Материальные потребности и экономические ресурсы. Основное экономическое противоречие
Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.
Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих ему благ.
Степень удовлетворения потребностей людей зависят от уровня развития сферы: материального производства и непроизводственной деятельности. В первой создаются материальные ценности – товары, во второй – духовные ценности и услуги.
Закон возвышения потребностей. Потребности людей безграничны и неутомимы, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т.к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов, населения и наконец государства в целом, при этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей.
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых потребностей. Например, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у человека возникает масса новых нужд: машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и др.
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск, и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести.
В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленным на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство. Во-первых, они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко всё более высоким.
Всю историю экономики в определенном смысле можно рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:
• физиологические (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);
• в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
• в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
• в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
• в саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Перечисленные формы человеческих потребностей можно изобразить в виде пирамиды (рис. 2).
Потребность
в саморазвитии
Потребность
в уважении
Потребность
в социальных контактах
Потребность в безопасности
Физиологические нужды
Рисунок. 2. Пирамида потребностей современного человека по А. Маслоу
Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд по мере развития производства и культуры.
Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, запросы высшего порядка - социальные и интеллектуальные - по существу безграничны.
Экономические ресурсы (факторы производства) – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Общая величина ресурсов характеризует потенциальные возможности развития экономики.
Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Их общая величина составляет производственный потенциал экономики. Существуют различные классификации факторов производства. Традиционно исходной в науке является теория «трех факторов производства», предложенная более 200 лет назад французским экономистом Ж.Б. Сэем. Она включает в себя землю, труд и капитал. Это основные факторы производства.
Земля – (сельхоз угодия, пашня, лес, вода, полезные ископаемые и т.д.), этот ресурс дан природой и уже поэтому ограничен. Он ограничен и территориально, произвести или накопить землю невозможно.
Капитал – под капиталом понимаются средства производства: сырье, материалы, машины, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь. Они все являются продуктом труда и уже в силу этого носят ограниченный характер. Ограничены ресурсы из которых они производятся. Капитал имеет свойство стареть, изнашиваться. Капитал ресурс экономический.
Труд – в процессе труда человек реализует всю совокупность своих физических и духовных способностей. Физически человек ограничен. Знания, умения, навыки, квалификация относительно также ограничены.
Таким образом, ресурсы – это природные блага, источники сырья, станки и оборудование, трудоспособные работники – одним словом, все слагаемые производственного процесса, используя которые человечество создает, делает, производит товары и услуги. Более употребителен термин – факторы производства. При организации бизнеса они комбинируются в целях минимизации затрат и получения наибольшего эффекта и называются предпринимательством.
Каждый фактор производства имеет свою цену.
Исходя из выше сказанного общество не в состоянии создать полное изобилие, то есть, удовлетворить все потребности, всех людей.
Таким образом, общество сталкивается с фундаментальной проблемой: противоречием между растущими человеческими потребностями в разнообразных благах и ограниченными ресурсами для их удовлетворения.
Важным следствием редкости ресурсов является проблема выбора:
1. Что производить и в каких количествах;
2. Как производить (то есть с помощью какой комбинации ресурсов и какими технологиями);
3. Для кого производить (то есть, кто эти блага будет потреблять, извлекать из них пользу).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|