Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткая расшифровка практической исследовательской работы

В своих фотоиллюстрациях я стремилась как можно точнее передать либо идейный замысел текста, либо атмосферу. Иллюстрировать поэзию с одной стороны сложно, с другой – бесконечно интересно. Сложность заключается в краткости данного жанра. Здесь не даются развернутых описаний или действий, по которым может быть простроена иллюстрация. Почти все спрятано за текстуальной оболочкой. Интересно т.к. это очень образный вид литературы, что дает прекрасную возможность использовать иносказательность, концепт и символизм. Форма текста и язык помогают понять задумку автора.

­­­В первой иллюстрации к стихотворению «Пролог» я активно использовала символику предметов и чисел, которая уходит своими корнями в голландский натюрморт (11. Рис. 32).

Концепт выражен в форме сюжета – левитация. Выбрана эта форма не случайно. Само стихотворение напоминает вихрь, в котором по кругу кружатся разные реалии человеческой жизни от социальной, исторической до культурной. На первый взгляд, кажется, что фотография перегружена предметами, что составляет хаос. Это не случайно. Автор пишет: «…Я так люблю, чтоб все перемежалось! И столько всякого во мне перемешалось… Я доверху завален». Таким образ мировоззрение и жизнь писателя переполнены, как фонды хранилищ музеев, в которых можно встретить самые разные предметы.

Не смотря на это, предметы выстроены в круг – знак целостности, гармонии, где центр – это человек (автор). Вихрь не мешает автору быть в гармонии не только с собой, но и со всем окружающим миром. Он мечтает, чтобы не было территориальных границ:

«Границы мне мешают...

Мне неловко

не знать Буэнос-Айреса,

Нью-Йорка.

Хочу шататься, сколько надо, Лондоном,

со всеми говорить -

пускай на ломаном.

Мальчишкой,

на автобусе повисшим,

Хочу проехать утренним Парижем!»

Поэтому в этом вихре присутствуют фотографии реальных мест, топографическая карта стихотворения.

Автору близки абсолютно все виды искусства и стороны жизни. Поэтому вокруг моего героя летают и музыкальный инструмент, и предметы живописи, портреты писателя. Также он говорит о его безмерной любви к литературе – книги присутствуют на снимке. Однако книги выполняют и символическую роль. Они означают, во-первых, знания, которыми автор уже обладает благодаря своей любознательности, и во-вторых, послание – писатель через свои стихи шлет миру частичку своей философии.



Не чужды ему и человеческие отношения, поэтому здесь присутствует женский портрет, красная роза – символ страстных чувств и красоты, удовольствия. И хотя автор молод душой и жаден к познаниям, жизнь коротка. Это еще больше должно подталкивать нас к самосовершенствованию. Цветок, мыльные пузыри, хрустальная ваза символизируют хрупкость и краткость жизни. Яблоки – чувственное удовольствие и греховность человеческой натуры. Мы несовершенны и это толкает нас к самопознанию. Мы играем нашими жизнями, выбирая для себя путь. Мы творим свою судьбу – символ шахматы.

Использованы символичные числа. Три яблока: три сферы (уровня) вселенной; прошлое, настоящее и будущее; начало, середина, конец; запад (левая сторона), центр и восток (правая сторона). Человек рассматривается как триединство тела, души и разума (или духа); рождение, жизнь, смерть, детство, зрелость, старость.

Пять шахматных фигур: универсальный символ человека и его пяти чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), макрокосм. Это целостная индивидуальность, вдохновение свыше и духовное воспитание.

Голубоватый цвет подчеркивает связь человека с Космосом и чем-то, что не подвластно человеческому сознанию.

Встречается символика и в следующей иллюстрации (11. Рис. 33). Кольцо не только как символ единения, любви, но и вечности, как те стихии, что увлекают автора. Он жаждет знания, познание вечного – природного, стремится к гармоничному целому. Знания снова символизирует книга. Однако здесь она приобретает и иной контекст: герой хочет подарить любимой целый мир и творчество для этого прекрасно служит, ведь благодаря книгам мы можем побывать в самых разных мирах, как реальных, так и вымышленных. Но все добытые «богатства» не нужны одному человеку. Для гармонии важна пара – семья, род, преемственность.

Следующее стихотворение, пожалуй, одно из самых философских по своему содержанию (11. Рис. 34,35). Каждый человек, являясь порождением Вселеннй, представляет собой микрокосмос. Он развивается, получает свой жизненный опыт, общается с миром. И автор абсолютно прав. Каждый из нас не просто прекрасен, а уникален! И, возможно философия жизни заключается не в постижении сложных законов бытия, а в ценном опыте и умении научиться слушать и видеть других, уметь разглядеть уникальность каждого, чтобы он не канул в вечности, а остался в памяти.

Человеческое сознание – сложно организованная структура. Она похожа на космос с такими же солнечными всплесками с зарождением новых звезд – идей и чувств, с черными дырами памяти, переживаний и страхов. Но как это не было бы печально, вокруг нас очень много одиноких людей, т.к. мы не научились искусству познания себя и окружающих, лишь делаем робкие шаги в этом направлении. Поэтому я поместила своего героя в одиночестве, размышляющим о чем-то, а может быть о ком-то. Его мысли – это звездное небо, космос, где нет места покою. То здесь, то там видны всполохи света, сгорание звезды или далекого сияние небесных светил.

Есть в народе поговорка, что глаза – это зеркало человеческой души. Если всмотреться в них, то можно увидеть красиво организованную структуру. Радужка глаза очень похожа на маленькую планету, мир. Глаза словно отражают людские судьбы. Мы связаны судьбой с каждой личностью, наши глаза повторяются по цвету, форме, структуре, но вместе с тем каждый уникален! Мы уже знаем очень многое о мире вокруг нас, но в тоже время ничего не знаем о мире какого-то одного человека, не умеем «читать» души.

Тема отчужденности и одиночества продолжается в следующем стихотворении и иллюстрации (11. Рис. 36). В быстротечности жизни мы упускаем близких нам по духу людей. Находясь с кем-то, подсознательно ощущаем, что нечто настоящее бродит рядом, но не всегда можем найти это. На фотоиллюстрации представлена пара. Она, как незримый призрак, патрон, который преследует и влечет героя. Они тянутся друг к другу, но пока еще далеки. Что нужно делать, как поступать, чтобы ощутить полноценное счастье. Этот вопрос автор оставил без ответа. Лишь призывает не отнимать человека у другого, не мучить друг друга обманами и подозрениями.

С развитием графических редакторов, очень распространенно стало в фотоискусстве обработка под живописные техники. Здесь выбрана масленая живопись на холсте. Живопись, как с одной стороны зримое искусство, но при этом зыбкое, таинственное и сугубо индивидуальное. Во второй иллюстрации к этому поэтическому тексту, был использован концепт: необычные материалы в несвойственной для них роли, а фотография лишь как средство запечатлеть данный образ. Такие поделки и фотографии из природного материала переросли в целый жанр, который, возможно, привлекает мастеров и зрителей своей необычностью и минимолизмом.

В последних иллюстрация целью было передать атмосферу поэтического текста, его настроение: странное единение двух чужих людей, понимающих, жалеющих и по-своему заботящихся друг о друге (11. Рис. 37,38). Пара не повернута друг к другу лицом. Она льнет к нему в благодарном порыве за те мгновения, которые он ей подарил. Героиня снова смогла почувствовать себя женщиной – желанной, милой, нежной. Он же размышляет о странном течении современной жизни, когда на хрупкие женские плечи ложится целый мир. Женщине нужно так мало, чтобы познать счастье. Ему хорошо, он благодарен ей за то, что она скрасила его одиночество и одарила природное женское тепло. Но ему стыдно за то, что воспользовавшись этим, он не может ей дать всего того, что она на самом деле заслуживает, хотя и не догадывается об этом. Он истощен мыслями, жизнью, терзаниями.

Вывод по второй главе

Я не могу сказать, что все творчество Евгения Евтушенко мне полностью созвучно. Однако многие его стихи очень тронули меня. У поэта есть удивительный дар ненавязчивым образом заставить задуматься о серьезных вопросах, подтолкнуть к самоанализу. Также меня поражает его честность. Он не боится казаться не понятым или не услышанным. В своем творчестве Евтушенко раскрывает всего себя. А дальше дело самого читателя: воспримет ли он его или нет.

В практической часть этой исследовательской работы я постаралась отразить свое понимание выбранных поэтических текстов, но при этом оставаться в контексте произведение, ведь это главная задача иллюстрации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Книжная иллюстрация - это жанр графического искусства, который отражает художественный мир произведения. И хотя иллюстрация выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства лишь в XX в., жанр имеет многовековую историю.

Иллюстрацию можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком – это рисунок, фотография, скульптура и другие виды, поясняющие текст, но имеющие статус самостоятельного произведения искусства. В более узком понимании - иллюстрация неотрывна от литературного произведения, что сроднит ее с концептуальным искусством. Также концепт может напрямую выражаться в сюжете иллюстрации, в методике ее исполнения или трактовке смысла. Иногда концепт полностью разграничивает мир текста и изображения. И хотя порою это может привести к непониманию или конфликту между авторами, а иногда автором и зрителями, концепт помогает выразиться художнику.

Рисунки и фотографии могут быть обогащены и системой символов, которая способна в нескольких предметах или цвете передать философское понимание действительности. Не смотря на то, что фотография приближена по своей сути к действительности, компьютерные программы позволяют смело превращать фотоснимки в сюрреалистические фотоиллюстрации.

Иллюстрация помогает увидеть зыбкий текстуальный мир. А иногда она способна сказать нечто большее, то, что не смог или не стал описывать писатель. Или помочь читателю через снимки заглянуть в прошлое и в те места, где он никогда не был.

Историю книжной иллюстрации нельзя рассматривать как прямой и последовательный путь художественного совершенствования. В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка, утраты художественного мастерства. Так, например, сейчас многие исследователи отмечают, что, не смотря на высокую техническую оснащенность, встречаются весьма посредственные в своем качественном исполнении иллюстрации, которые никак нельзя отнести к предметам искусства.

Однако я уверена, что этот жанр продолжит развиваться, и раскроется в новых непривычных формах. Пока существует текст, будет существовать и иллюстрация. И фотография в этом жанре выполняет важную роль.

Главное, чтобы художники и фотографы, иллюстрирующие произведения, не забывали про то, что мало отразить напрямую текст. Чем больше смыслов заключает автор в изображение, тем ценнее его творчество для искусства. И я считаю, что каждый фотограф должен к этому стремиться.

 

Список использованной литературы

1. Евг. Евтушенко. Стихотворения. – М.: Изд-во «Детская литература», 1981. – 158 с.

2. Краткая Российская энциклопедия / Сост. В.М. Карев. – М.: «ОНИКС», 2003. – Т.1. - С.1009.

3. Стили в искусстве: Словарь в 3 т. / Власов В.Г. – СПб.: ЛИТА, 1998. – Т. 1. – 671 с.

4. Энциклопедический словарь юного художника / ред. М.В. Алпатов, М.К. Аникушин [и др.] / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синков. – М.: «Педагогика», 1983. – 415 с.

5. Биография Евгения Александровича Евтушенко / Международный Объединенный Биографический Центр. – 1997-2005.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.c-cafe.ru/days/bio/37/020_37.php (Дата обращения: 23.04.2015).

6. Борис Дехтерев Что такое книжная иллюстрация / Картинки и разговоры - сайт об иллюстрации детской книги.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fairyroom.ru/ (Дата обращения: 15.04.2015).

7. История живописи. Голландский натюрморт. Символика: [Электронный ресурс]: Арт студия «LEONARDO». – Киев. Режим доступа: http://leonardo-studio.livejournal.com (Дата обращения: 28.04.2014).

8. Книжная иллюстрация, художественное оформление книги / История искусства и живописи.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://la-fa.ru/faq80.html (Дата обращения: 14.04.2015).

9. Книжная графика Обри Бердслея. – 20.12.2011.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://books-darom.livejournal.com/ (Дата обращения: 23.04.2015).

10. Концепуализм.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/501b2de3-6199-f145-4cb8-74212119ce58/1011125A.htm (Дата обращения: 20.11.2014).

11. Концептуальная фотография / Зырянова Е.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://art.photo-element.ru/analysis/concept/concept.html (Дата обращения: 1.12.2014).

12. Левитт Сол Параграфы о концептуальном искусстве / Художественный журнал MOSCOW ART MAGAZINE. – 2008. - № 69.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xz.gif.ru/ (Дата обращения: 20.11.2014).

13. О концептуальном «искусстве» / Фельдман А.В.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lit.lib.ru/f/felxdman_a_w/text_0340.shtml (Дата обращения: 28.11.2014).

14. Обзор авторских техник получения оттиска / Размышления о дизайне и типографике. – 2009. – Ч. 9.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-type.ru/ (Дата обращения: 12.04.2015).

15. Творческий путь. –2015.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ev-evt.net/biofoto/bio-creation.php (Дата обращения: 23.04.2015).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1, 2, 3 - Черновики А.С. Пушкина

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунок 4, 5, 6 - Рукописные книги Древней Руси

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок 7 - Иллюстрация с деревянной доски

Рисунок 8 – Иллюстрация с офорта

Рисунок 9 – Иллюстрация с каменной гравюры

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рисунок 10 – Виньетка

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Рисунок 11 – Цинкография Цех цинкографии

Рисунок 12, 13 - Автотипия

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ

ЦВЕТЫ (чувственные удовольствия, красота, но краткость жизни):

Брошенные цветы возле вазы – увядание жизни

Увядшие цветы – символ смерти, умирание чувств

Полевые цветы – краткость существования

Белая лилия – непорочность, Дева Мария

Фиолетовые ирисы – символ скорбящей Марии

Колосья, плющ, лавр - о Христе и круговороте жизни

Мак – сон, смерть

Гиацинт - знак траура

Роза и гвоздика - символ любви и жизни

Красная роза - символ страстных чувств, жертвенности

Белая роза – платоническая любовь и чистота

Белый тюльпан – ложная любовь

Трава - хрупкое человеческое существование

ЕДА

Орехи в скорлупе — душа, скованная грехом

Хлеб — символ Плоти Христовой

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Грецкий орех - знания

ФРУТЫ (чувственные удовольствия) И ОВОЩИ:

Гнилые фрукты – старение

Свежие фрукты - изобилие

Лимон — символ неутоленной жажды, горькой красоты, времени

Яблоко, персик, апельсин, слива напоминают о грехопадении

Вино или виноград — символ крови

Недопитое вино - не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши

Вишня – мягкость натуры и доброта

Гнилые фрукты – символ старения

Лопнувший плод граната - символ плодородия

Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна

Арбуз - символом плодородия

Груша – символ любви и материнства

НАСЕКОМЫЕ:

Бабочка, рожденная из кокона или готовая взлететь, гусеница – перерождение, воскрешение

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Бабочка и стрекоза – спасение души

Муха, сидящая на яблоке или персике - тема грехопадения

ЖИВОТНЫЕ:

Дичь и овощи – бесполезность роскошных застолий и зыбкость существования

Мышь – христианская душа перед искушениями

Мышеловку – ловушка для дьявола

Рыба — символ Иисуса Христа

Мясо - бренная плоть

Раковина — оболочка, оставленная, когда-то жившим в ней существом

Змея – вечность, коварство, зло

Белка – труд, легкомыслие

Заяц – чуткость, робость, страх

Раки, омары – превратности мира, мудрость, благоразумие, медлительность

Попугай - красноречие, благодарность

Обезьяна – порок, суетность

Кошка – ловкость, стремление к свободе, магия и темные силы

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Кошка, которая крадет что-то со стола – плотские наслаждения

Кошка, нападающая на мышь и опрокидывающая вазу – опасность любви и сладострастия

Собака – страж, верность

Гусь – болтливость, бдительность, символ осени и весны, верности

ПОСУДА И МАТЕРИАЛЫ:

Сосуд - тело

Кувшин – святой дух

Нож — символ жертвы, предательства

Серебряные и золотые вещи – богатства

Секло – хрупкость

Фарфор – чистота

Ступка и пестик – знаки мужской и женской сексуальности

Бутылка – символ греха и пьянства

Разбитая посуда - символ смерти

Перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть

Бронза – стойкость, мощь

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Пр. ПРЕДМЕТЫ:

Череп – смерть

Догорающая свеча – быстротечность времени и краткость жизни

Подсвечник и свеча – Богоматерь и Христос

Часы - быстротечность времени и краткость жизни

Муз. Инструменты – символ искусства или слуха

Кошелек – осязание или богатство, скупость, грех

Карты и игральные кости – осязание или знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий

Зеркало – зрение или символом тщеславия

Книги – знания, наука, послание

Доспехи, короны, щиты – земная слава

Мыльные пузыри – символ краткой человеческой жизни

Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений

Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия

Портреты красивых женщин, анатомические рисунки, письма символизируют человеческие отношения

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела, наука

Ключи — власть над запасами, знания

Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Арфа – чистота и поэтичность

Весы – справедливость

Кольцо – вечность, единство, власть, сила, завершенность

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Рисунок 14, 15, 16 - Пример Иллюстраций с использованием символов

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Рисунок 17, 18, 19, 20 - Обри Винсент Бердслей, иллюстрации к произведению «Смерти короля Артура»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Рисунок 21, 22, 23, 24, 25 – Иллюстрации Кинуко Крафт

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Рисунок 26, 27 – Фотоиллюстрации Г.П. Робинсон «Красная шапочка»

Рисунок 28-30 – Фотоиллюстрации Г.П. Робинсон «Красная шапочка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Рисунок 31 - Евгений Евтушенко

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рисунок 32 – Лукманова Юлия «Жажда»

ПРИЛОЖЕНИЕ 11


ПРОЛОГ

 

Я разный -

я натруженный и праздный.

Я целе-

и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый.

Я так люблю,

чтоб все перемежалось!

И столько всякого во мне перемешалось

от запада

и до востока,

от зависти

и до восторга!

Я знаю - вы мне скажете:

"Где цельность?"

О, в этом всем огромная есть ценность!

Я вам необходим.

Я доверху завален,

как сеном молодым

машина грузовая.

Лечу сквозь голоса,

сквозь ветки, свет и щебет,

и -

бабочки

в глаза,

и -

сено

прет

сквозь щели!

Да здравствуют движение и жаркость,

и жадность,

торжествующая жадность!

Границы мне мешают...

Мне неловко

не знать Буэнос-Айреса,

Нью-Йорка.

Хочу шататься, сколько надо, Лондоном,

 

 

со всеми говорить -

пускай на ломаном.

Мальчишкой,

на автобусе повисшим,

Хочу проехать утренним Парижем!

Хочу искусства разного,

как я!

Пусть мне искусство не дает житья

и обступает пусть со всех сторон...

Да я и так искусством осажден.

Я в самом разном сам собой увиден.

Мне близки

и Есенин,

и Уитмен,

и Мусоргским охваченная сцена,

и девственные линии Гогена.

Мне нравится

и на коньках кататься,

и, черкая пером,

не спать ночей.

Мне нравится

в лицо врагу смеяться

и женщину нести через ручей.

Вгрызаюсь в книги

и дрова таскаю,

грущу,

чего-то смутного ищу,

и алыми морозными кусками

арбуза августовского хрущу.

Пою и пью,

не думая о смерти,

раскинув руки,

падаю в траву,

и если я умру

на белом свете,

то я умру от счастья,

что живу.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рисунок 33 – Лукманова Юлия «Гармония»


Нет, мне ни в чем не надо половины!

Мне – дай все небо! Землю всю положь!

Моря и реки, горные лавины

Мои – не соглашаюсь на дележ!

 

Нет, жизнь, меня ты не заластишь частью.

Все полностью! Мне это по плечу!

Я не хочу ни половины счастья,

Ни половины горя не хочу!

 

Хочу лишь половину той подушки,

Где, бережно прижатое к щеке,

Беспомощной звездой, звездой падучей

Кольцо мерцает на твоей руке.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рисунок 34 – Лукманова Юлия «Душевное мироздание» (космический фон взят из интрнет-источника)


Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

 

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой незаметностью своей.

 

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

 

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

 

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

 

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

 

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.


ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рисунок 35 – Лукманова Юлия «Миры»

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рисунок 36 – Лукманова Юлия «Разъединенность»

ПРИЛОЖЕНИЕ 11


Со мною вот что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в мелкой суете

разнообразные не те.

И он

не с теми ходит где-то

и тоже понимает это,

и наш раздор необъясним,

и оба мучимся мы с ним.

Со мною вот что происходит:

совсем не та ко мне приходит,

мне руки на плечи кладёт

и у другой меня крадёт.

А той -

скажите, бога ради,

кому на плечи руки класть?

Та,

у которой я украден,

в отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,

а будет жить с собой в борьбе

и неосознанно наметит

кого-то дальнего себе.

О, сколько нервных

и недужных,

ненужных связей,

дружб ненужных!

Во мне уже осатаненность!

О, кто-нибудь,

приди,

нарушь

чужих людей

соединенность

и разобщенность

близких душ!


 

Рисунок 36 а – Лукманова Юлия «Разъединенность»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рисунок 37 – Лукманова Юлия «Благодарность»


Она сказала: «Он уже уснул!»,—

задернув полог над кроваткой сына,

и верхний свет неловко погасила,

и, съежившись, халат упал на стул.

 

Мы с ней не говорили про любовь,

Она шептала что-то, чуть картавя,

звук «р», как виноградину, катая

за белою оградою зубов.

 

«А знаешь: я ведь плюнула давно

на жизнь свою...

И вдруг так огорошить!

Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.

И вдруг — я снова женщина... Смешно?»

 

Быть благодарным — это мой был долг.

Ища защиту в беззащитном теле,

зарылся я, зафлаженный, как волк,

в доверчивый сугроб ее постели.

 

Но, как волчонок загнанный, одна,

она в слезах мне щеки обшептала.

и то, что благодарна мне она,

меня стыдом студеным обжигало.

Мне б окружить ее блокадой рифм,

теряться, то бледнея, то краснея,

но женщина! меня! благодарит!

за то, что я! мужчина! нежен с нею!

 

Как получиться в мире так могло?

Забыв про смысл ее первопричинный,

мы женщину сместили. Мы ее

унизили до равенства с мужчиной.

 

Какой занятный общества этап,

коварно подготовленный веками:

мужчины стали чем-то вроде баб,

а женщины — почти что мужиками.

 

О, господи, как сгиб ее плеча

мне вмялся в пальцы голодно и голо

и как глаза неведомого пола

преображались в женские, крича!

 

Потом их сумрак полузаволок.

Они мерцали тихими свечами...

Как мало надо женщине — мой Бог! Чтобы ее за женщину считали.


ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рисунок 38 – Лукманова Юлия «Мимолетная близость»



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.