|
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) http://www.asean.or.id/ Всемирная торговая организация (ВТО) http://www.wto.org/ Всемирный банк http://www.worldbank.org/ Европейский Союз (ЕС) http://europa/index.htm/ Информационный центр НАТО в России http://www.nato.int/docu/other/ru/ Информационный центр Совета Европы в России http://www.coe.ru/ Международный валютный фонд (МВФ) http://imf.org/ Международный Суд http://www.icj-cij.org/ МИД РФ http://www.mid.ru/ Организация Объединенных наций (ООН) http://www.un.org/ Организация Североатлантического договора (НАТО) http://www.nato.int/ Совет Европы http://www.coe.int/
Институт Африки http://www.inafr.ru/ Институт востоковедения www.ivran.ru Институт Дальнего Востока http://www.ifes-ras.ru/ Институт Европы www.ieras.ru Институт Латинской Америки http://www.ilaran.ru/ Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) http://www.imemo.ru/ Институт США-Канады http://www.iskran.ru/
Министерство Финансов РФ http:// www.minfin.ru
Центр экономической конъюнктуры при правительстве РФ http://www.cea.qov.ru
Росбизнесконсалтинг http://www.rbk.ru
Российская торговая система http://www.rtsnet.ru
Московская международная валютная биржа http://www.micex.ru Центральный банк http:// www.cbr.ru
Росстат http://www.gks.ru
Институт стран Азии и Африки МГУ http://iaas.msu.ru/ Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ http://www.mgimo.ru/ Московский Центр Карнеги http://www.carnegie.ru/ Научно-образовательный форум по международным отношениям http://www.obraforum.ru/ ПИР-Центр http://www.pircenter.org/ Портал аналитических центров стран СНГ и Балтии http://thinknets.org/ Российский институт стратегических исследований http://www.riss.ru/ Совет по внешней и оборонной политике (СВОП) http://www.svop.ru/ The Governance World Watch http://www.unpan.org/ World Citizen Web http://www.worldcitizen.org/
Международник.ру http://www.mezhdunarodnik.ru/ Российская ассоциация международных исследований http://www.rami.ru/ (http://www.risa.ru/) Российская ассоциация политических наук www.rapn.ru International Studies Association (ISA) http://www.isanet.org/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный демонстрационный комплекс, методический кабинет.
9. Методические рекомендации для студентов и преподавателей по организации изучения дисциплины
Методические рекомендации для студентов
Для успешного освоения дисциплины студентам необходимо посещать аудиторные занятия, а также организовывать самостоятельную работу. Все это должно носить не эпизодический, а систематический характер. Готовиться нужно к каждому семинару, активно проявлять себя на занятиях. Успешность подготовки и выступления на семинарском занятии во многом определяется поведением на лекции: умением слушать лектора, аккуратно вести конспекты лекций. При подготовке к семинару необходимо, прежде всего, внимательно ознакомиться с планом занятия. Ответ на вопрос может включать материалы лекции с использованием основной и дополнительной литературы. Самостоятельная работа студента заключается в подготовке к семинарским занятиям, выполнении обязательных письменных заданий, подготовке доклада, реферата. Систематическая успешная работа позволит набрать необходимое количество баллов для аттестации студента (Приложение 1).
Методические рекомендации для преподавателей
Учебный процесс должен быть направлен на развитие творческого отношения студентов к изучению материала, способности систематизировать полученные знания и применять их на практике при решении профессиональных задач. Лекции должны носить проблемный характер, должны использоваться новейшие достижения в исследовании поставленной проблемы, предлагаться разные взгляды по рассматриваемому вопросу и их критическая оценка, а также собственный взгляд на проблему. Семинарские занятия можно проводить в разнообразных формах: дискуссия, диспут, работа в небольших группах и пр. Кроме того, возможно использование такой формы занятий, как коллоквиумы. В конце изучения дисциплины можно провести итоговую научно-теоретическую конференцию.
Разработчики:ПГСГА, доцент кафедры экономических наук Е.А. Мазная
Эксперты:
_______________ _____________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________ _____________ ________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Приложение 1
Балльно-рейтинговая карта дисциплины
Вид контроля
| Минимальное количество баллов
| Максимальное количество баллов
| Модуль 1. Современные тенденции развития международных экономических отношений.
|
|
| Текущий контроль по модулю:
|
|
| 1. Аудиторная работа
|
|
| 2. Самостоятельная работа (обязательные формы)
|
|
| 3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
|
|
| Контрольное мероприятие по модулю
|
|
| Промежуточный контроль
|
|
| Модуль 2. Международные валютные отношения.
|
|
| Текущий контроль по модулю:
|
|
| 1. Аудиторная работа
|
|
| 4. Самостоятельная работа (обязательные формы)
|
|
| 5. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
|
|
| Контрольное мероприятие по модулю
|
|
| Промежуточный контроль
|
|
| Модуль 3. Макроэкономическое регулирование в открытой экономике
|
|
| Текущий контроль по модулю:
|
|
| 1. Аудиторная работа
|
|
| 6. Самостоятельная работа (обязательные формы)
|
|
| 7. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
|
|
| Контрольное мероприятие по модулю
|
|
| Промежуточный контроль
|
|
| Итоговая аттестация
|
|
|
Вид контроля
| Примеры заданий, критерии оценки и количество баллов
| Темы для изучения и образовательные результаты
| Модуль 1. Современные тенденции развития международных экономических отношений
| Текущий контроль по модулю
|
|
| 1. Аудиторная работа:
1.1. Выступление на семинаре
| Максимум – 8 баллов
(за 4 темы)
Оценивается ответ студента на один из вопросов семинарского занятия:
2 балла – уверенный ответ, раскрыты все основные положения;
1 балл – неуверенный ответ, тема раскрыта не полностью.
|
Тема 1. Современные тенденции развития международного разделения труда
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие, формы, тенденции развития международных экономических отношений.
2. Особенности и этапы развития международного разделения труда.
3. Формы международной специализации: межотраслевая и внутриотраслевая специализация.
4. Виды внутриотраслевой специализации.
5. Международная кооперация. Промышленное сотрудничество.
Тема 2. Теории международной торговли.
Рассматриваемые вопросы:
1. Теория абсолютного преимущества. Выигрыш от внешней торговли в результате специализации.
2. Теория сравнительного преимущества. Торговля при постоянных издержках замещения. Выигрыш от внешней торговли при полной специализации.
3. Торговля в условиях возрастающих издержек замещения. Отсутствие полной специализации и выравнивание предельных издержек в результате конкуренции.
4. Теория Хекшера-Олина. Обеспеченность факторами производства как основа возникновения сравнительных преимуществ и развития внешней торговли.
5. Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона.
6. Эмпирическая оценка теории Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
7. Теория технологического разрыва.
8. Теория жизненного цикла продукта. Этапы жизненного цикла продукта и изменение направлений торговли.
9. Теория эффекта масштаба.
10. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.
11. Взаимодействие спроса и предложения. Определение мировой цены и объемов торговли.
12. Выигрыш от торговли и его распределение.
13. Условия торговли. Проблема разоряющего роста.
14. Влияние торговли на распределение доходов. Теорема Столпера-Самуэльсона.
15. Взаимосвязь внешней торговли и экономического роста. Теорема Рыбчинского. «Голландская болезнь».
Тема 3. Государственная внешнеторговая политика.
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие и сущность внешнеторговой политики. Свободная торговля. Протекционизм.
2. Таможенно-тарифная политика. Виды таможенных пошлин.
3. Нетарифные методы регулирования международной торговли.
4. Особенности внешнеторговой политики России.
Тема 4. Международное движение факторов производства.
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие и формы международного движения капитала.
2. Теории международного движения капитала.
3. Международный кредит. Межвременная торговля.
4. Прямые зарубежные инвестиции. Международные корпорации.
5. Международная миграция рабочей силы.
6. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда.
7. Внеэкономические последствия миграции рабочей силы.
8. Государственное регулирование миграционных процессов.
| 2. Самостоятельная работа (обязательные формы)
| Максимум – 6 баллов
(за две работы)
|
| Выполнить письменную работу, ответив на предложенные вопросы.
Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 балла.
Максимальное количество баллов за работу – 3.
| Тема 1. Современные тенденции развития международного разделения труда
Знает: этапы развития международного разделения труда, формы и виды международной специализации и кооперации.
Умеет: определять на конкретных примерах этапы развития международного разделения труда, формы и виды международной специализации и кооперации.
| Решить задачи.
Каждая правильно решенная задача оценивается по 1 баллу.
Максимальное количество баллов за работу – 3.
| Тема 2. Теории международной торговли.
Знает: теорию сравнительного преимущества, способы определения альтернативных издержек, уровня мировой цены, объема международной торговли.
Умеет: рассчитывать альтернативные издержки товаров, определять сравнительное преимущество страны, уровень мировой цены, объем международной торговли.
| 3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
| Максимум – 3 балла
Подготовить реферат на одну из предложенных тем (по теме 3 или 4).
Оценивается: полнота изложения (40% оценки), логичность изложения (30% оценки), наличие примеров и современных статистических данных (30% оценки).
Максимальное количество баллов – 3.
| Тема 3. Государственная внешнеторговая политика
Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой политики (на примере РФ).
Современная система регулирования внешнеторговой деятельности России.
Свободные экономические зоны.
Особенности торговой политики развитых стран.
Особенности торговой политики развивающихся стран.
Тема 4. Международное движение факторов производства
Современные проблемы международного перемещения капитала.
Россия в международном движении капитала.
Международная миграция населения: динамика и проблемы.
Международные организации по проблемам регулирования миграционных потоков между странами.
Россия в мировых миграционных потоках.
Международный кредит: сущность, позитивная роль и возможные отрицательные эффекты.
Основные финансово-кредитные центры мира.
Роль иностранных инвестиций в современной экономике.
Транснациональные корпорации и их роль в современной мировой экономике.
Мировой кредитный рынок. Фондовые биржи мира.
Проблема формирования инвестиционного климата в России.
Национальная миграционная политика развитых стран.
Проблема бегства капитала из России.
| Контрольное мероприятие по модулю 1
| Максимум – 23 балла
Оценивается письменная работа, состоящая из двух частей:
1. Тестовые вопросы (17 шт.): за каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.
2. Решение задач (3 шт.).
Каждая правильно решенная задача оценивается по 2 балла.
.
| Тема 1. Современные тенденции развития международного разделения труда
Знает: сущность международных экономических отношений, международного разделения труда, глобализации, интеграции, интернационализации, транснационализации.
Умеет: анализировать современные тенденции развития мирового хозяйства и определять их возможные последствия.
Тема 2. Теории международной торговли.
Знает: основные теории, объясняющие развитие международной торговли.
Умеет: анализировать и интерпретировать показатели вовлеченности страны в международное разделение труда; определять абсолютные и сравнительные преимущества страны; рассчитывать уровень мировой равновесной цены, объем экспорта и импорта товара.
Владеет: навыками анализа последствий (выигрыша или проигрыша) от развития международной торговли.
Тема 3. Государственная внешнеторговая политика
Знает: основные направления внешнеторговой политики, преимущества и недостатки протекционизма и политики свободной торговли, тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
Умеет: выявлять последствия конкретных методов внешнеторговой политики.
Тема 4. Международное движение факторов производства
Знает: сущность, причины, формы, виды международного перемещения капитала и труда, понятия прямых, портфельных инвестиций, международного кредита, ТНК, международные финансовые организации и учреждения по проблемам международной миграции, методы национальной миграционной политики.
Умеет: анализировать последствия для выпускающих, принимающих стран и мира в целом последствия миграции капитала и труда, выявлять тенденции развития международных миграционных процессов.
| Промежуточный контроль (сумма баллов по текущему контролю и контрольному мероприятию)
|
Максимум 40 баллов (17+23)
|
| Модуль 2. Международные валютные отношения
| Текущий контроль по модулю
|
|
| 1. Аудиторная работа:
1.1. Выступление на семинаре
| Максимум – 8 баллов
(за 4 темы)
Оценивается ответ студента на один из вопросов семинарского занятия:
2 балла – уверенный ответ, раскрыты все основные положения;
1 балл – неуверенный ответ, тема раскрыта не полностью.
| Тема №5. Платежный баланс.
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие и принципы составления платежного баланса.
2. Структура платежного баланса.
3. Теории платежного баланса.
4. Воздействие платежного баланса на экономику страны.
5. Методы регулирования платежного баланса.
6. Платежный баланс России.
Тема №6. Международная валютная система.
Рассматриваемые вопросы:
1. Валюта: понятие, виды.
2. Валютный рынок. Функции валютного рынка.
3. Виды валютных рынков и операции на валютных рынках.
4. Участники валютного рынка.
5. Эволюция международной валютной системы. Золотой стандарт.
6. Бреттон-Вудская система.
7. Ямайская валютная система.
8. Европейская валютная система.
9. Будущее мировой валютной системы.
Тема №7 Валютный курс.
Рассматриваемые вопросы:
1. Номинальный и реальный валютный курс.
2. Теория паритета покупательной способности.
3. Факторы, определяющие валютный курс.
4. Выбор системы валютного курса.
5. Классическая теория валютного курса.
6. Монетаристская модель валютного курса.
7. Теория покрытого процентного паритета.
8. Теория непокрытого процентного паритета.
9. Модель чрезмерного обесценения национальной валюты.
10. Модель сбалансированного портфеля.
Тема №8. Валютная политика.
Рассматриваемые вопросы:
1. Макроэкономическая роль валютного курса. Воздействие изменений валютного курса на уровень цен, платежный баланс, государственный бюджет, денежную систему и реальный сектор экономики.
2. Инструменты валютной политики. Валютные интервенции.
3. Инструменты валютной политики. Стерилизованные валютные интервенции.
4. Валютные ограничения как средство реализации валютной политики. Ограничения конвертируемости валюты. Множественные валютные курсы.
5. Валютный курс как «номинальный якорь»: преимущества и недостатки.
| 2. Самостоятельная работа (обязательные формы)
| Максимум – 6 баллов
(за две работы)
|
| Выполнить письменную работу, ответив на предложенные вопросы.
Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 балла.
Максимальное количество баллов за работу – 3.
| Тема №5. Платежный баланс.
Знает: понятие и структуру платежного баланса.
Умеет: относить конкретную операцию на соответствующий счет платежного баланса.
| Решить задачи.
Каждая правильно решенная задача оценивается по 1 баллу.
Максимальное количество баллов за работу – 3.
| Тема №7 Валютный курс.
Знает: понятие номинального и реального валютного курса, теории валютного курса.
Умеет: рассчитывать текущий и ожидаемый валютный курс на основе теорий ППС, процентного паритета; анализировать, сравнивать и выявлять тенденции изменения уровней доходности национального и зарубежного активов.
| 3. Самостоятельная работа (формы на выбор студента)
| Максимум – 3 балла
Подготовить реферат на одну из предложенных тем (по теме 6 или 8).
Оценивается: полнота изложения (40% оценки), логичность изложения (30% оценки), наличие примеров и современных статистических данных (30% оценки).
Максимальное количество баллов – 3.
| Тема №6. Международная валютная система.
Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе.
Европейская валютная система.
Особенности современных валютных рынков.
Способы страхования валютных рисков.
Валютный рынок России.
Будущее международной валютной системы.
Причины кризисов в современной международной валютной системе.
Единая валюта в интеграционных группировках.
Тема №8. Валютная политика.
Особенности валютной политики России.
Проблема превращения рубля в свободно конвертируемую валюту.
Валютная политика развитых стран.
| Контрольное мероприятие по модулю
| Максимум – 23 балла
Оценивается письменная работа, состоящая из двух частей:
1. Тестовые вопросы (17 шт.): за каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.
| Тема №5. Платежный баланс.
Знает: понятие и структуру платежного баланса, последствия его неравновесия и методы регулирования.
Умеет: составлять платежный баланс.
Владеет: навыками анализа состояния платежного баланса страны и выявления последствий для страны в случае неравновесия платежного баланса.
Тема №6. Международная валютная система.
Знает: понятие и виды валюты, валютных курсов, валютных систем, валютных рынков; основные этапы развития международной валютной системы.
Умеет: определять тенденции развития международной валютной системы.
Тема №7 Валютный курс.
Знает: понятие номинального и реального валютного курса, теорию ППС, условия выбора, преимущества и недостатки определенной системы валютного курса, факторы определяющие валютный курс; краткосрочные и долгосрочные теории валютного курса.
Умеет: рассчитывать текущий и ожидаемый валютный курс на основе теорий ППС, процентного паритета; анализировать особенности экономического состояния и развития страны с целью выбора оптимальной системы валютного курса; определять воздействие определенных факторов на формирование и изменение уровня валютного курса; рассчитывать реальный валютный курс; анализировать, сравнивать и выявлять тенденции изменения уровней доходности национального и зарубежного активов.
Тема №8. Валютная политика.
Знает: основные макроэкономические показатели, на которые оказывает влияние валютный курс; понятие нестерилизованных и стерилизованных валютных интервенций, системы множественных валютных курсов, положительные и отрицательные последствия введения конвертируемости национальной валюты для страны, характеристику ортодоксальных и неортодоксальных программ макроэкономической стабилизации.
Умеет: выявлять последствия конкретных методов валютной политики.
| Промежуточный контроль (сумма баллов по текущему контролю и контрольному мероприятию)
|
Максимум 40 баллов (17+23)
|
| |
Интерпретация итогового рейтинга:
0-55 баллов – неудовлетворительно;
56-70 баллов – удовлетворительно;
71-85 баллов – хорошо;
86-100 баллов – отлично.
[1] Возможные формы проведения групповых занятий: семинар, круглый стол, дискуссия (диспут), семинар-диспут, учебно-теоретическая конференция; коллоквиум, лабораторные работы, лекция и т.д.
[2] Указывается в том случае, если образовательные результаты проверяются по продукту деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|