Изменения в корпусе исторических источников в советский период.
сли и говорить об особой природе советских источников, об их специфике, то таковая имеется. Это их тотальная идеологизация.
Взгляды и мнения людей представляли противоестественный компромисс между официальными установками и тем, о чем думал, размышлял человек, о чем говорил с близкими людьми или с друзьями. В этих условиях пышным цветом расцвело двоемыслие.
Что это такое? Вообще-то двоемыслие - неизбежное явление общественного сознания в любом обществе. Но двоемыслие в эпоху сталинизма и постсталинизма в корне отличается от двоемыслия в нормальном, демократическом обществе. Там - это как бы естественное проявление многомерности человека и его сознания в условиях плюрализма и разнообразия. В советском обществе двоемыслие— следствие тотального контроля за поведением и мышлением человека, одновременно и стереотип, и защитная маска, становившаяся ликом.
Официально люди делали одно, а в личной жизни поступали совсем по-другому. Такой жизнью приучались жить и дети.
Как это достигалось? В основном тремя способами: необоснованным засекречиванием, произвольной цензурой, изощренной техникой лжи, являвшейся одним из основных орудий манипулирования сознанием.
Манипулирование сознанием общества и тотальный контроль над ним - явления неразрывные. В каждый момент времени в информационном пространстве общественного сознания существуют только те тексты, сообщения, которые нужны и актуальны. Именно им пропаганда и средства массовой информации приписывают значение истинности, достоверности, ценности, правдивости. Все остальное изгоняется, снимается, табуируется.
Для советских средств массовой информации была характерпа не столько «фигура умолчания» (термин, введенный в 60-е годы В.П. Даниловым), сколько «замещение информационной среды» (термин И.Л. Беленького). Последнее ежеминутно и ежесекундно рождает ложные, искаженные представления о картине мира в ее общей интерпретации и конкретно-исторических образах.
Печатные или архивные тексты уничтожаются либо запрятываются в «спецхраны». Исчезают имена и события. Все направлено на то, чтобы стереть их из памяти общества.
Важнейший инструмент манипулирования сознанием - обращение к идейному наследию создателя советского государства. Такое моральное состояние общества самым непосредственным образом сказывалось на документах эпохи: не выговоренные до конца мемуары, скрывающие невысказанную горькую правду, «приписная» статистика, бодрые, «единые по духу» и высказываниям письма трудящихся, их безликие выступления на различных съездах и конференциях, дутые рапорты, фантастические обязательства и почины, которые неизвестно чем заканчивались.
С точки зрения источниковедения здесь существуют две проблемы. С одной стороны, таким документам - неискренним, лживым - невозможно верить. Но, с другой стороны, как раз это как нельзя лучше характеризует советскую эпоху. И даже умолчание источника - это скрытая информация. Такой документ с полным основанием можно спросить: о чем молчим? Проиллюстрируем сказанное. Из нашей статистики постепенно исчезали данные о детской смертности: она в стране с определенного времени стала заметно возрастать. А это никак не совмещалось с представлением о самом лучшем обществе в мире, и были предприняты меры, которые ликвидировали, естественно, не детскую смертность, а информацию о ней.
Статистические сборники выходили без сведений, характеризующих преступность, теневую экономику и пр. Были неизвестны масштабы пьянства, проституции.
Отмеченные особенности источниковой базы истории советского общества не снимают информационной ценности составляющих ее исторических источников. Необходимо уметь извлекать нужные сведения из источников, чем и призвано заниматься источниковедение.
Источниковедение - это оценка возможностей использования того или иного конкретного источника (или группы источников) в научной работе, практических целях, публицистике, художественной литературе, публикаторской работе, музейном деле и т. д
Особенности источников советского периода. Законодательство советского периода отечественной истории как исторический источник.
Программные документы партий и общественных организаций как источник по истории советского периода.
В современной России многопартийность стала реальностью. В последние годы активно создаются новые партии, их количество трудно сосчитать. Разобраться в целях, формах и методах, социальном и национальном составе не представляется возможным без знания программ, уставов, периодических изданий и других материалов этих движений. Сначала появились сборники материалов и краткие обзоры деятельности самодеятельных организаций, изданные как самими «неформалами», так и официальными научными организациями. Для 1987-1988 гг. характерны небольшие дискуссионные клубы, семинары, пропагандировавшие свои взгляды среди небольшой аудитории. С весны 1988 г. Рост «неформального» движения ускоряется, оно выходит на улицы, развертывает агитацию, издает газеты.
С 1990 г. открывается новый этап в деятельности самодеятельных движений. Из региональных организаций с расплывчатыми лозунгами, непостоянным членством создавались общереспубликанские политические партии, имевшие разветвленную сеть первичных организаций, четко определенный состав членов, свои финансовую базу, программу и устав, парламентские фракции.
К началу 90-х годов наметились четыре основных направления. Два направления представляли демократический лагерь (блок «Демократическая Россия»). Это - парламентская демократия и демократический социализм. Цели «парламентаристов» (сюда входят Демократическая партия России, Социал-демократическая партия, Союз конституционных демократов) - многопартийность, парламентаризм, взаимоуважение и равноправие народов, скорейший переход к рынку с частной собственностью и наемным трудом, конверсия, прекращение помощи диктаторским режимам в странах третьего мира.
Демократические социалисты (Социалистическая партииРоссии) имели сходные взгляды на политические и национальные вопросы, но скептически относились к ч/с.
Еще два направления - коммунистическое и славянофильское - объединялись в патриотический лагерь (блок общественно-патриотических организаций России).
Большое значение для изучения истории советского общества конца 80 - начала 90-х годов имеют документы самодеятельных политических образований.
Изучаемые документы наиболее точно можно классифицировать по функциональному назначению, т.к. от цели создания документа в значительной мере зависели тщательность его проработки, содержание, достоверность и т. д.
Следует выделить несколько групп источников:
1. Официальные документы организаций (программы, уставы), напр, программа Московского народного фронта; 2. Агитационные документы; печатные издания; 3. Неформальные документы в государственных официальных изданиях.
Конец 1980-х годов - период расцвета неформальной печати.
Одновременно издавались сотни газет и журналов разнообразной тематики: литературные, юмористические, детские, религиозные. Но основной костяк неофициальных изданий - общественно-политические.
Значительны различия между изданиями по уровню профессионализма, компетентности авторов, способам организации размножения и распространения, регулярности и продолжительности выхода в свет. Наиболее популярными были «Экспресс-хроника», «Гласность», «Свободное слово», «Голос избирателя».
Официальные печатные издания также публиковали документы самодеятельных движений, например «Огонек» опубликовал декларацию «Гражданского действия» и блока «Демократическая Россия», «Правда» - демократическую и марксистскую платформы к XXVIII съезду КПСС.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|