объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции и банков, то есть корпоративная группа, как бы сказали у нас, устойчивая промышленно-финансовая группа. Выглядит это так. Вокруг крупного предприятия образуется огромное число мелких, тесно связанных между собой. Типичный пример - Toyota. В отличие от США, банки Японии часто устанавливают тесные связи или даже союзы с компаниями, в которые они инвестируют свой капитал. Дружественные и семейные отношения между ними, а также заказчиками и поставщиками, способствовали развитию экономического чуда, помогали захватывать внешние рынки для сбыта продукции.



6) Особая система наёмного труда, то есть гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях, патернализм (опека). Как известно, для Японии характерно пожизненное прикрепление работника к предприятию, а значит, заработная плата, отпуск, привилегии, пенсия радикально зависят от стажа работы на фирме (например, зарплата рабочего в зрелом возрасте в 2,5 раза больше, чем у начинающего). В связи с этой системой принудительное увольнение считается крайней мерой (добиваться выхода из кризиса через лишение людей работы, считается неэтичным, поэтому даже в разгар этого мирового финансового кризиса 2008 г. уровень безработицы в Японии не превышал 5%).

Компании заботятся о сотрудниках в течение всей их жизни, а начальник в системе японской рабочей иерархии – «отец родной» для своих сотрудников. При таких условиях благосостояние работника, да чего там, сама его жизнь, оказывается напрямую связанной с процветанием фирмы, то есть работники конкретно мотивированны к труду. Со временем станут очевидными не только плюсы, но и риски, связанные с пожизненным наймом. Сегодня компании в попытке увеличить прибыль понемногу отходят от некоторых норм этой системы, например, увольняют сотрудников гораздо больше и быстрее, чему способствовало превращение трети всех рабочих мест во временные.

7) Важным фактором столь значительных экономических успехов стали и особенности национального характера японцев, высокое качество японской рабочей силы. Для японцев характерно:

- своеобразная трудовая культура - японцы ценят не столько отдельную личность, сколько слаженный коллективный труд, то они лояльны к работодателю, безоговорочно подчиняются его авторитету. В Японии принято задерживаться на работе, в свободное от основной деятельности время заняться чем-то полезным для своей фирмы (вплоть до уборки её территории), а вот брать отгулы, переходить в другую организацию считается неэтичным ;

- одержимость новизной - открытые всему новому, тянущиеся к прогрессу умы и совершили пресловутое «японское чудо». В Японии как нигде в мире быстро появляется и проходит мода на всё что угодно. Можно вспомнить знаменитого электронного малыша тамагочи, имитирующего жизнь реального животного от вылупления из яйца и до смерти. Мода на него докатилась и до постсоветского пространства. Но так же внезапно и исчезла. Бум в Японии обычно длится не больше года и через пару лет вспоминается с трудом. В связи с этим о Японии говорят как о стране преходящих ценностей;
- трудолюбие. О трудолюбии японцев ходят целые легенды: они запросто могут работать 18 часов в день даже без перерыва на обед. Только в этой стране из страха показаться бездельником отказываются брать отпуск. В результате чего руководству фирмы приходится просто на какое-то время её закрывать;

- склонность к самоанализу. Японцы считают, что эта черта возникла потому, что другие страны постоянно бросали им вызов, вот им и нужно было обдумывать свои действия. Имеющие деловые связи с японцами, знают, что любая критика здесь может быть воспринята гораздо более серьёзно, чем предполагалось. Другие же полагают, что японцы просто одержимы своеобразной гордыней. Они лезут из кожи вон, чтобы казаться аккуратными, трудолюбивыми, способными оправдать возложенное на них доверие;
- чистота и простодушие, некоторые, правда, это называют наивностью. Японцы верят практически всему;

- учтивость и вежливость. Японцы никогда не отказывают прямо, так как сказать откровенно «нет» считается грубостью. В японском языке нет ругательств. В стране фантастически вежливый сервис, чрезвычайно эффективный и дисциплинированный обслуживающий персонал;
- педантизм, организованность, пунктуальность. Каждая вещь, включая туалетную бумагу, снабжена подробной инструкцией. Причём, японцы всегда следуют им до последней буквы, и очень теряются, если в ней обнаруживается ошибка. Если написано, что магазин открывается в 7.00 утра, он откроется ровно в семь, несмотря на забастовки транспортников или тайфуны;
- очень чистоплотны. У японцев личная гигиена находится на уровне фетиша. Буквально везде на стенах надписи, призывающие соблюдать чистоту. Утро для владельца магазина начинается с мытья тротуара перед входом в его заведение;

- сдержанность. В Японии считается невежливым публично обниматься, похлопывать по плечу, а тем более целоваться. Максимум, который можно от них ожидать, это рукопожатие. Фривольность позы, когда нога на ногу, руки в карманах или откинувшись на спинку кресла не для деловых переговоров. Не говоря уже о том, что деловой костюм и галстук обязательны в любую погоду.

Успехи Японии в 80-е 20 века годы были настолько очевидными, что в мире заговорили о японской модели капитализма, которая сменит устаревший западный капитализм. В начале ХХI века японская экономика вступила в полосу стагнации и сползания и так продолжается уже свыше десяти лет. Что же случилось? Как это произошло? Вопросы, актуальные не только для самих японцев, но и для тех, кто пытается спрогнозировать дальнейший тренд развития нынешних экономических чудес – китайского, южнокорейского.

Качественные преобразование экономического развития общества, переход от одной экономической системы к другой характеризует состояние переходной экономики.

Существует несколько подходов к определению переходной экономики:

· Формационный подход к членению общества на ряд исторических ступеней был развит К.Марксом. Важнейшие черты формационного подхода - рассмотрение развитие общества как поступательного естественно - исторического движения от низших ступеней к высшим (первобытнообщинный – рабовладельческий – феодальный – капиталистический - коммунистический); формы производственных отношений, в общем и целом соответствуют уровню и характеру развития производительных сил;

· Цивилизационный подход характеризует переход от индустриального постиндустриальному и затем к информационному обществу. При таком подходе акцент делается на социальных и духовных аспектах развития общества.

Содержание и особенности переходной экономики проявляются в ее отличительных чертах:

-сочетание в переходной экономике элементов прежней и новой системы;

- неустойчивость, нестабильность, обусловленная качественными изменениями, преобразованием старых и утверждением новых экономических форм;

- продолжительность, которая зависит от сложности и масштабности решаемых задач;

- альтернативность, т.е. возможность выбора конкретных вариантов преобразования, например, эволюционный путь постепенных преобразования, при многообразии форм собственности, или путь «шоковой терапии» с быстрыми, но достаточно болезненными преорбразованиями;

- самобытность и специфичность, отражающие существенные особенности данной страны, исключающие простое копирование, механическое заимствование чужого опыта.

Процесс перехода может считаться завершенным, когда новая экономическая система приобретает «органическую целостность», начинает развиваться на собственной основе, обеспечивать условия собственной дальнейшей жизнедеятельности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему анализ отношений собственности является актуальным на любом этапе исторического развития общества.

2. Дайте характеристику собственности как экономической и юридической категории.

3. В чем суть информационного и цивилизационного подхода к определению переходной экономики?

4. Каковы отличительные признаки экономических систем?

5. Что такое трансакционные издержки и каково их место в экономической системе?

6. Какие типы экономических систем вам известны?

7. Как вы думаете, какой тип экономической системы сложился в современной России?

 

Лекция 1.

 

Хозяйственная деятельность человека прошла долгий путь развития и менялась под воздействием развития производительных сил. Соответственно менялись и формы ее общественной организации.

Исторически первой формой общественного хозяйства является натуральное хозяйство. Определяющая черта натурального хозяйства - производство продуктов для собственного потребления.

Товарное хозяйство возникает и развивается как противоположность натуральному. Это хозяйство, в котором продукция производится не для собственного потребления, а для продажи.

Товарная организация хозяйства характеризует собой специфический способ отношений между производителем и потребителем через обмен, через рынок.

Для возникновения и развития товарного хозяйства необходимы два условия:

· Первое условие - общественное разделение труда, при котором отдельные производители специализируются на выработке определенных продуктов (например, ткани). Это порождает необходимость их обмена.

· Второе условие - это экономическое обособление товаропроизводителей. Оно означает, что собственник самостоятелен, хозяйственные решения принимает сам, на свой страх и риск, исходя из личных интересов.

Необходимо различать простое и капиталистическое товарное производство.

· Простое основано на личном труде производителя. Его целью является удовлетворение собственных потребностей путем обмена продуктов.

· Капиталистическое товарное производство основано на наемном труде (рабочая сила становится товаром). Его цель - получение прибыли. Повсеместное распространение наемного труда получило развитие в XX веке. В настоящее время в развитых странах среди трудоспособного населения доля лиц наемного труда превышает 80%.

В условиях товарного хозяйства произведенная продукция становится товаром.

Товар - это продукт труда для продажи и обмена. Следовательно, товар должен обладать способностью удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность, т.е. быть полезным человеку. Свойство вещи быть полезной человеку, удовлетворять его потребность называется потребительной стоимостью товара. Другое свойство товара – меновая стоимость- способность обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции. Чтобы стать товаром продукт должен пройти фазу обмена, т.е. перейти из рук производителя в руки потребителя. Следовательно, товар - продукт меновых отношений. Вне этих отношений нет товара. Если цветы вы подарили - это подарок, если их продали - это товар.

Здесь возникает новый вопрос: Что лежит в основе обмена товаров? Почему товары с разными потребительскими свойствами могут быть обменены друг на друга? Для ответа на эти вопросы обратимся к таким понятиям как стоимость и полезность.

Стоимость товара – это овеществленный в товаре абстрактный труд. Величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, выраженными общественно необходимым рабочем временем, т. е временем, в течение которого произведена основная масса товара. Стоимость создается в процессе производства, но выявляется при обмене на рынке. Согласно закону стоимости обмен осуществляется по ценам, в основе которых лежит стоимость. Колебания цен происходят вокруг стоимости.

В науке до сих пор существуют разные представления о сущности денег и их функциях. Более глубоко и последовательно эта проблема рассматривается в эволюционной теории К.Маркса. Возникновение денег он связывает с развитием форм стоимости. В начале обмен носит случайный характер. Товар обменивается на товар. Первый товар был в относительной форме стоимости, второй - в эквивалентной. На смену простой или случайной форме стоимости, приходит полная или развернутая. В качестве эквивалента первого товара выступает уже несколько товаров. Затем происходит качественный скачок - из массы товаров выделяется товар, имеющий наибольшую способность к сбыту (т. е. ликвидность), выступающий в качестве эквивалента других товаров. Это новое явление отражает всеобщая форма стоимости. Со временем роль всеобщего эквивалента закрепляется за определенным, имеющим абсолютную ликвидность, товаром (серебром и/или золотом).

 

Свойства золота, которые сделали его

всеобщим эквивалентом

ü Портативность

ü Неподдельность

ü Редкость

ü Износостойкость

ü Делимость

Деньги - это товар, служащий всеобщим эквивалентом при обмене товаров.

Деньги выполняют следующие функции, это:

· мера стоимости - то есть приравнивание стоимости товаров к определенному количеству денег. Эту функцию деньги выполняют идеально, как мысленно представляемые деньги (то есть не требуется их наличия).

· средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т-Д-Т). При выполнении этой функции деньги должны существовать реально. При обмене товаров деньги переходят из рук в руки непрерывно. Эта мимолетность позволяет заменить в обращении полноценные деньги (золото) бумажными знаками.

· средство платежа - эта функция реализуется при продаже товаров в кредит, с отсрочкой платежа, при уплате налогов, заработной платы и т.д. При ее выполнении возникает особая форма денег - кредитные деньги.

· средство образования сокровищ и накопления. Эту функцию выполняют реальные и полноценные деньги, когда продавец, получив их за свой товар, не расходует их сразу, а накапливает.

· мировые деньги - используются в процессе обслуживания международных экономических связей. Вначале в качестве мировых денег использовалось золото, а затем свободно конвертируемые валюты.

Вместе с развитием товарного хозяйства развивался рынок.

В обыденной жизни под рынком понимается место, где происходит обмен товаров, их купля-продажа. Однако, рынок сложное и многогранное понятие. В наиболее общей трактовке он представляет тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, основанный на конкурентных началах, при котором обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Экономика, где рыночные отношения являются всеохватывающими и господствующими, называется рыночной.

Основные свойства экономики рыночного типа:

· Распространение рыночных отношений во все сферы хозяйственной деятельности;

· Охват рынком всех регионов страны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.