Сделай Сам Свою Работу на 5

Положение человека в системе животного мира. Качественное своеобразие человека.

Появление человека как биологического вида - это результат длительного эволюционного процесса и связано с историческим развитием животного мира. Человек в себе сочетает принципиальные черты строения и жизнедеятельности, которыми характеризуются животные. Но в отличие от них он обладает значительными особенностями, в том числе высокоразвитым мышлением, сознанием, творческой активностью, членораздельной речью, которые возникли в результате трудовой деятельности человека и его социальных отношений. Анатомические и физиологические особенности современного человека выделяют его в особый биологический вид - Человек разумный (Homo sapiens).

В системе органического мира человек занимает следующее положение:

Систематический уровень Характерные признаки
Империя Клеточные (Cellulata) Организм человека имеет клеточное строение.
Надцарство Эукариоты (Eucaryota) Клетки эукариотические (имеют оформленное ядро).
Царство Животные (Animalia) Гетеротрофное питание; клетки имеют типичное для животных строение.
Подцарство Многоклеточные Metazoa) Организм состоит из большого количества клеток, дифференцированных по строению и специализированных по функциям.
Тип Хордовые (Chordata) На ранних этапах эмбрионального развития осевой скелет представлен хордой, центральная нервная система в виде нервной трубки, имеются жаберные щели в области глотки.
ПодтипПозвоночные, илиЧерепные (Vertebrata, Cranota) Сформированный осевой скелет в виде позвоночника; имеется скелет головы – череп.
Класс Млекопитающие (Mammalia) Пять отделов позвоночника, семь шейных позвонков, наличие диафрагмы, две смены зубов, четырехкамерное сердце, левая дуга аорты, теплокровность, развита ушная раковина, развит волосяной покров, наличие молочных желез, живорождение.
Подкласс Плацентарные (Placentalia) Внутриутробное эмбриональное развитие, формирование в матке плаценты.
Отряд Приматы (Primates) Хватательная пятипалая верхняя конечность (первый палец противопоставлен остальным), на пальцах ногти, стопохождение, одна пара сосков молочных желез, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные, хорошо развитые большие полушария мозга, низкая плодовитость, забота о потомстве, сильное развитие мимики и звуковой сигнализации, стадные отношения.
Подотряд Высшие приматы, или обезьяны(Anthropoidea)(шимпанзе, гориллы, орангутаны, гиббоны, человек) Сходство во внешних пропорциях тела, способность к прямохождению, редукция хвостовых позвонков, хорошо развитый крестец, достаточно выраженные изгибы позвоночника, сходные группы крови, одинаковые инфекционные и паразитарные заболевания, сильное развитие больших полушарий с множеством извилин, сильное развитие лобных долей, сходные эмоции, высокая способность к обучению, хорошая память, сложные формы заботы о потомстве.
СемействоГоминиды (Люди) (Hominidae)(Человек разумный и его непосред-ственные эволюционные предки австралопитек, питекантроп, неандерталец) Прямохождение, интенсивное развитие головного мозга, особенно больших полушарий (в них много извилин и хорошо развиты лобные доли), рука - орган труда с противопоставленным и очень подвижным большим пальцем, общественный образ жизни и наличие сложных иерархических отношений.
РодЧеловек (Homo) (Человек умелый, Человек выпрямленный, Человек разумный) Наличие подбородочного выступа на нижней челюсти, формирование членораздельной речи, увеличение периода внутриутробного развития: замедление периода полового созревания, удлинение периода детства, увеличение продолжительности жизни, высокий уровень психической деятельности (абстрактное мышление, сознание), сложное адаптивное поведение, максимальная способность накапливать индивидуальный и социальный опыт и передавать потомкам: целенаправленная коллективная трудовая деятельность.

Кроме признаков общих с животными человек обладает присущими только ему особенностями строения:



· прямохождение;

· позвоночник с четырьмя изгибами;

· сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем;

· очень подвижный скелет руки, и особенно кисти;

· очень подвижный плечевой сустав, допускающий вращательные движения с размахом почти 1800 ;

· расположение таза под углом 600 к горизонтальной плоскости;

· сильно развитая мускулатура нижних конечностей;

· большой объем мозгового черепа по сравнению с лицевым отделом черепа;

· мощно развитые большие полушария головного мозга с большой площадью коры (около 2400см2);

· бинокулярное зрение;

· ограниченная плодовитость;

Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на различных этапах антропогенеза. Значение биологического наследства человека для социального развития и определения здоровья людей.

Обычно выделяют следующие этапы эволюции человека:

1. Древнейшие стадии гоминизации — происхождение рода Homo.

2. Эволюция рода Homo до возникновения современного человека.

3. Эволюция современного человека.

Первый этап антропогенеза есть чисто биологическая эволюция. На втором этапе к элементарным факторам биологической эволюции подключается действие социального фактора, который на третьем этапе является доминирующим.

Стадия антропогенеза

1.Предгоминидная - Прямохождение, использование различных предметов.

Человек умелый – Homo habilis

Изготовление орудий труда (чопперы). Ведущими факторами эволюции на прегоминидной стадии антропогенеза являлись, несомненно, факторы биологической эволюции, главным из которых является естественный отбор. Об этом свидетельствует, в частности, большое видовое разнообразие австралопитековых.

2.Архантропы (древнейшие люди): Человек прямоходящий – Homo erectus (питекантроп, синантроп), Человек гейдельбергский – Homo heidelbergensis

Речь (примитивная, состоящая из отдельных выкриков). Наличие при этом речевых центров, возникших впервые у Н. habilis, предполагает и развитие второй сигнальной системы. в этих адаптациях значительную роль играли наряду с факторами биологической эволюции также и социальные факторы: совместное изготовление укрытий, орудий труда и использование огня.

3.Палеоантропы (древние люди) Человек неандерталец – Homo neanderthalensis

Речь (продвинутые формы типа лепета). Сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних. Добывание огня.

4.Неоантропы (новые люди) Человек разумный – Homo sapiens (кроманьонец)

Настоящая речь. Мышление, искусство. Развитие сельского хозяйства, ремесел, религии. Необычайно быстрый процесс расселения современного человека, что может быть доказательством «взрывного», скачкообразного характера антропогенеза в этот период как в биологическом, так и в социальном смысле. С возникновением человека современного физического типа роль биологических факторов в его эволюции свелась к минимуму, уступив место социальной эволюции.

Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, не сводящееся к отсутствию болезни». Это «такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения».

Состояние здоровья человека более всего зависит от самого человека. Незнание правил безопасного поведения, несоблюдение здорового образа жизни, беспечное отношение к своему здоровью – вот причина высокого уровня травматизма, появления различных заболеваний, ухудшения здоровья молодежи.

Различают индивидуальное здоровье (человека) и коллективноездоровье (семьи, профессиональной группы, социального слоя, населения). Здоровье человека давно стало не только его личной проблемой, но и критерием жизни в различных странах мира.

Основными показателями удобства и достатка человеческой жизни являются:

♦ состояние системы здравоохранения;

♦ санитарные условия и окружающая среда;

♦ процент истощенных малолетних детей;

♦ отношение к женщине в обществе;

♦ уровень грамотности населения;

♦ организация родовспоможения.

Здоровье населения определяют и социальные факторы:

♦ защищенность населения (политическая, правовая, юридическая);

♦ реализация прав на труд, образование, здравоохранение, отдых, информацию и др.;

♦ характер питания (его достаточность и полноценность);

♦ реальная заработная плата и условия труда;

♦ жилищные условия и т. д.

Человек одарен понятийным мышлением, разумом, свободной волей и словесной речью. Человек – живая система, в основе которой в неразрывной связи лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.