Тема 4. ТЕОРИЯ СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЦЕН
4.1. Теория спроса. Закон спроса. Эластичность спроса по цене
4.2. Теория предложения. Закон предложения. Эластичность предложения по цене
4.3. Рыночное равновесие
4.4. Задачи и упражнения
4.5. Вопросы для самопроверки
Теория спроса. Закон спроса. Эластичность спроса по цене
Спрос (D) – это то количество товаров и услуг (Q), которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах (P) в течение определенного времени.
Согласно закону спроса с увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.
Между ценой и спросом существует обратная зависимость:
D = f (P) < 0(2)
где, D - спрос
P - цена
Графически зависимость между ценой и спросом описывается кривой спроса.
Р
Цена товара
руб.Р1
Р2
D
0 Q1 Q2 Q Количество товара, ед.
Рисунок 10. Кривая спроса
При снижении цены с Р1 до Р2 величина спроса увеличивается с Q1 до Q2.
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием:
- эффекта дохода. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя и спрос на товар падает;
- эффекта замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, спрос на данный товар упадет;
- закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести ее лишь за меньшую цену.
Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением по (вдоль) кривой спроса.
Закон спроса не действует:
- при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями;
- в отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.п.), приобретение которых является средством сбережения;
- при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых;
- в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена.
Неценовые факторы спроса
Изменения предпочтений потребителей (вкуса и моды). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот. Здесь появляется «эффект присоединения к большинству».
Изменение дохода.При росте доходов спрос на качественные («нормальные» товары) повышается, при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая).
Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная).
Цены на другие товары.Если товары взаимозаменяемые (чай-кофе, лес-кирпич, газ-нефть и т.п.), изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар.
В случае взаимодополняющих товаров (фотоаппарат – пленка, автомобиль – бензин, лыжи – крепления) изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар.
Количество покупателей на рынке– Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, при этом его характер зависит от возрастного, национального, религиозного и пр. составов покупателей.
Ожидания покупателей в отношении изменения цен. При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос.
Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается сдвигами кривой спроса.
Р
Цена товара,
ден. ед.
Р1
D2
D
D1
0 Q2 Q1 Q3 Q Количество товара, ед.
Рисунок 11. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов.
При увеличении спроса под влиянием неценовых факторов кривая спроса сдвигается влево вверх (от D к D2). Спрос при постоянной цене (Р1) возрастает до Q3.
Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, кривая спроса сдвигается вправо вниз (от D к D1). Спрос при постоянной цене (Р1) сокращается до Q2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|