Сделай Сам Свою Работу на 5

Иллюстрация как особый жанр искусства





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО

Лукманова Юлия Рамильена

 

 

Студентка группы 1250 (11)

________ Ю.Р. Лукманова

 

Научный руководитель:

________ А.В. Краснова

 

Томск-2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3  
1 АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ……………………..5  
  1.1 Иллюстрация как особый жанр искусства ……………….…………5  
  1.1.1 Роль иллюстрации и художника…………………………………...5 1.1.2 Развитие иллюстрации и способы ее печати……………………..6 1.1.3 Место иллюстрации в тексте………………………………………10 1.1.4 Современные виды иллюстраций………………………………….11  
1.2 Место символизма и концепта в иллюстрациях…………………..13   1.2.1 Символизм и место в изобразительном искусстве……………….13 1.2.2 Понятие концепта и его отражение в иллюстрациях…………....15 1.2.3 Место фотографии в иллюстрационном жанре………………….18   2. ТВОРЧЕСТВО ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО…………………………....24   2.1 Творчество Евгения Евтушенко…………………………………...24 2.2 Анализ поэтических текстов, выбранных для иллюстрирования…………………………………………………….........28 2.3 Краткое описание практической части исследовательской работы………………………………………………………………………36   ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….42   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….....44   ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………46  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Иллюстрация – это особый жанр изобразительного искусства. Продуктом этого искусства могут быть рисунок, фотография, барельеф, скульптура, картина и т.д. Однако под классической иллюстрацией понимают именно изображение, которое графически отображает текст. Поначалу может показаться, что это очень простой жанр, но исследование показало, что у этого жанра богатая история и ряд задач, которые не просто реализовать.

Цель дипломной работы – выявить основные особенности фотоиллюстрации как жанра.


Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Исследовать иллюстрацию, как подвид изобразительного искусства.

2. Выявить основные виды и задачи иллюстрации.

3. Выявить особенности книжной иллюстрации.

4. Определить влияние фотоискусства на развитие иллюстрационного жанра.

5. Место фотографии в иллюстрационном жанре.

6. Определить характер и роль концепта, символизма и сюрреализма в иллюстрационном жанре и как они отразились в фотоиллюстрации. Создать собственные фотоиллюстрации к поэтическим произведениям, используя концепт, символизм и графическую обработку.

7. Сделать вывод о развитии иллюстрационного жанра и роль фотоиллюстрации.

Объект дипломной работы – фотоиллюстрация поэтического произведения.

Предмет – фотоиллюстрация поэтического произведения на примере творчества Е. Евтушенко.

В ходе решения поставленных задач курсовой работы были использованы следующие методы исследования: аналитический, сравнительный, обобщающий, описательный.

Работа состоит из введения, оглавления, двух глав, которые делятся на разделы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются основные понятия, используемые в исследовательской работе, история возникновения и развитие иллюстрации. Анализируются основные виды этого жанра, определяется место иллюстрации в тексте, методы, которые позволяют внести в иллюстрацию дополнительный смысл. Также анализируется место фотографии в иллюстрационном жанре.

Во второй главе представлен анализ поэтических произведений Евгения Евтушенко, которые были выбраны для создания собственных иллюстраций и расшифровывается практическая часть исследовательской работы.

В заключении был сделан вывод, что иллюстрация - это весьма востребованный жанр изобразительного искусства. Он стремительно развивается. Фотография в этом жанре занимает особое место, влияя на технику нанесения рисунка на бумагу, психологию восприятия изображения и на установку отношений между читателем и автором книги. Возможно, что со временем иллюстрация приобретет особый самостоятельный статус, т.к. концепт помогает изображениям быть оторванными от текстуального мира.

Нельзя сказать, что эта тема совсем не изучена, т.к. существует много курсов и факультетов, обучающих художников этому жанру. Однако изучение иллюстрационного жанра остается сугубо специализированным. Мне понравилось создавать иллюстрации к текстам. Я поняла, что это сложно, т.к. иллюстратор скован текстуальным миром. Но при этом текст дает прекрасную возможность для реализации самых разных образов, в том числе несущих философскую нагрузку.

 

АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ

 

Иллюстрация как особый жанр искусства

 

1.1.1 Роль иллюстрации и художника

Литература, живопись и фотография являются неотъемлемой частью нашей жизни. На книжках воспиталось не одно поколение. И почти каждая книжка содержит иллюстрации.

Следует отметить, что иллюстрацию можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком – это всякое произведение, поясняющее текст. Однако такие творения могут выступать совершенно самостоятельными произведениями искусства. В более узком понимании - иллюстрация неотрывна от литературного произведения. Как фотография в концептуальном искусстве, рисунки без текста не могут быть до конца поняты зрителем.

В Российской энциклопедии дано следующее определение.

Иллюстрация это:

1) Объяснение с помощью наглядного примера;

2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст;

3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения.

Быть автором иллюстраций к литературным произведениям – это очень сложная и ответственная задача. Перед автором стоит ряд задач:

1) Отразить и истолковать смысл и содержание текста, помочь читателю проникнуться атмосферой произведения. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, представить эпоху, быт, окружение героев и их характеры;

2) Учитывать пожелания автора;

3) Иллюстрации помогают привлечь внимание читателя к самому тексту, запомниться книге при чтении. Особенно это касается детской литературы. А это значит, что рисунки должны быть яркими и неповторимыми;

4) Выразить себя.

Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения античных авторов, русских и зарубежных классиков, Библия, Евангелие, сказки, мифы и т.д. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными: фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах и т.д. Особенное место принадлежит книге.

Нередко писатели, создавая свои произведения, сами рисовали рисунки на полях. Однако, как правило, эти рисунки остаются лишь в черновых записях. Самый яркий пример – это черновики А.С. Пушкина (1. Рис. 1-3).

 

1.1.2 Развитие иллюстрации и способы ее печати

Исследование показало, что данный подтип живописи уходит своими корнями в глубокую древность.

Так, например, в Древнем Египте иллюстрациями обрамлялись гимны и заклинания, написанные на папирусах. Однако до наших дней сохранилось мало примеров. Наиболее яркие из них - это рисунки в «Илиаде» и «Энеиде», а также в византийских и средневековых рукописях. Совершенно неповторимы иллюстрации восточных авторов. Собственно книжная иллюстрация впервые появилась в Китае (VII в.).

В Древней Руси в XI в. создавались иллюстрации к рукописным книгам. Переплеты особо роскошных книг изготовляли из золота и серебра, украшали чеканкой, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями. Старинные русские переплеты такого типа назывались окладами. Иллюстрации таких книг были цветными, с золотой окантовкой, исполнялись с особым художественным мастерством от руки. Такие книги делались в одном экземпляре, высоко ценились и стоили очень дорого.

Первая страница начиналась с отступа. Это место для рисунка. Особое внимание уделялось и первой букве — буквице. Ее рисовали нарядной, узорчатой и яркой. Чаще всего буквица была красной, отсюда и название первой строки - «красная строка» (2. Рис. 4-6).

Важную роль в истории развития иллюстрации сыграл период с XIV по XV вв. Появляется и развивается в Европе книгопечатание. Это эра рисунков – гравюр. Процесс печати осуществлялся путем прижимания бумаги к доске, на которую уже была нанесена иллюстрация. Доску смазывали чернилами. Получался оттиск. Однако это был весьма дорогостоящий процесс, т.к. доски быстро изнашивались (3. Рис. 7).

До конца XVIII в. книгопечатание не подвергалось существенному изменению, но воспроизведение иллюстраций стало более совершенным. Их стали печатать с гравированной металлической доски. Штрихи рисунка получались от углублений, прорезанных резцом. В них затиралась краска, которая при печати переходила на лист бумаги. Кроме резцовой гравюры, был открыт также способ получения углубленных штрихов в металлической доске с помощью травления кислотой (офорт) (3. Рис. 8).

Резцовая гравюра и офорт позволили делать иллюстрации гораздо более тонкими и сложными по рисунку, чем на деревянной доске. Это давало художникам свободу для творчества.

Иллюстрация-гравюра имела двух авторов: художника, придумавшего и нарисовавшего ее, и гравера, который ее вырезал. Так они и подписывались: слева - художник, справа - гравер.

Делали оттиск и с помощью гравировки на камне. Изобретение печати с литографского камня в 1798 г. не только удешевило печатание книг, но и дало возможность передавать живой рисунок. В это же время создается так называемая тоновая репродукционная гравюра, применявшаяся в печати до начала XX в. (3. Рис. 9).

Делается гравюра на камне следующим образом: берут отшлифованный гладкий камень и сначала протирают его мелким наждачным или пемзовым порошком. Затем обрабатывают поверхность раствором щавелевой кислоты при помощи тугого тампона до тех пор, пока она не приобретет зеркальный блеск. Эти действия делают поверхность совершенно невосприимчивой к жирам. Теперь если такой камень процарапать иглой и зажирить полученные прорезы, то при накатывании краской они будут принимать ее на себя, а общая поверхность камня останется чистой.

Чтобы прорезанные штрихи были отчетливо видны, камень предварительно грунтуют в темный цвет. Затем переносят рисунок при помощи специального пигмента.

Если рисунок хотели сделать цветным, то сначала наносили на лист отпечаток, а затем раскрашивали его вручную.

В XVIII в. книжная иллюстрация принимает особые формы. Популярными становятся виньетки (франц. vignette) - композиционно завершенное графическое изображение небольшого размера, носящее орнаментальный, предметный или сюжетно-тематический характер (4. Рис. 10). Помещались они в текст не просто для красоты. Виньетки могли быть визуальной метафорой или аллегорией. Их размещали на титульных листах, на начальных и последних страницах. Здесь большую роль играл символизм, развитый в канонах живописного натюрморта.

XIX в. - эпоха бурного развития иллюстрации в Англии. Центром издательской деятельности стал Лондон. В богатых лавках книги продавались вместе с гравюрами, рисунками, географическими картами. Многие печатались без переплета. Книголюбы начала века на свое усмотрение подбирали подходящие иллюстрации, чтобы переплести их вместе с текстом. Книги, создаваемые самими читателями, выглядели громоздкими, страницы текста буквально тонули в десятках гравюр. Не могло быть и речи о единстве оформления. Однако сами листы нередко становились подлинными шедеврами.

Появление фотографии в 1837 г. перевернуло мир иллюстраций. На основе фотомеханических процессов были найдены новые способы получения книжных иллюстраций:

1) Цинкография – штриховой рисунок на цинковой доске (5. Рис. 11).

Цинкография - фотомеханический процесс изготовления клише (зеркальное отображение оттиска) путём фотографического переноса изображения на цинковую или иную пластину, поверхность которой затем подвергается травлению кислотой в пробельных участках изображения. Контуры рисунка наносятся на пластину, а затем выцарапываются.

Если переформулировать и сказать фотографическими терминами, то суть этого процесса заключается в следующем: готовится черно-белый рисунок, фотографируется, получается негатив, с него на фототехнической пленке делают позитив нужных размеров.

При воспроизведении цветных оригиналов изготовляют обычно четыре клише, каждое из которых передаёт цвет только одной краски: жёлтой, пурпурной (малиново-красной), голубой и чёрной (или серой). При последовательном печатании этими красками получается многокрасочное изображение.

2) Автотипия (полутоновые рисунки) (5. Рис. 12,13).

Это способ печати всевозможных фотоснимков, акварельных рисунков, портретов, масленой живописи и т.д. С помощью системы точек разного диаметра передаются всевозможные полутона и оттенки цвета. Перевод изображений осуществляется как средствами полиграфических растров, так и с помощью компьютерных программ. Но какой бы способ преобразования ни был избран, для воспроизведения полноцветных оригиналов высоким способом печати необходимо провести цветоделение. После чего изготовляются фотоформы для четырех красок (желтой, пурпурной, голубой и черной), смещением которых в полиграфии получают все необходимые цвета. Эффект полутонов передается благодаря тому, что темным участкам оригинала соответствуют участки фотоформ с растровыми точками большей площади, чем у точек для светлых тонов. При этом насыщенность цвета одинакова для всех точек.

3) Трехцветная печать (цветные иллюстрации).

В XX в. иллюстрация выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Историю книжной иллюстрации нельзя рассматривать как прямой и последовательный путь художественного совершенствования. В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка, утраты художественного мастерства. Так, например, сейчас многие исследователи отмечают, что, не смотря на высокую техническую оснащенность, встречаются весьма посредственные в своем качественном исполнении иллюстрации, которые никак нельзя отнести к предметам искусства.

Книжная иллюстрация - это жанр графического искусства. А значит, что в основе лежит всегда рисунок, но это не мешает использовать в качестве дополнения, к уже сложившимся мотивам, цвет. Цвет в графике не является главным, как например, в живописи, но здесь он играет вспомогательную роль.

 

1.1.3 Место иллюстрации в тексте

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборочная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях. Виды зависят от места и роли иллюстрации в тексте.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части. Они выступают началом одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Эти графические зарисовки помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него, изображают сцену, описанную в начале главы, показывают место действия или пейзаж, или же выполняют предметно-декоративную и символическую роль.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор их формата определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события и образа. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, т.к. они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Открывая книжки, мы часто можем увидеть фотографию ее автора. Порою такие фотоиллюстрации встречаются в течение всей книги. Эти фотоиллюстрации помогают читателю погрузиться в интимный мир автора , заинтересовать и понять его.

Как было сказано выше, иллюстрация – это не просто украшение текста, чтобы скучающему читателю было на чем отдохнуть. Это дополнение, расшифровка сюжета произведения, графическое отражение авторского концепта. Поэтому нельзя не упомянуть об этих сторонах книжной графики.

 

1.1.4 Современные виды иллюстраций

С развитием технологии развиваются и жанры. Сейчас фотография и графические редакторы позволяют создавать необычные иллюстрации, отражающие самые смелые идеи художников. И хотя в дипломе рассматривается именно книжная иллюстрация, следует кратко упомянуть об остальных видах.

1) Технические иллюстрации (схемы, чертежи, графики, диаграммы и карты). Основная цель – проиллюстрировать публицистический текст (научные статьи, статистика и т.д.).

2) Иллюстрации книжных обложек. Здесь большую роль часто играет именно фотография. Можно сказать, что это книжная иллюстрация, однако есть небольшое различие. В последнее время в сфере графического дизайна идут споры относительно того, к какому виду отнести книжные обложки. Сложность классификации состоит в том, как сделано изображение. Это может быть фотография или рисунок в чистом виде, а иногда совокупность компьютерных технологий и традиционных средств, т.е. продукт дизайнерской работы. Однако иллюстрации книжных обложек также отражают концепцию текста, невзирая на обилие форм и вариантов.

К этому же подвиду можно отнести афиши. Т.е. главное привлечь внимание человека и вызвать желание купить книгу или посетить мероприятие.

3) Журнальные или газетные иллюстрации. Служат приглашением к прочтению статьи. Кроме того они создаются и размещаются согласно психологическим законом восприятия человеком информации. Журналы и газеты пестрят именно фотоиллюстрациями, а рисункам в них отводят незначительную роль (исключениями являются юмористические журналы).

4) Следующий вид иллюстраций сложно назвать одним словом. Они направленны на эстетическое наслаждение. Другими словами эти изображения служат только декоративных целей (открытки, календари, плакаты и т.д.).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.