Сделай Сам Свою Работу на 5

Место символизма и концепта в иллюстрациях





 

Когда иллюстрация появилась в первые, она выполняла лишь декоративную функцию, порой заслоняя своей витиеватостью и обилием красок сам текст. Однако постепенно графические рисунки переросли в нечто большее и ценное. Иллюстрации стали не только источником расшифровки авторского замысла, но и сами в себе начали содержать тонкий философско-символический и сюрреалистический мир. Но не следует торопиться. Для начала необходимо разобраться в самом понимании символизма и концепта.

 

1.2.1 Символизм и место в изобразительном искусстве

Символ в переводе с греческого означает «знак». Символом может стать любой предмет, признак, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то дополнительный смысл, отличный от собственного содержания. Это дополнительное значение приобретает особую ценность, может отсылать в любую сферу физического мира, либо к явлениям психологической и духовной жизни. Они могут быть понятны как одному человеку, так и узкому или широкому кругу людей.

Символизм - это свойство искусства устанавливать связь видимого и конкретного с областью идеальных представлений. Т.е. чему-то вещественному конкретному дается тайное иррациональное, иносказательное понимание. Символичным может стать любой рисунок текста, если автор намеренно помещает в него предметы, знаки, формы, порядок, которые привносят в изображение более глубинный смысл, чем кажется на первый взгляд.



Уже было сказано, что иллюстрации подразделяются на виды, в зависимости от их расположения в тексте. Так, например, иллюстрации-заставки, концовки, отступления, виньетки могут быть не просто декоративным украшением, но и дополнять смысловую канву произведения.

Если вглядеться, то многие из этих рисунков представляют собой не что иное, как натюрморты. А натюрморт – это один из основных жанров живописи, имеющий очень богатую историю и традиции.

Натюрморт - с французского и итальянского языков переводится буквально как «мёртвая природа»; с голландского, немецкого и английского - «тихая или неподвижная жизнь». Этот жанр, по своей сути, был посвящен изображению вещей, окружающих человека в быту.



В XVII в. натюрморт становится самостоятельным изобразительным жанром. Именно с этого времени принято отсчитывать его историю. Начинают формироваться разные направления, которые привели к развитию символического натюрморта. Очень богатое наследие подарили голландские живописцы, которые разработали сборники символов (6. Словарь). Символические традиции, перемешанные с религиозными подхватили и другие страны.

Так, например, такой вид натюрморта, как гирлянда – часто можно встретить в иллюстрациях. Гирлянды, как правило, состояли из цветов и фруктов. Они легко читались зрителями, т.к. символика цветов была тогда известна каждому горожанину и образованному аристократу. Цветы могли опоясывать портрет. Они говорили: все меняется, остается лишь добрая память о том человеке, который изображен на портрете. Каждый цветок, фрукт или насекомое могли даже указать на характер человека, его роль, судьбу или направление. Цветы могли обвивать не только портреты, но и предметы, например чашу, бокалы с вином, кубки и т.д. Часто можно увидеть вазы с цветами. Каждый сосуд или материал, жидкость также несли в себе глубинный смысл. Символичными могут быть в иллюстрациях и формы, и цвета, узоры, даже числа (6. Рис. 14 - 16).

Очень большой отпечаток оставил XX в. с его символизмом и модерном.

Конечно, это не значит, что в каждом рисунке нужно искать дополнительный символ. Но то, что иллюстрации выстраивают свой зыбкий смысловой мир, объединенный с текстуальным, не может не восхищать. Это лишний раз доказывает, что не зря иллюстрации отнесли к отдельному виду живописи.



В своей практической работе я хочу проиллюстрировать некоторые поэтические тексты Евгения Евтушенко, но при этом постараться использовать символику.

 

1.2.2 Понятие концепта и его отражение в иллюстрациях

Важной составляющей любого творческого процесса является авторская идея. И этот факт не кажется чем-то необычным или непривычным, если не иметь ввиду то, что авторская идея может перерасти в нечто неповторимое, удивительное, иногда даже шокирующее. Есть в искусстве такое понятие как концепт, который является одним из видов авторской идеи. Концепт (от лат. conceptus – мысль, понятие) - смысловое значение имени, знака, т.е. содержательная сторона.

С XX в. появляется концептуальное искусство, концепт в нем – это художественный прием «от ума». Концептуальное искусство, течение в авангардистском искусстве 1960 - 90-х гг., поставившее своей целью переход от традиционных художественных произведений к созданию «художественных идей-концептов», часто не имеющих устойчивой художественной формы и воплощенных в виде графиков, диаграмм, схем, формул и т.д.

Т.е. понятие «концепт» отличается от авторской идеи тем, что он зарождается не под влиянием чувств, озарения, а является рационально осмысленной и тщательно подобранной задумкой. По сути – это логическая конструкция. Все планы и решения принимаются заранее, а само выполнение является формальностью.

Являясь своеобразным бунтом, не удивительно, что концептуальное искусство не имеет четких жанровых разграничений. В этой сфере смешиваются самые разные жанры искусства: скульптура, живопись, фото и видео искусство, музыка и т.д. Нарушается иерархичность. Причем сам исходный материал не важен.

В этом понимании можно сказать, что иллюстрации являются порождением концептуального искусства. Говорить о самостоятельности этих произведений нельзя, т.к. зачастую, иллюстрации в отрыве от текста не могут быть поняты зрителями. Если иллюстрации и представляются как самостоятельные произведения, то требуют обязательно пояснений в виде названия произведения, главы или отрывка из текста. Являясь подвидом живописи, они, прежде всего, служат инструментом понимания текста.

Есть и такие авторы, которые смело нарушают установленные правила, отступают от текста не только сюжетно, но и в исполнении. Как итог – непонимание, порицание не только зрителями, критикой, но и автором текста. Однако такой смелый шаг помогает самому художнику раскрыться и найти свой стиль.

Для примера можно упомянуть творчество Обри Винсент Бёрдслей (Бёрдсли) - английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, музыкант (7. Рис. 17 - 20). Он прожил всего лишь 25 лет, т.к. был болен туберкулезом с 7 лет, однако после себя оставил талантливые, хотя и в некоторых смыслах шокирующие работы. В 1892 г. Бердслею повезло: молодому неизвестному художнику предложили сделать иллюстрации для «Смерти короля Артура» Мелори, это была изящная стилизация под средневековую живопись. Но уже год спустя Обри пишет другу: «…Я нашел для себя совершенно новый метод рисунка, отчасти взятый из японского искусства… Мои персонажи немного сумасшедшие и отчасти неприличные. Странные обоеполые существа в костюмах, напоминающих костюм Пьеро, или в современных одеждах; совершенно новый мир, созданный мной» [9].

Художник весьма своеобразно подходил к литературе – он отбирал только то, что могло послужить основой для оригинального рисунка.

Самые известные книжные иллюстрации Бердслея – одиннадцать рисунков к декадентской трагедии Уайльда «Саломея». Они вызвали громкийый скандал – художника обвинили в безнравственности и запретили публиковать рисунки, изображающие обнаженную Саломею и ее пажей, а Бердслею пришлось нарисовать второй, менее откровенный вариант, впоследствии пропущенный цензурой. Автор «Саломеи» тоже был не в восторге от графики Бердслея: рисунки были весьма далеки от текста пьесы, на некоторых из них в карикатурном виде был представлен сам Уайльд, его близкий друг. В заключительной иллюстрации к «Саломее» проказливый сатир и хитрый арлекин хоронят героиню в пудренице. В понимании Бердслея, пудреница, привычный элемент в его рисунках, обозначает женственность и сладострастие; сатир - символ «веселого разврата»; арлекин в маске - анонимность, скрытность. Рисунки художника, как головоломки, требуют внимательного анализа и умения видеть скрытое. Скандальные иллюстрации к «Саломее» сделали свое дело – Бердслея заметили декаденты. Более того успех «Саломеи» был во многом связан с великолепными иллюстрациями Бердслея.

Есть еще одна черта, которая сроднит иллюстрации с концептуальным искусством. Часто для усиления эффекта или раскрытия своего замысла, авторы этого течения используют такой прием, как серийность. А иллюстрации по определению подразумевают под собой определенный порядок работ в зависимости от сюжета или значимости. В основе – емкая идея, читающаяся на каждом снимке, картине и т.д. Продукт концептуального искусства становится ценным источником для вдохновения, осмысления, отражения основных проблем современности, крик души автора.

Как яркий пример серийной природы иллюстраций, можно упомянуть комиксы – это есть не что иное, как рассказ в картинках. В этих журналах присутствует текст, однако, очень в малых количествах. Смысловую и содержательную роль выполняют яркие небольшие рисунки, как правило, на фантастические темы. А история рассказывается именно благодаря серийности изображений.

Есть художники и фотографы, которые в принципе отказываются от текста. У них иллюстрации, выстраиваются в определенном порядке и собираются в альбомы-книжки. У таких альбомов есть название, но отсутствует текстовое наполнение. Таким образом, зритель также погружается в мир автора, но общение происходит с помощью визуальных средств. Изображения становятся словами.

 

1.2.3 Место фотографии в иллюстрационном жанре

Фотография является одним из важнейших элементов во многих сферах нашей жизни. Находясь в тесной связи с живописными традициями, не удивительно, что фотографии проникли и в сферу иллюстрационного жанра. На это есть несколько причин. Чтобы раскрыть их, необходимо описать, где чаще всего востребована фотоиллюстрация.

Прежде всего, следует назвать такую отрасль как фотожурналистика. Ее продукт напрямую связан с иллюстрациями. Фотография может быть одна в тексте или выстроен целый ряд снимков, раскрывающий текст (серия). Фотоиллюстрации могут быть красочным подтверждением текста (находиться в тесной связи с ним) или же выполнять роль слов (как правило, в таком случае к снимкам пишется емкая фраза : заголовок или подпись).

Использование фотографии в журналистике можно объяснить так:

1) Быстрота процесса.

Это важный фактор, особенно в новостной журналистике, где событие должно молниеносно появляться на сайте, телевидении, в газете;

2) Дешевизна.

В современном мире гораздо дешевле и быстрее заказать фотосъемку, чем изготовление рисунков. Отснять необходимый материал может журналист (используя сотовый телефон или мыльницу) или очевидец. Такие снимки для новости не менее ценны, чем фотографии, сделанные профессионалом. Их часто используют в тех случаях, когда отражают чрезвычайное событие (пожар, аварию, ураган и т.д.). Пока фотограф доезжает до места съемки, очевидцы фиксируют событие.

Почти каждое уважающее себя агентство имеет в штате фотографа, который снимает необходимые события. В газетах и интернет изданиях можно встретить рисунки: инфографика, рекламные сообщение или сатирические иллюстрации. Использование рисунка или фотографии в рекламном сообщении, зависит от идеи самой рекламы. В связи с этим вытекает следующий фактор.

3) Средство манипуляции.

Фотография, благодаря свойству отражать реальность такой, какую мы ее видим, способна гораздо сильнее влиять на зрителя, т.е. является мощным фактором воздействия на общественное сознание.

Фотография в структуре рекламно-информационного издания выполняет роль основного компонента изложения рекламной идеи. Между объектом рекламы и художественным оформлением должна существовать логическая связь, понятная простому читателю. Изобразительный материал должен быть интересный и доходчивый широкой общественности, а факты – точные и достоверные.

Другое преимущество фотографии состоит в простоте ее восприятия. Зритель тратит гораздо меньше усилий и времени на восприятие фотоиллюстрации, поэтому процесс утомляет его гораздо меньше, чем чтение текста. Более того, правильно подобранная фотоиллюстрация помогает привлечь внимание зрителя к тексту. На сегодняшний день вокруг нас очень много информации как текстовой, так и визуальной. Таким образом, в этой сфере происходит борьба за внимание зрителя.

В рекламных изданиях фотоиллюстрация вообще является главным фактором воздействия на сознание и эмоции потребителя. Ее грамотное применение и расположение позволяет охарактеризовать объект рекламы с любой точки зрения: внешнего вида, структуры, организации, движения, процесса, размера, количества, расположения, качества. Такие иллюстрации способны воздействовать на настроение, помогая маркировать продукт в сознании потребителя. Зритель «примеряет» на себя то, что отражено на снимке.

Выбор жанра и сюжета фотографии тесно связан с концепцией издания. Необходимо четко сформулировать основную идею, которую должна выразить фотоиллюстрация. Руководствуясь этой концепцией, необходимо, в первую очередь, выбрать объект: персонаж, событие, действие, место действия, о которых идет речь в тексте. В случае, если это невозможно или нецелесообразно сюжет снимка может быть связан с текстом косвенно, то есть иллюстрировать идею методом ассоциации. Здесь большую роль играют стереотипы и психологические особенности человеческого сознания.

Особенное место фотография занимает в таких видах изданий, как брошюры, энциклопедии, альбомы, путеводители и т.д. Здесь также играют факторы, перечисленные выше. Фотоиллюстрация возбуждает интерес, желание, доверие, позволяет лучше запомнить материал (например, фотоиллюстрации медицинских справочников), помогает проникнуться атмосферой времени и события, места (фотоиллюстрации в исторических и библиографических энциклопедиях, фотографии театральных постановок, собраний, концертов, митингов, фотографии путеводителей, архитектурных справочников и т.д.), «примерить» на себя образ (фотоиллюстрации костюмов, образов), четко составить представление о предмете (каталожные фотоиллюстрации).

В отдельную группу следует отнести фотоиллюстрации афиш, книжных обложек, календарей, открыток. Такие снимки тесно связаны с живописными традициями и, зачастую, их авторы активно пользуются графическими редакторами.

Также фотографы не раз пробовали иллюстрировать литературные произведения. Следует упомянуть, что литературные сюжеты очень часто находят отражение в фотоискусстве. Приведу пример иллюстраций детских книжек.

Идея проиллюстрировать книгу фотографиями появилась чуть ли не вместе с самой фотографией. Одним из первых был английский фотограф Генри Пич Робинсон в шестидесятых годах XIX в. Он выбрал сказку «Красная шапочка».

Фотография в это время, не взирая на свой молодой возраст, уже пыталась стать самостоятельным видом изобразительного искусства, но все еще тесно связана с живописными канонами. Робинсон, как и многие первые фотографы, изначально был художником. На его работы, и в живописи и в фото, не малое влияние оказали популярное тогда течение прерафаэлиты - романтизм, изысканность, красивый антураж, – но всё более сдержанно и уравновешенно, чем в эпоху Возрождения. Большинство его фоторабот отличаются тщательно продуманным сюжетом, композицией, соответствующими костюмами, антуражем и атрибутами. Таковыми стали и фотокартины о Красной Шапочке (9. Рис 26,27).

Но и современные фотографы часто обращаются к сказочным сюжетом. Многие из них сохраняют сюжетное наполнение сказок, что делает их работы ценными для теста, т.к. могут смело иллюстрировать детские книжки. Часто встречаются герои и героини сказок «Русалочка», «Алиса в стране чудес», «Белоснежка», «Золушка» и др.

Например, один из крупных российских фотопроектов фотохудожника Владимира Клавихо-Телепнева, создавшего серию работ «Алиса в стране чудес» (9. Рис 28-30). Сделал он даже не иллюстрации, а целый арт-проект, что особенно характерно для сегодняшнего искусства. Он стремился выразить тонкие нематериальные категории: эмоции, настроение, и душевные переживания маленькой героини и мир ее страны чудес в фотографическом снимке. Задача проекта - передать хрупкий образ девушки-женщины, распространенный в викторианскую эпоху Кэрролла, в чувственном и одновременно мистическом стиле русского символизма прошлого века.

Очень важную роль фотография выполняет в мире культуры, запечатлевая не только атмосферу и особенности времени, но и культурное наследие народов мира. Так, например, с музейными экспонатами можно познакомиться не лично, а по энциклопедическим статьям или же специализированным сборникам-альбомам. Это репродукционная съемка. Она ценна тем, что сохраняет музейный экспонат в первозданном виде, ведь материал имеет свойство разрушаться со временем.

Не менее важны фотоиллюстрации в научно-популярной литературе, массовой (например, книжки по ремонту, интерьеру) и узконаправленной (книги о растениях, костюмах разных видах техник) и т.д.

 

Вывод по первой главе

Как уже было сказано выше, фотоискусство напрямую повлияло на развитие иллюстрационного жанра. В особенности на технику нанесения изображения на бумагу. Теперь, с развитием технологий, фотографии также часто можно встретить в книгах, как и рисунки. Особенно часто фотографию используют в таких подвидах иллюстрации как: иллюстрации обложек, в журналах и газетах, в научной литературе, на афишах и открытках, в мемуарах.

Зачастую, какую иллюстрацию использую (рисунок или фотографию) зависит от того, какую цель преследует автор. Для брошюр, научной литературы или публицистической важна достоверность, документальность. В них необходимо использовать то изображение, которое способно вызвать у зрителя сильные эмоции и поверить в происходящее. Этому служит фотография. На афишах сейчас все чаще можно увидеть именно фотоиллюстрации, как элемент психологического воздействия на зрителя: видя кумира так близко, человек хочет встретиться с ним и в живую, веря в эту возможность. Смотря на фотографию автора книги, читатель словно устанавливает с ним особые доверительные отношения и может заглянуть в прошлое (ведь портреты, написанные красками не столь достоверны, как фотография).

С развитием технологий, фотоиллюстрация также развивается. Сегодня многие фотоиллюстрации усложнены графической обработкой, а иногда и вообще приближены к живописной технике.

Завершая повествование об иллюстрациях необходимо сказать следующее: не смотря на то, что они по определению скованны текстом, однако художники и фотографы все равно находят способы реализовать свое мировоззрение и внутренний мир. В этом помогают символизм, необычные методы воплощения авторской идеи, новые техники, смешивание разных жанров, обращение к фольклорным традициям, а также и сюрреализм (8. Рис. 21 - 25).

Сюрреализм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920 г. во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Сейчас иллюстрациями также называют самостоятельные рисунки, зарисовки или фотографии, которые в себе заключают сложные смыслы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.